IPB
     
 

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
7 страниц V  < 1 2 3 > »   
Ответить в данную темуНачать новую тему
Коммунисты и религия
Aroc
сообщение 26.2.2012, 21:35
Сообщение #11


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Демиурги
Сообщений: 2023
Регистрация: 21.12.2005
Вставить ник
Цитата
Из: Переславль
Пользователь №: 131



Репутация:   239  



Дореволюционная церковь представляла из себя жалкое явление. Дичайшая казенщина и обскурантизм. Если бы не гонения воздвигнутые большевиками, то сейчас мы могли бы иметь вполне достойный аналог Ватикана. Конечно, большевиков это не оправдывает, но, как известно, чем сильнее болезнь, тем сильнее лекарство.
К сожалению, церковные иерархи пытаются сейчас стремительно восстановить дореволюционный "золотой" век, чтобы еще ярче заблистать своим былым картонным величием.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Мёртвый Связист
сообщение 6.3.2012, 2:28
Сообщение #12


Гуру из Бобруйска
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 656
Регистрация: 20.9.2005
Вставить ник
Цитата
Пользователь №: 5



Репутация:   20  



Вставлю свои пять копеек.

Как раз сегодня держал в руках издание 25-го года, журнал посвященный литературе и партийной политике, и, в частности, отметил там для себя блок, посвященный атеистической литературе. Главным тезисом журналиста было то, что несмотря на ударные темпы богоборческой печати, литературы этой маловато. Особенно повеселило название одного журнала - "Безбожник у станка". Но это все частности.

По существу, мне кажется, хорошо высказался философ Семен Франк в своей книге "Свет во тьме". Если абстрагировать, то его тезис примерно таков: никак не сочетаются две этики, исходящие из двух противоположных онтологий. Коммунистическая социальная онтология основана на ненависти и борьбе: ненависти одного класса к другому и их борьбе за жизненное пространство:
"В марксизме вера в человека и его великое будущее основана на вере в творческую силу зла. Совсем не случайно с этим сочетается замена человека как индивидуальной личности культом «класса» или «коллектива». Ибо если все высшее, благое, духовное осуществляется в облике человека как индивидуальной личности (так как именно личность есть образ Божий в человеке), то стихийная сила зла воплощается более адекватно в человеке как безличной частице толпы, массы, коллектива. Естественно поэтому, что марксизм есть уже нечто иное, чем профанный, арелигиозный гуманизм: он есть «гуманизм» сознательно антирелигиозный и антиморальный. Вера в человека противопоставляется здесь не только вере в Бога, но и вере в добро. В марксизме гуманизм задуман уже как титанизм, как вера в торжество бунтовщического начала в человеке, осуществляемое через разнуздание сил зла".

То, что христианская онтология основана на совершенно иных посылках, я думаю, и писать не стоит.

Поэтому, собственно, то, что Виталий и Человек называют стереотипами, свою фактическую реальность обретает в "Бутовском полигоне".

Теперь к Зюганову. В какой мере он коммунист, большой вопрос. Что осталось от коммунизма: партийная риторика, цитаты из классиков?
Я, если честно, не очень понимаю, каким образом можно реабилитировать религию в рамках коммунистического мировоззрения, если религия, согласно коммунистическим догматам, есть одна из многочисленных надстроечных форм. Какую религиозную систему это унизительное положение может устроить? Да, внутри большевизма некоторое время существовало маргинальное "богостроительство", впоследствии отвергнутое на очередном соборе, то есть съезде партии. Да и сама эта идея предполагала всего лишь использование религиозного чувства в деле строительства коммунизма.

Можно переопределить диалектический материализм, пересмотреть некие его посылки и положения, многие философы этим занимаются, я не спорю, но в какой мере коммунизм советского образца сочетаем с религией? Ни в какой, я думаю, за исключением того, что сам является своеобразным парадоксальным культом.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Prediger
сообщение 6.3.2012, 11:33
Сообщение #13


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Servus Servorum Dei
Сообщений: 14507
Регистрация: 20.9.2005
Вставить ник
Цитата
Из: Русь - чудесная страна
Пользователь №: 1



Репутация:   462  



Мёртвый Связист, а ты читал у Н.Бердяева "ИСТОКИ И СМЫСЛ РУССКОГО КОММУНИЗМА"? На мой взгляд в той книге многое объясняется, почему именно на русской почве появился и укоренился коммунистический вектор. Не оправдывается, а именно объясняется.
В целом, вопрос о соотношении религии и коммунистического мировоззрения остаётся сложным. Попробую собраться с мыслями и объяснить своё видение этой диалектической пары.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Монтек
сообщение 6.3.2012, 23:36
Сообщение #14


Ветеран
***

Группа: Демиурги
Сообщений: 1026
Регистрация: 30.9.2008
Вставить ник
Цитата
Из: Наш дом там где нас любят.
Пользователь №: 1005



Репутация:   41  



Коммунизм и религия не дуализм - амбивалентность!
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Мёртвый Связист
сообщение 8.3.2012, 3:43
Сообщение #15


Гуру из Бобруйска
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 656
Регистрация: 20.9.2005
Вставить ник
Цитата
Пользователь №: 5



Репутация:   20  



"Истоки и смысл..." прочитаю на досуге, но представляю более-менее, о чем может написать Бердяев. Скорее всего, о том, что коммунизм представляет собой секуляризированный вариант соборности и секуляризированную эсхатологию?

Вообще, интересно было бы узнать о твоих взглядах на этот вопрос.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Мёртвый Связист
сообщение 8.3.2012, 14:54
Сообщение #16


Гуру из Бобруйска
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 656
Регистрация: 20.9.2005
Вставить ник
Цитата
Пользователь №: 5



Репутация:   20  



а мне вот эта революционная песенка нравится: http://www.youtube.com/watch?v=1ft9iuZu0AI
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Prediger
сообщение 8.3.2012, 17:20
Сообщение #17


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Servus Servorum Dei
Сообщений: 14507
Регистрация: 20.9.2005
Вставить ник
Цитата
Из: Русь - чудесная страна
Пользователь №: 1



Репутация:   462  



Тема действительно сложная и именно поэтому её следует исследовать как можно глубже, отрешившись от стереотипов.
Что мы имеем? Имеем исторические факты жёсткого противостояния коммунистической и шире социалистической идеологии религии вообще. Противостояние быстро переходило из сферы салонных споров в плоскость давления и репрессий. Это было и в Парижской коммуне и в СССР.

Как здесь писали выше, противостояние было обусловлено конкуренцией за мировоззренческую платформу при построении нового общества. Религии воспринимались как элемент старой системы, как одна из опор королевского-царского режима. А сам этот режим понимался как отжившая форма, не обеспечивающая торжество свободы и справедливости, что было во многом верно. Другое дело, что и социалистические формы не достигли этих идеалов на практике в полной мере, но это уже другая тема.

Я здесь пытаюсь сказать, что значительная часть столкновения была обусловлена вещами социальными и политическими, поскольку религия сама изменила своему назначению и стала инструментом предшествующей системы власти. Это было ярко заметно и во Франции, и в императорской России.

Но что же с мировоззрением. Итак, коммунизм устремлён на строительство нового общества, новых общественных отношений. Но не просто через изменение системы отношений, а через изменение человека. Вот тут и происходит столкновение мировоззренческих платформ.

Христианство как раз предлагает изменение мира через внутреннее преображение человека. Онтология человека в переложение на экклезиологию в христианстве чрезвычайно глубока и основана на опыте как Откровения, так и аскетической практики.

Коммунизм, на мой взгляд, не предлагает такой глубокой системы понимания человека, сводя его проявления по-преимуществу к системе отношений, сам человек зачастую понимается как продукт общественных отношений. Это исходит из особенностей немецкой классической философии, из которой и появляется диалектика, ставшая основой системы философской мысли коммунистических авторов.

Но где мы видим в коммунизме слабость с точки зрения христианской антропологии, там начинается его сила в области понимания общественной и политической жизни. Рассказывать это долго и сложно, поэтому зафиксируем лишь чрезвычайно высокую эффективность на практике диалектических подходов. Мощь переустройства общества, мобилизации его на великие свершения в СССР была поразительной. Теперь нам и не снится такой подъём духа, через который страна была преображена и выведена на самый передовой мировой уровень.

Заметим, что реализация идей социализма и коммунизма в разных странах были различны. Почему именно в СССР стали возможны такие успехи? И здесь мы обязаны обратиться к тому культурному слою, который питал новую политическую идеологию - к русской христианской культуре, формировавшей русский национальный характер. Вот тут надо искать истоки русского коммунизма, атеизма, чрезвычайный запрос на волю и справедливость. На эту тему предлагаю работу Н.А. Бердяева "Истоки и смысл русского коммунизма". Он глубоко анализирует там эти вопросы.

Итак, пропуская разбор этой работы, сообщу некоторые выводы. Русский коммунизм весьма органично исходит и из русского национального характера и из мотивов православного аскетического мировосприятия. Для людей религиозно грамотных очевидны вполне религиозные формы, представленные в СССР. Это и святые, и мощи, и соборы, священные книги, и апостолы, и мученики и пр. Чрезвычайный мессианский дух, выраженный в идее мировой революции, а потом интернационализма, тоже из набора религиозных форм.

Коммунизм в России необходимо опёрся на религиозную основу в духе народа, использовав эту энергию для великих свершений. Но драма коммунизма оказалась в том, что он недостаточным образом подпитал эту самую основу для дальнейшего роста и тем самым предрешил угасание. Далее уже идёт сплошная метафизика smile.gif.

Драма противостояния религии была исторически неизбежна и необходима ввиду плотнейшей связки Русской Церкви с прежними культурными и государственными формами, что было пороком религии. Коммунизм же бросился в построение своей, новой, светской религии, в чём также был нелеп и неестественнен.

Религия должна быть религией, а политическая идеология - инструментом.

Сегодня пришло время переосмысления во взаимоотношениях этих двух материков. Мне думается, что в новых мировых и общественных условиях коммунизм и Православие вполны могут и должны быть союзниками против их общего врага - мертвящего либерализма. Собственно, есть даже не вполне удачная попытка соединения христианства и социализма в латинской Америке в виде "теологии освобождения". Думается, что Православие, в виду его большей глубины и опыта преображения культурных форм, способно дать совершенно превосходящий образчик христианского социализма, как формы совершенной борьбы против зла во всех его формах: от духовных до социальных и политических.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Монтек
сообщение 9.3.2012, 20:14
Сообщение #18


Ветеран
***

Группа: Демиурги
Сообщений: 1026
Регистрация: 30.9.2008
Вставить ник
Цитата
Из: Наш дом там где нас любят.
Пользователь №: 1005



Репутация:   41  



Предигер, цитата:
Цитата
"религия сама изменила своему назначению и стала инструментом предшествующей системы власти."

Назначение религии? Хм, в самом тезисе кроется двойной смысл. Религии создали люди, это во-первых. Следовательно, с определенной целью. Упорядочить культы, объединить верующий народ вокруг духовного источника, чем и была религия собственно, есть и сегодня. Во-вторых, если рассматривать религии, как ниспосланые свыше, "назначение" выглядит нравственными основами. Но если рассматривать его, как поиск Творца, духовные пути, то в вопросе о политике места о назначении религии не может быть в принципе. Но, как служители культа, так и политики, ни когда не спускали возможности манипулировать сознанием людей, с помощью страхов перед неизведанным.
Вопрос по существу: этично ли использовать инструменты манипуляций подобного рода? И зачем вообще рассматривается вопрос "Коммунизм и Религия"? Совместимость антогонистов возможна по средствам ослабления их воздействия.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Prediger
сообщение 9.3.2012, 20:20
Сообщение #19


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Servus Servorum Dei
Сообщений: 14507
Регистрация: 20.9.2005
Вставить ник
Цитата
Из: Русь - чудесная страна
Пользователь №: 1



Репутация:   462  



Известен лозунг "Религия это опиум для народа". Наверное, помимо определённой иронии, тут выражена та мысль, что религия одурманивает массы и отвлекает от борьбы за насущные права. Но против одурманивания выступает и христианство, выставляя здравомыслие как основу добродетелей. Одурманивание это уже признак духовного нездоровья. Трезвость и чистота - вот основания правильной духовной жизни.

Религия как инструмент манипуляций совершенно недопустима. Это прямое разрушение принципов, на которых возникает религия, как инструмент духовного роста.

Про совместимость кажущихся антогонизмов можно сказать, что это вещь диалектическая. Вообще, более глубокий взгляд на вещи, в том числе и в религии, связан с диалектикой. Взять хоть классический орос Халкидонского собора: "неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно".
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Монтек
сообщение 9.3.2012, 22:00
Сообщение #20


Ветеран
***

Группа: Демиурги
Сообщений: 1026
Регистрация: 30.9.2008
Вставить ник
Цитата
Из: Наш дом там где нас любят.
Пользователь №: 1005



Репутация:   41  



А на каких принципах возникает религия? Хорошо, допустим сейчас сформулируем. 1. Вера в бога. 2. Догма. 3. Единение в устремлении духовном.
Теперь как соединить это с принципами коммунизма? Идеологическая диффузия. И какие коммунистические принципы рассматривать, сегодняшние? Они разнятся с первичными, с советскими. Это ли принципы вообще?
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Монтек
сообщение 9.3.2012, 22:12
Сообщение #21


Ветеран
***

Группа: Демиурги
Сообщений: 1026
Регистрация: 30.9.2008
Вставить ник
Цитата
Из: Наш дом там где нас любят.
Пользователь №: 1005



Репутация:   41  



Из Вики, Настольная книга для священно-церковно-служителей (1913): «Коммунизм проповедует принудительное общение имуществ, отрицая все виды частной собственности. Распространяя принцип коллективизма, то есть общности, не только на производство и распределение, но и на самое пользование произведёнными продуктами, или на их потребление, и подчиняя всё это общественному контролю, коммунизм тем самым уничтожает индивидуальную свободу даже в мелочах обыденной жизни. Проповедуемое коммунизмом общение имуществ ведёт к ниспровержению всякого правосудия и к совершенному разрушению благосостояния и порядка семейного и общественного.»
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Монтек
сообщение 9.3.2012, 22:24
Сообщение #22


Ветеран
***

Группа: Демиурги
Сообщений: 1026
Регистрация: 30.9.2008
Вставить ник
Цитата
Из: Наш дом там где нас любят.
Пользователь №: 1005



Репутация:   41  



Коммунистическая партия Российской Федерации, основываясь на творческом развитии марксизма- ленинизма, имеет своей главной целью построение социализма – общества социальной справедливости на принципах коллективизма, свободы, равенства, выступает за подлинное народовластие в форме Советов, укрепление федеративного многонациональногогосударства. Коммунистическая партия Российской Федерации - партия патриотов, интернационалистов, партия дружбы народов.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Монтек
сообщение 9.3.2012, 22:57
Сообщение #23


Ветеран
***

Группа: Демиурги
Сообщений: 1026
Регистрация: 30.9.2008
Вставить ник
Цитата
Из: Наш дом там где нас любят.
Пользователь №: 1005



Репутация:   41  



КПРФ и религия. Тут нашел множество ответов на множество вопросов. Забавно. Манифеста будто и небыло.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Prediger
сообщение 10.3.2012, 19:49
Сообщение #24


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Servus Servorum Dei
Сообщений: 14507
Регистрация: 20.9.2005
Вставить ник
Цитата
Из: Русь - чудесная страна
Пользователь №: 1



Репутация:   462  



Цитата(Монтек @ 9.3.2012, 22:00) *
А на каких принципах возникает религия? Хорошо, допустим сейчас сформулируем. 1. Вера в бога. 2. Догма. 3. Единение в устремлении духовном.
Теперь как соединить это с принципами коммунизма? Идеологическая диффузия. И какие коммунистические принципы рассматривать, сегодняшние? Они разнятся с первичными, с советскими. Это ли принципы вообще?


Возникновение религии вопрос сложный и его нельзя рассмотреть как один из контекстов данной темы. Замечу лишь, что разные религии возникали по-разному. Поэтому они делятся на откровенные, естественные, шаманические и т.д.

Соединять коммунизм как политическую идеологию с религией не стоит. Этот вопрос следует оставить для частного духовного ответа. Роль религии через призму политическую следует рассматривать в историко-культурном. Например, КПРФ отводит приоритетное значение Православию ввиду его базисной роли в формировании русской нации, культуры, социальности.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
Монтек
сообщение 11.3.2012, 9:22
Сообщение #25


Ветеран
***

Группа: Демиурги
Сообщений: 1026
Регистрация: 30.9.2008
Вставить ник
Цитата
Из: Наш дом там где нас любят.
Пользователь №: 1005



Репутация:   41  



Христианство о коммунизме.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 

7 страниц V  < 1 2 3 > » 
Быстрый ответОтветить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 

RSS Текстовая версия Сейчас: 19.12.2025, 19:13
 
 
              IPB Skins Team, стиль Retro