IPB
     
 

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
 
Ответить в данную темуНачать новую тему
Постмодернизм., И его революция.
Маркус
сообщение 21.10.2007, 1:01
Сообщение #1


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Демиурги
Сообщений: 2262
Регистрация: 17.9.2006
Вставить ник
Цитата
Пользователь №: 518



Репутация:   179  



Постмодернизм:
http://www.apn.ru/publications/article17488.htm
Основные принципы постмодернистской философии попытался сформулировать в своих работах «Ницше» (1965) и «Логика смысла» (1969) Ж. Делез, а также другие постмодернистские мыслители (в частности, философ Ж. - Ф. Лиотар в работе «Состояние Постмодерна»). Они в самом общем и грубом виде таковы:

1) Реальность, в которой живет современный человек, образуют события и смыслы (ценности), которые никак не связаны с глубинными субстанциями и глубокими идеями;

2) Эти идеи расположены на поверхности культуры (которую постмодернисты называют «ризомой»), и не требуют для своего постижения особых интеллектуальных усилий и абстрагирования;

3) Отрицая существование высших измерений и ценностей, постмодернисты отказываются от употребления таких понятий, как Бог, душа, Я, внешний мир и т.д.;

4) Ведущая роль в жизни человека и общества постмодернистами признается за случайностью, а наличие сколько-нибудь масштабных законов действительности ими отвергается;

5) В силу этого приверженцы Постмодерна утверждают, что разум не имеет права претендовать на знание абсолютных истин (их вообще нет, либо они являются продуктом человеческого разума) и управление всей жизнью человека и общества (ибо нормальный и естественный для человека порядок есть спонтанность).

6) Поэтому основы наших знаний следует искать не в глубинах метафизики и науки (научно — теоретическом мышлении), а в повседневном общении и обыденном мышлении.



Таким образом, философы-постмодернисты выразили мировоззрение, свободное от веры в Бога, науку, истину, человека и его духовные способности. Параллельно они предложили способ жизни (все более реализуемый в современном постиндустриальном обществе), где все, начиная от языка и кончая формами совместного общежития людей, объявляется продуктом случая и времени. Смысл же интеллектуальной деятельности, таким образом, состоит в раз-божествлении мира (термин Р. Рорти).

И его революция:
http://www.apn.ru/publications/comments17503.htm
Основные тезисы, которые после второй мировой войны развивал Герберт Маркузе, один из ведущих представителей Франкфуртской школы, можно сформулировать следующим образом:

1) Развивающаяся цивилизация все активнее подавляет естественные наклонности человека, реализуя принцип «прибавочной репрессии» (механизмами которой являются обязательный труд, контроль посредством «совести и морали», навязывание членам общества генитальной сексуальности и подавление более архаичных форм либидо, торжество научного разума и превращение науки в средство «тотальной мобилизации» масс);

2) В силу этого, в современном мире не существует принципиальных различий между социализмом и капитализмом;

3) Оба этих строя представляют собой разновидности технократического и бюрократизированного (или «тотального») общества, ассимилировавшего рабочий класс путем навязывания ему через массовую культуру и пропаганду ложных (т.е. потребительских) потребностей (ибо общество, основанное на принципах технической рациональности, неизбежно превращает человека в винтик — причем подчиненным оказывается не только тело, но и сознание человека). Вследствие этого искажается природа человека — и в ней вместо конструктивных стремлений (Эрос) утверждаются разрушительные потребности (в конкуренции, убийстве, наживе, насилии и т.п.);

4) В итоге государство поглощает личность, и складывается «мир тотального администрирования» (основой которого является не «террористически-полицейское управление», но «экономико-техническое управление, осуществляемое благодаря манипулированию потребностями»), и общество переходит в «одномерное состояние» с преобладанием «одномерного человека» (что предполагает «отсутствие противоборства, критики, и реальной оппозиции» — Маркузе называет это состоянием «репрессивной терпимости»);

5) В этих условиях демократия превращается в фикцию, общество во всех странах становится контрреволюционным и неотвратимо идет к фашизму (Германия, как полагает Маркузе — лишь частный его случай; в более же развитых странах Запада фашизм приобретет более изощренные и гибкие формы);

6) В такой ситуации движущей силой социальных изменений должны стать радикальная интеллигенция и студенчество, а также т.н. социальные аутсайдеры (безработные, люмпены, национальные меньшинства и др.);

7) Идеологией этих изменений должен стать т.н. «Великий отказ» от ценностей индустриальной цивилизации (бунт как проявление «надежды в отчаянии») — т.е. стихийное выступление маргинальных слоев общества без всякого партийного руководства («Это будет обращением процесса цивилизации, взрыв культуры — но после того, как культура сделала свое дело и создала человечество и мир, которые могут быть свободными»);

8) «Великий отказ» должен перерасти в «культурную» (здесь Маркузе ссылается на ее китайский аналог и кубинских партизан) и далее — в «сексуальную революцию», ближайшая цель которой — развитие «новой чувственности» с помощью авангардистского, главным образом сюрреалистического искусства. Эта «новая чувственность» заставит консервативного индивида почувствовать, что он несчастен, и внедрит в его сознание новые («гуманистические») идеи и потребности;

9) Реализация этого проекта позволит построить подлинного «гуманный социализм», в основу которого будет положено изменение «биологической природы» человека, который сможет реализовать свои нерепрессивные потребности (в свободе, этике, эстетике) — и будут отвергнуты подавляющие человека принцип рациональности (и производные от него индустриализм, технократизм, авторитарность), трудовая дисциплина (труд превратится в «свободную игру человеческих способностей»), институты моногамной и патриархальной семьи, а также искусственно навязываемые формы сексуальности.


На смену ему придет «принцип удовольствия», и произойдет символическая победа Орфея над Прометеем: «Орфей протестует против репрессивного строя детородной сексуальности. Орфеистический Эрос до конца отрицают этот строй, и это — Великое отрицание. В мире, символизируемом культурным героем Прометеем, это — отрицание любого порядка; но в своем отрицании Орфей приоткрывает новую реальность, с собственным порядком, управляемым иными принципами» (См. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев. 1995).


«Великий Отказ» от достижений Модерна — национального государства, государственной идеологии, дисциплины труда и идеологии, и др. — и есть, по нашему мнению, основное содержание «постмодернистской революции». Именно поэтому идеи скандального профессора Маркузе, столь популярные среди леворадикалов 1960-1970-х годов, не утратили свою актуальность и для идеологов современного «постмодернистского проекта». Но каковы же, в таком случае, контуры формирующегося постмодернистского проекта?
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 

Быстрый ответОтветить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 

RSS Текстовая версия Сейчас: 12.6.2024, 16:02
 
 
              IPB Skins Team, стиль Retro