Подборка мыслей на эту тему одного моего знакомого. Мне показалось интересным.
Есть мнение, что религиозные стихи обычно слабее просто стихов, написанных на все прочие темы. Я даже готов был согласиться. Однако, мне этот примат содержания, который всегда пытаются протащить в Пегасово стойло, чего бы это ни стоило, и вот эта сама ваша добролюбовская дедактичность (если не сказать хуже, утилитаризм) вызывают во мне стихийный протест, переходящий в манифестации. Причем тут содержание? Великое произведение может иметь любое содержание, от религиозного до эротического. И притом это утверждение грешит однако против совершенно очевидных фактов. Например, державинская ода "Бог" - это одна из величайших вещей, когда-либо написанных по-русски. И в то же время, одна из наиболее религиозных. Или вот - Зинаида Гиппиус:
* * *
Б. Б[угаев]у
"...И не мог совершить там никакого чуда..."
Не знаю я, где святость, где порок,
И никого я не сужу, не меряю.
Я лишь дрожу пред вечною потерею:
Кем не владеет Бог - владеет Рок.
Ты был на перекрестке трех дорог,-
И ты не стал лицом к Его преддверию...
Он удивился твоему неверию
И чуда над тобой свершить не мог.
Он отошел в соседние селения...
Не поздно, близок Он, бежим, бежим!
И, если хочешь,- первый перед Ним
С бездумной верою склоню колени я...
Не Он Один - все вместе совершим,
По вере,- чудо нашего спасения...
1907, Париж
Зинаида Гиппиус.
Стихи, воспоминания, документальная проза.
Москва: Наше наследие, 1991.
И все же, в словах о многочисленных неудачах со стихами религиозной тематики, есть рациональное зерно. Мне кажется, оно кроется в том, что религиозный мир так труднодоступен для восприятия, что само величие темы делает ее неудобной для выражения в словах. Хотя я не думаю, что художнику легче. Но там иная опасность. Слишком легко создать лишь по внешности духовное изображение, подменив сокровенный смысл внешним мастерством. Именно этим, мне кажется, и грешили многие мастера как эпохи Возрождения, так и Классицизма. Исключение составляет лишь раннее Возрождение и Барокко. Хотя может я и ошибаюсь. Но мне кажется, что в последующие годы Ренесанса только Эль-Греко был подлинно христианским живописцем. Или музыка... Барокко, в частности и в особенности И. С. Бах, это закат христианства в музыке. Такое впечатление, что сам диавол подсунул композиторам того времени контрапункт, уведя церковную музыку от монотонической простоты во Христе.