Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Влияние исламской цивилизации на Европу
Переславский гуманитарный форум > Гуманитарные форумы > Религия > Нехристианские традиционные религии
Prediger
Большинство европейцев не способно ни в должной мере оценить всю важность вклада, полученного ими от исламской цивилизации, ни осмыслить суть этих заимствований, а кое-кто не имеет обо всем этом даже приблизительного понятия. Подобное положение дел объясняется тем, что исторические дисциплины, в том виде, в каком они преподаются, привыкли не только произвольно истолковывать факты, но и намеренно искажать их. Эта система образования кичится своим пренебрежительным отношением к исламской цивилизации и старается при каждом удобном случае умалить ее заслуги. Курсы истории, читаемые в европейских университетах, ни в коей мере не отражают влияния, о котором идет речь. То, что следовало бы всячески распространять, как в устной, так и в письменной форме, систематически замалчивается, особенно когда речь идет о наиболее важных исторических проблемах.

Общеизвестно, например, что Испания в течение нескольких веков жила по законам ислама, однако никогда не говорится, что так обстояло дело и в других областях Европы, скажем, в Сицилии и южной части теперешней Франции. В прошлом это умолчание еще можно было как-то объяснить наличием определенных религиозных предрассудков. Но что сказать о современных историках, в большинстве своем людях безрелигиозных, а то и противниках любой религии, когда они спешат подхватить лживые домыслы своих предшественников?

Причины всего этого следует искать в гордыне и самомнении европейцев, мешающих им осознать всю важность вклада, полученного с Востока.

Поразительнее всего в этом отношении то, что они мнят себя прямыми наследниками эллинской цивилизации, хотя факты полностью опровергают подобные притязания. История со всей очевидностью установила, что греческая наука и философия дошли до европейцев через мусульманских посредников. Иначе говоря, духовное наследие эллинов было воспринято Европой лишь после того, как его серьезнейшим образом изучили и усвоили на Ближнем Востоке; не будь исламских ученых и философов, европейцы еще долго пребывали бы в полном незнании этого наследия, а может быть, так никогда и не познакомились бы с ним.

Следует заметить, что речь здесь идет о влиянии исламской цивилизации в целом, а не только ее арабской ветви, как это нередко понапрасну утверждается. Ведь большинство из тех, кто служил проводником этого влияния на Западе, не принадлежало к арабской расе и пользовалось арабским языком лишь вследствии того, что приняло религию ислама.

Поскольку мы упомянули об арабском языке, приведем еще одно доказательство распространения мусульманского влияния на Западе: оно заключается в более широком, чем принято считать, заимствовании арабских терминов и корней, которые вошли почти во все европейские языки и используются вплоть до теперешнего дня, хотя большинство европейцев и не подозревает об их истинном происхождении. А поскольку слова являются не чем иным, как переносчиками идей и средством передачи мыслей, нетрудно понять, что этот факт свидетельствует о передаче самих исламских идей и понятий.

Обширное влияние исламской цивилизации явственно ощущалось во всех областях жизни, в науке, в искусствах, философии и т.д. В свое время важнейшим оплотом и основным центром распространения этой цивилизации была Испания. В наши намерения не входит ни разбор каждой из данных проблем, ни определение размаха исламской цивилизации. Мы хотели бы только указать на некоторые факты, представляющиеся нам особенно важными, хотя важность эту способны осознать лишь немногие из наших современников.

Возьмем проблему наук – как естественных, так и математических. Можно с уверенностью сказать, что некоторые из естественных отраслей знания были в полном объеме заимствованы Европой у исламской цивилизации. Химия, например, до сих пор сохранила свое арабское наименование, восходящее, как известно, к древнему Египту, несмотря на то, что первоначальный углубленный смысл этой науки стал совершенно недоступен нашим современникам и, можно сказать, навсегда утрачен для них.

Или астрономия. Соответствующие ей технические термины во всех европейских языках по большей части свидетельствуют об их арабском происхождении; названия большинства небесных тел тоже звучат по-арабски в устах астрологов всего мира. Это объясняется тем, что труды античных астрономов, таких, как Птолемей Александрийский, стали известны в Европе только благодаря арабским переводам и сочинениям их мусульманских последователей. Столь же легко можно доказать, что большинство географических знаний, касающихся наиболее отдаленных краев Азии или Африки, долгое время добывалось исключительно арабскими путешественниками, посещавшими эти края; подобные факты можно умножать до бесконечности.

Относительно многих изобретений, являющихся всего-навсего прикладной стороной естественных наук, можно сказать, что и они попадали в Европу через мусульманских посредников; достаточно вспомнить хотя бы о знаменитых водяных часах, подаренных Карлу Великому халифом Харуном Ар-Рашидом.

Что же касается математических наук, то им в этой связи следует уделить особое внимание. Дело в том, что данные, относящиеся к этой обширной области знания, полученные на Западе от арабской цивилизации, происходили не только из древнегреческих, но и из индийских источников. Греки, как известно, особенно преуспели в развитии геометрии, так что даже арифметика у них была прежде всего связана с рассмотрением соответствующих геометрических фигур. Предпочтение, отдаваемое геометрии, особенно ясно видно на примере Платона. Существует, однако, раздел математики, родственный арифметике, который, в противоположность остальным ее разделам, неизвестен в европейских языках под греческим названием по той причине, что сами древние греки не имели о нем понятия. Раздел этот именуется алгеброй и берет свое начало в Индии, а его арабское название ясно показывает, каким образом он попал на Запад.

Еще один факт, который, несмотря на его меньшее значение, будет уместно здесь привести, послужит лишним подтверждением всего вышесказанного: употребляемые европейцами цифры повсюду известны под именем арабских, на самом же деле они индийского происхождения, поскольку знаки нумерации, использовавшиеся арабами, были ни чем иным, как буквами их алфавита.

Перейдя от наук к искусствам, заметим, что многие из идей, порожденных мусульманскими писателями и поэтами, развивались в свое время и в европейской литературе, причем иные из западных авторов не гнушались простым подражанием. Следы исламского влияния можно проследить и в архитектуре, причем особенно отчетливо они проявляются в Средние века; так стрельчатый, или готический свод, давший название целому архитектурному стилю, несомненно, берет свое начало из арабской архитектуры, хотя многочисленные надуманные теории стараются всячески опровергнуть эти истины. Теории эти противоречат традиции самих европейских строителей, утверждающей, что их знания были получены ими с Ближнего Востока.

Эти знания, носившие тайный характер, облекали их искусство символическим смыслом; они были тесно связаны с наукой чисел и неизменно возводились к тем зодчим, которые строили храм царя Соломона.

Каково бы, впрочем, ни было происхождение этих знаний, они не могли попасть в Европу иначе, чем через посредство мусульманского мира. По этому поводу уместно заметить, что члены зодческих корпораций, придерживавшихся специальных обрядов, ощущали и именовали себя «чужаками\", даже находясь в своей родной стране, и это само их название сохранилось до наших дней, хотя происхождение его покрыто мраком и понятно лишь узкому кругу людей.

В этом беглом изложении следовало бы особо упомянуть еще одну область – область философии, в которой исламское влияние было в Средние века столь значительным, что ни один из ярых противников Востока не смог бы отрицать его силу. Можно со всей уверенностью сказать, что в ту пору в Европе не существовало иных путей знакомства с греческой философией: бывшие тогда в ходу латинские переводы Платона и Аристотеля делались не непосредственно с греческих оригиналов, а с арабских переводов, к которым прилагались комментарии тогдашних мусульманских философов, таких, как Аверроэс, Авиценна и т.д.

Средневековая философия, известная под именем схоластики, делилась на мусульманскую, иудейскую и христианскую. Но именно мусульманская ее отрасль являлась истоком двух остальных, и в особенности иудейской, которая процветала тогда в Европе на основе арабского языка, как о том можно судить, например, по важнейшим трудам Мусы ибн-Маймуна, вдохновившим последующую иудейскую философию на целые столетия, вплоть до Спинозы, у которого еще прослеживаются некоторые идеи ибн-Маймуна.

Вряд ли необходимо продолжать перечисление подобных фактов, известных каждому, кто хоть сколько-нибудь знаком с историей философии. Предпочтительней напоследок обратить внимание на вещи совершенно иного порядка, абсолютно неизвестные современникам, особенно европейцам, тогда как с нашей точки зрения они представляют куда больший интерес, нежели все внешние познания в области науки и философии. Мы имеем в виду эзотеризм вкупе со всем, что к нему относится и из него проистекает, образуя совокупность наук, не имеющих ничего общего с теми, что известны людям современности.

В сущности, в теперешней Европе не сохранилось ничего, что могло бы напомнить об этих науках; более того, Запад и понятия не имеет об истинных знаниях, каковыми являются эзотеризм и его аналогии, тогда как в Средние века все обстояло совершенно иначе; в данной области, как и в других, исламское влияние сказывалось в ту пору самым ясным и очевидным образом...

Рене Генон
Guenon R. «L\'influence de la civilisation islamique sur l\'Europe.»
Евразийское Обозрение №2
Ангел Изленгтон
Цитата
Общеизвестно, например, что Испания в течение нескольких веков жила по законам ислама, однако никогда не говорится, что так обстояло дело и в других областях Европы, скажем, в Сицилии и южной части теперешней Франции.

Самые отсталые районы западной Европы. Европейскими в современном понимании они и стали-то поближе к 20 веку. Возможно, ислам и сыграл роль в их отсталости. Кстати, главенствующей религией в данных регионах всегда было католическое христианство. То есть даже современные успехи этих стран (весьма и весьма относительные по сравнению с протестантской Германией или Скандинавией) в заслугу исламу не поставишь.

Цитата
История со всей очевидностью установила, что греческая наука и философия дошли до европейцев через мусульманских посредников. Иначе говоря, духовное наследие эллинов было воспринято Европой лишь после того, как его серьезнейшим образом изучили и усвоили на Ближнем Востоке; не будь исламских ученых и философов, европейцы еще долго пребывали бы в полном незнании этого наследия, а может быть, так никогда и не познакомились бы с ним.

греческая наука и философия были восприняты европейской цивилизацией ровно тогда, когда это потребовалось прогрессом общества. Не важно, сколько сотен/тысяч лет эллинские тексты были доступны ком-либо на Востоке. Наука как таковая развивалась исключительно в Европе. От Ньютона до промышленной революции и далее. Европейская философия - явление тем более самостоятельное. Старик Кант ничем не обязан Омару Хайяму.

Цитата
Возьмем проблему наук – как естественных, так и математических. Можно с уверенностью сказать, что некоторые из естественных отраслей знания были в полном объеме заимствованы Европой у исламской цивилизации. Химия, например, до сих пор сохранила свое арабское наименование, восходящее, как известно, к древнему Египту, несмотря на то, что первоначальный углубленный смысл этой науки стал совершенно недоступен нашим современникам и, можно сказать, навсегда утрачен для них.

В Средневековье было лишь несколько талантливых арабских учёных. Просто по ряду причин развитие математических отраслей знаний в Европе началось позднее. Какие-то азы (на уровне названия "алгебра") были позаимствованы в готовом виде. Просто удобнее было пользоваться существующими терминами для и без того уже УПОТРЕБЛЯЕМЫХ в обучении представлений. Нет ни малейших сомнений, что и ноль, и цифры были бы "изобретены" европейцами и самостоятельно.

Цитата
Столь же легко можно доказать, что большинство географических знаний, касающихся наиболее отдаленных краев Азии или Африки, долгое время добывалось исключительно арабскими путешественниками, посещавшими эти края

В эти факты входили и рассказы о громадных птицах из Синдбада-морехода. Открытия земель совершались тогда, когда это требовалось Европе, прежде всего для колонизации новых территорий и развития собственной экономики. Викинги за 500 лет до Колумба добрались в Америку. Но их "открытие" не назовёшь открытием - поскольку его значимость в конкретную историческую эпоху была в районе отрицательных величин. Для Европы Америку открыл именно Христофор )) Сведения арабских путешественников имели нулевую познавательную ценность для всех, кроме них самих. Для Запада географические открытия совершали Васко да Гама, Колумб, Кук, Марко Поло, и т.д.

Цитата
так стрельчатый, или готический свод, давший название целому архитектурному стилю, несомненно, берет свое начало из арабской архитектуры, хотя многочисленные надуманные теории стараются всячески опровергнуть эти истины. Теории эти противоречат традиции самих европейских строителей, утверждающей, что их знания были получены ими с Ближнего Востока.

Берёт начало... Да, Нотр дам-де-Пари поразительно похож на исламские мечети biggrin.gif
Даже если сделать допущение, что какие-то строительные навыки были позаимствованы с Ближнего Востока... Ерунда, в общем, даже комментировать бессмысленно.

Цитата
более того, Запад и понятия не имеет об истинных знаниях, каковыми являются эзотеризм и его аналогии, тогда как в Средние века все обстояло совершенно иначе; в данной области, как и в других, исламское влияние сказывалось в ту пору самым ясным и очевидным образом...

И напоследок автор расписался в полной импотентности арабской культуры по сравнению с европейской. Действительно, сейчас в Европе не наблюдается влияния исламских мистических традиций наподобие средневековых. Поэтому в странах Европейского союза сейчас не жгут ведьм или изучают Каббалу, а строят небоскрёбы, производят современнейшую электронику и автомобили и доживают до 80 лет.
О Востоке (Афганистан, Ираны-Ираки, Туркмения и прочие представители исламской "культуры") в этом контексте даже сказать нечего - заранее смешно.
Prediger
Согласен с Ангелом. В общем-то, данный идеологический конструкт, по моему мнению, есть часть общей идеологической линии исламских политтехнологов, которые хотят уверить западного обывателя в этакой исконной культурности и пушистости Ислама. Вот на этом и построен данный конструкт. Изложен набор штампов, ну типа того, что науки пришли из исламского мира в дикую средневековую Европу. Такие стереотипы поддерживаются даже фильмами, вроде "13-ый воин", где культурно утончённый мусульманин приезжает к диким германцам. Однако, массовому читателю просто неизвестно, что "культура" мусульманского мира есть не что иное, как осколки действительно высокой культуры той цивилизации, территорию которой они захватили. Речь идёт о Византии, которая была в период Средневековья самой продвинутой державой, как в культурно-цивилизационном, так и в военно-экономическом отношении. Вот незнание реальной истории и позволяет создавать очередные мифы. Мусульмане просто не очень талантливо воспользовались осколками цивилизации, которую они, как настоящие варвары, разгромили.
Про приход науки в Европу.
1. Остатки элиты римского мира не испарились, а продолжали существовать и во время франкского завоевания бывших римских территорий. Многие из патрициев стали министрами у франкских королей. Известно, что их дворы стали центрами наук и искусства.
2. Культурная элита Византии после падения Восточной Империи не испарилась, а переселилась в Европу, прежде всего в торговые города Италии, такие, как Флоренция.

О "культурности" исламской цивилизации красноречивее всего говорит уровень социльного и экономического развития мусульманских стран.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.