Заслуженный Ветеран
    
Группа: Демиурги
Сообщений: 6516
Регистрация: 8.8.2010
Вставить ник
Цитата
Из: Москва
Пользователь №: 2275
Репутация: 24

|
Существуют пять принципов: Зэкр (Поминание) Фекр (Созерцание) Моракебе (Медитация) Мохасебе (Самоанализ) Вирд (Молитва)
ЗЭКР сердцевина практического суфизма ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЭКРА В словаре зэкр определяется как «поминание». Однако у слова «зэкр» есть и другие значения: 1. Нечто противоположное забывчивости. 2. Запоминание и физический акт произнесения. 3. Неизгладимый отпечаток в памяти. 4. Особое изречение, нисходящее с Небес в сердце, как это происходит во время намаза или молитв (вирд) в духовной практике. 5. Осведомленность о своих действиях. 6. Вспоминание с сосредоточенностью на сердце. 7. Сохранение. 8. Ежедневные молитвы. 9. Благородство. 10. Благодарность. 11. Молитвы по пятницам. 12. Вечерние молитвы.
ЗНАЧЕНИЕ ЗЭКРА Согласно суфиям зэкр — это полная и бескомпромиссная сосредоточенность внимания на Боге, игнорирующая все, что не есть Бог. Воистину ты помнишь Нас своим сердцем и душой Только тогда, когда забыл оба мира. *** Подтверждением этой точки зрения служит коранический стих: «вспомни твоего Господа, когда ты забудешь» (Коран 18:24). Хотя этот отрывок интерпретировался как «вспомни твоего Господа, когда ты забываешь ... о Нем», некоторые наставники утверждали, что его истинное значение — «вспоминай твоего Господа только тогда, когда забыл обо всем остальном». *** Помнить о раскаянии в то время, когда вспоминаешь Бога, значит забыть о вспоминании Бога. Поистине помнить Бога — это забыть все то, что не есть Бог, ибо Бог превыше, чем совокупность всех вещей. «Истинное значение зэкра состоит в том, чтобы забыть все, кроме Вспоминаемого». «Зэкр — это освобождение себя от нерадивости и забывчивости». Также было сказано, что зэкр значит «сидеть в ожидании, когда тебя примут Небеса, после того, как побеждена привязанность к человеку». Иными словами, признак влюбленности заключается в постоянном вспоминании о Возлюбленном. Ахмада Хазруйе однажды спросили: «Каковы признаки влюбленности?» Он ответил: «Ничто из обоих миров не должно быть дороже сердцу, чем вспоминание Возлюбленной».
ЗЭКР отвлекающее действие «самости» (нафс) , омрачающей и тревожащей сердце, возможно преодолеть, лишь истово практикуя зэкр, ибо в его основе лежит отрицание мысли о чем-либо, кроме Бога. Когда свет зэкра очищает сердце от мрака беспокойства, сердце пробуждается и постепенно перенимает зэкр у языка, само полностью погружаясь в эту духовную практику. Зэкр срывает все завесы, сотканные желаниями и привязанностями «Я». По мере того как уменьшается омраченность сердца, эти завесы исчезают, а свет зэкра начинает ярко сиять в сердце. Продолжительная практика зэкра ведет к тому, что «Владыка зэкра» завладевает царством сердца, изгоняя все, что не является мыслью о Нем. Когда «Владыка зэкра» занял свое место, сердце привязывается к Нему и обретает покой, отвращаясь от всего, что не есть Он. В начале было сердце и тысячи разных помыслов, А теперь не осталось ничего, кроме Ла иллах илла'ллах . Я стал его ухом, чтобы он мог слушать этим ухом. Я стал его глазом, чтобы он мог видеть этим глазом. Я стал его языком, чтобы он мог говорить этим языком. Я стал его рукой, чтобы он мог брать этой рукой. И я стал его ногой, чтобы он мог ступать при помощи этой ноги. «Освободи свое сердце от всего, что не есть вспоминание Бога. И тогда зови его любым Именем, каким пожелаешь. Оно и становится Величайшим Именем».
СТАДИИ ЗЭКРА Существуют различные стадии зэкра: 1. Зэкр поминается языком, но не ощущается в сердце. Некоторые шейхи утверждают, что зэкр производит определенный эффект, даже когда практикуется лишь на словесном уровне. 2. Сердце, как и язык, принимает участие в зэкре, но зэкр еще не укрепился в сердце. На этой стадии следует совершать усилие и делать вид, что зэкр укоренился в сердце, тогда он сможет пробудить сердце. Без такого продолжающегося усилия сердце пойдет своим собственным путем и откажется от поминания. 3. Зэкр доминирует в сердце и твердо в нем укоренен. Теперь только огромное усилие может оторвать сердце от поминания и заставить его вспоминать что-либо иное. 4. То, что поминается (Бог), а не поминание доминирует в сердце. Слова зэкра являются предметом беспокойства только для нафса («я»). Здесь путник занят только Возлюбленной и забывает даже Имя Бога. Это первый шаг на пути суфизма и начало «исчезновения "Я" в Боге» (фаиа), когда забыты и суфий, и само поминание! Стадии зэкра также были описаны следующим образом: 1. Зэкр обычных людей — польза его в том, что он отучает путника от нерадивости. 2. Зэкр избранных — он срывает завесу разума и различения с поминающего, который всем своим сердцем предстоит перед Богом. 3. Зэкр избранных среди избранных — это исчезновение поминающего в Том, кто поминается. в начале поминающий думает, что это он поминает Бога. Но в конце он осознает, что в действительности это Бог поминает Бога и, таким образом, перестает ощущать зэкр, ибо Бог теперь стал и поминающим, и поминанием. Джунайд утверждал: «Тасаввуф (суфизм) вначале — поминание, затем — экстаз, а потом — ни то, ни другое. Не остается ничего, как этого поистине никогда и не было». По словам Абол-хасана Нури, «истина зэкра состоит в исчезновении поминающего (закер) в Поминаемом (Мазкур).
* * * Вода, окружающая рыбу, дает рыбе насущный хлеб. Одна стихия — и еда, и питье, и одежда, и постель. Так и влюбленный, подобный ребенку, сосущему молоко из груди, Не знает ничего в двух мирах, кроме излияния благодати. Зэкр — это свет, эманирующий из проявленности Бога. Чистотою этого света сердца суфиев притягиваются к Возлюбленной. Частью необходимого размышления является культивация чувства «духовной мольбы» (нияз), ведущее к узнаванию Бога
МОРАКЕБЕ суфийский метод медитации Закон Любви Размышляй о Боге в любой ситуации, ибо Бог размышляет о тебе. Моракебе — это отстранение, как внутреннее, так и внешнее, от всего, что не есть Бог, и концентрация на Боге всем своим существом. Моракебе — это соблюдение внутренней чистоты по отношению к Богу — и наедине с собой, и в окружении людей. Моракебе — это отказ от контроля и воли «я», за которым следует ожидание Его Благодати и Воли, и уход от всего, что не есть Он. Моракебе — это присутствие сердца в Боге и отсутствие сердца во всем, что не является Богом. Моракебе — это предохранение своего бытия от всего, что не Божественно, и сосредоточение внимания на Боге. «Моракебе — это вовлеченность духа (рух) в дыхание Бога». Это утверждение связано с Пророческим преданием, провозглашающим: «Поистине, Господь наделяет Дыханием во все ваши дни; будьте на его (Дыхания) пути». Пророк сказал: «Божественное Дыхание приходит в эти дни; Держите наготове ваш внутренний слух и перехватите это Дыхание».
РАЗНОВИДНОСТИ МОРАКЕБЕ В моракебе существуют два направления: от Бога к тварному миру и от тварного мира к Богу.
1. От Бога к тварному миру Моракебе — это осведомленность Бога о каждой частице творения, от Божественного Трона до нижайшего проявления, и Его наблюдение за всеми Атрибутами для того, чтобы наделить их благодатью. Моракебе избранных известно только Богу, ибо согласно Священному Преданию «Мои святые под моим покровительством, никто их не знает, кроме меня». Эти друзья Бога обретают удовлетворенность и покой в моракебе.
2. От тварного мира к Богу В моракебе мысли следует пытаться придерживаться тех мыслей, которые приходят от Бога, и избавляться от тех, источник которых — твое «Я». В моракебе действия необходимо следить за всем своим поведением, будь это поведение — послушание, или совершение греха, или не то и не другое. То есть в послушании следует стремиться к тому, чтобы действовать с преданностью и присутствием сердца. Каждое мгновение ты будешь видеть результаты своего труда, если ты начеку и сумел сохранить пробужденность. Если ты ухватился за веревку бдительности, то тебе не придется томиться до Судного Дня. Будь на страже, если хочешь достичь сердца, ведь после каждого действия ты что-то обретаешь. Если твое стремление еще сильнее, ты вознесешься превыше моракебе.
Б. Моракебе веры Тот, кто практикует такого рода моракебе, видит Божьи знамения как во внешнем мире, так и в мире своих «Я», и он видит Бога как Деятеля во всем. Один человек спросил как-то у ибн Мобарака совета и получил такой ответ: «Ожидай Бога». Человек попросил разъяснить этот совет. Мобарак ответил: «Всегда будь в таком состоянии, как если бы ты видел Бога». Ансари назвал этот вид моракебе — «моракебе времени» и сказал, что оно может быть достигнуто посредством трех элементов: 1. Исчезновение всех желаний. 2. Очищение всех мыслей. 3. Преобладание доброты.
В. Божественное Моракебе Божественное Моракебе является уделом лишь особо отмеченных Богом. Это те, которые видят Его и внутри себя, и снаружи, и в одиночестве, и среди людей. Такие люди говорят: «Я не вижу ничего, если вначале я не увидел Бога». Ансари называл этот вид моракебе — «моракебе тайн», говоря, что оно также может быть достигнуто посредством трех элементов: 1. Забвение мира. 2. Отказ от себя. 3. Наполненность близостью к Богу. Такое моракебе также называют «моракебе искренних». Сердца подобных существ притягиваются к Богу, и их внимание не отвлекается ни на что, кроме Бога. Иногда они настолько погружены в Бога, что не слышат то, что им говорят, и не видят человека, стоящего перед ними. для суфиев существуют два вида моракебе: внешнее и внутреннее. Внешнее моракебе связано с вниманием части (т.е. данного человека) к Целому (т.е. Богу). Суфий в этом состоянии видит Бога во всем. Все, что суфий делает, — для Него, и он знает, что все, выпадающее на его долю, приходит от Бога. Внутреннее моракебе связано с вниманием Целого по отношению к Целому. Здесь суфий закрывает глаза, видящие лишь фрагменты Реальности, и открывает взор для целостной Реальности, где Божество созерцает Божество. Это конечное моракебе суфиев — единственно подлинная медитация,
|