Маханирвана-тантра (Артур Авалон)Цитата
Из глубины веков пришли к нам писании индийских мудрецов, открывающие сокровеннейшие тайны мироздания. Особой таинственностью всегда были окутаны труды, посвященные тантре, которые долгое время были недоступны даже большинству ортодоксальных индусов, не говоря уже о чужаках-иностранцах.
«Маханирвана-тантра» — одно из наиболее сложных и значительных произведений из тантристского кодекса. Она содержит уникальные наставления по медитативным практикам и визуализациям, логическим упражнениям особого характера, мантрам для концентрации и тренировки ума, шактистским обрядам, рассказывает о системе чакр, или нервных центров, и о месте тантризма в жизни.
В приложении приведены изображения тантрических божеств для визуализации и соответствующие им янтры.
Полностью - тут:
http://www.rulit.me/books/mahanirvana-tantra-get-380953.html![](http://images.vfl.ru/ii/1514966216/e2552e30/20000172_m.jpg)
ФОНД ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ МИРА Москва
МАХАНИРВАНА-ТАНТРА
Артур Авалон ПРЕДИСЛОВИЕ
речь идет о приобретении брахмалжняны, а это знание не может быть получено путем ведантических дискуссий или обычных молитв, как, например, в протестантской религиозной практике. Брахмаджняну можно приобрести только через садхану, и данный текст посвящен в первую очередь садхане.
Я упомянул именно протестантизм, потому что у католической церкви есть хорошо разработанный ритуал и своя собственная садхана, которая во многом удивительно похожа на индуистскую.
Естественное состояние дживатмы, то есть ее собственная истинная природа, — это блаженство (ананда), которое основано на чистом осознании своего «Я». освобождение (мокша) достигается не благими деяниями, а познанием атмы.
ЧакрыЕдва ли стоит напоминать, что на самом деле там нет никаких лотосов и букв. Все эти образы используются для описания переживаний, возникающих в ходе Логической практики.
Рядом с тысячелепестковым лотосом находится шестнадцатый лунный знак ама-кала чистого красного цвета, сверкающий, словно молния. Тонкий, как волокно лотоса, он свисает вниз и хранит в себе лунный нектар. Это всеобщий Ишта-дэвата.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПУДЖИ
Высшее состояние — брахмабхава, осознание того, что Параматма и дживатма — одно, что все есть Брахман и нет ничего, кроме Брахмана. Среднее — дхьянабхава, непрерывное сосредоточение разума на Дэвате в сердце, средством достижения которой является йога. Еще более низкий уровень — джапа. И, наконец, самый нижний уровень — это обыкновенная внешняя пуджа. Но для того, кто осознал адвайта-таттву и знает, что все есть Брахман, нет ни поклоняющегося, ни объекта поклонения, ни йоги, ни пуджи, ни дхараны, ни дхьяны, ни джапы, ни каких бы то ни было обрядов или садханы.
Объектом внешней пуджи может быть либо изображение (пратима), либо заменяющая его янтра. Садхака должен мысленно представить образ Дэви, а затем наполнить его жизнью с помощью пранапратиштхи (передачи жизни). Садхака передает находящиеся в нем энергию (теджас) и свет Брахмана внешнему изображению, и от этого вспыхивает сияние чайтанья-майи (той, чья сущность сознание). Садхака пробуждает сознание (чайтанья) с помощью прана-пратиштха мантры.
ВИДЫ АЧАРЫ
Не следует думать, что каждая джива должна обязательно пройти все ступени за одну жизнь. Напротив, чаще всего этот процесс растягивается на огромное количество жизней. В каждой новой жизни человек продолжает развитие с того духовного уровня, на котором он остановился в предыдущей. Поэтому садхака может начать свою жизнь с любой ступени.
Ачара — это метод, обычаи и практика определенного класса садхак. Ачары не отдельные секты, а ступени, которые необходимо последовательно пройти за одну или несколько жизней, прежде чем достичь высшего уровня.
На второй ступени садхака переходит от слепой веры к пониманию Брахмана как высшей оберегающей энергии и испытывает к нему чувство преданности. Это путь преданности (бхакти-марга). Здесь происходит объединение веры, преданности и внутренней целеустремленности (антар-лакша). После этого садхака вступает на путь знания (джняна-марга).
Практикующий вступает на путь нивритти, или возвращения к истоку, из которого появился мир.
Индивидуальное бытие можно расширить до общемирового с помощью тех же страстей, которые обычно порабощают человека, ибо они — мощнейшие проявления жизненных сил. То, что обычно направлено вниз и вовне и растрачивается зря, в ходе практики направляется внутрь и вверх и преобразуется в энергию.
Сюжет, описывающий, как Кришна похищает одежду купающихся гопи и заставляет их приблизиться к нему обнаженными, символизирует удаление искусственных одежд, в которые облачает человека сансара. Восемь гопи соответствуют восьми паша, а украденные Кришной одежды — это ошибки, сбивающие дживу с правильного пути. Освободившись от них, джива освобождается от всех привязанностей, обусловленных желаниями, семьей и обществом, и достигает состояния Шивы (шиватва). Целью вамачары является освобождение садхаки от всех пут, привязывающих его к сансаре, и подготовка к более высоким ступеням садханы, на которых преобладает саттвика-гуна. Для того, в ком действительно господствует саттва, не существует ни привязанности, ни страха, ни неприязни. На следующем этапе — сиддхантачаре, садхака продолжает совершенствоваться в том же направлении. Он все больше освобождается от тьмы сансары, ничто не вызывает у него привязанности, ненависти или стыда, он свободен от искусственных ограничений. Такой садхака учится восходить к вершинам садханы и познает тайны йоги. Он изучает, как в микрокосме кшудра-брахманды движутся различные ваю, управление которыми позволяет контролировать желания (вритти). Он узнает истину о макрокосме (брахманде). Посвящение йога-дикша полностью вводит в йогачару, а тот, кто достигает совершенства в аштанга-йоге, готов к высшей ступени — каулачаре.
На этой стадии садхака получает брахмаджняну — абсолютное истинное знание. После махапурна-дикши он совершает над самим собой погребальный обряд, и таким образом умирает для сансары. Он сидит в одиночестве в тихом месте в непрерывном состоянии самадхи и достигает нирвикальпа-самадхи. В сердце садхаки, которое теперь подобно месту кремации, где сжигаются все страсти, пребывает Великая Мать, высшая Пракрити Махашакти. Он становится парамахамсой — освободившимся, но продолжающим жить.
МАНТРА
Шабда, или звук Брахмана, являющийся причиной возникновения Вселенной — это проявление самой Чит-шакти. Парабрахман присутствует в теле дживатмы в виде Шабда-Брахмана. Все мантры — это аспекты Брахмана и проявления кулакундалини. Шабда сам по себе является Брахманом. Аналогично тому, как во внешнем пространстве звуковые волны возникают в результате колебаний воздуха (ваю), в человеческом теле звуковые волны порождаются движением жизненной энергии (прана-ваю) и связаны с дыхательным циклом. Точно так же сущность всех мантр, каковы бы ни были их внешние проявления, одна и та же — чит. Но садхака осознает это только тогда, когда его шакти в результате практики соединяется с мантра-шакти.
Смысл мантры может быть явным, а может быть скрытым. Биджа-мантры, например аим, крим, хрим, не имеют смысла в обычном языковом понимании. Но посвященные знают, что каждая из этих мантр представляет то или иное божество и является дхвани, которая озвучивает все буквы и присутствует во всем, что мы говорим или слышим. Таким образом, всякая мантра — воплощение Брахмана. Первый слог слова «мантра» — ман — взят из слова «манана», а тра — от слова «трана», означающего освобождение от пут сансары, феноменального мира. Составленное из этих двух частей слово «мантра» означает нечто приводящее в действие четыре задачи сознательного бытия. Таким образом, мантра — мощная движущая сила, слово силы (дающее мантра-сиддхи), и поэтому способствует осуществлению чатурварги, устранению двойственности восприятия и освобождению. Вот почему говорится, что джапа обязательно приводит к обретению сиддхи. при практике мантры садхана-шакти работает вместе с мантра-шакти — самой могущественной силой, в которой проявляется стихия огня. Первичная мантра божества называется корневой мантрой (мула-мантра).
Мантра дэваты — это сам дэвата. Одна из функций мантры состоит в том, что ее вибрации преобразуют садхаку, гармонизируя нестабильные вибрации его оболочек. Способность эффективно применять мантру и получать ее плод называется мантра-сиддхи, а освоенная мантра — мантра-сиддха.
ЯНТРА
В самом общем смысле это слово означает инструмент, или то, чем выполняется какая-либо работа. В садхане оно обозначает нечто помогающее уму сосредоточиться на том или ином объекте. «Йогини-тантра» рекомендует поклоняться Дэви в виде пратимы (изображения), мандалы или янтры.
Янтра с изображением мантры служит мнемонической диаграммой мантры своего божества. Сначала садхака размышляет о дэвате, затем пробуждает его или ее в себе и с помощью мантры переносит божественное присутствие в янтру. Таким образом, садхака сначала пробуждает дух в я игре, а потом поклоняется ему. Янтра является мантрой в том смысле, что она выполняет функции тела дэваты, а дэвата — это мантра.
САНДХЬЯ
«Я дэва. Воистину, я — не знающий страдания Брахман. Я абсолютно свободен, моя природа — бытие, сознание и блаженство». Затем он посвящает всю свою дневную деятельность божеству, признает свою слабость и молится о том, чтобы поступать правильно. После этого он встает с постели, касаясь земли правой ногой, и произносит: «Ом, о Земля! Приветствую тебя, гуру всего благого».
ТАПАС
Ментальный тапас подразумевает сдержанность, чистоту помыслов, спокойствие и молчание.
ДЖАПА
высшая форма джапы — манаса-джапа, или мысленное повторение мантры. Во время манаса-джапы нет ни звука, ни движения губ, а ум сфокусирован на смысле мантры.
НЬЯСА
Слово ньяса происходит от корня «помещать». Ее предназначение — наполнить тело жизнью Дэви. Садхака кладет руку на сердце и произносит мантру со’хам (Я это Он), тем самым отождествляя себя с Дэви. Затем он размещает восемь кулакундалини, читая мантры… После уничтожения греховного тела, создания божественного тела и наполнения его животворящей силой Дэви садхака становится дэвата-майя. ...С помощью этого ритуала садхака формирует тело дэваты внутри себя.
...Описанные действия с телом, пальцами и ладонями стимулируют нервную систему в целом и ее центры.
Ньяса существенно помогает достичь состояния, которое садхака воспринимает как нисхождение на него бхавы (природы, состояния) дэваты. Биджи дэваты подобны драгоценностям на разных частях тела. С помощью ньясы садхака призывает в соответствующие места своего дэвату, а с помощью ньясы распространяет присутствие божества по всему телу. Садхака пропитывается энергией этого божества и теряет свое «я», растворяясь в божественном сознании.
Ньяса также способствует правильной циркуляции шакти по человеческому телу и устраняет дисгармонию. Это необходимо, чтобы во время практики внимание не рассеивалось. Ньяса и асана необходимы для достижения желаемого состояния ума и читта-шуддхи (очищения ума). Принцип, лежащий в основе тантрической садханы, — трансформация мышления есть трансформация бытия.