Недавно в Риге проходила конференция Синода Латвийской православной церкви "Церковь, семья и школа", в которой участвовало много зарубежных гостей. Среди них был и профессор Московской духовной академии Алексей Ильич ОСИПОВ. Аудиозаписи его лекций есть в свободном доступе на многих православных сайтах. А в Москве в домах культуры на встречах с известным богословом, выражаясь светским языком, полный аншлаг. Телеграф не мог не воспользоваться возможностью побеседовать со столь почитаемым в православном мире гостем Риги.
Взрослым о детях
— Алексей Ильич, первый вопрос как раз по теме конференции. Как вы относитесь к тому, что в наших школах (и в Латвии, и в России) почти одновременно ввели религиоведение и сексуальное воспитание?
— Это одно из печальнейших явлений нашего времени. Христианам особенно надо знать важное высказывание Алексея Хомякова, вождя славянофилов XIX века. Он сказал: "Разум, отрешенный от нравственности, слеп, как сама материя".
Преждевременное пробуждение сексуального интереса искажает психологию ребенка и самым отрицательным образом воздействует на его тело. Эта колоссальная беда и ошибка, которая ничего хорошего нашему обществу в будущем не принесет.
— Какие еще проблемные места в жизни школы вы видите?
— Мне кажется, крайне необходимо восстановить порядок в школе. Без дисциплины мы не только не получим знающего человека, но — самое страшное — мы не получим самого человека. От маленького наглеца, не почитающего учителя, трудно ожидать добрых плодов в жизни. Если на это не обращать внимания, мы разрушим общество.
Православие — это не черные одежды
— Некоторые священнослужители резко отрицательно относятся к светской литературе, музыке, телевидению. Но мы же — миряне.
— Светская литература подчас очень многому может научить человека, многое ему дать. Но дело в том, что каждому возрасту — своя пища. Мы не будем грудного младенца кормить мясом. В зависимости от степени религиозного развития человека он может питаться разной пищей: разной литературой. Возьмите Достоевского, Чехова, ранние вещи Лескова, пока он не стал толстовцем...
То же — и музыка. После настоящей церковной музыки (не концертов на религиозную тему) я лично предпочитаю народную музыку и песни. Недавно слушал песни казаков — сколько в них веселья без экстаза, сколько грусти без отчаяния! На третье место я бы поставил классическую музыку.
— Вопрос из другой области. Мы сегодня живем в очень жестком, даже жестоком мире. И возникает проблема: если ты будешь кротким и уступчивым, то можешь оказаться в аутсайдерах — ни карьеры, ни заработка.
— Вспомните слова Христа, когда его — измученного и связанного — один из охранников особенно жестоко ударил: "Если я не прав, скажи, что я не прав. А если я прав, за что бьешь ты меня?" Если вдуматься, это поразительные слова. Когда попирают наши достоинства — это не кротость и смирение, а слабость и пассивность.
Memento mori
— Возьмем такую ситуацию: женщина была вынуждена сделать аборт по рекомендации врачей, и теперь не находит душевного спокойствия — совершила ли она роковую ошибку?
— В 2000 году на Соборе епископов Русской церкви были приняты "Основы социальной концепции Русской православной церкви". В них, в частности, и этот вопрос был рассмотрен в разделе биоэтики. Я помню, мы много над этим разделом трудились, были очень серьезные дискуссии. И пришли к общему выводу: если действительно есть серьезные медицинские показания к прерыванию беременности, то женщина без опасения того, что совершает грех, может делать аборт. Но мы говорили и о том, что в случае такой медицинской рекомендации ей надо обратиться не к одному врачу, а поговорить и с другими специалистами в этой области, и обязательно посоветоваться со своим священником.
— Изменила ли церковь отношение к внебрачным детям? Женщина за 30, не встретившая спутника жизни, идет на искусственное оплодотворение...
— Церковь отрицательно относится к этому. Человек верующий должен понимать, что в нашей жизни нет случайностей. И когда мы хотим, вопреки очевидному промыслу, сказать: "Да будет моя воля!", мы совершаем ПРЕ-ступление, пре-ступаем закон. Сложившиеся условия надо принять как промыслительные действия Божьи, которые должны послужить вам действительно на пользу.
"Да будет Твоя воля" или "Да будет моя воля" — вот перед каким выбором стоит такая женщина.
О болезнях
— Существуют ли болезни, на исцеление которых как бы наложен запрет?
— Прежде всего скажу, что готовиться к смерти нужно всегда, даже здоровым людям. Мы не знаем, что с нами случится. А человек — раз, и попал под машину. Или — раз, и у него инсульт, он парализован. При этом не надо уподобляться язычнику, который дрожит и боится кончины. Готовиться к этому таинству следует нравственно, чтобы в любой момент предстать пред Судом Божьим.
В отношении того, что некоторые тяжелые болезни якобы некий рок и будто бы даже не надо обращаться к врачам — это недоразумение. Какими бы ни были болезни, человек имеет полное моральное право и искать помощи у медиков, и обращаться к Богу: "Господи, да будет Твоя воля, Ты видишь мои страдания, если это возможно, то исцели меня".
Нет никакого рока. Есть случаи, когда человек заболевал раком и после этого жил. Моя двоюродная сестра — ей сделали операцию чуть ли не в последней стадии. 25 лет после этого она жила.
— Как вы относитесь к паломничеству по определенным местам в надежде на исцеление? Я сама лично не избежала этого: и к источнику в Пюхтице ездила, и к часовне на могиле Ксении Петербуржской, оставляла там записку...
— Одно дело — съездить в то место, где жил или похоронен великий святой, и помолиться. Выйдет более горячая молитва. И совсем другое, когда мы смотрим на это как на какое-то колдовство. Вот это уже беда. Да, можно съездить, помолиться, но не надо думать, что если оставишь записку — будет результат, а не оставишь не будет. Вся суть посещения святых мест — не в их особом статусе, а в том, что мы там ярче воспринимаем этого святого и молитвы наши становятся более искренними, а значит, более доходящими до нашего сердца. Никакая записка у Ксении Петербуржской не поможет, если мы не изменим самих себя, не начнем жить по-христиански.
Апокалипсис: аллегория или ближайшая реальность?
Рассуждения о конце света велись во все эпохи и при всех правителях. В последнее время вопрос грядущего апокалипсиса все чаще оказывается на повестке дня. А что по этому поводу думает гость Риги?
— Если мы посмотрим на творения наших ближайших (по времени жизни) святых отцов — Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, оптинских старцев, — то все они описывают перспективы достаточно очевидные. Древо жизни человечества в целом стареет, как и любое другое дерево. Начинаются болезненные искажения жизни человеческой, и в России они в высшей степени очевидны. Но об одном из них предупреждает Игнатий Брянчанинов особо: наш народ может и должен сделаться орудием гения из гениев. Так он называет антихриста, который наконец осуществит мысль о всемирной монархии. Страшные слова, не дай Бог, чтобы они действительно исполнились. Но Брянчанинов их пишет в одном из писем буквально как пророческие. Посмотрите, как наш народ жаждет: царь, царь... Не Бог, а царь для него важнее. И не понимает, что сама атмосфера политической жизни в России сегодня — такой маточный раствор, который может родить сейчас только антихриста.
И все-таки я скажу, что будущее России целиком и полностью находится в наших руках. Одна доля добра, одна доля любви, которые мы вносим в жизнь, неизмеримо больше, чем масса зла, которое творится рядом.
Ольга НОВИКЕВИЧ