Если бы не было скандала вокруг карикатур на пророка Мухаммеда, повод выяснить межрелигиозные отношения, похоже, все равно бы нашелся. К примеру, в итальянской Болонье вот уже почти семь веков стоит базилика Святого Петрония. Ее стены, в частности, украшает фреска работы Джованни из Модены, датируемая ХV веком, которая представляет собой монументальный пересказ сцен из "Божественной комедии" Данте. Один из изображенных на ней персонажей - ввергнутый поэтом в преисподнюю пророк Мухаммед. Точнее, исследователи считают, что Данте в 31-м стихе сцен ада, поминая "несчастного Магомета", который "обезображен", имел в виду именно основателя ислама. В любом случае то, что в эпоху позднего Средневековья воспринималось спокойно, сегодня породило бурю страстей. Порой они принимают карикатурную форму, правда, с серьезными последствиями. На днях мэр Болоньи распорядился предпринять в отношении базилики беспрецедентные меры безопасности. Выставленные заграждения не дают подойти к собору ближе чем на 5 метров. Карабинеры и полицейские днем и ночью обходят Пьяцца Маджоре, на которой стоит базилика.
Меры эти не продиктованы одной лишь сиюминутной необходимостью, связанной с парламентскими выборами. Угрозы были достаточно серьезными. Так, еще в июне 2002 года в базилике были задержаны четверо ливийцев и один итальянец, связанные с "Аль-Каидой" и готовившие, по данным итальянских спецслужб, теракт внутри собора Святого Петрония. Два года спустя разразился новый скандал. Неугомонный сутяжник и воинствующий радикал, претендующий на роль лидера 600 тысяч живущих в Италии мусульман, Адель Смит подал иск в прокуратуру города Аквила против тогдашнего Папы Иоанна Павла II и других католических прелатов. Отцы церкви были обвинены в "оскорблении и клевете" в адрес тех, кто "мирно исповедует ислам". Последним, в частности, не понравилось, что фреска просуществовала более пяти веков и ее не удосужились чем-нибудь прикрыть и никому больше не показывать. Поскольку же власти - ни светские, ни духовные - на это никак не отреагировали, если не считать повышенных мер безопасности вокруг собора в Болонье, у таких, как Адель Смит, имеется повод для продолжения своей "мирной" деятельности.
Возникает вопрос: кого следует винить в нынешнем межрелигиозном обострении? К примеру, в России карикатурный скандал аукнулся юридическими последствиями для журналистов, перепечатавших датские карикатуры, а также создавших собственные на религиозную тему. По этой логике следует, видимо, немедленно изъять из художественных альбомов репродукции фрески Джованни из Модены, а также подвергнуть цензуре "Божественную комедию" Данте по причине разжигания ими религиозной вражды. А может, лучше последовать примеру итальянцев, которые пытаются бороться с самим религиозным экстремизмом, а не с поводами, которые находят для оправдания своих действий его адепты?