Кришнамурти - Пробуждение разума
Цитата
Данные две книги – сборники бесед, представляющих широкий тематический диапазон его учений и обсуждений. В нее вошли личные беседы с известным физиком Дэвидом Бомом, профессором философии Джейкобом Нидлманом, индуистским духовным учителем Свами Венкатешанандой, а также беседы с небольшими группами людей в Америке, Европе и Индии. Были освещены следующие темы: роль учителя, внутренняя революция, религиозное переживание, медитация, добро и зло, искусство видения, священное, фрагментация сознания, мысль, разум, неизмеримое и многие другие.
Вступительное слово редакторовКришнамурти говорил спонтанно, без подготовки, отвечая на живые вопросы.
Диалоги не дискуссии, а совместное исследование истины.
Слушатель — соучастник, не последователь.
Никаких авторитетов, никаких «учителей» — только открытое внимание.
Эти тексты не толкуют, а зовут к видению.
Часть I.
Беседа 1. Роль учителя
Духовная революция возможна лишь при серьёзности.
Перескакивание от развлечения к развлечению не создаёт нового.
Серьёзность — не разочарование, а ясность.
Разочарование рождает цинизм, серьёзность — исследование.
Новая возможность возникает не из надежды, а из отказа от всех надежд.
Начни как будто ничего не знаешь.
Трудность только для того, кто заполнен знаниями других.
Кто сказал: «Я перечитываю Кришнамурти и не могу сделать то, что он говорит» — уже начал видеть.
Быть новичком — и есть начало.
Обман возникает, когда я чего-то хочу.
Хочу опыта, переживания, подтверждения — и уже попался.
Скажи: «Я не хочу обманывать себя».
Исследуй жадность, неудовлетворённость, желание.
Жадность — бегство от собственного убожества.
Пока есть желание чего-то большего, будет обман.
Просить помощи — продолжение зависимости.
Никто не может помочь, кроме самого видения.
«Гуру» значит — тот, кто указывает.
Но тот, кто говорит, что знает, — не знает.
Знание всегда прошлое, переживание, распознанное из памяти, не реально.
Настоящий гуру снимает бремя, а не навязывает своё.
Тот, кто говорит «я помогу», толкает вас в другую ловушку.
Если бы не было ни книг, ни учителей — что бы вы делали?
Смятение, боль, растерянность — вот реальность.
И только настоятельная потребность видеть рождает прорыв.
Пока мы говорим: «Кто-нибудь поможет» — мы спим.
Большинство людей не сходят с ума, потому что уже безумны — живут в хаосе чужих авторитетов.
Свобода начинается, когда кончается зависимость.
Усилие — культ обусловленного мира.
«Идти против» — основа нашей культуры.
Почему вообще нужно усилие, чтобы достичь Бога?
Может быть, всё уже присутствует, только я не умею смотреть.
Важно не усилие, а видение.
Чтобы смотреть, нужно не сопротивляться.
Желание «быстро достичь» — форма сопротивления.
Работа не в методе, а в тонкости внимания.
Настоящее усилие — не делать усилий.
Лень — не тела, а мысли.
Тело знает, когда устало, и говорит: «Оставь меня в покое».
Мышление же заставляет: «Ты должен».
Так мысль делает тело ленивым.
Мысль механистична, потому что повторяет и сравнивает.
Понимание приходит, когда мысль безмолвствует.
«А-а! Я вижу!» — это вспышка без причины, не результат логики.
Энергия — едина, не делится на духовную и физическую.
Разделение возникает в уме.
Почему ум разделил жизнь на фрагменты?
Внутреннее разделение — «я» и «не-я» — источник внешних войн.
Мыслящий отделил себя от мысли и создал наблюдателя.
Пока есть наблюдатель — есть борьба.
Посмотри на холмы — там нет наблюдателя.
Когда смотришь на себя — наблюдатель появляется, потому что хочешь изменить.
Истинное видение — видеть без намерения изменить.
Видеть — достаточно.
Память о мгновении красоты становится жаждой повторения.
Так рождается удовольствие и страдание.
Понимание — видеть, что повторение невозможно.
Красота и удовольствие несовместимы.
Если видишь это — всё кончено.
Мгновение видения — покой ума.
Мышление вступает — и рождает время.
Покой — не результат подавления.
Медитация — безмолвие, в котором мышление покоится само.
Мышление всегда в поле известного.
Оно проецирует будущее из прошлого.
Так создаётся тюрьма времени.
Свобода — в признании: «Я не знаю».
Когда я действительно не знаю — мышление умолкает.
Афоризмы
Не ищи серьёзности — будь ей.
Обман начинается там, где есть желание.
Тот, кто говорит «знаю», — живёт в прошлом.
Свобода начинается с отказа от помощи.
Истинное усилие — не делать усилий.
Лень рождает мысль «я должен».
Понимание приходит, когда мысль молчит.
Видеть — значит быть без наблюдателя.
Красота не повторяется.
Свобода — «я не знаю».
Джидду Кришнамурти
ПРОБУЖДЕНИЕ РАЗУМА
Разум — не интеллект, не логика, не умение рассуждать.
Разум — свет осознания, неразделённое внимание, в котором нет «наблюдателя».
Когда мысль знает своё место, возникает разум.
Мысль — инструмент, разум — целое.
I. О пробуждении
Пробуждение не приходит через усилие.
Ты не можешь разбудить себя сам, но можешь увидеть, что спишь.
Видеть — и есть пробуждение.
Любое стремление «стать пробуждённым» — продолжение сна.
Мысль ищет опыт, а разум видит бессмысленность искателя.
Искатель — сам часть сна.
Разум просыпается, когда прекращается движение к результату.
Мир внутри тебя и вне тебя — одно зеркало.
Понять себя — значит понять мир.
Без понимания себя нет конца страданию.
II. О мышлении и знании
Мышление — это отклик памяти.
Знание всегда прошлое.
Мышление создаёт время, а время создаёт страх.
Видение без времени — вне мышления.
Мысль полезна в технике, но опасна в душе.
Когда мысль вторгается в отношения, рождаются образы.
Образы между людьми — это стена.
Любовь исчезает, когда появляется образ.
Мысль говорит: «Я должен быть свободен», и создаёт несвободу.
Свобода не противоположна рабству.
Она вне противоположностей, вне «должен».
III. О внимании и наблюдении
Внимание — это не концентрация.
Концентрация исключает, внимание включает всё.
Внимание — без выбора.
В нём нет наблюдателя, нет того, кто говорит: «Я внимателен».
Когда ум безмолвен, всё ясно.
Безмолвие — не результат контроля.
Контроль — форма насилия.
Понимание приходит, когда исчезает контролёр.
Видеть — значит быть в контакте.
Слово «дерево» не есть дерево.
Между словом и вещью пролегает сон.
Когда слово умолкает, вещь говорит сама.
IV. О времени и страхе
Страх — это время.
Мы боимся того, что может случиться завтра, или памяти о вчера.
Когда видишь это, страх исчезает.
Страх не кончается через мужество, он кончается через видение.
Время — не путь к истине.
Истина не достижима во времени.
Она вне движения от «чего-то» к «чему-то».
Идея прогресса — ловушка мысли.
Свобода от времени — рождение нового.
Каждый миг — смерть старого.
Жить — значит умирать каждое мгновение.
Без смерти нет свежести ума.
V. Об обществе и человеке
Общество — отражение человека.
Пока внутри конфликт, снаружи будет война.
Политика, религия, реформы — бесполезны, если нет внутренней революции.
Мир нельзя построить на страхе и вере.
Истинная революция — не постепенное изменение, а мгновенное прозрение.
Когда видишь опасность — ты действуешь.
Видение опасности иллюзии — конец иллюзии.
Видение — действие.
Не ищи лидера.
Там, где есть лидер, есть подражание и страх.
Следование — форма рабства.
Истина — земля без дорог.
VI. О любви и сострадании
Любовь не мыслит.
Любовь — тишина сердца.
Когда исчезает страх, появляется любовь.
Где любовь — нет усилия.
Любовь не знает расстояния.
Любовь — не объект, не отношение, не чувство.
Она — присутствие без центра.
Любовь — единственная истина, всё остальное — шум.
Сострадание — не жалость.
Жалость — снисхождение.
Сострадание — видеть боль и не отделять её от себя.
Любовь и сострадание — энергия разума.
VII. О медитации
Медитация — не практика, не путь, не метод.
Медитация — состояние ума, когда нет деления.
Когда мысль знает своё место, возникает тишина.
Эта тишина — не продукт воли.
Медитирующий исчезает в медитации.
Где есть медитирующий — там метод и цель, а значит, конфликт.
Истинная медитация — конец медитирующего.
Тишина — не пустота.
В ней рождается действие без противоречий.
Там, где тишина, есть энергия без утечки.
Действие из тишины — разум в движении.
VIII. О смерти и бессмертии
Смерть — не конец, а непрерывное обновление.
Жить и умирать каждый миг — быть свежим, не загрязнённым памятью.
Боязнь смерти — боязнь отпустить прошлое.
Понять жизнь — значит понять смерть.
Жизнь и смерть — одно дыхание.
Когда живёшь без центра, смерть не страшна.
Смерть приходит только к накопившему.
Свободный от накопления умирает каждое мгновение — и потому бессмертен.
IX. О религии и истине
Религия — не вера, не церковь, не обряд.
Религия — состояние ума, свободного от страха.
Где есть страх — нет религии.
Вера — бегство от неведения.
Истина не нуждается в вере.
Истина — живая, потому что неопределима.
Её нельзя передать, можно только быть с ней.
Когда ум тих и сердце пусто — она приходит.
Она — не накопление, а откровение без свидетеля.
X. О
целомРазум — не часть, а целое.
Мышление — только инструмент.
Когда инструмент не претендует на власть, рождается целостность.
Целостность — не идея, не достижение, а состояние без центра.
В целостности нет страха, нет времени, нет конфликта.
Разум — не принадлежит никому.
Он просыпается, когда кончается мысль о себе.
Пробуждение разума — не движение к свету, а исчезновение тьмы.
АфоризмыМысль — тень разума.
Пробуждение — видеть, что ты спишь.
Свобода — отсутствие наблюдателя.
Истина не во времени.
Любовь — молчание сердца.
Видение — действие.
Медитирующий исчезает в медитации.
Жить — значит умирать каждое мгновение.
Истина не имеет дорог.
Разум — тишина, в которой нет «я».
1. Ревность и наблюдающий
Пока есть наблюдающий — есть разделение.
«Я» — это прошлое, делящее настоящее на прошлое и будущее.
Там, где наблюдающий = наблюдаемое, конфликт прекращается.
Ревность — это конфликт.
Ревность — не природа человека.
Жадность, насилие — тоже не природа.
Человек есть то, что он думает.
Что вы думаете, то вы и есть.
Мысль — инструмент, а не господин.
Есть область, где мысль рациональна, и где она безумна.
Это различие и есть пробуждение.
Сопротивление = конфликт.
Шум улицы не мучает, если слушаешь без сопротивления.
В тот миг, когда говоришь: «пусть он скорее кончится» — ты создаёшь боль.
Слушай полностью, не отделяя себя.
Тогда шум не ранит, и сам акт слушания становится важнее звука.
2. Отношения
Вы — этот мир.
Мир — не за окном, он внутри вас.
Человеческая культура — результат нашего страха, желания, амбиций.
Чтобы изменить мир, нужно понять отношения.
Жизнь — движение в отношениях.
Без отношений нет жизни.
Непонимание — изоляция, разделение, искажение.
Быть в отношениях — не значит иметь общий проект.
Истинные отношения — отсутствие барьера между двумя.
Неделимый ум, не фрагментированный, — вот индивидуум.
Большинство — не индивидуумы, а разделённые образы.
Каждый живёт в своём коконе амбиций и страхов.
Отношения — между образами, а не людьми.
Пока существует образ — нет связи.
Человек, не понявший одиночество, использует другого как бегство.
Это не любовь, а зависимость.
Любовь ≠ использование.
Где зависимость — там эксплуатация.
Чтобы быть в отношениях, нужно понять одиночество.
Одиночество — не отсутствие людей, а отсутствие связи.
Его нельзя уничтожить бегством, можно только увидеть.
Быть с одиночеством — и есть начало свободы.
3. Любовь
Можно ли любить, если нет отношений?
Мы называем любовью — секс, удовольствие, собственничество.
Где сравнение, соперничество, ревность — любви нет.
Любовь — когда нет «я» и «ты».
Чтобы узнать, что есть любовь, нужно увидеть, чем она не является.
Любовь ≠ удовольствие, ≠ желание, ≠ вожделение.
Когда видишь ложь — она исчезает.
Любовь не растёт из страха.
Любовь — не память.
Любовь — тишина без центра.
Где нет разделения, нет господства, нет образа — там любовь.
Страсть рождается из скорби.
Быть со своей скорбью до конца — и увидеть, как из неё выходит пламя.
Страсть = скорбь, прожитая без бегства.
Из скорби — любовь, и в ней нет скорби.
4. Смысл жизни и смерти
Жизнь человека бессмысленна, пока в ней борьба и повтор.
Чтобы понять смысл жизни, нужно понять смысл смерти.
Жизнь и смерть — одно движение.
Смерть — не конец, а каждодневное умирание прошлого.
Умереть для зависти, для вчера, для знания — значит быть живым.
Мышление бежит от смерти, потому что боится конца.
Нет вечной души, нет «постоянного».
То, что ищет постоянства, — мысль.
Мышление — прошлое, и прошлое хочет продолжения.
Вера в реинкарнацию — бегство от видения того, кто ты есть сейчас.
Смерть — всегда сейчас.
Можно умереть психологически сегодня:
умереть для привязанности, амбиции, страха, сравнения.
Тогда ум — нов, свеж, невинен.
Ум, который умирает каждый день, — вневременной.
Каждое мгновение — новое.
Любовь — новая каждый день; удовольствие — нет.
Любовь — своя собственная вечность.
5. Вопросы и ответы
О добре и зле.
Концепция добра — продукт мышления.
Мышление не создаёт доброту.
Добро — в понимании «того, что есть».
Когда видишь конфликт — уже есть доброта.
Доброта не имеет ничего общего с идеалом.
Любовь нельзя взрастить мышлением.
Взращивая любовь — убиваешь её.
О совместном участии.
Делиться можно только истиной, не словами.
Понимание — общее действие.
Когда ум спокоен и слушает полностью — есть совместное видение.
И это — истинное участие.
АфоризмыПока есть наблюдающий — есть разделение.
Сопротивление рождает конфликт.
Шум перестаёт мучить, когда ты — слушание.
Вы — этот мир.
Без отношений нет любви.
Любовь не ищет комфорта.
Быть с одиночеством — начало свободы.
Страсть — прожитая скорбь.
Жить — умирать каждый день.
Любовь — своя собственная вечность.
Нью-Йорк, 24 апреля 1971 г.
3. Религиозное переживание. Медитация
Чтобы разделить красоту заката, нужно видеть вместе.
Разделять — значит иметь одну интенсивность, одну страсть, одно мгновение.
Не соглашаться, а видеть совместно.
Для этого — полная свобода от предрассудков.
Только в любви можно разделять.
О спокойствии ума.
Нельзя сделать ум спокойным.
Ты — и есть ум.
Все методы успокоения — трюки.
Понять, что такое медитация, — не «как успокоить ум», а увидеть, может ли он быть в покое сам.
Ум, нагруженный памятью, может ли быть полностью тихим и действовать, когда нужно?
О природе любви.
Любовь не имеет отношения к полу.
Не важно, кто с кем — мужчина, женщина, человек и мир.
Любовь — это целостность отношения, а не вид связи.
Быть в отношении — значит чувствовать: «Я и есть мир».
Пока нет внутренней перемены — нет мира вовне.
О прошлом и боли.
Прошлое живёт во фрагментах невоспринятого.
Освобождение начинается с осознавания своей обусловленности.
Никто не скажет тебе, что ты обусловлен, — это должен увидеть ты сам.
Не убегай от неё, не стремись избавиться.
Смотри прямо, без выбора.
Быть осознанным — значит быть чувствительным ко всему: цвету, слову, лицу, запаху.
Наблюдай без знания, без времени.
Смотри на дерево без ботаники, на жену без образа.
Образ — прошлое, и он создаёт время.
Где образ — там разделение.
Смотри без наблюдателя — и тогда ум свободен.
Быть внимательным — значит слушать без интерпретации, без суда.
В полном внимании нет «я».
Есть только слушание.
Когда наблюдаешь без наблюдателя, входишь в иное измерение.
Религиозный ум
Человек ищет нечто вне смерти — устойчивое, вневременное.
Он называет это Богом, но не знает, что ищет.
Религии дали обещания, но не изменили человека.
Чтобы узнать, нужно честно видеть, без самообмана.
Любое стремление к «переживанию» — путь в иллюзию.
Пережить — значит пройти до конца и покончить.
Каждое переживание, оставляющее след, — лишь продолжение известного.
То, что узнаётся, не ново.
Искать «высшее переживание» — продолжать прошлое.
Поиск предполагает ищущего.
Но ищущий — результат известного.
Истинное исследование возможно только без поиска, без цели.
Свободный ум не ищет и не требует.
Чтобы исследовать, нужен ум без страха и веры.
Никаких авторитетов, даже говорящего.
Свободный ум — честен и смирен.
Он не знает и потому видит.
Об уединении.
Быть одному — не изолироваться.
Изоляция — страх, возведённая стена.
Уединение — ум, свободный от зависимости и привязанности.
Любовь — не привязанность.
Уединённый ум — целостен.
Дисциплина и порядок
Дисциплина — не контроль, а учение.
Учиться — значит наблюдать, почему контролируешь, почему боишься.
Из наблюдения беспорядка рождается порядок.
Не навязанный, не механический, а живой.
Порядок — добродетель.
Беспорядочный ум не может быть добродетельным.
Порядок — фундамент медитации.
Без него медитация становится бегством.
Свобода должна быть в начале, не в конце.
Все методы и системы делают ум механистичным.
Медитация
Медитация — не практика, не метод, не система.
Свобода — в начале.
Контроль над мыслью не нужен — важно понимание её истока.
Мысль рождается из памяти, из прошлого.
Нет свободы мысли, потому что мысль — стара.
Необходимо знание для действия, но не для истины.
Медитация — исследование конца знания.
Если медитация — продолжение известного, свободы нет.
Свобода приходит с пониманием функции знания.
Мозг функционирует в поле известного.
Медитация — поиск поля, не загрязнённого известным.
Может ли мозг быть совершенно тихим и откликаться на неизвестное?
Ты не можешь сделать ум спокойным, потому что ты сам — беспокойство.
Когда понимаешь беспорядок, скорбь и удовольствие,
ум становится тихим естественно.
Первый шаг — последний шаг.
Это и есть медитация.
Красота и тишина
Красота — не в объекте, а в уме без центра.
Когда нет «я» — видишь гору, дерево, облако.
В этот миг всё исчезает, кроме видения.
Красота — тишина без наблюдателя.
Чувствительность тела — часть красоты: правильное питание, простота, внимание.
Такой ум — спокоен сам собой.
Вопросы
О грязи и бедности.
Если не чувствуешь чужое страдание — значит, изолировал себя.
Ты и есть мир, и разложение в тебе — разложение мира.
Никакая система не спасёт.
Ты должен перестать быть тем, кто ты есть.
Медитация — опустошение ума от воли.
О помощи другим.
Осознанность — не привилегия.
Быть осознанным — естественно.
Если ты действительно в отношениях с одним — ты в отношениях со всем человечеством.
Не нужно «помогать».
Цветок не помогает — он просто есть.
Если видишь, почему ты чёрств, — тогда течёт вода жизни.
АфоризмыТы не можешь сделать ум спокойным.
Осознанность — не привилегия.
Любовь — не образ.
Медитация — конец известного.
Порядок рождается из видения беспорядка.
Первый шаг — последний шаг.
Красота — тишина без «я».
Цветок не помогает — он просто есть.
Свободный ум — целостный ум.
РЕЗЮМЕ
Человек всё ещё верит, что перемена приходит через усилие, волю, борьбу. Но воля — это сама структура конфликта.
Пока существует разделение — между внутренним и внешним, между «я» и миром — ум остаётся в борьбе, а значит, остаётся сознанием, сотканным из фрагментов.
Когда исчезает наблюдатель, исчезает и наблюдаемое: нет больше раскола. В тот миг сознание как конфликт прекращается, и ум впервые узнаёт тишину, не созданную волей.
Добро — это не идея, а состояние полного порядка.
Не частичный, не моральный, не социальный, а тотальный порядок ума, сердца и действия — гармония без усилия.
Этот порядок не рождается из мысли, ибо мысль — прошлое.
Он вне времени, потому что возникает только сейчас.
И если внутри человека порядок, то порядок и во всём мире, ведь я — это мир, а мир — это я.
Зло — это не отдельная сила, не вечный антипод добра.
Зло — это беспорядок, создаваемый волей, сопротивлением, самозащитой ума.
Абсолютного зла нет: есть лишь неведение, продолжающее насилие, удерживающее обиду, питающее разделение.
Опустошение ума от насилия — и есть изобилие добра.
Добро всегда целостно, оно не может быть фрагментом.
Самозащита тела — естественна, но самозащита психическая — начало хаоса.
Эго, центр разделения, — корень беспорядка.
Когда «я» исчезает, когда нет больше воли и усилия, остаётся только ясность, свобода и любовь.
И тогда возникает нечто неописуемое — состояние абсолютного порядка, где ум — тишина, а жизнь — единое движение.
АФОРИЗМЫ
Воля — это тонкая форма насилия.
Когда исчезает наблюдатель, исчезает и конфликт.
Добро — это порядок, зло — беспорядок.
Абсолютное добро существует, абсолютного зла — нет.
Освободиться — значит полностью отказаться от насилия.
Эго — это организованный беспорядок мира.
Любовь — это порядок в действии без плана и без времени.
Опустошение ума — полнота добра.
Порядок — не результат контроля, а дыхание свободы.
Только безмятежный ум способен видеть истину.