Цитата
А не вероятнее ли, что именно вера дала различие хорошего и плохого?
Вообще-то этот вопрос поднимался всеми, кому не лень. У Ницше, например, было определение, что мораль создана правящей элитой, для удержания в подчинении слабых духом людей низших категорий. Он весьма остроумно подметил, что во многих языках слово, означающее хороший, возвышенный поступок, изначально означало лишь принадлежность к высшей касте социума, без какой-либо моральной окраски. Например, в русском языке одно из таких слов - "благородный".
Чем такая теория слабее теории происхождения морали из религии?
Цитата
Я не думаю, что такое явление как общечеловеческие ценности появились сами по себе
А я думаю. В значительной мере понятия "хорошее-плохое" можно свести к концепции невмешательства, ненасилия над жизнедеятельностью другого члена социума. Можно, конечно возразить, что само общество, особенно слаборазвитое не способно выработать определение того, какие виды поступков вредят функционированию индивидуумов. Тогда приведу пример: тюрьма. Люди в ней в большинстве своём не сильно развитые, совершавшие уголовные преступления - воровство, грабежи, убийство. Но в среди зеков распространено сильнейшее отвращение к тем из заключённых, кто может что-то прихватить у своих. "Крысятничество" - одно из серьёзнейших преступлений в этой среде. Чем это объяснить? Может, каким-то братством заключённых? Не смешите - люди, которые многократно совершали преступления, не особо сентиментальны. Логикой? Нет. Если следовать логике, заключённый должен понимать, что уж в такой среде в воровстве не может быть ничего странного. Скорее логично ожидать подобных действий от других зеков.
Это объяснятся как раз способностью группы людей вырабатывать инстинкты самовыживания. Инстинктивно люди понимают, что в такой группе (агрессивно настроенные представители мужского пола, способные на насильственные поступки) воровство может привести к серьёзной дестабилизации обстановки, нести угрозу жизни членов группы.
Другой пример - ранние языческие общества. Никакого "мягкого" божественного учения, наподобие христианского у них не было. Наоборот, боги были кровожадны, враждовали между собой и требовали человеческих жертв. Но уже в этих обществах существует система штрафов за нарушение жизнедеятельности другого человека. Почему? Если следовать идиотической теории о происхождении морали из веры, в языческих обществах должен царить культ грубой, не сдерживаемой ничем силы. Однако такого не было.
И сейчас есть группы ( африканские и бразильские аборигены), религиозные верования у которых находятся в зачаточном состоянии. Даже чётко выработанного пантеона духов не существует. Но никакого повышенного насилия, по сравнению с представлениями "цивилизованного и христианизированного целовека" в этих группах нет. Даже наоборот. Что является ещё одним подтверждением того, что вера и религия к вознигновению представлений "хорошее-плохое" не имеет отношения.
Да, религиозные воззрения могут влиять на "социо-моральные" установки. Но эти установки очень специфичны - у мусульман "хорошие" с точки зрения морали женщины ходят закутанными, как мешки с картошкой. К добру и злу религия как таковая имеет опосредованное отношение.