Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Трактат Авот
Переславский гуманитарный форум > Гуманитарные форумы > Религия > Нехристианские традиционные религии
Prediger
Есть у меня одна книга, часть Мишны, с названием Авот. В своё время я с интересом ей зачитывался. Это что-то вроде православных патериков, только в иудействе. Особенно врезалась с тех пор фраза оттуда "Не делай из Торы копалку", т.е. не используй знание Торы в целях пропитания и наживы. Интересно, как это понимают современные израильские хасиды, который в большинстве своём не работают, а живут на пособия, аргументируя это тем, что мол молятся и изучают Тору.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Шестьдесят два из шестидесяти трех трактатов, составляющих Мишну — юридические тексты. Например, Брахот («Благословения»), первый трактат Мишны, описывает благословения, которые следует произносить в различных обстоятельствах. Трактат Шабат содержит, как ясно из заглавия, законы соблюдения субботы. Единственный трактат из 63-х, не относящийся к праву, называется Авот («Отцы») и представляет собой свод моральных советов и наставлений ведущих мудрецов многих поколений.

Но трактат Авот имеет и практическое значение. Две тысячи лет назад Бен-Зома сделал лучшее, на мой взгляд, определение счастья: «Кто богат? Тот, кто счастлив тем, что имеет» (Авот, 4:1). Часто цитируется в трактате Авот и Гилель. Самое его известное изречение: «Если я не за себя, то кто за меня? Но если я только за себя, то что я?» (Авот, 1:14). В последнем предложении логически требуется «кто я?». Но, как заметил проф. Луис Каплан: «Если ты только за себя, то ты перестаешь быть человеком и становишься не кем-то, а чем-то». Гилель заключает предложение мыслью, которая 2000 лет спустя заимствована американским президентом Рональдом Рейганом, который процитировал этого мудреца, чтобы объяснить неотложность экономических реформ: «Если не сейчас, то когда?»

Принято изучать трактат Авот каждую субботу в течение весны и лета, по одной главе в послеобеденное время.

Содержание этой книги не требует специальных толкований, оно базируется на житейском опыте, поэтому трактат Авот — самая доступная из книг Устной Торы. Это самое распространенное руководство по еврейской этике. Изданный недавно по-английски трехтомный комментарий к трактату Авот («Этика с Синая» Ирвина Бунима) помогла оживить и углубить изучение этой книги. Но это лишь один из многих опубликованных комментариев. Христианский ученый Р. Траверс Херфорд показал, что раввины Талмуда (см. «Фарисеи») глубоко озабочены этическими проблемами. Покойный главный раввин Англии Йосеф Герц опубликовал в переведенном им молитвеннике другой комментарий. Сравнительно недавно Реувен Булка, канадский раввин, признанный специалист по психологии, издал комментарий «Словно древо у вод», где психологические наблюдения используются для углубленного проникновения в текст.

Текст трактата Авот в большинстве молитвенников расположен вслед за субботней послеполуденной молитвой.

Вот некоторые характерные для этой книги отрывки:

Шамай учил: «Мало говори, много делай» (1:15).

Гилель учил: «Не суди своего ближнего, пока не окажешься на его месте... и не говори «я поучусь, когда будет время», может случиться, что не будет у тебя этого времени» (2:4).

Гилель учил: «Слишком застенчивый, чтобы задавать вопросы, никогда не научится, а слишком строгий учитель не может научить... там, где нет людей, старайся быть человеком» (2:5).

Раби Тарфон учил: «Не твоя забота завершить совершенствование мира, но и стоять в стороне от этого ты не вправе» (2:16).

Раби Ханина учил: «Молись за благополучие властей, так как без страха перед властями люди съедят друг друга живьем» (3:2).

Бен-Зома учил: «Кто мудр? Тот, кто учится у каждого... Кто герой? Тот, кто владеет своими страстями» (4:1).
Монтек
Да уж, век живи век учись. Действительно ценные выдержки, спасибо. За вами можно идти смело.
Lokky
Любопытная аналогия.
В евангелии от Матфея есть: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (18:20). Там, где совершается видимое общение, актуализируется присутствие, соединенное с ним.
Этой строке из Матфея имеется удивительная аналогия в одном высказывании мишнаитского трактата Авот, говорящем как раз о Шехине (Pirqe Avot III, 3). Это поучение принадлежит Шимону бен Йохаю, раввину конца I – начала II вв. и говорит примерно следующее: «Если двое сидят вместе и между ними слова Торы, с ними Шехина». Знаменательно, что в Пирке Авот пребывание Шехины связано с изучением Торы, в то время как у Матфея – с присутствием Мессии. Кто на кого влиял, кто у кого заимствовал? Вернее раввин слышал эти слова у проповедников Иисуса.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2025 IPS, Inc.