Цитата
Обратная сторона обложки:
Перед нами книга создателя квантовой психологии и ученика Шри Нисаргадатты Махараджа. Наверное, ее можно назвать «брильянтом в короне осознания не-двойственности» и краеугольным камнем Я ЕСТЬ ТО – ТЕБЯ НЕТ.
«ТЕБЯ НЕТ: За пределами трех покровов сознания» открывает, что недифференцированное сознание – ТА СУБСТАНЦИЯ, из которой и посредством которой появляется проявленная Вселенная; при этом недифференцированное сознание скрыто покровом.
«ТЕБЯ НЕТ» подобно катапульте, пробивающей три покрова сознания: тела, духовности и просветления.
Первый покров – это тело и нервная система, образованные «я». Они заставляют тебя верить в то, что ТЫ СУЩЕСТВУЕШЬ и обладаешь собственной уникальной психикой.
Духовность – вторая иллюзия, создающая покров Я ЕСТЬ. Когда он снят, развеиваются духовные концепции, верования, ритуалы и учения, порожденные фантазиями Я ЕСТЬ.
Иллюзия личного просветления – третий покров сознания. Сорвав его, искатель переносится за пределы обманчивого «просветления» и вопроса: «КТО Я?» к постижению ТОЙ ЕДИНОЙ СУБСТАНЦИИ.
«ТЕБЯ НЕТ» открывает глубокие и в то же время простые истины; подобно ударной волне они вдребезги разбивают «очевидные и бесспорные» представления, идеи, убеждения и «духовные» концепции, завершая тот процесс, который начался с квантовой психологии.
«ТЕБЯ НЕТ: за пределами трех покровов сознания» действует подобно волшебному эликсиру: пробуждая не-двойственное «осознание» за пределами сознания и открывая Нирвану как угасание, он погружает ищущего в глубочайшее и невыразимое сердце РЕАЛЬНОСТИ:
Я ЕСТЬ ТО – ТЕБЯ НЕТ.
Полностью - тут:
https://naturalworld.guru/kniga_tebya-net-z...v-soznaniya.htm
Г Л А В А 1
ТЕБЯ НЕТ
Почему?
Почему мы используем слово сознание при описании этих покровов? Потому что, как бы мы ни назвали изначальную СУБСТАНЦИЮ – ПУСТОТА, НЕБЫТИЕ, ИЗНАЧАЛЬНАЯ СУБСТАНЦИЯ – покровы также образованы из ТОЙ самой уплотненной ЕДИНОЙ СУБСТАНЦИИ, которую здесь и сейчас мы можем назвать сознанием. Таким образом, мы начинаем снимать покровы сознания, и делаем это до тех пор, пока не обнаружится, что сам снимающий, а также «видящий» – ТА ЖЕ СУБСТАНЦИЯ, как и все остальное. Так из чего же образованы покровы наших концепций – из уплотнившегося сознания? «Йога-Сутра» говорит об этом так:
«Знание [концепции] возникает, когда ограничения ума накладываются на чистое сознание. Когда все эти ограничения отброшены, йогин входит в царство чистого сознания [СУБСТАНЦИЮ]. Невозможно разрешить ни одной реальной жизненной проблемы до тех пор, пока наше сознание заключено в границах царства нереального» (Таймини, «Учение йоги», стр. 436).
Поэтому «понимание», что ТЕБЯ НЕТ – или, лучше сказать, прежде, чем возникает «осознающий», ЕСТЬ ЛИ ТЫ? – начинает рассеивать все иллюзорные покровы сознания.
Г Л А В А 2
Что такое сознание?
Следующий вопрос, который нужно задать, открывая книгу с заголовком «Тебя нет: за пределами трех покровов сознания», это вопрос: «А что такое сознание?»
Давайте вначале предположим для простоты, что слова «НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ СОЗНАНИЕ» или «СУБСТАНЦИЯ» взаимозаменяемы; тогда мы будем писать их заглавными буквами. А когда СУБСТАНЦИЯ «уплотняется», мы будем называть ее сознанием и писать это слово строчными буквами.
Сознание – это СУБСТАНЦИЯ, которая каким-то образом «говорит» нам, что Я ЕСТЬ, и это Я ЕСТЬ создано из иной СУБСТАНЦИИ, чем прочие Я ЕСТЬ и предметы. «Наше» сознание заставляет нас считать эту руку «моей», а эту ногу «твоей». Но только дифференцированное сознание описывает мир таким образом; именно его мы можем назвать «моим» сознанием. Но уплотнившаяся СУБСТАНЦИЯ, которую мы называем дифференцированным сознанием и которая заявляет, что это «мое» сознание и видит несуществующие различия между «тобой» и «мной», это все та же СУБСТАНЦИЯ, из которой образованы все дифференцированные сознания. Для ясности мы будем называть НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ СОЗНАНИЕ «ТА СУБСТАНЦИЯ», а в том случае, когда появляется воображаемая дифференциация, мы будем называть ее сознанием.
Существует только ТА СУБСТАНЦИЯ; но когда она сжимается или уплотняется, появляется иллюзия дифференциации, и тогда мы получаем то, что можно назвать сознанием. Именно сжатие ТОЙ СУБСТАНЦИИ образует сознание и порождает видимость разделения и существования двух или более субстанций, из которых создана эта якобы существующая Вселенная. На самом деле существует лишь ТА САМАЯ ИЗНАЧАЛЬНАЯ СУБСТАНЦИЯ.
Кажется, что ТА СУБСТАНЦИЯ становится дифференцированным сознанием и плетет паутину разделения между так называемым «я» и остальным миром. Она пребывает за пределами этой паутины и власти плотной материи (которую на санксрите называют «Майя»), образующей огромную иллюзию. Эта «могущественная» иллюзия выпускает паутину из самой себя (как паук из собственной мочи). Власть плотной материи (которая все равно остается ТОЙ СУБСТАНЦИЕЙ) плетет паутину, созданную из СУБСТАНЦИИ, которая, в свою очередь, создает концепцию по имени сознание из самой себя. Именно паутина сознания заставляет нас верить в существование «моего» и «твоего» сознания, в разделение, войну, мир и различия – в то время, как на самом деле существует лишь ЕДИНАЯ ИЗНАЧАЛЬНАЯ СУБСТАНЦИЯ.
Итак, сознание (и даже концепция «моего» сознания) создана из СУБСТАНЦИИ; будучи именно таковым, оно создает Я ЕСТЬ и покровы сознания, закрепляющие иллюзию двух или более субстанций, хотя все состоит из ТОЙ САМОЙ ЕДИНОЙ СУБСТАНЦИИ.
На языке архетипов это часто выражают в образе Шивы, архетипического йога, который сидит на горе Кайлас в медитации (паук); сознание (паутина) и власть плотной материи (Майя) удерживают паутину в целости. «Сознание Шакти – Майя».Иными словами, сознание уплотнилось «из» СУБСТАНЦИИ; но, когда оно становится плотным, появляется иллюзия отдельного мира, «я», «ты» и т.д.
Чтобы понять образно и наглядно, как видит мир Шива, можно представить себе, что мир – ПУСТОЕ ПРОСТРАНСТВО, в котором, подобно песчинке, плавает «наша Вселенная». Эту Вселенную можно сравнить с космической пылинкой, созданной сознанием (уплотнившейся СУБСТАНЦИЕЙ), и этот мир – просто паутина, сотканная сознанием.
Недавно передо «мной» из пустоты возник образ Ширдхи Саи Бабы. И, как «мне» показалось, он держал в руке песчинку. Эта песчинка и была тем, что «мы» называем «нашей» Вселенной.
Таким образом, прибегнув к метафоре, можно сказать, что мы – персонажи сна, видимость космической пыли в великой ПУСТОТЕ.
«Пробудившись от сна и иллюзий, он осознает свое единство с Брахмой [СУБСТАНЦИЕЙ]»
Итак, «ТЕБЯ НЕТ: за пределами трех покровов сознания» переносит «нас» «за пределы» мнимого мира космической пыли, который мы называем «собой» и Вселенной; в конечном счете, он создан из ТОЙ СУБСТАНЦИИ, которая, якобы уплотняясь, создает покровы, периодически они кажутся созданными из сознания, но все равно остаются ТОЙ САМОЙ ЕДИНОЙ СУБСТАНЦИЕЙ; их НЕТ.
Книга пытается показать, что, прежде сознания, прежде «появления» Я ЕСТЬ, или «осознающего», за пределами самого пробуждения, за пределами космической пылинки, иллюзорного пузырька, который мы называем Вселенной, а Нисаргадатта Махарадж – «булавочным уколом», существует образование внутри ПУСТОТЫ, созданное из ТОЙ ЖЕ СУБСТАНЦИИ, что и ПУСТОТА.
Пусть эта книга поможет тебе понять, что может вывести «нас» ЗА ПРЕДЕЛЫ ПОКРОВОВ СОЗНАНИЯ – «ТУДА».
С любовью,
Ваш воображаемый брат, Стефен
Г Л А В А 3
Как применить наш метод и обсудить тему ТЕБЯ НЕТ, если он вызывает такое множество традиционных возражений? Например, не пытаемся ли мы избежать житейских сложностей и проблем, а также снять с себя ответственность за них? Не является ли он диссоциацией в смысле избегания, оцепенения или даже вытеснения того факта, что мы живем в этом мире? В конце концов, мы же читаем эту книгу. Может быть, это просто еще одна философская, умозрительная концепция нашего бытия? А может быть, это усиление нашей Ложной Сущности, в частности, такого ее аспекта, как «Меня не существует»? Ну, какой, какой смысл в этой идее для всех нас?
Эти вопросы нужно исследовать и прояснить, чтобы не создалось неразберихи и путаницы в отношении «цели» этого метода, который, когда все остальное будет отброшено, сможет постепенно, слой за слоем, проникнуть вглубь всех наших идей, концепций и иллюзий, взращиваемых и поддерживаемых годами.
Только по этой причине мы применяем этот метод, чтобы изучить и открыть, кто «ты». Ибо, как говорил «мой» учитель Нисаргадатта Махарадж: «Единственное, чему ты действительно можешь научиться – понимание; остальное приходит само собой».
Когда усвоено «это понимание», все остальное отбрасывается до тех пор, пока не остается лишь НЕБЫТИЕ. Почему это так важно? Потому что НЕБЫТИЕ – ИЗНАЧАЛЬНАЯ СУБСТАНЦИЯ, из которой все создано, или, если процитировать известного физика Джона Уилера: «НЕБЫТИЕ – строительный материал Вселенной».
В этом месте «я» хочу предупредить читателя о том, куда ведет эта книга. «Ты» никогда не узнаешь, кто «ты». «Кто я» и «кто ты» – это не способы понять, КТО ТЫ, это просто способы полностью разрушить концепцию «я», так как «не существует того “я”, которое является тобой», и поэтому ты никогда не узнаешь, кто «ты» – «ты» узнаешь лишь то, что ТЕБЯ НЕТ. Когда приходит это «понимание», все остальное исчезает.
Для решения этой задачи вначале необходимо направить внимание на человеческое тело как на устройство, существующее в пространстве-времени, а затем отдельно рассмотреть нервную систему, «как будто» она отличается от СУБСТАНЦИИ, чтобы сомневающиеся могли увидеть ТЕБЯ НЕТ на языке неврологии. Только на этом уровне тело можно считать «источником» всего, «что» «ты» думаешь о себе и чем считаешь себя.
Это потребует от читателя «задержаться здесь и хорошенько поработать», прежде чем переходить к следующей главе. «Я» попытаюсь как можно доходчивее объяснить, как устроено «Я», которое «ты» называешь «собой». Для этого мы изучим труд отца общей семантики Альфреда Коржибски, чтобы описать, как формируется восприятие и внутренний опыт посредством ощущений, мозга, нервной системы и языка.
...После долгой борьбы «я» «обрел» этот смысл. Им стало знаменитое утверждение Коржибски: «Карта – не территория». В качестве отправной точки «я» буду использовать утверждение: «Идея – не предмет, к которому она относится».
Пожалуйста, когда «ты» прочитаешь это, применяй это на практике – тем самым ты окажешь себе огромную услугу и сделаешь гигантский шаг на пути к «постижению» того факта, что не существует того «я», которое «ты» называешь собой.
«Я» добавил комментарии, чтобы яснее показать, как теория Коржибски помогает увидеть некоторые аспекты буддизма, йоги, тантра-йоги, кашмирского шиваизма и Адвайта-Веданты с точки зрения нейрофизиологии.
Поэтому я предлагаю читателю не пропускать страниц, посвященных этому предмету; их нелегко читать, но глубокое изучение и столкновение с тем, что «ты» уже знаешь и считаешь дорогим и близким, будет для «тебя» чрезвычайно полезным. Попросту говоря, понимание часто приходит лишь в результате борьбы.