[19/05/2006]
Как-то я разговаривал с таксистом, который уверял меня, что этрусски, как он прочитал у какого-то непризнанного гения - это на самом деле русские, да и вся античная цивилизация была русской; впрочем, поклонники исторических разысканий Фоменко верят в то, что никакой античности вообще не было. В книжных магазинах можно найти совершенно фантастические и нелепые сочинения по истории - рядом с вполне серьезными научными трудами
Очевидно, подобные поделки - к ужасу и возмущению настоящих ученых - пользуются постоянным спросом. Я думаю, что их успех во многом того же порядка, что и успех "Кода" - я бы назвал это "восстанием двоечников". Чтобы приобрести серьезные познания в истории, мне понадобится приложить серьезные усилия, потратить немало времени, и - что немаловажно - смиренно признать себя учеником, обратившись к знающим людям и их книгам. Зато я могу прочитать пару увлекательных книжек и смело объявить всю "ортодоксальную" и "официальную" науку чушью. В этом случае я смогу даже гордится своим невежеством - нет, этим официальным академикам не обвести меня вокруг пальца! Конечно, они будут брезгливо кривиться, или, возможно, снисходительно пытаться что-то объяснить - но меня с толку не собьешь. Они могут объявлять сочинения избранного мною автора лженаучной бессмыслицей - о да, эти инквизиторы от исторической науки непременно сожгли бы смелого гения, если бы могли. Объявлю любые возражения "гонениями" и провозглашу, что "правда на стороне гонимых".
Так, не ломая глаза чрезмерным чтением, я смогу на равных биться с научными светилами, указывать академикам и обличать лауреатов.
Впрочем, есть область интеллектуальной жизни, еще более пострадавшая от бунта лентяев - религия. Сочетание некомпетентности и апломба, характерное для упомятутых квазиисторических трудов, как и уверенность в том, что все признанные авторитеты в данной области коварно лгут и душат несогласных, еще более обычно для трудов квазирелигиозных. Церковники злоковарно пытаются уверить нас, что Иисус не был женат (не ходил в Индию etc.), прячут великие тайны, и, как говорится, "дурят нашего брата". Точно так же, как официальные историки состоят в заговоре с целью убедить общественность, что Древний Рим существовал на самом деле.
Как пишет один симпатизирующий Брауну автор, Саймон Кокс,"Очень многих людей не устраивает то, как их научили думать и верить".
Ну конечно, Вы что, думаете, что мне влепили двойку по Истории Древнего Мира потому, что я просто звезд с неба не хватал? Нет, это они учили меня неправде! А я пострадал от инквизиторов!
А поскольку каждый из нас в той или иной области не хватает звезд, соблазн принять теорию, которая объяснит нам, что мы-то все что надо, хватаем, это официальная наука - а тем более официальная Церковь - врет, всегда будет оставаться актуальным.
– Что-то я не совсем понимаю, – с недоумением нахмурилась Софи. – Божественность Иисуса?..
– Моя дорогая, – торжественно объявил Тибинг, – до этого исторического момента Иисус рассматривался Его последователями как смертный пророк... человек, безусловно, великий и влиятельный, но всего лишь человек.Простой смертный.
– Не сын Бога?
– Да! – радостно воскликнул Тибинг. – Только на этом Вселенском соборе Христос был провозглашен и официально признан Сыном Божиим. В результате голосования.
– Погодите. Вы что же, хотите сказать, что божественная сущность Иисуса стала результатом голосования?
– Причем выиграл Он лишь с небольшим преимуществом голосов, – сказал сэр Тибинг.
Можно, конечно, открыть, хотя бы, Евангелие от Марка, и прочитать в первой строке
Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия (Мар.1:1)
чтобы убедиться в полной фантастичности всего того, чем Тибинг грузит бедную, темную, невежественную Софи, но это предполагает некое желание выяснить истину - а восстание двоечников движимо вовсе не этим желанием.
Когда речь заходит именно о Евангелии, в "восстании двоечников" появляется новый важный оттенок; как сказал Паскаль, одни боятся потерять Бога, другие боятся Его найти. Нежелание знать, уже заявляющее о себе, когда речь идет просто об истории, здесь становится еще сильнее - а вдруг то, что я узнаю, изменит мою жизнь? Вдруг я действительно наткнусь на Истину - Истину, которая от меня чего-то потребует?
"Код" предлагает возможность отмахнуться от напрягающих вопросов, предложив сколь угодно фантастическую, но устраивающую версию; плюс убеждение "это не мы плохо учились, это учителя нас дурили"; плюс коварные церковники (либеральный аналог коварных жидомасонов), плюс немного действия в лучших штампах - "герой встречает красавицу; красавица предупреждает его об опасности; героя облыжно обвиняют в преступлении; герой и красавица обводят вокруг пальца глупых полицейских....". В его успехе нет ничего неожданного.
Очевидно, подобные поделки - к ужасу и возмущению настоящих ученых - пользуются постоянным спросом. Я думаю, что их успех во многом того же порядка, что и успех "Кода" - я бы назвал это "восстанием двоечников". Чтобы приобрести серьезные познания в истории, мне понадобится приложить серьезные усилия, потратить немало времени, и - что немаловажно - смиренно признать себя учеником, обратившись к знающим людям и их книгам. Зато я могу прочитать пару увлекательных книжек и смело объявить всю "ортодоксальную" и "официальную" науку чушью. В этом случае я смогу даже гордится своим невежеством - нет, этим официальным академикам не обвести меня вокруг пальца! Конечно, они будут брезгливо кривиться, или, возможно, снисходительно пытаться что-то объяснить - но меня с толку не собьешь. Они могут объявлять сочинения избранного мною автора лженаучной бессмыслицей - о да, эти инквизиторы от исторической науки непременно сожгли бы смелого гения, если бы могли. Объявлю любые возражения "гонениями" и провозглашу, что "правда на стороне гонимых".
Так, не ломая глаза чрезмерным чтением, я смогу на равных биться с научными светилами, указывать академикам и обличать лауреатов.
Впрочем, есть область интеллектуальной жизни, еще более пострадавшая от бунта лентяев - религия. Сочетание некомпетентности и апломба, характерное для упомятутых квазиисторических трудов, как и уверенность в том, что все признанные авторитеты в данной области коварно лгут и душат несогласных, еще более обычно для трудов квазирелигиозных. Церковники злоковарно пытаются уверить нас, что Иисус не был женат (не ходил в Индию etc.), прячут великие тайны, и, как говорится, "дурят нашего брата". Точно так же, как официальные историки состоят в заговоре с целью убедить общественность, что Древний Рим существовал на самом деле.
Как пишет один симпатизирующий Брауну автор, Саймон Кокс,"Очень многих людей не устраивает то, как их научили думать и верить".
Ну конечно, Вы что, думаете, что мне влепили двойку по Истории Древнего Мира потому, что я просто звезд с неба не хватал? Нет, это они учили меня неправде! А я пострадал от инквизиторов!
А поскольку каждый из нас в той или иной области не хватает звезд, соблазн принять теорию, которая объяснит нам, что мы-то все что надо, хватаем, это официальная наука - а тем более официальная Церковь - врет, всегда будет оставаться актуальным.
– Что-то я не совсем понимаю, – с недоумением нахмурилась Софи. – Божественность Иисуса?..
– Моя дорогая, – торжественно объявил Тибинг, – до этого исторического момента Иисус рассматривался Его последователями как смертный пророк... человек, безусловно, великий и влиятельный, но всего лишь человек.Простой смертный.
– Не сын Бога?
– Да! – радостно воскликнул Тибинг. – Только на этом Вселенском соборе Христос был провозглашен и официально признан Сыном Божиим. В результате голосования.
– Погодите. Вы что же, хотите сказать, что божественная сущность Иисуса стала результатом голосования?
– Причем выиграл Он лишь с небольшим преимуществом голосов, – сказал сэр Тибинг.
Можно, конечно, открыть, хотя бы, Евангелие от Марка, и прочитать в первой строке
Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия (Мар.1:1)
чтобы убедиться в полной фантастичности всего того, чем Тибинг грузит бедную, темную, невежественную Софи, но это предполагает некое желание выяснить истину - а восстание двоечников движимо вовсе не этим желанием.
Когда речь заходит именно о Евангелии, в "восстании двоечников" появляется новый важный оттенок; как сказал Паскаль, одни боятся потерять Бога, другие боятся Его найти. Нежелание знать, уже заявляющее о себе, когда речь идет просто об истории, здесь становится еще сильнее - а вдруг то, что я узнаю, изменит мою жизнь? Вдруг я действительно наткнусь на Истину - Истину, которая от меня чего-то потребует?
"Код" предлагает возможность отмахнуться от напрягающих вопросов, предложив сколь угодно фантастическую, но устраивающую версию; плюс убеждение "это не мы плохо учились, это учителя нас дурили"; плюс коварные церковники (либеральный аналог коварных жидомасонов), плюс немного действия в лучших штампах - "герой встречает красавицу; красавица предупреждает его об опасности; героя облыжно обвиняют в преступлении; герой и красавица обводят вокруг пальца глупых полицейских....". В его успехе нет ничего неожданного.
Сергей Худиев