Терроризм в историческом контексте
История терроризма привлекала многих исследователей1. Одно из первых упоминаний о политическом терроре связано с именем полководца Луция Корнелия Суллы, который после победы в гражданской войне над Гаем Марием установил в Риме диктатуру, сопровождавшуюся кровавыми бесчинствами (82-79 гг. до н.э.) В историю вошли проскрипции Суллы – списки лиц, объявленных вне закона, которые составлялись в каждом городе Италии. Атмосфера неизвестности (Сулла «вспоминал» все новые и новые имена) погрузила римских граждан в состояние ужаса. Методы террора использовала еврейская политическая группировка зилотов, боровшаяся против Рима за автономию Фессалоник. В I веке представители их радикального крыла, в Иудее называвшиеся сикарии (от латинского sika – кинжал), убивали не только римлян, но и сотрудничавших с ними своих соотечественников. Эпоха феодализма в Европе ассоциируется в том числе с виселицами вдоль дорог, выставленными напоказ отрубленными головами участников народных бунтов или просто недовольных, с деятельностью святой инквизиции, а также террористическими актами феодальных властителей против своих противников и вассалов.
Однако происхождение массового терроризма связывают, как правило, с Великой Французской революцией (1789-1795), которая сопровождалась кровавой расправой шедшей к власти буржуазии со своими противниками, а затем братоубийственным террором против ее руководителей, в том числе Робеспьера. В начале XIX в. в Европе родились такие террористические объединенения, как мафия, каморра, братство партопариев. Итальянская мафия, возникнув на Сицилии, смешала уголовные дела с политикой и эволюционировала в преступный синдикат, охвативший впоследствии и американский континент. В 1848 г. термин «терроризм» стали употреблять для характеристики действий революционеров – республиканцев и националистов. Именно в этот период началась история Ирландской республиканской армии (ИРА), использовавшей террористические методы в борьбе за самоуправление Ирландии. В конце XIX – начале ХХ вв. к террористам относили анархистов, борцов за национальное освобождение, ультранационалистов и членов ряда рабочих организаций. Среди них выделялись русские революционеры («Народная воля», Боевая организация эсеров), утверждавшие идею о том, что Россию можно привести к обществу социальной справедливости только через террор. После победы большевистской революции 1917 г. В.И.Ленин принял на вооружение тактику красного террора (по его мнению, не лучшего, но оправдываемого средства) против врагов советской строя. При Сталине террор стал не только средством борьбы с политическими противниками, но и способом утверждения режима личной власти. Массовый террор стал политической обыденностью и в другой политической системе – нацистской.
После II Мировой войны содержание этого понятия меняется вновь: главными террористами для метрополий стали борцы за национальное освобождение колоний и полуколоний. Приблизительно с 1964 до начала 80-х гг. термин «терроризм» применялся к левацким групировкам (французская группа «Прямое действие», немецкие «Фракция Красной армии» и «Революционные ячейки», итальянские «Красные бригады», «Японская Красная армия» и др.), которые в основном сошли с политической сцены к 1995 г., а также националистам (баскская ЭТА – «Эскауди та Аскатасуна» («Баски – за родину и свободу»), уже упоминавшаяся ИРА, Курдская рабочая партия (Турция) и др.) С середины 80-х усиливаются позиции «правого» терроризма (неофашистские, антисемитские, расистские организации): их база в Германии и Австрии в 1982 г. оценивалась приблизительно в 20 тыс. чел2. На мировой арене терроризм рассматривался как проявление противоборства между государствами. С началом нового тысячелетия под терроризмом понимают также деятельность разветвленных структур религиозных фанатиков, не зависящих от государства, и групп, применяющих насилие ради определенной цели – например, защиты окружающей среды. Как представляется, приведенных фактов достаточно, чтобы констатировать: на понимание сути терроризма влияют социально-исторические условия.
|