Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Гностические проблемы неопротестантизма
Переславский гуманитарный форум > Гуманитарные форумы > Религия > Другие христианские конфессии и течения
Prediger
Винни-Пух и все-все-все… евангельские христиане

[26/05/2006]

Корень проблемы, считает исследователь, заключается в том, что при всей своей верности Библии, евангельские христиане отражают некоторые гностические тенденции, которые представляют значительное препятствие для правильного восприятия окружающей их реальности. При всех своих богословских постулатах о том, что мир сотворен Богом и, следовательно, хорош, евангельских христиан совершенно не заботят вопросы науки...

Вини-Пух, услышав жужжание пчелки и сев на траву под деревом, рассуждает примерно так: «А зачем на свете существуют пчелы? Для того чтобы делать мед! По-моему, это так!» Сделав подобное казуистическое заключение, мишка полез на дерево.
Как видно, для плюшевого медвежонка единственная цель для существования пчел заключается в том, чтобы доставлять сладкоежкам одно из самых экзотичных удовольствий в мире. Другие функции этих жужжащих работников не то что бы чужды Пуху – он просто не видит в них никакого смысла.
Однако именно так рассуждают сегодня многие евангельские христиане: пчелки существуют только для того, чтобы приносить мед – знания существуют только для того, чтобы помогать христианам в их служении Богу.
Собравшись в «братской», один из старших пресвитеров стал знакомить меня с другими служителями. Один из них, узнав, что я занимаюсь изучением одной не знакомой ему дисциплиной, задал мне вопрос: «А как это поможет тебе в служении»? Я пожал плечами: «Да мне это занятие просто интересно»!
Марк Нолл (Mark A. Noll), историк христианства в Америке (Уитон Колледж) написал в середине девяностых книгу «Горе от евангельского ума» (The Scandal of the Evangelical Mind), которая стала блестящим стимулирующим средством, взбудоражившая «евангельские умы» многих протестантов в Северной Америке. Прочитав несколько страниц книги, вы обнаружите, что он оставляет читателя с одной простой идеей: «никакого горя нет, потому что нет никакого ума…»
В реальности функции пчелы могут оказаться многозначными. Она опыляет другие растения. Ее яд может быть использован для создания различных фармакологических средств. Пчелы производят прополис: продукт переработки смолистых веществ растительного происхождения. В конце концов, если даже и не перечислять все заслуги этих полезных «мух», пчелы своей организацией и бытием как таковым, если внимательно присмотреться, воздают изумительную славу своему Богу-Творцу!
Нолл, описывая состояние евангельских христиан начала и середины XX века, делает вывод, что евангельское христианство того времени характеризировало себя такими чертами как: популизм, активизм, утилитаризм и прагматизм. К этому списку можно было бы добавить и триумфализм – нежелание некритично воспринимать себя со стороны.
Корень проблемы, считает исследователь, заключается в том, что при всей своей верности Библии, евангельские христиане отражают некоторые гностические тенденции, которые представляют значительное препятствие для правильного восприятия окружающей их реальности. При всех своих богословских постулатах о том, что мир сотворен Богом и, следовательно, хорош, евангельских христиан совершенно не заботят вопросы науки. Фактически, в исторический период начала двадцатого века евангельские церкви не поддерживали ни одного исследовательского института. Этим занимаются светские организации. При всем своем незнании Бога, неверующие люди проявляют к окружающей действительности больший интерес, нежели евангельские верующие. Так Юрген Мольтман высказывается о состоянии церкви в XX веке: «Церковь Бога без надежды противостояла надежде мира без Бога. Другими словами, надежда об этом мире оставила церковь, которая сфокусировалась редуцированным образом на человеческих ожиданиях в отношении потустороннего мира и, таким образом, оправданно заслужила критику Маркса и других мыслителей, что христианство лишило людей мотивации к улучшению жизни мира». Эти слова можно применить и к евангельским верующим. Именно поэтому касательно наших церквей часто церковные историки и оппоненты указывают на преобладающий антиинтеллектуализм. Почему это происходит?
Церковь две тысячи лет назад казалось бы победила гностиков. Как? Она просто вырезала их. При помощи армии византийского императора. Однако гностическое мировоззрение еще живет в умах многих христиан. И не только евангельских. Манихеи считали, что весь мир поделен на «сынов света» и «сынов тьмы». Христиане, которые отчасти отражают подобное мировоззрение, часто ссылаются на то, что только у них истинное учение, неискаженные поучения Иисуса Христа и пр. Таким образом, утверждают они, им нечему научиться у христиан других конфессий или у неверующих людей. Первых они просто не воспринимают серьезно и не отдают должное их интеллектуальным достижениям. Согласно же гностикам, существует две реальности: духовное/доброе, греховное/материальное в этом мире. При этом, гностики совершенно не воспринимали писания Ветхого Завета, понимая их иносказательно, небуквально. Так некоторые евангельские христиане с трудом воспринимают некоторые пассажи из еврейской Библии, считая, что эти отрывки больше не имеют никакого отношения к новозаветной церкви. Согласно гностикам и тем, кто разделяет их философию, главная задача церкви – это спасение душ. Телу и материальному миру отводится в мировоззрении гностиков ничтожное место. А точнее – никакого. Евангельские христиане также походят на гностиков, когда ссылаются на тот факт, что скоро «вся земля сгорит огнем», а «земля станет космической помойкой, где будет дым и мучения грешников». Зачем тогда серьезно относиться к гражданским институтам и прочим явлениям нашего человеческого общежития? Образ пастора и миссионера, чья профессиональная деятельность связана с духовным радением о спасении душ, наиболее приемлема для церковной идеологии, нежели труд физика, химика, инженера и программиста. Казалось бы, Лютер со своей идеей призвания (Beruf), – где Бог любит и кухарку и молочника, – совсем забыт церковными проповедниками. Возможно, этому есть объяснение: христиане в России, например, в прошлом году даже не справляли День Реформации. Зачем изучать историю, если мы скоро все отправимся «на облака»?
Докетисты учили тому, что Иисус при своем воплощении только «казался» (греч. «докео»). Мир настолько заражен и испорчен грехом, что сама идея воплощения Божьего Слова немыслима. Некоторые евангельские христиане становятся наследниками подобного взгляда, когда дело доходит до того, что некоторые учат тому, что наша жизнь будем буквально «на небе в облаках» среди играющих на арфе ангелочков. Это больше характерно для греческой мифологии и гностических сказаний, нежели для учения Нового Завета, авторы которого настаивают на телесном воскресении и житии под новым небом на новой земле (Ис. 65, 66; Откр. 21). Некоторым не хватает богословского чутья, чтобы понять суть воплощения Божьего Сына, который стал частью этого мира ради его искупления и примирения с Богом (Рим. 8:22,23). Как говорили учители ранней церкви: то, что Сын не воспринял, то Он и не исцелил.
Чрезмерное ударение на скором возращении Иисуса Христа, постоянное муссирование в проповедях той идеи, что «земля и все дела на ней сгорят» приводит к тому, что в целом община Бога начинает относиться к этому миру исключительно пессимистично и без всякого интереса. Мы с готовностью можем отдать, «проиграть» нашу землю антихристу. Ту землю, где человеку было суждено стать священником творения. Это и приводит к упомянутому выше антиинтеллектуализму. В конечном итоге, этот мир и его культура становятся чем-то лишним и безынтересным для внимания евангельской общественности. Евангельские христиане очень много сделали для миссии, перевода Библии, работы с наркоманами и алкоголиками. Их парацерковные организации на самом деле распространяют свое внимание в среде (люмпена), куда не ступают государственные социальные работники.
И все же имеет ли смысл так сгущаться краски, говоря об интеллектуальном горе/скандале евангельского христианства? Что нужно принять во внимание, судя справедливо и праведно историю протестантов в России?
Говоря про российских евангельских христиан, важно отметить нашу самобытность и специфику. Церковь в России пятнадцать лет назад вышла из под прямого контроля атеистического государства. Христиане не имели возможности не то что бы создавать свои семинарии, но и приобретать светское высшее образование. Хрущевская политика была направлена на то, чтобы представить образ христианина именно как оторванного от реальной жизни личности. Однако, учитывая новые открывшиеся возможности, можно задаться вопросом: что сделала евангельская община сегодня?
Лучший способ понять, что важно и ценно для протестантов в России – это посмотреть то, на какие статьи расходятся церковные финансы. Зарплаты пастору и выделяемые деньги на работу воскресной школы – дело понятное и святое. Но тратятся ли деньги на покупку книг для библиотеки? Делаются ли сборы на поддержку семинарии или оплату обучения будущего служителя? Конечно, евангельским христианам еще далеко не скоро придется поддерживать первоклассный научный колледж. Но отсутствие финансовой стратегии в отношении научных проектов может стать чем-то симптоматичным.
Говоря же о семинариях, важно также отметить своеобразие открывшейся для церквей «школьной новизны». Церкви выражают искреннее изумление, когда обнаруживают, что их новоиспеченный выпускник изменился в результате многолетнего изучения различных теологических наук! Но разве не должно знание менять человека? Не оставим места для рассуждения позитивов или негативов замеченных перемен. Если человек за четыре или пять лет не изменился и не пережил тех или иных перемен, остается только усомниться: учился ли он?
Христианское образование оказалось для российских церквей чем-то сродни джину из заморской тары. Открыв сосуд, руководители церквей не имели ни малейшего понятия, какого рода джин засел в попавшейся под руку бутылке: добрый или злой. Тогда как нам всем еще предстоит понять место богословского образования в России, многие выпускники подобных заведений оказались диковинкой для российской не только глубинки, но и центра. Запад, проявив инициативу и дав нам богословское образование, раскланялся и ушел в тень, когда дело дошло до финансирования служения молодых и зеленых бакалавров.
Если судить о социальной позиции протестантских церквей России, то заметно, что интеллектуальный кризис евангельских христиан продолжается. Протестанты, видимо, хотят войти в российские анналы исключительно только в качестве борцов с абортами и геями. Фактически, изложенные идеи в «позиции» имеют незначительное отношение к существующей церковной реальности. Руководители миссий заинтересованы больше в исполнении узко понимаемого миссионерского Поручения, нежели в социальных изменениях, которые, кстати сказать, также являются частью церковной активности. Навязывать что-либо нашему обществу, которое загоняет протестантов в идеологическое гетто, президенты наших союзов не могут. Если мы честно признаемся, то мы для оного – секта (а-ля Вебер). Мы лишь можем задать себе вопрос: а не устраивает ли нас это?
Можно также добавить, что некоторые исследователи усматривают в «позиции» реваншизм – она появилась сразу после публикации основ православной социальной концепции.
Сегодня евангельские руководители хранят молчание по ряду вопросов, которые имеют прямое отношение к нашему обществу, предпочитая далее «спасать» безбожный мир, напевая под нос песню о чаянии небес… На вопрос, что думает братство евангельских христиан о постмодернизме, руководитель одного союза отрезал: «Постмодерн на самом деле миф, как и много других мифов, существует в современном мире». Другими словами, постмодернизма для данного братства просто не существует. Получается, протестанты этого объединения просто-напросто оторваны от мира, представляя собой вневременную, аморфную структуру.
Славу и величие Бога в нашем мире разглядеть нетрудно. Однако христиане склонны больше вглядываться в Книгу. Но эта Книга хранит молчание в отношении многих вопросов. Фактически, нам бы всем интересно было узнать, что Бог думает про футбольную команду «Зенит» и европейский кубок. Наверняка, все христиане озадачены вопросом музыки и культуры. Я бы сам хотел узнать, что думает Бог о панк- и о хард-роке, демократии, ЛДПР, интернете, воинской службе, боксе, авторских правах, театре, косметике, моде, MTV, постмодернизме и пр. вопросах. Но Он хранит молчание. Если ж так, то не должны ли христиане создавать для этих вопросов форумы для дебатов? Не нужно ли нам интеллектуально подойти к обсуждению этих вопросов?
Бог хочет исцеления этого мира. Он пожелал примириться с ним через жертву Своего Сына. Он, Господь не только Церкви, но и всего мира, на котором имеется отпечаток Творца. Бог хочет быть Господином и культуры, и науки, и армии, и в семье, и в других структурах гражданского общества. Он хочет принести туда соль исцеления – христиан, которые призваны размышлять и рассуждать. Поэтому Бог и призывает христиан думать! Он хочет, чтобы верующие отнеслись к получению образования (и не обязательно формального) и знаний с большей серьезностью. Иисус призвал нас любить Бога не только сердцем, но и умом. Реформированная церковь всегда реформируется, подхватили этот клич реформаторы. Евангельская же церковь в России должна пройти этот лакмусовый тест: справедлив ли этот тезис в отношении протестантов в России. Можем ли мы реформироваться и перестраиваться в процессе тех социальных изменений, которое встречает наше общество? Время покажет, насколько евангельские верующие являются верными потомками тех, кто утверждал приоритет Писания во всех сферах жизни детей Божьих.
«Эх, эх, если бы только я умел думать!..» Винни в глубине души был уверен, что поймать Слопопотами можно, надо только, чтобы у охотника в голове был настоящим ум, а не опилки…


Виктор Шлёнкин.
bardona
люблю вас
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.