Александр Борисов: Остров" – фильм о спасении человека в наше время" [01/12/2006]
"Остров" - новый фильм Павла Лунгина о суровом православии "с мужским лицом": очередной квазицерковный поп-арт или серьезный "духовный опыт", связанный с "национальной моделью спасения"? Об этом рассуждает настоятель московского храма св. Космы и Дамиана в Шубино священник Александр Борисов.
"Портал–Сredo. Ru": Отец Александр, "Остров" - своевременный фильм, симптоматичный?
Протоиерей Александр Борисов: Думаю, что да. Потому что, как это ни банально, но сегодняшние идеалы – это деньги и секс. Увы, это так! Вопросы чести, в том числе и офицерской, достоинства – мы их не слышим. Ну, подумайте, ведь, кроме политической, должна же быть и духовная вертикаль?!
– В "Острове" поднимаются именно эти вопросы?
– "Остров" – это духовная фантазия, лучше сказать - притча. Это не исторический фильм, не реалистический, если угодно. Потому что, разумеется, в 1976 году таких событий быть не могло, так же, как не могло быть, как Вы понимаете, и такого монастыря. Но не в этом дело. Это картина, которая, как я уже сказал, в жанре притчи рассказывает о людях, оказавшихся в крайних ситуациях в некоем "граде Китеже", на далеком острове. В такой ситуации оказывается и главный герой фильма – отец Анатолий, пример которого, личность которого говорят нам и еще об одном очень важном – о том, что если человек совершенно искренне обращается к Богу, то ему не только будут дарованы прощение, духовное спасение, но откроются и дары в отношении спасения других людей – а это уже разговор о святости.
– Однако, образ отца Анатолия, созданный Петром Мамоновым, уже немало критиковали в прессе, даже называя героя чуть ли не карикатурным, порой юродивым…
– Играет Петр Мамонов прекрасно. И его герой – это абсолютно живой человек. Он живет по канонам монашеской жизни, но когда ситуация становится крайней, он будет жить уже исключительно лишь по заповедям. Ну а что касается юродства… Так что же? Монахами, как Вы прекрасно знаете, были, как цари, так и юродивые.
– Ну, хорошо, а другие монахи – отцы Иов и Филарет?
– Каждый из них совершает свой путь искренне – вот что самое важное. Ибо неискреннему человеку на этом острове делать попросту нечего. Но они все – разные. Отец Иов, например – такой, скажем, книжник…
– Но такова ли реальная жизнь в наших монастырях?
– Если бы в фильме показывался какой-то из наших реальных монастырей, то поставленная режиссером цель не была бы, скорее всего, достигнута, не была бы реализована идея. И обыватель сказал бы – ну там все, как и у нас.
– Ну да, потому-то Павел Лунгин и отправился из своего парижского "далека", с берегов Сены на остров Кемь в Белом море.
– Да. Ведь и Аврааму потребовалось выйти за пределы Ура Халдейского, чтобы исполнить свое предназначение. Но, в то же время, отец Анатолий произносит всем известные молитвы – из утреннего и вечернего молитвенного правила, 50-й псалом читает – то есть одновременно этот образ доступен каждому, и именно это-то и позволяет отнестись к нему всерьез.
– А есть ли у него какой-то прототип?
– Возможно, это святой Анатолий Оптинский.
Беседовал Алексей Феоктистов.