Заслуженный Ветеран
Группа: Демиурги
Сообщений: 4981
Регистрация: 8.8.2010
Вставить ник
Цитата
Из: Москва
Пользователь №: 2275
Репутация: 24
|
Приложение. Индуистские священные писания о различных ступенях йоги
Йога Состояние полной поглощенности сознания, вне любого знания, является йогой. "Акшья-упаниимда" Йога приносит состояние глубокого сосредоточения. "Шардатилака" Йог достигает йоги только в сверхсосредоточении. "Рудраямала-тантра" Развивая невозмутимость разума, возвышаясь над всеми противоположностями мира и тела-сознания, возможно осознать того, кто являет собой чистое бытие, неизменное, пребывающее вне разума и речи, единственную истину в преходящем мире разума – силы - материи. В йоге этот Брахман непосредственно осознается в нирвикальпа-самадхи. "Маханирвана-тантра" Йога есть контроль над вритти (видоизменениями) разума. "Шандилья-упанишада" Асана (поза) Тело надлежит приучать без неудобства и боли оставаться в неподвижном состоянии в течение долгого времени. "Надабинду-упанишада" В самадхи все ощущения прекращаются, а тело остается неподвижным, словно кусок дерева. "Надабинду-упанишада" Три мира покоряются тому, кто мастерски овладел позами тела. "Тришикхибракмана-упанишада" Для очищения тела и достижения успеха в йоге совершенно необходима правильная поза. "Рудраямала-тантра" Поза помогает успокоить разум. "Тантрараджа-тантра" Практика поз избавляет тело от недугов и делает его устойчивым. "Грахаямала-тантра" Йогу надлежит использовать свое тело как нижний кусок дерева, а пранаву (АУМ) - как верхний кусок дерева, и тереть одним о другое до тех пор, пока не возгорится пламя осознания и йог не осознает высшее бытие. "Шветашватара-упанишада" Когда йог обретает тело, очищенное огнем йоги, он становится свободным от тлена и недугов, юность его продлевается и живет он долго. Тогда ощущает он возвышенные ароматы, вкусы, зрелища, прикосновения и звуки. "Шветашватара-упанишада" Будучи освоенной, асана способна уничтожать болезни. Если не можешь овладеть всеми асанами, овладевай одной, но добейся в ней полного удобства. "Шандилья-упанишада"
Пранаяма (управление дыханием) Есть две причины, принуждающие разум блуждать: васаны - желания, вызванные скрытыми впечатлениями чувств, - и дыхание. Если одно покоряется, то и другое само по себе поддается управлению. Из этой пары прежде следует овладевать дыханием. "Йогакундалья-упанишада" Процесс дыхания вызывает в разуме образы. Когда дыхание успокаивается, успокаивается и разум. "Йогакундалья-упанишада" Контроль над дыханием приводит как к физическому, так и к умственному развитию. "Вараха-упанишада" Когда нади прочищены с помощью нади-шодхана-пранаямы, прана с силой входит в сушумну и разум успокаивается. "Шандилья-упанишада" Сначала прими позу йоги (асану); держи тело прямым, взор устреми в одну точку, расслабь челюсти, чтобы верхние зубы не касались нижних. Поверни язык назад. Используй запечатывание подбородка (джаландхара-бандху) и с помощью правой руки дыши через любую ноздрю по своему выбору; сохраняй неподвижность тела и легкость разума. Затем приступай к пранаяме. "Тришикхибрахмана-упанишада" Сперва выдохни воздух из легких через правую ноздрю, прикрыв левую пальцами правой руки. Затем сделай вдох левой ноздрей; затем задержи дыхание; затем выдохни через правую ноздрю. "Тришикхибрахмана-упанишада" Благодаря пранаяме усмиряется волнение праны и успокаивается разум. "Гандхарва-тантра" Посредством пранаямы устраняется внутренняя загрязненность. Это лучшая практика йоги. Без нее освобождение невозможно. "Гандхарва-тантра" Регулярная практика совершенно необходима. Без пранаямы йога невозможна. "Рудраямала-тантра", часть 2, 17:40 -43 Пратьяхара (отстраненность) Органы чувств и действия должны отстраняться от манаса (ощущающего разума), а манас должен погрузиться в джнянатман (сознание). "Катха-упанишада" Чувства следует контролировать волей, пребывающей в хрите (лотос с 8 лепестками в сердечной чакре, то есть ананда-канда, или духовное сердце). "Шветашватара-упанишада" Посредством сосредоточенного разума чувства следует покорять в самом их источнике - в чакрах. "Тришикхибрахмана-упанишада" Разум следует отстранять путем последовательного сосредоточения при выполнении кумбхаки (приостановки дыхания) на 18 адхарах (жизненно важных точках) в следующем порядке: большой палец ноги, лодыжка, икра, колено, бедро, анус, половые органы, область брюшины, пупок, сердце, запястье, локоть, шея, кончик носа, глаза, глубинная часть нёба, межбровье и лоб. "Даршана-упанишада" Дыхание следует приостанавливать путем сосредоточения, переносимого последовательно на следующие точки: корни зубов, шею, грудь, пупок, основание позвоночника, муладхару (район копчика), бок, бедро, колено, икру и большой палец ноги. Древние йоги называли это пратьяхарой. "Даришна-упанишада" Пратьяхара представляет собой отстранение чувств от объектов, отношение к ощущаемым образам как к Богу, отрешение от плодов действий, отвращение от всех предметов и сосредоточенное удерживание внимания на 18 адхарах в следующем, восходящем и нисходящем порядке: стопа, большой палец ноги, лодыжка, икра, колено, бедро, анус, половые органы, пупок, сердце, шея, гортань, нёбо, ноздри, глаза, межбровье, лоб и голова. "Шандияья-упаниишда" Блуждания разума вызываются желаниями; когда желания покоряются посредством пратъяхары, разум становится неподвижным и сосредоточивается на Боге. "Рудраямала-тантра" Разум, связанный с чувствами и их объектами, неудержим, жесток, неуправляем и не желает подчиняться; его отстранение с помощью силы воли именуется пратьяхарой. Практика пратьяхары приносит йогу спокойствие и способность глубокого сосредоточения. "Рудраямала-тантра" При кумбхаке (приостановке дыхания) разум должен быть сосредоточенным; начиная с муладхары, шаг за шагом, к другим чакрам - вот что называют пратьяхарой. "Тантрараджа-тантра"
Дхарана (сосредоточение) Дхарана - удержание божественного духа в сознании в ходе сосредоточения. "Амританада-упанишада", Отстранение сознания от сферы восприятия и удержание его в сфере сверхсознания является дхараной. "Мандалабрахмана-упанишада", Дхарана бывает 3 типов: 1) сохранение сосредоточенности на божественном аспекте самого себя; 2) сохранение сосредоточенности на акаше ( пустоте) в центре хрит (духовном сердце внутри анахата-чакры, лотосе с 8 лепестками); 3) сохранение сосредоточенности на божественных формах: Брахме, Вишну, Ишана-Шиве (Ишана - энергия откровения) "Шандилья-упаниимда", Что бы ни видели глаза, ни слышали уши, ни обонял нос, ни вкушал язык, ни осязала кожа - все это следует считать божественной сущностью. Так следует превращать объект восприятия в божественную сущность и удерживать его в сознании. "Йогататтва-упанишада", Удержание в сознании определенных жизненно важных точек при задержке дыхания называется дхараной. "Прапаньчасара-тантра", Сосредоточение на 6 тонких центрах и кундалини именуется дхараной. "Рудраямала-тантра", Сосредоточенность на полной божественной форме есть дхъяна (медитация), а сосредоточенность только на одном ее аспекте является дхараной. "Бхуташуддхи-тантра"
Дхьяна (медитация) Высшая сущность открывается только в дхъяне. Дхьяна (подлинная медитация) возможна лишь тогда, когда сознание одухотворено чистотой знания о себе. "Мундака-упаншшда", Дхьяна представляет собой сосредоточенность на божественной сущности - недвижимой, лучезарной, чистой и блаженной, пребывающей в центре хрит (духовном сердце). "Кайвалъя-упанишада", Сосредоточение на обобщенной форме Бога, осознанной путем сосредоточения на мантре, и последующее сосредоточение на Боге, лишенном формы, является дхьяной. "Даршана-упанишада", Когда сосредоточение достигает уровня недвойственного сознания (видения высшей сущности в каждой частичке мира), наступает дхъяна. "Мандалобрахма-упанишада", Дхъяна заключается в беспрерывном удержании образа божества в сознании. "Прапаньчасара-тантра", Дхъяна представляет собой сосредоточение на форме божества мантры. "Куларнава-тантра",
Самадхи Состояние, когда сознание пребывает в сосредоточении и озаряется божественным светом, когда оно лишено какого-либо стремления, - такое состояние сверхсознания называют самадхи. "Аннапурна-упанишада", Посредством контроля над чувствами, покорения желаний, сосредоточения и воздержания йог достигнет самадхи. В самадхи вся любовь направляется к высшему существу; человек полностью увлекается и поглощается Им, испытывая в Нем совершенное блаженство. В самадхи йогу открывается знание, заключенное в слове-форме ОМ (пранаве). "Нрисимхатапанья-упанишада", Непрерывный поток сознания в форме Брахмана, высшей сущности, в которой растворяется самость, именуется сампраджнята-самадхи. Это достигается долговременной практикой дхьяны. "Муктика-упанишада", следует удерживать сознание в глубоком сосредоточении на высшей сущности. "Адхьятма-упанишада", Самадхи есть такое состояние, в котором сознание пребывает только в природе объекта сосредоточения и остается неподвижным, как пламя лампы в безветрие; в этом состоянии постепенно исчезают ощущения сосредоточения и личности (то есть чувство "Я сосредоточен"). "Адхьятма-упанишада", То состояние, когда разум не ощущает беспокойства, самости, удовольствия, страдания, когда сознание совершенно неподвижно, словно скала, и погружено в глубокое сосредоточение, является самадхи. Самадхи есть состояние полной безмятежности. "Аннапурна-упанишада", Такое состояние сознания, когда нет ни объектов, ни влечений, ни отвращений, но есть только высшее счастье и высшая сила, представляет собой самадхи. "Маха-упанишада", Когда сознание достигает такого состояния, в котором становится единообразным (лишенным двойственности), наступает самадхи. "Амританада-упанишада", Самадхи - это сознание в глубокой сосредоточенности и осознанность, слившиеся с высшим сознанием. "Даршана-упанишада", Самадхи - это растворение личного сознания (жата) в высшем сознании. "Гандхарва-тантра", Подобно тому как брошенный в воду кристалл соли растворяется в воде и становится единым с ней, так и в состоянии под названием самадхи личное сознание сливается с высшим сознанием. "Саубхагъялакшми-упаншиада", Самадхи есть то состояние, в котором осознание "я" и высшее сознание становятся одним. Оно лишено двойственности и исполнено блаженства; в нем остается только высшее сознание. "Шандилья-упанишада", Когда сосредоточенное сознание исчезает, наступает самадхи. "Мандалабрахмлна-упанишада", Когда единообразное сосредоточенное сознание растворяется посредством усиленного сосредоточения, остается только сущность высшего сознания. "Аннапурна-упанишада", Когда глубочайшее сосредоточение на высшем Брахмане также исчезает само по себе, возникает нирвикалъпа-самадхи, в котором исчезают все скрытые впечатления чувств. "Аннапурна-упанишада",
|