IPB
     
 

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
2* Буддизм Тибета
соня
сообщение 4.3.2018, 12:59
Сообщение #301


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Демиурги
Сообщений: 6321
Регистрация: 8.8.2010
Вставить ник
Цитата
Из: Москва
Пользователь №: 2275



Репутация:   24  



об этих выписках

Код
Обнародование сделанных за несколько лет выписок из прочитанного имеет несколько целей
- позволить участникам форума быстро ознакомиться с возможно ранее неизвестными им авторами и книгами. Представив нечто более обширное, чем аннотация, но гораздо более краткое, чем полный текст книги - малую часть, всего лишь несколько его %%
Такое подобие службы интеллектуальных и духовных знакомств, где кто-то может встретить среди авторов свою "духовную половинку" или просто интересные и близкие сердцу тексты.
В таком случае можно обратиться к их оригиналу, на который всегда указываю.
И наоборот: быстро понять, какую литературу читать не стоит.
И то и другое в таких темах можно обсудить с другими участниками форума.

- расширить круг обсуждаемых тем и идей на форуме. Сделав представляемых авторов его условными участниками.
- благодаря большому количеству новых гуглимых имен и терминов в этих выписках привлечь к форуму больший интерес и новых участников и вообще повысить его рейтинг
- выбираемые куски (для дальнейшего перечитывания, работы и практики) самим фактом выбора отражают меня как личность и уже потому являются формой форумского общения
- в этих темах участники обсуждают не только книги, их авторов и сами выписки, но и делятся другими своими соображениями и опытом
- для многих эти выписки имеют самостоятельную ценность как наиболее практическая и стимулирующая к дальнейшей работе над собой часть книги.

(Желающим ознакомиться со всем на нынешний день опубликованным, а не довольствоваться выдаваемыми порциями - стоит глянуть сюда:
http://forum.arimoya.info/threads/2-Буддизм-Тибета.5322/

Буддизм Тибета
(Представить в старте все книги, из которых делались выписки не представляется возможным)

Среди тем:
Дзогчен
Дзогчен состояние самосовершенства
Суть учений Дзогчен в тибетской традиции
Абсолютная реальность согласно Сутрам и Дзогчен
Взгляд Дзогчен на тантрическое Нёндро
Пять Элементов в Дзогчене
Далай-лама о Дзогчене
Дзогчен и дзэн
Сущностный тибетский текст по практике Дзогчена
Круг дня и ночи текст по практике Дзогчена
Учение Дзогчен в беседах: практика и медитация
Падмасамбхава - Самоосвобождение через обнажающее внимание. Прямое введение в Ригпа
Махамудра и Дзогчен
Беззаботное достоинство. Учения о природе ума (дзогчен) - Цокньи Ринпоче
Громовое безмолвие. Раскрытие сознания дзогчена
Капли сердца дхармакайи. Практика дзогчен традиции бон
Махамудра
Махамудра: Квинтэссенция Ума и Медитации - Такпо Таши Намгьял
Светоч Махамудры
ОШО - Тантра: высшее понимание: Беседы о "Песне Махамудры"
Такпо Таши Намгьял Махамудра
Махамудра - Оле Нидал
Лучи лунного света Махамудры
"Лунный свет: Блестящее Разъяснение Стадий Медитации Высочайшей Великой Печати"]
Тибетская йога сна и сновидений

Тексты
Гуру Гампопа
Высший Путь Драгоценные Четки
Драгоценное украшение Освобождения
Цонкапа - Ламрим
Руководство к этапам пути пробуждения
Песнь Махамудры - Тилопа
Падмасамбхава «Побуждение к духовной практике"
Падмасамбхава. «Наставление о священной чистой сущности»
Драгоценное украшение освобождения - Дже Гампопа
Гараба Дордже Жизнеописание и три завета (Дзогчен)
Всевышний Источник Основная тантра Дзогчен Сэмдэ
Атиша Советы духовного друга

Среди авторов:
Далай-лама
Четыре благородные истины
Буддийская практика. Как практиковать - путь...
Буддизм Тибета
Восемь строф, упражняющих ум
Открытое сердце
Гарвардские лекции
Медитации на каждый день советы Далай-ламы
Медитация
Путь к просветлению
Мудрость Востока и Запада. Психология равновесия.
Союз блаженства и пустоты
Далай-лама о Дзогчене
Сон, сновидения и смерть. Исследование структуры сознания.
Вселенная в одном атоме Наука и духовность на служении миру
Чогьям Трунгпа
Чогьям Трунгпа - Преодоление духовного материализма
Чогъям Трунгпа - Медитация в действии
Чогъям Трунгпа – Миф Свободы Школа Тибета
Чогъям Трунгпа – Шамбала. Священный Путь Воина
Сатипаттхана-сутта с комментариями Чогьяма Трунгпа
Чогьям Трунгпа - Проблески Абидхармы
Чогъям Трунгпа - Безумная мудрость
Тантра - Чогъям Трунгпа
Чогьям Трунгпа - Путь есть цель. Базовое пособие по буддийской медитации
Чогъям Трунгпа - Аспекты практики
Чогъял Намхай Норбу
Hамкай Hорбу - Тибетская йога сна и сновидений и практика естественного света
Норбу Намхай - Круг дня и ночи
Намхай Норбу - Краткий обзор тибетских буддийских традиций
Намкай Норбу - Дзогчен: состояние самосовершенства
Намкай Норбу - Дзогчен и дзэн
Намкай Норбу Дзогчен. Основы.
Тендзин Вангьял
Тибетская йога сна и сновидений - Тензин Вангьял
Тендзин Вангьял — Непостоянство Жизни
Тендзин Вангьял — Чудеса естественного ума
Согьял
Естественный великий покой
Книга жизни и практики умирания
Тартанг Тулку
Время пространство и знание
Жест равновесия
Тинлей
Живая философия и медитация тибетского буддизма - Геше Джампа Тинлей
Шаматха — сосредоточение ума - Тинлей
Шаматха. Основы тибетской медитации - Тинлей
Ум и пустота. Лекции об уме - Тинлей
К ясному свету - Тинлей
Сутра и Тантра. Драгоценности тибетского буддизма - Тинлей
Бодхичитта и шесть парамит - Тинлей
Оле Нидал
Будда и любовь. Как любить и быть счастливым - Оле Нидал
О смерти и перерождении - Оле Нидал
Ежедневная жизнь йогина - Оле Нидал
Книга надежды. Как освободиться от страха смерти - Оле Нидал
Великая печать - Оле Нидал

========================================================
Содержание:
Великий йог Тибета Миларепа - Эванс-Вентц
Обретение душевного покоя и просветления - Калу Римпоче
Свет Трех Драгоценностей - Кхенчен Палден Шераб, Кхенпо Цеванг Донгьял
Нарисованное радугой - Тулку Ургъен
Тибетская йога. Погружение в мистику
Тибетская книга йоги - Роуч
Учения тибетской йоги - Гарма Чанг
Как работает йога - Роуч
Сто советов. Учения тибетского буддизма о самом главном - Падампа Сангье (XII в)
Падмасамбхава - Самоосвобождение через обнажающее внимание. Прямое введение в Ригпа
Падмасамбхава - Побуждение к духовной практике
Две Поэмы 16-го Гьялва Кармапы
Путь практикующего Карма Кагью
Буддийская теория отсутствия индивидуального Я - Дандарон
Открытое сердце, ясный ум — Тубтен Чодрон
Ламрим - Большое руководство к этапам Пути Пробуждения (5 томов) - Цонкапа
Чже Цонкапа (1357-1419)- цитаты
Наропа - Песня Махамудры
Смерти вопреки: Антология секретных учений о смерти и умирании в традиции Дзогчен тибетского буддизма - Лама Сонам Дордже
Руководство, основанное на Тибетской Книге Мертвых - Тимоти Лири, Ричард Альперт
Махамудра - Такпо Таши Намгьял
Естественный великий покой - Согьял Ринпоче
Книга жизни и практики умирания - Согьял Ринпоче
Лучи лунного света Махамудры - Такпо Таши Намгьял
Лунный свет: Блестящее Разъяснение Стадий Медитации Высочайшей Великой Печати
Махамудра
Светоч Махамудры - Целе Нацок Рандол
Светоч сердца: Светоч Махамудры. Средоточие смысла - Целе Нацок Рандол
Махамудра: Квинтэссенция Ума и Медитации - Такпо Таши Намгьял
Оле Нидал - Великая печать
Оле Нидал - О смерти и перерождении
Оле Нидал - Ежедневная жизнь йогина
Оле Нидал - Будда и любовь. Как любить и быть счастливым
Легко и свободно - Спонтанная ваджрная песня Гендюна Ринпоче
Песня Йеше Цогьял о просветлённой природе мешающих эмоций
Мачиг Лабдрон - чудесные силы прошу
Тибетская книга великого освобождения
Преобразование проблем в радость лама Сопа ринпоче
Лунг, ванг, разъяснения
Падмасамбхава - Ваджрный учитель и божество йидам
Магическое зеркало: Чудесные знаки, возникающие посредством практики
Подтверждая истины сердца. Буддийское учение о "самвега" и "пасада".
Таттва шуддхи как регулярная медитационная практика
Цонкапа - Руководство к этапам пути пробуждения
Взгляд Дзогчен на тантрическое Нёндро
Постепенное пробуждение. Практическое введение в медитацию - Левин
(новое)
Гараба Дордже Жизнеописание и три завета
Тогал. О более широком понимании второго завета Гараба Дордже
Оле Нидал - Великая печать (окончание)
Драгоценные четки. Высший Путь Ученичества. - Гуру Гампопа,
Введение в тантру - Джонатан Лэндоу
Сутра и Тантра - Тинлей
Тантра - Герберт Гюнтер, Чогъям Трунгпа
Основы тибетского мистицизма - Говинда Лама Анагарика
Психологическая установка философии раннего буддизма - Анагарика Говинда
Живая Дхарма, или Дхарма для жизни - Еше Лосал
Карма Чжамцо - Светоч уверенности. Введение в тибетские тантры.
Нерушимые истины. Живая духовность тибетского буддизма - Рей Александр
Рамачандра Рао Другая точка зрения
Трекчод и тхогёл - Тензин Вангьял
Как медитировать - Сантье Кхадро
БОН (древняя тибетская религия) - Л.Н. Гумилёв, Кузнецов
Абсолютная реальность согласно Сутрам и Дзогчен - Тензин Вангьял
Чогьям Трунгпа - Преодоление духовного материализма
Чогъям Трунгпа - Медитация в действии
Чогъям Трунгпа – Миф Свободы Школа Тибета
Чогъям Трунгпа – Шамбала. Священный Путь Воина
Сатипаттхана-сутта с комментариями Чогьяма Трунгпа
Чогьям Трунгпа - Проблески Абидхармы
Чогъям Трунгпа - Безумная мудрость
Чогьям Трунгпа - Путь есть цель. Базовое пособие по буддийской медитации
Чогъям Трунгпа - Аспекты практики
Громовое безмолвие. Раскрытие сознания дзогчена - Чогьям, Дечен
Чогъям Трунгпа - Улыбнись страху. Пробуждение истинного сердца отваги
Чогъям Трунгпа - Тантра
Атиша - Советы духовного друга
Тренировка ума (лоджонг) - Рингу Тулку Ринпоче
Патрул Ринпоче - Слова учителя (внести)
Дже Гампопа - Драгоценное украшение освобождения
Совершенный буддизм. Жизнь, достойная подражания - Калу Ринпоче
Геше Джампа Тинлей
Тинлей - Живая философия и медитация тибетского буддизма
Тинлей - Шаматха. Основы тибетской медитации. (2р раза)
Тинлей - Шаматха — сосредоточение ума
Тинлей - Ум и пустота. Лекции об уме
Тинлей - К ясному свету
Тинлей - Сутра и Тантра. Драгоценности тибетского буддизма *
Тинлей - Бодхичитта и шесть парамит
Калу Ринпоче - Углубленный буддизм. От Хинаяны к Ваджраяне
Беззаботное достоинство. Учения о природе ума - Цокньи Ринпоче
Пема Чодрон - Там, где страшно
Торчинов - Философия буддизма Махаяны
Калу Ринпоче - Углубленный буддизм. От Хинаяны к Ваджраяне
Калу Ринпоче — Восходящее солнце мудрости
Калу Ринпоче - Самоцветное украшение разнообразных устных наставлений,
Калу Ринпоче - Мы все обладаем природой Будды
Калу Ринпоче - Основы буддийского пути
Калу Ринпоче - Обретение душевного покоя и просветления
Калу Ринпоче - краткое описание практики тонг-лен
Чогьял Намкай Норбу - Важность самонаблюдения
Чогьял Намкай Норбу - Йога сновидений и практика естественного света
Чогьял Намкай Норбу - Круг Дня и ночи, который проходят на пути Ати-йоги
Чогьял Намкай Норбу - Йога сновидений и практика естественного света
Тензин Вангьял - Тибетская йога сна и сновидения
Ошо - Тантра, высшее понимание. Беседы о Песне Махамудры Тилопы
Нгулчу Тогме Зангпо - 37 Практик Бодхисаттв
Тендзин Ринпоче - Тибетская йога сна и сновидений
Озарение изначальной мудростью. Учения школы Ньингма о йоге сна, созерцании и преображении
Ошо - Тантра, высшее понимание. Беседы о Песне Махамудры Тилопы
Нгулчу Тогме Зангпо - 37 Практик Бодхисаттв
Торчинов - Философия буддизма Махаяны
Крылья Орла - Аджан Джаясаро
Дочери и сыновья - Аджан Джаясаро
Побег от реальности - Аджан Джаясаро
Психологические аспекты буддизма - (Абаев и др.)
Падмасамбхава - Совет Рождённого из Лотоса
Йонге Мингьюр Ринпоче - Превращая заблуждение в ясность.
Тибетское учение БОН. Древний тибетский трансерфинг. - Кристофер Хансард
Ален Уоллес. Безмолвие ума. Учение о созерцательном покое Дуджома Лингпы "Суть ваджры"
Калу Ринпоче. Мы все обладаем природой Будды. Аудиокнига.
Божественная грация. Практика Тары для нашего времени - Трулшик Адэу, Тулку Ургьен
Фонарь, освещающий путь. Наставления великих учителей тибетского буддизма.
Радужное тело. Жизнь и духовный подвиг Тогдэна Ургьен Тендзина
Дуджом Ринпоче - Светильник, озаряющий путь к освобождению.
Советы от всего сердца - Дуджом Ринпоче
Яркое осознавание - Наставления Кхенпо Гангшара об уме
Основа, путь и плод - Тай Ситу Ринпоче
Практика Калачакры - Гленн Муллин
На полпути к вершине - Кэплэн
Чогьял Намкай Норбу - Шинэ
7 упражнений ума - Адзом Другпа

================================================
Великий йог Тибета Миларепа - Эванс-Вентц

Цитата
Книга "Великий йог Тибета Миларепа" содержит жизнеописание великого тибетского подвижника и поэта, которого и поныне глубоко чтят все приверженцы Махаяны как идеал Великого Святого, светоча буддизма.
Во введении и примечаниях У. И. Эвансом-Вентцем изложены некоторые аспекты Высших Учений Махаяны, которые были переданы ему его тибетским гуру.

Полностью - тут:
http://www.koob.ru/evans_wentz/milarepa



Эванс-Вентц Великий йог Тибета Миларепа
[Он был] тем, чье физическое тело пронизывало блаженство, нисходящее до самых его стоп, и блаженство, восходящее снизу к его челу, где оба сливались в блаженстве, исходящем от лунного флюида, и оттуда низвергались вниз по трем главным нервам, раскрывая нервные центры и затем расширяя даже самые мелкие нервы и делая их все подобными центральным нервам.
и оставался спокойным, преисполненным достоинства и внимания.

Когда осознается несуществование личного я, ум должен быть спокойным. Когда с помощью различных методов ум приводится в это состояние, которое является следствием ряда причин, всякая мыслительная и познавательная деятельность и восприятие объектов внешнего мира прекращается. Наступает состояние полного покоя, когда представление о времени исчезает. Это состояние называется ши-най (совершенный отдых). Не впадая в полное забытье и не отключая полностью сознание, приложив все силы и способности ума или сознания, пребывающий в этом состоянии переживает экстаз, рожденный от ясного, успокоенного ума.
Хотя существует состояние, которое можно назвать сверхсознанием, индивидуумы, или эго-сущности, до тех пор, пока они остаются таковыми, не могут испытывать его. Я думаю, что сверхсознание обретается только по достижении [сверчеловеческого] состояния [на Пути], ведущим к состоянию Будды. Путь этот проходят с помощью размышления и визуализации.

достижения этого состояния необходимо иметь полностью успокоенный ум, энергию, способность к углубленному анализу и стремлению к знанию.
Как упоминание о пище не может насытить алчущего и для утоления голода ему нужна сама пища, так и человек, желающий понять Пустоту [Мысли], не может довольствоваться описанием Пустоты и должен осознать ее с помощью медитации.
Кроме того, для приобретения знания о состоянии сверхсознания необходимо выработать способность беспрепятственно возвращаться в это состояние. Иными словами, привычка созерцать Пустоту, Невозмутимость, Неописуемое и Не Познаваемое обычным умом составляет четыре ступени посвящения .

Глиняный горшок, составлявший мое единственное имущество,
Разбившись, стал теперь моим гуру,
Проповедуя мне проповедь о Непостоянстве.


Пустоту гораздо труднее понять и поверить в нее, так как это более глубокое и сложное понятие. Но как только рождается вера в Пустоту, последняя сама дает знать о себе сложными взаимосвязанными проявлениями закона кармы, и человек, понявший природу Пустоты, сам становится более утонченным.

Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
 
Начать новую тему
> Ответов
соня
сообщение 20.5.2025, 3:09
Сообщение #302


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Демиурги
Сообщений: 6321
Регистрация: 8.8.2010
Вставить ник
Цитата
Из: Москва
Пользователь №: 2275



Репутация:   24  



ГЛАВА 8

Школа Чань (Чань цзун)

Название школы точно отражает ее существо. Слово чань (сокращение от чаньна) есть не что иное как транскрипция санскритского дхьяна (созерцание, медитация) Это указывает на преимущественно йогическую, психопрактическую ориентацию данного направления буддизма Другое, малоизвестное, название этой школы — школа «Сердца Будды» (буддха хридая).
Согласно традиции, основал ее сам Будда Шакьямуни, который один раз поднял перед учениками цветок и улыбнулся («Цветочная проповедь Будды») Никто, однако, кроме Махакашьяпы, не понял смысла этого жеста Будды. Махакашьяпа же ответил Будде, тоже подняв цветок и улыбнувшись. В это мгновение он пережил пробуждение- состояние пробуждения было передано ему Буддой непосредственно, без наставлений в устной или письменной форме. Так, согласно Чань, началась традиция прямой («от сердца к сердцу») передачи пробуждения от учителя к ученику.

В основе раскола на Северную и Южную школы лежала дискуссия о мгновенном, внезапном (дунь) или постепенном (цзянь) характере пробуждения. Южная школа утверждала, что пробуждение, будучи самой природой сознания, не может быть ничем обусловлено и должно озарить «мирское», обыденное, профаническое сознание последователя Чань подобно вспышке молнии. Северная школа во главе с Шэнь-сю, напротив, настаивала на постепенном характере пробуждения, подобном постепенному исчезновению мрака во время рассвета. Существовало и множество переходных смешанных концепций, например теория Цзун-ми о «мгновенном пробуждении и постепенном совершенствовании»: солнце восходит внезапно (пробуждение мгновенно), но разгоняет туман и иссушает росу постепенно (совершенствование, приводящее к исчезновению аффектов, заблуждений и их последствий постепенно).
Огромная роль в формировании классического Чань принадлежит Ма-цзу, провозгласившему принцип «Ум обычного человека и есть ум Дао, речь обычного человека и есть слово Будды». Основными принципами школы Чань являются следующие положения: «Смотри в свою природу и станешь Буддой» и «Пробуждение передается особым образом от сердца к сердцу, без опоры на письменные знаки». Первое из этих положений означало, что поскольку каждое живое существо наделено природой Будды, более того, является Буддой, но не знает об этом (ср. высказывание японского наставника школы Сото Догэна: «Если правильным оком посмотреть на жабу и червяка, то окажется, что даже они наделены тридцатью двумя признаками Будды»), то любой человек может непосредственно узреть эту природу в качестве своей собственной сути, своего истинного «я», осознать себя как «пребывающего в мешке из плоти внутреннего человека без ранга». И для этого вовсе не нужно ни изучать многочисленные тексты, ни в течение многих жизней постепенно восходить по ступеням пути бодхисаттвы. Обретение состояния Будды в этой жизни («в одном теле») — вот цель Чань, роднящая его с тантрой и тибетским Дзогчэн.
Второе положение Чань означало, что пробуждение, будучи изначальной собственной и н е р о ж д е н н о й (японский учитель Дзэн XVIIв Банкэй особенно подчеркивал именно это определение) природой сознания, не может быть обусловлено никакими внешними факторами, в том числе и изучением текстов. Сутры напечатаны на бумаге, а истинное Учение Будды есть лишь в нашем собственном сердце. Чтобы обрести счастье и увеличить свою мудрость, надо знать правильный путь к этому, надо заниматься практикой чань и знать методы вхождения в мир мудрости Будды, и тогда всякий сможет использовать сокровища своего собственного ума, ибо драгоценнейшая из всех сутр не напечатана на бумаге, а оттиснута в нашем уме. И только сутры вместилища нашего ума могут породить мириады дхарм. Состояние пробуждения может быть реализовано любым человеком через прозрение, просветление сознания, что осуществляется пробужденным учителем с помощью определенных приемов воздействия на психику ученика.

В ходе этого воздействия учитель как бы передает, транслирует осознанную пробужденность своего «трезвенного» сознания ученику, подобно тому, как Будда передал свое пробуждение Махакашьяпе. Монах Линьцзи И-сюань даже сказал «Встретишь Будду — убей Будду Встретишь патриарха — убей патриарха» Смысл этого высказывания в том, что следует убить в себе привязанность ко всему внешнему, ко всем образам и именам. Будда — это сам человек в его истинности, а не некий религиозный авторитет или законоучитель. И тем более это не изображение и не текст. «В горах нет Будды Будда — это твое собственное сердце, и вне его никакого другого Будды нет». В своей психопрактике школа Чань тоже достаточно оригинальна. Несмотря на то, что некоторые направления Чань (особенно Цаодун/ Сото) практиковали и традиционное созерцание в сидячей позе со скрещенными ногами (цзо чань/дза дзэн), эта школа не считала таковое наиболее совершенным и тем более единственно возможным методом Большинство направлений Чань предписывало монахам пребывать в состоянии созерцания при любых формах деятельности, даже во время занятий физическим трудом, бывшим обязательным для всех чаньских монахов (принцип учителя Бай-чжана- «День без работы — день без еды»). А продвинутые монахи должны были уметь заниматься созерцательной практикой даже во сне.
...Вот примеры некоторых характерных «гун-ань»- «Всем известно, что такое хлопок двумя ладонями А как звучит хлопок одной ладони?»,
«Каково было твое лицо прежде, чем родились твои родители?» (имеется в виду изначальная и нерожденная «природа Будды» как истинное «лицо» человека),
«Не утверждая и не отрицая, скажи, в чем смысл Чань?»,
«Представьте, что вы, будучи связаны по рукам и ногам, висите над пропастью, ухватившись зубами за ветку дерева К краю пропасти подходит учитель и спрашивает о том, зачем Бодхидхарма пришел с Запада Ответьте ему».
Логическая неразрешимость «гун-ань» должна была стимулировать некий интуитивный прорыв сознания ученика за пределы всякой двойственности и вызвать в нем видение собственной природы как природы Будды.
Чаньское «иконоборчество» постепенно стало культурным стереотипом, что привело Чань к отказу от него. Здесь уместно вспомнить любопытный случай, произошедший с Ф. Капло. Когда Капло впервые приехал в Японию и зашел в дзэнский монастырь, то первое, что он увидел, был монах, зажигающий свечу пред изображением основателя монастыря. Капло сказал ему. «Зачем ты ставишь свечу? Не лучше ли разбить это изображение?» Монах ответил «Если тебе хочется, разбей его А мне больше хочется поставить перед ним свечку».

Близок к «гун-ань» также метод, известный как хуатоу (слово, как и «гун-ань», практически непереводимое; если «гун-ань» означает нечто вроде «публичный юридический казус», то «хуатоу» можно калькировать как «словность», «речевость») «Хуатоу» есть некое чаньское «вопрошание о сушем» Например, монах повторяет имя Будды Амитабхи, а затем вопрошает себя «Кто есть тот, кто повторяет имя Будды?»
С начала IX в благодаря деятельности Цзун-ми, в Чань восторжествовал принцип цзяо-чань и чжи, то есть «доктрина (цзяо — имеется в виду философия Хуаянь) и созерцание (чаньская психопрактика) суть одно». Вследствие этого «Аватамсака сутра» становится одним из наиболее почитаемых в Чань текстов, а сочинения хуаяньских философов — теоретическим фундаментом Чань.

Школа Чань быстро распространяется из Китая в другие страны региона. Во Вьетнаме в X—XIV вв. многие императоры становились монахами и даже патриархами. В Японию школа Чань (Дзэн) проникла поздно, на рубеже XII—XIII вв. Первыми проповедниками Дзэн были Эйсай (направление Риндзай) и Догэн (Сото).
Учение Чань о внезапном пробуждении (у, яп. сатори), о непосредственном усмотрении природы Будды в себе и во всем сущем (цзянь син, яп кэнсё), а также другие аспекты теории и практики Чань оказали огромное влияние на литературу, искусство и эстетические теории Китая и сопредельных стран. Дух Дзэн пронизывает всю культуру Японии, от хайку Басе до чайной церемонии (тя-но ю) и искусства икебаны. Влияние Дзэн можно обнаружить в творчестве Г Гессе, Дж Сэлинджера, Дж Керуака. во взглядах А Швейцера, психологии К Г Юнга и Э Фромма (написавшего даже вместе с Судзуки статью «Дзэнбуддизм и психоанализ»), в произведениях некоторых композиторов (Г Малер) и художников рубежа XIX—XX вв (Ван Гог, А Матисс).

ГЛАВА 9
ОЧЕРК ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ БУДДИЙСКОЙ ФИДОСОФИИ В РОССИИ

Розенберг показал, что никакого буддизма «вообще» нет. Буддизм исторически существовал и существует только в виде отдельных школ и направлений. Последние годы жизни Щербатского были очень тяжелыми. Большинство его учеников и коллег было репрессировано и казнено по нелепым обвинениям. Его самый выдающийся ученик Е Е. Обермиллер умер от рассеянного склероза. Сам академик подвергся настоящей травле как идеалист-неокантианец, проповедующий реакционные взгляды и занимающийся реакционной «индийской поповщиной». Его работы издаются в России, но только по-английски После начала войны Щербатской вместе с другими академиками оказывается в эвакуации в Боровом (Казахстан), где он и умирает 18 марта 1942 г. А вместе с ним умирает и классическая отечественная буддология, уже никогда не оправившаяся от ударов, нанесенных ей сталинскими репрессиями.
«Подобно тому как слепой от рождения человек не может увидеть солнца, так и люди, пребывающие в тисках общепринятых понятий, не могут непосредственно постичь Будду, но стремятся описать его умозрительно. Ими он и не может быть постигнут непосредственно. Будда должен рассматриваться как космический порядок, его тело есть космос, сущность космоса непознаваема, и ее невозможно понять умозрительно. Реальность Будды — это реальность вселенной, и поскольку Будда не имеет отдельной реальности, то и вселенная не имеет никакой реальности вне Будды. Все элементы бытия, просеянные сквозь сито относительности, приобретают великолепие, все миллионы существований должны рассматриваться
как проявленное в них тело Будды. Это и есть относительность, кульминационная точка мудрости (праджня-парамита).

Академик Щербатской создал блестящую школу, но она, увы, не пережила своего создателя, погубленная сталинскими репрессиями После смерти Щербатского в 1942 г буддология в России (СССР) исчезает как минимум на 15 лет. С началом так называемой «хрущевской оттепели» буддологические исследования в нашей стране робко возрождаются, однако до сих пор им не удалось превзойти довоенный уровень.
Однако этот «ренессанс» оказался весьма кратковременным. В 1972 г подвергается аресту Б. Д. Дандарон (дважды репрессировавшийся в сталинское время), бывший не только буддологом, но и практикующим буддистом и даже более того — тантрическим йогином (он происходил из старого рода, давшего Бурятии многих выдающихся лам) Ему инкриминируется создание некоей секты В качестве свидетелей защитой приглашаются многие буддологи, поддерживавшие тесный контакт с группой Дандарона Суд осуждает Дандарона, вскоре умершего в заключении, и выносит частные определения в адрес некоторых свидетелей Последствия «дела Дандарона» оказываются поистине трагическими для буддологии- в глазах властей и академических чиновников она становится занятием подозрительным, почти крамольным Буддологические исследования сворачиваются, большинство исследовательских тем собственно
буддологического характера закрывается. Эмигрируют в Англию А М Пятигорский и в Израиль — А Я Сыркин. фактически отстраняется от научной жизни О Ф Волкова, отходит от научной деятельности Л Э. Мялль...
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 

> Сообщений в этой теме
- соня   2* Буддизм Тибета   4.3.2018, 12:59
- - соня   Я в буддизме большое внимание уделяется учению об...   20.4.2025, 15:06
- - соня   Тибетская йога сна и сновидений - Тензин Вангьял Р...   20.4.2025, 16:25
- - соня   Четыре основополагающие практики ПЕРВАЯ ПРАКТИКА:...   20.4.2025, 16:29
- - соня   5 Главная практика Чтобы полностью завершить йогу...   20.4.2025, 16:33
- - соня   8 Управление сновидениями и уважение к ним Чтобы ...   20.4.2025, 16:49
- - соня   Практика йоги сна 1 Дакини Салчже Дудалма ...   20.4.2025, 17:05
- - соня   7 Поддерживающие практики Здесь приведены описани...   20.4.2025, 17:35
- - соня   ЧАСТЬ ШЕСТАЯ Уточнения 1 Контекст Природа ума — з...   20.4.2025, 17:47
- - соня   Чогьял Намкай Норбу - ЙОГА СНОВИДЕНИЙ и практика е...   20.4.2025, 17:50
- - соня   V. ОСНОВНАЯ ПРАКТИКА ЯСНОГО СВЕТА Когда указано в...   20.4.2025, 18:05
- - соня   Намкай Норбу Ринпоче "Круг Дня и ночи, котор...   20.4.2025, 18:06
- - соня   Закрепление практики 13. Второй момент - "за...   20.4.2025, 18:53
- - соня   IV. НОЧНАЯ ПРАКТИКА 34. Когда мы засыпаем так, что...   20.4.2025, 19:06
- - соня   Калу Ринпоче - Краткое описание практики тонг-лен ...   18.5.2025, 7:56
- - соня   Нгулчу Тогме Зангпо - 37 Практик Бодхисаттв Ачарь...   18.5.2025, 8:02
- - соня   Тендзин Ринпоче Тибетская йога сна и сновидений h...   18.5.2025, 8:06
- - соня   Озарение изначальной мудростью. Учения школы Ньинг...   18.5.2025, 8:10
- - соня   Падмасамбхава. Совет Рождённого из Лотоса https:/...   18.5.2025, 9:27
- - соня   Падмасамбхава. Совет Рождённого из Лотоса https:/...   18.5.2025, 9:29
- - соня   Тибетское учение БОН. Древний тибетский трансерфин...   18.5.2025, 9:49
- - соня   Ален Уоллес. Безмолвие ума. Учение о созерцательно...   18.5.2025, 9:52
- - соня   Калу Ринпоче. Совершенный буддизм. Жизнь, достойна...   18.5.2025, 9:56
- - соня   Калу Ринпоче. Мы все обладаем природой Будды. Ауди...   18.5.2025, 10:02
- - соня   Божественная грация. Практика Тары для нашего врем...   18.5.2025, 10:05
- - соня   Фонарь, освещающий путь. Наставления великих учите...   18.5.2025, 10:08
- - соня   Радужное тело. Жизнь и духовный подвиг Тогдэна Ург...   19.5.2025, 14:56
- - соня   Торчинов - Философия буддизма Махаяны ЦитатаНыне ...   19.5.2025, 20:26
- - соня   ГЛАВА 5 КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ БУДДИЗМА МАХАЯНЫ: М...   19.5.2025, 20:30
- - соня   Теперь кратко охарактеризуем «хинаянские» школы бу...   19.5.2025, 23:36
- - соня   Доказывая непригодность философских категорий (как...   19.5.2025, 23:39
- - соня   ГЛАВА 6 Классическая философия буддизма Махаяны Йо...   19.5.2025, 23:48
- - соня   Почему «семена» вообще проецируют свои содержания ...   20.5.2025, 1:30
- - соня   Солипсизм (от лат solus — «один только» и ipse — «...   20.5.2025, 3:01
- - соня   ..Кроме того, важно отметить, что буддийские текст...   20.5.2025, 3:03
- - соня   Интересно, что «Трактат о пробуждении веры в Махая...   20.5.2025, 3:07
4 страниц V  « < 2 3 4


Ответить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 

RSS Текстовая версия Сейчас: 19.10.2025, 5:08
 
 
              IPB Skins Team, стиль Retro