Есть ли будущее у христианства?
[29/07/2006]
В последнее время все чаще в СМИ появляются различные сообщения о том, что христианство в современном мире «сдает» свои позиции. Вот, например, выдержка из сообщений ИНТЕРФАКС от 18/08/2005: «Церковные здания Германии все чаще продаются в частные руки. Причина тому - отсутствие прихожан...
В бранденбургском Милове бывшую деревенскую церковь заняла сберкасса. В Оттербахе храм приспособили под музей мотоциклов, а в Мёнхенгладбахе перестроили в жилой дом на 18 мгновенно заселенных квартир.
В Гамбурге Капернаумкирхе ушла под детский сад, а Паулюскирхе - под начальную школу. А вот два известных католических храма в Виллингене и Билефельде продали под пивные кабаки.
По оценкам гамбургского политолога Карстена Фрерка, из 32 тыс. евангелических и католических церквей Германии в результате сокращения числа прихожан к середине столетия будет продано в частные руки не меньше половины».
А вот и сообщения совсем свежие (от 19/07/06), касающиеся будущих перемен связанных с сокращением численности прихожан в ЕЦГ (Евангелической Церкви Германии): Совет Евангелической Церкви Германии (ЕЦГ) обнародовал масштабную программу церковных преобразований, которые планируется начать в будущем году. Реформы вызваны тем, что ЕЦГ, объединяющая 26 млн. немецких протестантов, столкнулась с серьезными внутренними проблемами. В частности, к 2030 г. число ее прихожан сократится на одну треть, а уровень доходов – наполовину, сообщает агентство ENI.
И проблемы связанные с потерей численности в христианских приходах по всему миру еще не самая большая беда. Страшнее выглядят сообщения связанные с «моральным разложением» церковного сознания способного принять как должное, например существование священнослужителей нетрадиционной сексуальной ориентации: «Епископальная церковь США отвергла требования всемирной англиканской церкви не назначать епископами гомосексуалистов…
В 2003 году епископом церкви стал Джин Робинсон, открыто заявляющий от своем гомосексуализме. Это вызвало резкую критику со стороны консервативных кругов англиканской церкви». (Новости BBC)
Все это говорит о внутренних проблемах современного христианства как религиозного феномена с одной стороны, а с другой, - мы можем наблюдать заметное укрепление как традиционных религий (ислам, буддизм), так и нетрадиционных верований, например в «колдовскую силу» г. Грабового, способного не только «исцелять», но и «воскрешать» (???) из мертвых. «Ислам - самая быстрорастущая религия в мире. На сегодняшний день она имеет 1.2 миллиарда последователей, и продолжает ежегодно расти на 2.75%. По некоторым подсчетам, к 2020 году мусульмане превзойдут по численности 1.8 миллиардов христиан, живущих в настоящее время». («Маранафа», христианские новости 27/08/03)
Стоит задуматься, почему это происходит? Отчего такая, потенциально сильная религия, как христианство, за небольшое, в общем-то, количество лет стала стремительно терять вес?
Причин может быть много. Кто-то основной причиной христианского кризиса называет философию Ницше, провозгласившую идею умершего Бога и возведение на «вакантный трон» божества человеческую личность, сделав из нее основу современного мира. А кто-то узрит проблему в чрезмерной активности миссионеров иных культов, жаждущих захватить жизненное пространство, где христианская церковь, наоборот, говоря о Боге, «забывает» о человеке, слишком мало уделяя внимания проблемам его духовного развития.
Так ли это, «забывает» ли христианство о человеке?
Пожалуй, нет, на самом деле, потенциально, христианство содержит в себе как «внутреннюю» так и «внешнюю» составляющую направленные как на человека, так и на метафизический надприродный, Духовный мир. В Библии мы находим и обожествление Человеческой личности во Христе с одной стороны, и Бога как «Пантократора» (Вседержителя) с другой.
Вот это-то, безусловно, и приводит нестойких в вере, посещающих церковные приходы лишь в дань традиции, прихожан к кризису. Привычка «не доверять» ничему, что не познается человеческим разумом, что невозможно проверить опытным путем, что релятивно (можно так, а можно эдак), повергает современного человека в уныние и побуждает его искать скорее практичную религию, нежели религию способную объяснить «Тайны Бытия».
Современному человеку подавай не апостолов несущих Благую Весть Евангельской Божьей Любви, но жрецов способных за денежное вознаграждение гарантировать то, что «ТАМ» (а раз «там» то и «здесь» тоже) все будет в порядке. И причем чем это вознаграждение будет солиднее, тем лучше. Тем больше уверенности в том, что все хорошо. При этом не важно, от какой «религии» жрец – дервиш ли он, мулла, буддистский монах, а может и священник со «странными наклонностями»? Важно другое, - насколько «правдоподобными» гарантиями он может обеспечить.
В итоге срабатывает психологический фактор, чем больше человек платит, тем труднее ему отказаться от того, во что он вложился. Вот и получается, что чем больше становится неорелигиозных и нехристианских культов, тем меньше возможности остается в мире для христианства.
Однако, как это ни странно, именно наша страна – Россия, (в отличие от остального мира) не познавшего атеистического тоталитаризма, оказалась тем местом, где беззаветная вера, в «светлое будущее» человечества за которую, отдали свои жизни не одно поколение наших отцов и дедов, сменилась вдруг послеперестроечным феноменом религиозного Возрождения.
Правда, это возрождение оказалось для нашей страны каким-то двойственным. С одной стороны создание новых общин традиционных религий, и возвращение храмов традиционным конфессиям, а с другой буйный расцвет всевозможных сект и культов. Блаженный Августин говорил: diabolus simia Dei (черт обезьяна Бога). Там, где происходит христианский рост, было бы удивительным не заметить попыток «врага рода людского» утопить христианство в однодневных, несерьезных религиозных культах и группах, порой, внешне очень даже похожих на него.
Так как же быть? Действительно, есть ли у христиан будущее? Ведь если запад с его идеологией служения человеку забывает, что единственным, правильным, такого рода служением было бы служение Тому, Кто искупил это человечество своей Смертью, а в нашей стране, несмотря на «религиозный бум», христианство так же отнюдь не защищено от потери своего статуса преобладающей религии, - тогда действительно, будущее его в мире кажется незавидным.
Так что, судьба христианства это исчезнуть и встать на страницах энциклопедий наравне с религиями Древнего Египта и Рима?
Пожалуй, нет, у христиан «есть еще порох в пороховницах». Но что же это за порох? Что это, или лучше спросить - КТО...?
Ведь центром христианства остается ни кто иной, как Христос. И даже само название этого религиозного движения названо Его вторым именем - Christos (помазанник), эквивалент ивритского Mashiah (мессия). Именно Он является той отправной точкой, вокруг которой и построен феномен христианской религии, феномен Боговочеловечения, феномен Бога, способного на Жертву ради своих созданий, феномен Божьей Любви.
А с такой поддержкой за плечами мне кажется, христианству ничего не страшно. Его не смогут сломить ни волны «сектантского движения» ни внутренние проблемы так называемого «западного» кризиса веры.
Иногда живые организмы болеют, и болеют они именно оттого, что живые, мертвые не болеют, они мертвы.
И во время болезни каждый живой организм переживает тоже своего рода кризис. Но болезнь побеждает его здоровая часть. Только она остается, а то, что уже неизлечимо поражено, отмирает и отпадает. Так вот, для христианства такой здоровой частью остается именно та часть христианского сообщества, что верна Христу и Его учению – Благой Вести Божьей Любви.
В этом ракурсе не удивительным, в общем-то, кажется и «лихорадочное состояние» современного христианского сообщества, столкнувшегося, благодаря развитию транспорта и коммуникационных технологий, с проблемой взаимоотношения и взаимопроникновения различных культур. Может быть, именно поэтому, как никогда живо на сегодняшний день звучит девиз Реформации – “Sola Scriptura”! Ведь только там, в Библии, каждый из нас сможет найти Милосердного, Вочеловечившегоя Бога. Живой Якорь, способный удержать «корабль» христианства на месте, несмотря ни на какие «культурные» и «современные» перипетии.
Реформация - может быть это шанс?
Пастор Иван Чернышев
Москва