Заслуженный Ветеран
    
Группа: Servus Servorum Dei
Сообщений: 14494
Регистрация: 20.9.2005
Вставить ник
Цитата
Из: Русь - чудесная страна
Пользователь №: 1
Репутация: 462

|
Вот в продолжение темы ещё три текста того же автора. Текста много, но, как мне кажется, оно того стоит, учитывая общий интерес к вопросу.
Охота на ведьм
Силы Небесные, так пожалейте же Бедную нашу страну! Пусть виноватую, пусть миром клятую, Но, все же, такую одну. Мы слезами горькими плакали, Мы сыты кровавыми драками, Силы Небесные, пожалейте нашу страну!
"ЧайФ"
Должно признать, что некоторые рок- группы действительно легкомысленно относятся к сатанистской символике, а некоторые даже заявляют, что исповедуют культ диавола. Например, группа "Кiss", музыканты которой выступают с рогами и хвостами. Говорят, что один из ее музыкантов во время концерта захлебнулся насмерть своей собственной рвотой.
Но не все, кто приклеил себе рога, непременно сатанисты. На самом деле таких очень немного: такого рода песен не наберется и пол процента. Большинство же просто по молодости не понимает, что делает, не воспринимает это всерьез. Часто просто пугаются некоторой экстравагантности и эмоциональности молодежи. Проще ведь обвинить, приклеить ярлык, чем разобраться. Мы же не обвиняем в сатанизме людей, которые по неразумию поминают нечистую силу в качестве ругательства, или мальчишку, который рога и хвост кому-нибудь подрисовал. Есть хорошее слово - мракобесие.
Вот очень характерное высказывание руководителя группы AC/DC, помещенное в одной "антироковой" брошюре, которое как раз опровергает выдвигаемые там обвинения: "Чем мы занимаемся - это только шутка: Никакие сатанинские посланники не подталкивают нас, нам нужно только найти строку, по рифме подходящую к следующей". Непонимание истин христианства, в частности, серьезности адских мучений - еще не есть сатанизм, а есть незнание, глупость.
Часто также обвиняют в сатанизме Оззи Осборна, в свое время вышедшего из группы "Black sabbath" (в переводе "Черный шабаш") и выступающего самостоятельно. Однако, когда музыкант в 1988 году приезжал в Россию, один мой друг, священник, общался с ним лично и убедился, что Осборн - истовый католик, является противником наркотиков, не курит, не употребляет никаких сколько-нибудь крепких спиртных напитков. То, что он бросил все это, по крайней мере, в середине 80-х годов - это известный факт. Несмотря на эпотажные выступления своей юности, в песнях последних альбомов Осборн часто обращается ко Христу, и отнюдь не в кощунственном смысле. Да и раннее творчество "Black sabbath" не так однозначно, хотя их постоянно обвиняют в сатанизме. Вот поразительный текст одной из их песен:
После Вечности (1971 г.)
"Ты когда-нибудь думал о своей душе - может ли она быть спасена? Или ты думаешь, что когда умрешь, навсегда останешься в гробу?
Разве Бог только мысль в твоей голове или Он часть тебя самого? Разве Христос - это только имя, о котором ты некогда читал в книге, когда учился в школе?
Я вижу Истину. Да, я вижу свет, и я изменил свои пути. В конце своих дней я буду подготовлен, а ты будешь одинок и в страхе.
Возможно, ты боишься того, что скажут твои друзья, когда узнают, что ты веруешь в Бога? Прежде чем критиковать, они должны были бы познать, о Бог - единственный путь к Любви:
Я думаю, что люди, которые распяли Христа, были такие, как ты. Это печально, что ты согласен с их мнением. Когда подойдет смерть, будешь ли уверен в своем деле и сможешь ли сказать, что ни во что не веруешь? У тебя была возможность, но ты ее отклонил, и теперь уже никогда не сможешь поправить это.
Может быть, ты все же подумаешь, прежде чем сказать, что Бог мертв и забыт. Открой глаза и познай, что Он единственный. Кто может спасти тебя от всех твоих грехов и от твоей ненависти. Или ты будешь все еще глумиться над тем, что теперь слышишь? - Да:- Я думаю, что для тебя все слишком поздно".
Судите сами, о чем эта песня, и может ли это быть лицемерной подделкой?
Вокалист группы "Queen" Фредди Меркьюри был очень верующим и часто в песнях обращался к Богу, хотя их концерты были очень фееричными.
Многие из тех групп, которые используют в текстах песен, на первый взгляд, антицерковные выпады, на самом деле выступают не против соборной Апостольской Церкви, а против еретических сонмищ Запада. Они не приемлют ересь, себя же считают верующими людьми и христианами. Поэтому в Православной России как такового сатанистского рока не существует - он не привился.
Вообще, отождествлять всю рок-музыку с представителями сатанистского рока есть беззастенчивая спекуляция. Это все равно, что всю литературу сводить к оккультным книгам или обвинять Пушкина в сатанизме за "Сцену из Фауста" или стихотворение "Ниспровержем престолы и алтари". Много говорилось о вере и благочестии А. С. Пушкина. Но юный Пушкин, восемнадцати-девятнадцати лет, писал стихи, в общем-то, и против Бога, и против Церкви, и против Государя. По молодости человек не понимал, что делал. Став старше, раскаялся, и начал писать совсем по-другому. Есть у него и очень глубокие покаянные стихи. Нельзя же сжечь Пушкина только потому, что у него есть несколько стихотворений, неприемлемых для православного человека.
В сатанизме обвиняют и известнейших композиторов, чья музыка считается классической. Это говорят, например, о Скрябине. Как известно, у Моцарта есть произведение масонского характера "Волшебная флейта".
В критической работе французского ксендза, на которой в той или иной мере основывается большинство противников рок-музыки - в том числе и глубоко уважаемый мной архим. Лазарь (Абашидзе) - содержится немалая доля клеветы, которую не так легко обнаружить русскому читателю. В частности, западный автор распространил утверждение, что текст песни "Лестница на небеса" группы "Led Zeppelin" имеет оккультный характер, в нем упоминается оккультный персонаж королева Мая. Один мой знакомый батюшка, бывший музыкант, хорошо знающий английский язык, когда я ему об этом сказал, перевел мне эту песню. Оказалось, что содержание ее таково: жила-была девушка, которая считала, что все можно купить. Она начала все покупать и в конце концов решила купить небо. Поставила лестницу, стала взбираться, упала и разбилась, потому что небо купить нельзя. Вполне христианский смысл. К слову сказать, группа "Led Zeppelin" дала в 1978 году благотворительный концерт, все средства от которого пошли на помощь детям Бангладеш, где в то время был голод. Это миллион долларов, между прочим. Я не думаю, что сатанисты будут так поступать.
Критики утверждают также, что в рок-композициях содержится некая разрушительная информация на подсознательном уровне, наподобие пресловутого двадцать пятого кадра. Утверждается, что таким образом слушатели, например, вступают в общение с сатаной. Простите, абсурд! С сатаной можно вступить в общение только сознательно, то есть, имея желание, либо бессознательно - исполняя волю страстей, посредством совершения грехов. Если бы это обвинение было справедливо, то после рок-концерта все бы бежали приносить жертву сатане. Некоторые факты хулиганства, конечно, бывают, но гораздо меньше, чем у хоккейных и футбольных фанатов.
Если у рок-групп есть безумные поклонники-фанаты, то не всегда в этом виноваты музыканты, так как фанатизм и ажиотаж бывает даже вокруг самых святых вещей и самых святых личностей.
Утверждение, что вообще что бы то ни было можно передать на подсознательном уровне, сомнительно само по себе и отдает оккультным мировоззрением, наподобие веры в "сглаз" и "порчу". Даже загипнотизировать можно только такого человека, который разрешает поставить на себе этот опыт и добровольно поддастся гипнозу. Верящие в черную магию считают, что если про человека неприязненно говорить, то это плохо подействует, "наведет отрицательные энергии". Но если рядом со мной находится китаец или индус, который на своем языке осыпает меня бранью, то, хоть он и погрешает грехом злословия, мне это совершенно безразлично, потому что я не понимаю, что он говорит. Поэтому его слова вряд ли способны принести мне вред.
Говорят, будто бы, если прокручивать записи рок-музыки в обратную сторону, там содержатся богохульства и обращения к сатане. В частности это все время приписывают уже упомянутой нами песне "Лестница на небеса" группы "Led Zeppelin". Мои знакомые на профессиональной аппаратуре неоднократно проигрывали ее назад, пытаясь обнаружить эту зашифрованную запись, и ничего не находили.
В целом все это очень напоминает истерическую борьбу с ИНН-ами.
Составители "анти-роковых" брошюр часто утверждают, будто бы музыканты группы "Beatles" за свою известность продали души сатане, поэтому их музыка стала настолько популярной. Но если необычайный успех и популярность объяснять связью с демонами, в таком случае в этом нужно обвинить всех талантливых и известных в какой-либо области людей. На самом деле Битлы, будучи чрезвычайно талантливыми, начав выступать, когда им было по шестнадцать лет, очень много работали. Уникальным было соединение творческих талантов Леннона и Маккартни. Благодаря прекрасному сочетанию голосов, звучание "Beatles" исключительно гармонично. Преступив некоторые музыкальные каноны, своими смелыми творческими решениями они создали совершенно новый музыкальный стиль, новое слово в музыкальной культуре, созвучное человеку XX века. В своем творчестве они предвосхитили почти все направления рока. До сих пор во всех музыкальных рейтингах их музыка остается самой популярной, несмотря на то, что прошло уже тридцать с лишним лет с тех пор, как они распались. Их альбом "Revolver" признан наиболее популярным альбомом XX века. Все это - исключительно результат их труда и таланта. Я не думаю, что диавол обладает властью подчинить музыке "Beatles" миллиарды людей. По сути его власть иллюзорна. Кроме того, диавол есть лжец и отец лжи - он все время обманывает, не исполняя своих обещаний.
Для русских же людей "Beatles" имели совершенно особенное значение. Услышав прекрасную музыку, которую советская пропаганда всячески поливала грязью, люди начинали понимать, что их вообще бессовестно обманывают. И в этом смысле для нас "Beatles" сделали больше, чем для своих соотечественников и всего западного мира, для которого они всегда были доступны. Так же, как в крылатой фразе "поэт в России - больше, чем поэт", можно сказать, что рок-музыка в России - больше, чем просто направление музыки, и "Beatles" - больше, чем одна из групп. К очередной годовщине смерти Джона Леннона газета "Times" выпустила передовицу, в которой говорилось, что музыка "Beatles" вложила больший вклад в разрушение "железного занавеса", чем что-либо другое, так как на ней воспиталось целое поколение людей в России, которые больше не желали жить за "стеной", отделявшей их от остального мира.
"Поэт в России - больше, чем поэт, и рок - не просто музыка для русских: когда на шаг, и мысль, и веру был запрет, он нам помог пойти на тусклый свет из камер тьмы и лабиринтов узких.
Битлы, "Pink Floyd", "Deep Purple", "Jethro Tull", И наш Российский нищий андерграунд, что на кастрюлях иногда играл, но словом поражал затихший зал, и драйвом восполнял скромнейший саунд.
Мы благодарны всем, кто в горе том нам сострадал, и голос свой возвысил, и кто стучался в запертый наш дом, и кто своим талантом и трудом лед растопил и день весны приблизил."
(А.Волжская)
------------------------------------------------------------------------
Кощунство или богоискательство?
И где бы я ни шел, я стучусь у дверей: Так Господи мой, Боже, помилуй меня!
Сын Человеческий, где Ты? Скажи мне еще один раз, скажи мне прямо, кто мы теперь, скажи мне истинно, где мы сейчас?
"Аквариум"
Батюшка, нашим читателям может быть непонятно: почему мы вообще подняли эту тему и стараемся защитить рок-музыку? Ведь слушать ее - не есть какая-либо добродетель, и если христианин не будет ее слушать, он ничего не потеряет.
— Все должно делаться по истине. Церковь должна давать ответы обо всех сторонах жизни, обо всех явлениях современности. Церковные Соборы собирались не только для того, чтобы дать ответ на внутрицерковные вопросы; не меньше внимания уделялось и вопросам мира нецерковного, внешнего. Истина привлекает людей, а ложь - отталкивает. То, что сейчас говорится от лица Церкви о рок-музыке, по большей части не соответствует действительности. А для многих людей, особенно молодых, рок-музыка очень значима, это их культура, это часть их жизни. Клевета на рок-музыку отталкивает их и, в конечном счете, может оттолкнуть от Церкви.
Вспомним пример из книги о преп. Силуане Афонском. Один молодой архимандрит, занимаясь миссионерской деятельностью среди инославных, говорил им так: "Ваша вера - блуд, у вас все извращено, все неверно". Преподобный Силуан следующим образом объяснил ему его неправоту: "Душа их знает, что они хорошо делают, что веруют во Иисуса Христа, что чтут Божию Матерь и святых, что призывают их в молитвах. Так что, когда Вы говорите им, что их вера - блуд, они Вас не послушают. Но если Вы будете говорить народу, что хорошо они делают, что веруют в Бога и почитают Божию Матерь и святых, хорошо делают, что ходят в церковь на богослужение и прочее, но в том-то у них есть ошибка, и ее надо исправить, и тогда все будет хорошо. И Господь будет радоваться о них, и так все мы спасемся милостию Божиею. Бог есть Любовь, а потому и проповедь всегда должна исходить от любви. Тогда будет польза и тому, кто проповедует, и тому, кто слушает. А если порицать, то душа народа не послушает вас, и не будет пользы". Это истина. Для меня несомненно, что в том же духе любви и мудрости должна проходить наша проповедь молодым и разговор об их культуре.
Создается впечатление, что критики молодежного искусства никогда сами с ним не сталкивались, никогда не пытались его понять, бездумно повторяя утверждения борцов за чистоту пуританской морали еретического запада.
В основном рок-исполнители поют о правде жизни. Вообще, рок-музыке свойственна глубокая правдивость. В ней боль и страдание, поиск истины молодым поколением, желание высшего и светлого. Рок-музыка по сути своей драматична и трагична. Это отнюдь не легкий жанр. Как никакое другое направление в искусстве, она отражает трагедию жизни, особенно острую для молодого поколения. В текстах много говорится о проблемах, волнующих современного молодого человека, в том числе о проблемах духовного свойства. Часто упоминается Бог, Христос, вера. Эти темы затрагиваются с надеждой и уважением. Богохульных текстов не так много, как это представляется авторами недобросовестных брошюр. Нередки случаи, когда музыканты, в начале своего творческого пути легкомысленно обращавшиеся к духовным темам, с годами взрослели и становились более серьезными; в текстах появлялись христианские темы и мотивы. Нередко в песнях обращается к Богу Юрий Шевчук, а творчество Константина Кинчева - это настоящее православное искусство.
Нередки рок-песни о любви, что вполне понятно в молодом возрасте. Но о любви поют отнюдь не в стиле "красная помада - девочка что надо"; поют возвышенно, поэтично:
"Ты будешь утренней птицей в белой фате, ты будешь мне сестрой во Христе, ты будешь строкой на тетрадном листе, ты будешь стихом на могильной плите.
Я заполняю тобою свой холст на стене. Я заполняю тобою все то, что во мне. Я заполняю тобою свободный эфир. Я заполняю тобою оставшийся мир.
Ты будешь красным цветком, что плывет по реке. Ты будешь бабочкой, что пока не в сачке. Ты будешь водой в раскаленном песке, Ты будешь звездой у меня на руке:"
"ЧайФ"
Пошлость более свойственна другим современным популярным жанрам, имеющим мало общего с классическим роком, но не об этих жанрах сейчас речь. Рок, в отличие от поп-музыки, как раз не есть ширпотреб, не есть бездумная легкая музыка большинства. По крайней мере, некоторые его направления - это, скорее, музыка интеллектуалов и людей ищущих. Нередко встречается и добрый юмор в стиле народных песен.
Вообще, в основе своей рок имеет народную музыку, в частности, негритянские духовные гимны - спиричуэлз,- из нее он вырос и развился. В лучших рок-композициях используются мелодии ирландские, шотландские, негритянские, индейские, греческие, славянские, сербские, русские и т. д. Рок-музыка по сути своей - стилизованная народная музыка, исполняемая на современных инструментах. Это музыка, вышедшая из народных корней и ставшая поистине народной. Одна из причин того, почему она так скоро находит путь к сердцам слушателей - то, что она обращена к жизненным проблемам простого человека.
Много песен антивоенных, так как начинают войны политические деятели, а воевать приходится молодым. Протест против войны во Вьетнаме начали именно рок- музыканты. В России с началом гласности рок-музыканты запели о трагедии Афганской войны. Вообще, достаточно композиций, где насилие осуждается в принципе и проповедуется добро и любовь в христианском понимании. Таких композиций гораздо больше, чем так называемых призывов к насилию. Джон Леннон устраивал целые акции протеста против войн и наркотиков.
В России проходят пацифистские рок-фестивали (например, фестиваль "Fuzz"-"Прощай, оружие!", Санкт- Петербург, 1999 г.), был фестиваль "Рок против наркотиков". Пол Маккартни известен своей благотворительностью. "За последние тридцать лет не было ни одной серьезной благотворительной акции или кампании, в которых он не принял бы участия, начиная с "Live Aid" - концерта для Кампучии; он жертвовал деньги детским домам и больницам, Королевскому Музыкальному Колледжу и Ливерпульскому Институту Сценического Искусства; даже нам подарил свой альбом "Снова в СССР":".
Да и те песни, которые пуританствующие поверхностные критики объявляют пропагандой наркотиков и зла, по сути являются сатирой и обличением зла. Например, песни российской группы "Ария": "Ангельская пыль", "Улица красных фонарей" и др. Вполне возможно, что многие мнимо-оккультные тексты западных групп есть в действительности обличение, а не пропаганда. Чтобы разобраться в этом, необходимо очень хорошее знание языка, различных употребляемых в нем фразиологизмов, непереводимых сочетаний и поэтических фигур.
Часто возникает вопрос: неужели уважаемые критики не могут (или не хотят?) отличить от пропаганды зла социальную сатиру и гротеск (группы "Аукцион" (80-х годов), "Бригада С", "Зоопарк", "ЧайФ")? Или они не сталкивались с творчеством русских символистов и Даниила Хармса? В действительности социальная сатира есть средство привести в покаяние, и средство действенное. Абстрактное искусство есть средство показать абсурдность пошлой жизни, подобно тому, как святые юродивые обличали безумие мира своим мнимым безумием. Сюрреализм российских рок-групп, как правило, вполне прозрачно обличает абсурдность явлений советской и постсоветской действительности. Например, мрачные образы многих песен "Аквариума" 80-х годов - это прекрасное выражение состояния души в той обстановке. Вспомните атмосферу тех лет, когда не было никаких оснований ждать перемен!
Одной из главных тем российских рок-песен всегда было разоблачение коммунистической лжи и бездуховности вообще. Как известно, музыканты группы "Воскресение" подвергались судебным преследованиям под предлогом их предпринимательской деятельности (то есть, получения гонораров за концерты). Очевидно, что истинной причиной было творчество, чуждое советскому "соцреализму" и надеждам на "светлое будущее", и влияние музыкантов на молодежь.
— Вообще, тексты российских рок-групп отличаются серьезностью и глубиной. Это настоящая поэзия.
— Обвинения в пропаганде разврата и насилия выглядят особенно абсурдно, если рассмотреть творчество российской группы ДДТ. Большинство их песен - это боль о России ("Родина", "Революция"), пацифизм ("Не стреляй"), замечательная лирика ("Что такое осень?"), социальная сатира ("Мальчики-мажоры"). Юрий Шевчук неоднократно выступал с благотворительными концертами перед российскими воинами в Чечне, а в 1999 не побоялся петь под бомбами на центральной площади в Белграде.
Многие из рок-групп очень необычны, самобытны и явно не боятся не угодить широкой публике. В этом кардинальное отличие рок-культуры от слащавой поп-культуры. Лучшие люди искусства, в том числе, рок-музыканты всегда обращаются к теме собственного несовершенства,- а это очень близко Христианству, это может стать началом покаяния.
Возьмите песни Талькова - там есть элементы рока. Это наш национальный русский певец, который пел о Православии; замечательные тексты, а обработка ро'ковая. Достаточно вспомнить его "Россию":
"Листая старую тетрадь Расстрелянного генерала, Я тщетно силился понять, Как ты могла себя отдать На растерзание вандалам, Россия!"
А вот две из числа самых замечательных песен Б. Г., конца советского периода:
"Поколение дворников и сторожей Потеряло друг друга в просторах бесконечной земли. Все разошлись по домам. В наше время, когда каждый третий - герой, они не пишут статей, они не шлют телеграмм. Они стоят, как ступени, когда горящая нефть хлещет с этажа на этаж. И откуда-то им слышится пение, и кто я такой, чтобы говорить им, что это - мираж?
Мы молчали как цуцики, пока шла торговля всем, что только можно продать, включая наших детей. И отравленный дождь падает в гниющий залив, а мы все еще смотрим в экран, мы все еще ждем новостей: И наши отцы никогда не солгут нам, они не умеют лгать, как волк не умеет есть мясо, как птицы не умеют летать.
Скажи мне, что я сделал тебе? За что эта боль? Но это без объяснений. Это, видимо, что-то в крови. Но я сам разжег огонь, который выжег меня изнутри. Я ушел от закона, но так и не дошел до любви. Но молись за нас, молись за нас, если ты можешь! У нас нет надежды, но этот путь наш. И голоса звучат все ближе и строже, И будь я проклят, если это мираж!".
К сожалению, мы можем привести только текст, тогда как и в музыке, и в особенно проникновенной манере исполнения сказано еще больше.
"Полковник Васин приехал на фронт со своей молодой женой. Полковник Васин собрал свой полк и сказал им: Пойдем домой! Ведем войну уже семьдесят лет, нас учили, что жизнь-это бой. По новым данным разведки мы воевали сами с собой!
Я видел генералов: они пьют и едят нашу смерть, Их дети сходят с ума от того, что им нечего больше хотеть! А земля лежит в ржавчине, церкви смешали с золой, если мы хотим, чтобы было куда вернуться, время вернуться домой!
рефрен:
Этот поезд в огне, и нам не на что больше жать, этот поезд в огне, и нам некуда больше бежать! Эта земля была нашей, пока мы не увязли в борьбе; она умрет, если будет ничьей, пора вернуть эту землю себе!
А кругом горят факелы: это сбор всех погибших частей. И люди, стрелявшие в наших отцов, строят планы на наших детей! Нас рожали под звуки маршей, нас пугали тюрьмой! Но, хватит ползать на брюхе, мы уже возвратились домой!
(рефрен)".
Для многих из тех, кто впервые слышал эти песни, они были откровением. А вот одна из песен ныне покойного Михаила (Майка) Науменко:
"И когда мне так плохо, что вынести это никак нельзя, и когда жизнь - это не жизнь, а просто обломок странного дня, и когда в сером небе над полем кружит воронье, я шепчу: "Да святится имя Твое!"
Думай, не думай, если хочешь жать - сначала посей. Но ты же знаешь, ты же знаешь: в этом мире так мало людей. И они говорят мне так много слов, но я знаю: все - вранье. И я шепчу: "Да святится имя Твое!"
Откуда столько сомнений, я пытаюсь их гнать. Но если связаны руки, очень сложно играть. Я простая дворняжка, и одет я в рванье, но я шепчу: "Да святится имя Твое!"
Только тот и несчастлив, кто не смеет украсть. Но если всю жизнь ты прожил на дне, невозможно упасть. Но костры еще не сгорели, и глумится зверье, мои руки в огне, мое сердце-мишень, но я кричу: "Да святится имя Твое!"
Мог ли написать так человек неверующий?
Разберем некоторые другие обвинения в адрес рок- музыки.
--------------------------------------------------------------------------------
У кого что болит
Как вы любили кости мыть артистам, за водку и за низкую мораль: "И в личной жизни, мол, у них нечисто, и часто, мол, спиваются, а жаль":
А. Макаревич
Иногда названиям рок-групп и текстам песен, и даже самому ритму приписывают скрытый непристойный смысл. Возникает вопрос: в наше время, когда повсюду совершенно открыто демонстрируется порнография во всех ее видах, зачем нужны какие-то скрытые подтексты? Такое впечатление, что некоторым критикам хочется их видеть, поскольку каждый судит в меру своей испорченности: у кого что болит... Когда я слушала рок-музыку, мне это в голову не приходило. Подобного рода утверждения и подробные описания неких видеоклипов (заметим, не рок-музыки, а поп-музыки) в некоторых брошюрах крайне нездоровы и сами являются источником соблазна. В них говорится, извините, о таких грехах, о которых многие слушатели рок-музыки даже не подозревают. В кругу моих подруг, с которыми мы слушали рок-музыку, не было никаких наркотиков и разврата, и даже разговоры на "деликатные темы" не приветствовались. Мы искали в рок-музыке совершенно другого.
— Не будем идеализировать творчество некоторых рок-групп, всякое бывает в этой среде. Среди того, что называют рок-музыкой, действительно есть примитивные, низменные вещи. Но обвинять всю рок-музыку и всех музыкантов в пропаганде блуда по причине отдельных непристойных песен - очень несправедливо. Это все равно, что, например, сводить всю живопись к развратной, натуралистической живописи, или отвергать всю классическую литературу потому, что к ней относятся книги Мопассана. Есть А. Дюма, французский классик, есть Жюль Верн, другие писатели. Я не думаю, что читать Жюль Верна или "Графа Монте-Кристо" - это грех. А Мопассан - действительно, развратнейший писатель, и его, несомненно, недопустимо читать православному человеку. Так что же теперь, сжигать книги всех французских писателей потому, что среди них был Мопассан?
Также и современная музыка: есть хорошие музыканты и песни, есть плохие, примитивные. Отчасти это можно объяснить тем, что рок-музыка относительно проста. Создать рок-группу не так сложно: достаточно немного уметь играть на гитаре, синтезаторе и ударных, тогда как для создания симфонического оркестра нужно музыкальное образование, большая работа. Поэтому существует множество бездарных групп-однодневок, но они не делают рок-музыку. Групп, играющих профессионально, не так много, но их композиции действительно можно назвать шедеврами.
Есть замечательные, очень глубокие произведения. Например, как я уже говорил, музыка группы "Pink Floyd". Ее создатели - большие профессионалы и очень интеллектуальные люди. Эту красивую, глубокую музыку вполне можно назвать классикой XX века. Таково мнение и профессиональных музыкантов. Возьмите песни "Beatles": хотя почти все они о любви, в них отсутствует пошлость; это прекрасная, мелодичная, светлая музыка. Можно вспомнить также песни "Uriah Heep" - "Июльское утро" и "Rolling Stones" - "Энджи" (Ангел). Редко кто с такой высокой поэзией пел о любви. А композиция группы "Animals" "Дом восходящего солнца" - настоящий шедевр музыкального творчества.
К названию группы "AC/DC" критики буквально "притягивают за уши" непристойное толкование, тогда как эта аббревиатура значит не что иное, как "переменный ток". Пытаются подобным же образом истолковать сам термин "рок-н-ролл", который миллионы людей всегда понимали как "катящийся и крутящийся" в связи с характерным танцем и движением руки по струнам гитары. Остается лишь заметить, что при большом желании вообще любое слово можно истолковать в блудном смысле.
В отечественном документальном фильме "Рок" Борис Гребенщиков рассказывает, что курсантам военного училища на политзанятиях внушали, что музыканты "Аквариума" прямо на сцене занимаются гомосексуализмом. А в действительности Б. Г. пел:
"Я ранен светлой стрелой - меня не излечат. Я ранен в сердце - чего мне желать еще? Как будто бы ночь нежна, Как будто бы есть еще путь, старый прямой путь нашей любви.
А мы все молчим. Мы все считаем и ждем. Мы все поем о себе. О чем же нам петь еще? Но словно бы что-то не так, словно бы блеклы цвета, словно бы нам опять не хватает Тебя,
Серебро Господа моего, серебро Господа! Разве я знаю слова, чтобы сказать о тебе? Серебро Господа моего, серебро Господа! Выше звезд, выше слов, вровень с нашей тоской:
И как деревенский кузнец, я выйду засветло. Туда, куда я, за мной не уйдет никто. И, может быть, я был слеп, и, может быть, это не так, но я знаю, что ждет перед самым концом пути:
Серебро Господа моего, серебро Господа! Разве я знаю слова, чтобы сказать о тебе? Серебро Господа моего, серебро Господа! Выше звезд, выше слов, вровень с нашей тоской:"
Так что клевета на рок-музыку, ни много ни мало, наследие советской пропаганды.
— Может быть, в этой песне отражены, действительно, духовные переживания - такое удивительное впечатление она производит. Хотя в ней не говорится "вот, надо ходить в православный храм", но на меня она произвела именно такое действие.
— В одном из давних интервью Бориса Гребенщикова были такие слова: "Я думал: как можно быть рабом Бога, а потом понял, что поскольку Бог есть Любовь, то это значит - быть рабом Любви". Не может древо злое приносить плоды добрые
Прости мне все, что было не так: мои пустые слова, мои предвестья войны! Господи, спаси мою душу! я начинаю движение в сторону весны.
"Аквариум"
Николай Васильевич Гоголь говорил о том, что искусство является ступенькой к религии, ступенькой к познанию Бога. Я могу засвидетельствовать на собственном опыте, что эти слова вполне оправдались на рок-музыке. Для нескольких поколений русской молодежи рок-музыка, как это ни странно звучит, явилась ступенькой к Православию. Во многих песнях звучит богоискательство, и это в свое время помогло мне и моим друзьям найти истину. Например, песни "Аквариума": "Серебро Господа моего", "Орел, Телец и Лев", "Движение в сторону весны". Конечно, для церковного человека рок-культура уже не есть некое откровение о духовных вещах, но она может служить отдыхом, как другие поколения слушают классическую музыку.
— Когда я был юношей семнадцати-восемнадцати лет и начинался мой путь к Богу, я стал задумываться, для чего живу, в чем смысл жизни человека? В безумной советской действительности никто не отвечал на эти вопросы. То, что мы живем для создания "светлого будущего" коммунизма, меня не устраивало. И единственным, что честно говорило со мной на эту тему, была рок-музыка. Особенно песни Андрея Макаревича, где звучали прямые цитаты из Евангелия, которые заставляли задумываться, а затем - взять в руки само Евангелие. Сейчас Андрей прямо называет себя верующим православным человеком. Об этом свидетельствует и его творчество. Вполне явственно звучит его стремление к Богу в песне "Место, где Свет", давшей название последнему альбому "Машины времени".
Одна наша прихожанка пришла к Богу следующим образом. Она прослушала рок-оперу "Иисус Христос - Суперзвезда". Заинтересовалась, прочитала либретто, то есть, текст. После этого захотела прочитать Евангелие. Прочитав Евангелие, стала ходить в храм. Это музыкальное произведение часто представляют как кощунственное. На самом же деле люди, которые его создавали, вовсе не имели намерения издеваться над религией. Они просто по-своему увидели Евангелие. Сделали как бы художественное переложение, по-своему, с точки зрения молодежи, Евангелие интерпретировали. Поэтому в рок-опере отражено большое уважение и любовь к Богу, к Богочеловеку - Христу. Хотя, естественно, по недостатку их понимания, там есть фривольные вещи, и сейчас слушать эту рок-оперу я бы не стал. Однако в России есть люди, которые, благодаря ей, обратились к Православию: я встречал таких людей в своей практике священника. Уже поэтому такое произведение нельзя называть сатанизмом или кощунством.
Нельзя требовать от рок-песен о Боге глубин православного богословия, строго церковных выражений. Какие-либо начальные или детские понятия о Боге это еще не есть кощунство! Все зависит от произволения человека: если он не имел намерения сказать что-либо хульное, его нельзя винить. Грань в словесных выражениях бывает очень зыбкой. Многое из того, что человеку, подходящему к делу по букве, может показаться кощунством, на самом деле есть творческий поиск Бога, обращение к Нему на языке поэзии. Художник имеет на это право: он создает свои образы, понятные ему и его близким. Он еще не имеет такого благоговения и страха Божия, как человек церковный, но искренне тянется к Богу. Вряд ли его слова прогневают Господа: скорее, Он радуется, как радуется мать, слыша невразумительный лепет зовущего ее младенца. Поэтому обращение к теме веры в творчестве музыкантов и поэтов заслуживает всяческого понимания, а не грубых окриков "нельзя!", едва послышится что-то непривычное.
Обратите внимание, насколько свободно, по-детски непосредственно порой говорится о Боге, Божией Матери и святых в самой церковной поэзии! Ведь и в молитвах к Господу мы обращаемся на "Ты", и это не противоречит благоговению.
В песнях Андрея Макаревича "Место, где Свет" и Бориса Гребенщикова "Серебро Господа моего" использован, например, такой художественный прием, как недосказанность. Господь незримо присутствует в песне, но именно из благоговения поэт не называет Его полностью; поет только о "Серебре Господа", "не знает слова, чтобы сказать о нем", не дерзает "проситься в чертог Лорда (по-английски - Господь)", благоговейно умолкает. А песня "Орел, Телец и Лев", очевидно, о том, что Евангелие, изображенное в ней животными - символами евангелистов, почти против воли автора пришло к нему в дом, и у него, к сожалению, не хватает произволения последовать Евангелию, поэтому он "все пьет, и мучается от жажды", ничем не удовлетворяясь:
Удивительную вещь говорит известный рок-композитор и поэт, автор рок-оперы "Слово и дело" и песен группы "Рок-ателье" Павел Смеян. Он считает, что рок- опера "Иисус Христос - Суперзвезда" не прижилась у нас в русском варианте именно потому, что при исполнении по-русски она начинает неблагоговейно звучать: "В оригинальном варианте присутствует какая-то таинственность, возникает свой собственный ряд образов. А стоит увидеть ее в русскоязычной версии, и все убивается. Оказывается, что у всех действующих лиц панибратские отношения с Богом, чего русский народ совершенно не приемлет. :У нас другая молодежь, другое воспитание и восприятие мира". Очевидно, что не только сам Павел - глубоко верующий человек, но он свидетельствует, что в целом русская молодежь не приемлет неблагоговейного отношения к Богу. Его собственная опера посвящена страшным временам Ивана Грозного, и один из ее лейтмотивов - "Видение Василия Блаженного".
— Интересно, что впервые молитвы прозвучали на сцене советского театра в первой и очень талантливой отечественной рок-опере "Юнона и Авось", которая чудом вышла в свет в 80-х годах и чудом не была запрещена. Причем создавали ее верующие люди и вполне сознательно вкладывали в нее большой социальный заряд. Перед спектаклем режиссер Марк Захаров и автор текста поэт Андрей Вознесенский пошли в храм, освятили три иконы и поставили их на гримировальные столики трех главных героев. Так что едва ли не впервые после революции Православие открыто стало присутствовать в российском искусстве именно в рок- опере. Один мой знакомый начал читать Библию потому, что цитаты из Священного Писания использовались в текстах его любимой рок-группы.
— Поколение русских рок-музыкантов, которое начинало, когда я еще был молодым, сейчас почти все - верующие православные люди; они открыто говорят, что их музыка являлась поиском Бога, и они нашли Его. Например, создатель группы "Ария" Андрей Большаков (сейчас он не играет) и гитарист выступающей в Америке российской группы "Gorky Park" Алексей Белов - церковные православные люди. Лидер группы "Поющие гитары" ныне - регент в одном из православных храмов.
В одном храме недалеко от нас пономарит известный рок-музыкант Константин Кинчев, лидер группы "Алиса". В его песнях и раньше звучал поиск Бога, хотя православного человека при поверхностном взгляде стиль его группы мог бы отпугнуть. Мне известна история обращения Константина к Богу, о чем мне подробно рассказывал его крестный - псаломщик одного из приходов, где я служил (сейчас он уже священник).
Константин всегда был ищущим человеком. Однажды они с группой гастролировали в Израиле. Играли больше ради искусства и, естественно, в результате остались совершенно нищими. Но, конечно, побывать в Израиле, на Святой Земле и не пойти ко Гробу Господню, наверное, ни один человек себе не позволит, тем более, человек русский. Они пошли всей группой ко Гробу Господню. И как Костя потом рассказывал, с ним там что-то произошло: он сердцем - ни умом, ни сознанием, а именно сердцем - понял, что Господь есть. Осознал, что Христос - не просто какая-то красивая легенда, сказка, что Он существует; и это коснулось его именно на Гробе Господнем. Конечно же, возникла буря помыслов: как же теперь жить - нужно бросать музыку, бросать все, и тот образ жизни, который он вел. А как же жена, дети? Чем их кормить? В таком смятении он выходит из храма, и вдруг обо что-то спотыкается. Из песка вываливается бумажка в 20 шекелей. Это приличная сумма в Израиле. Я,- говорит Константин,- понял, что Господь поможет, во всем поможет. Они пошли и пообедали на эти деньги, а то у них и поесть было не на что.
Константин был крещен на московском подворье Оптиной пустыни одним из оптинских иеромонахов. Постепенно стал церковным человеком, и его музыка стала более глубокой. Один из последних его альбомов "Солнцеворот" - это хард-рок, в котором звучат чисто национальные, русские мотивы и в музыке, и в текстах. Он не очень приемлется современной музыкальной критикой. Некоторые прежние поклонники "Алисы" не понимают: "Почему Костя поет "мы - православные", мы-то далеко не все православные". А Константин так поет, потому что осознает себя православным, одним из наследников прекрасной культуры великого народа. И это не сценический имидж - Костя человек честный и очень искренний, настоящий русский поэт. Еще более глубок его альбом "Дурень".
Несколько лет назад город Кашин Тверской области отмечал свой юбилей. Мой друг священник о. Дмитрий, который там служил, был членом комитета по подготовке празднества. Он пригласил Константина с его группой выступить - они старые друзья. Администрация согласилась предоставить зал. Музыканты как раз исполняли композиции из своего будущего альбома "Солнцеворот". Потом был праздничный банкет и о. Дмитрий, и Константин были приглашены. Подходит официант - Костю все знали: "Костя, что Вы будете кушать?" - а шел Петровский пост. Костя говорит: "Батюшка, Вы благословите в честь праздника рыбку?" - "Да, конечно, сегодня праздник, и по уставу рыбу можно". Константин говорит: "Ну, вот, пожалуйста, что-нибудь постненькое, можно с рыбкой". Официант раскрыл рот: "Костя, Вы поститесь?.." - "Да, я православный человек, пощусь, хожу в храм, причащаюсь".
Константин Кинчев - удивительное явление российской рок-культуры: это вполне церковный, православный человек, зрело оценивающий свой жизненный путь, и, одновременно, рок-музыкант-профессионал. Его песни "Мы - православные", "Рождество", "Три дороги", "Дурень" и др. - это настоящая проповедь, в которой говорится о духовных вещах на языке хард-рока. Они в равной мере одухотворенны и профессионально сделаны. Думаю, если бы я услышал их, еще не будучи верующим, это было бы настоящим потрясением. Спаси Господи этого раба Божия за его творчество, которое вполне возможно и допустимо слушать православному человеку. Константин, как я уже говорил, пономарит в одном из храмов, бывает на всех праздничных богослужениях, а его дочь в этом же храме поет на клиросе. Не все это поймут. Но поклонники "Алисы" потихонечку вслед за Костей начинают робко переступать порог храма.
— Жаль, что пока не все ищущие рок-музыканты стали православными.
— Будем надеяться, что вставшие на путь поиска рано или поздно придут к искомому, поскольку всякий ищущий находит (Мф. 7; 8). Если послушать последние альбомы корифеев западной рок-культуры, людей, которые являются основоположниками рока - им сейчас по 50-60 лет - все чаще затрагивается тема веры, все чаще звучит имя Jisus Christ.
Возвращаясь к отечественным музыкантам, вспомню, что когда в начале 90-х группа "Аквариум" выступала с концертом в Калуге, музыканты все вместе поехали в Оптину. Приезжал ко мне и бас-гитарист "Аквариума" Саша Титов, и мы с ним общались. Я тогда нес послушание чередного священника в Шамордино. Несколько дней он прожил у меня в келье, мы много и долго беседовали, гуляли по живописным окрестностям монастыря. Это ищущий, симпатичный, верующий человек. Молебны у меня пел в качестве требного певчего. Думаю, что и с Борисом, может быть, Господь все устроит. В его песнях есть не только богоискательство, но и глубокие православные прозрения, цитаты из псалмов. Рассказывают, что он был православным человеком, являлся крестным многих молодых людей, а потом отпал; возможно, его оттолкнуло чье-то непонимание. После этого Борис, к сожалению, опять, как и в юности, увлекся восточными религиями, хотя сохранил уважение к вере христианской. Думаю, что не все потеряно. Борис - русский человек, ищущий Бога.
Так что, относительно рок-музыки не так все просто, не так все плохо, как представляют некоторые. Господь первое чудо сотворил на браке. Я не думаю, что присутствующие на этом браке, напившись вина, пели исключительно религиозные песни. Господь, однако, это благословил и, когда пить стало нечего, из воды сделал вино.
— А, может быть, и на рок-концерты можно ходить?
— Обстановка рок-концерта для христианина вряд ли прилична. Сомневаюсь, что стоит в качестве отдыха ходить на рок-концерт... В нашем храме помогает в алтаре молодой человек, который играет на соло-гитаре в рок- группе. Я счел возможным, чтобы этот юноша к нам приходил и помогал. Он очень любит храм, очень ценит эту возможность и дорожит ею. С ним стали приходить в храм его друзья, и сейчас почти все музыканты его группы посещают храм и помогают у нас по праздникам. Как-то был рок-фестиваль в г. Раменское, и я спросил этого юношу: "Ну как, Леша, ты туда не поедешь?" - "Нет, я в таких местах не бываю, это совершенно для христианина неприлично. Люди ходят туда не музыку слушать, а "оттягиваться" и "балдеть": Много бесчинств, милиция делает, что хочет. Публика бросает бутылки, по голове может попасть".
Так что, ходить на рок-концерт - это не всегда без греха, а просто для себя, для друзей что-то сыграть на гитаре - совсем другое дело. Никто ведь не порицает иеромонаха Романа (Матюшина) за его творчество - духовные песни под гитару - тогда как он в монашеском постриге. Что же спрашивать с молодых ребят, еще только приходящих к Богу? Не вижу ничего плохого в том, чтобы в качестве отдыха послушать дома хорошую музыку. Всем нам нужно и отдыхать, не только молиться и трудиться. Хорошо было бы заниматься только духовным, но мы все равно нуждаемся в отдыхе. Если фанаты "Спартака" дерутся, это не значит, что нельзя на даче поиграть с ребенком в футбол.
Нужно, однако, заметить, что на концертах серьезных рок-групп, существующих уже десятилетия, значительная часть публики - весьма солидные люди, вполне достойно себя ведущие. Не вижу особой разницы между посещением таких концертов и посещением консерватории.
— Какие рок-группы Вы разрешили бы слушать?
— Если я назову какие-то конкретные группы или направления музыки, то этим обнаружу только свои музыкальные вкусы. Любая музыка имеет право на существование. По разным причинам людям нравятся те или иные музыкальные произведения, исполнители или стили музыки. Имеет значение психология человека, тот или иной образ мыслей, образование, воспитание, возраст, культура, в которой вырос человек, его менталитет, национальность - да мало ли что еще формирует эстетические вкусы человека! Я могу ответить только за себя. Мне близки интеллектуальные музыкальные произведения, музыка, которая заставляет думать. Считаю, что композиции Рика Уэйкмана, групп "Pink Floyd", "Alan Parsons Project", "Marillion", "Yes", "Jethro Tull", "UK", электронная музыка Майкла Олдфилда не менее интеллектуальны и содержательны, чем музыка Баха, Моцарта и Бетховена. Среди групп, играющих хард-рок, мне нравятся "Deep Purple", "Led Zeppelin", "Nazareth", "Uriah Heep" и другие. Интересно творчество группы "Slade" (старого состава): им удалось совместить тяжелый, жесткий металл с удивительно тонкой лиричностью мелодий. К их музыке полностью приложим известный афоризм: просто, как все гениальное.
Не забывайте, что с музыкой этих групп связаны мое детство и юность, как, наверное, и у всего нашего поколения. Помните, как у Джима Морриссона: "Мы перенесемся с тобою в город моего детства:"
Здесь, говоря о рок-музыке, я не имею в виду тексты. К сожалению, моего школьного знания английского недостаточно, чтобы понять их полностью. Я говорю только о том впечатлении, которое оставляет музыкальная композиция. А жаль: тексты многих песен этих групп имеют глубокий философский смысл. Не очень интересует меня также нравственная сторона жизни музыкантов. Духовные идеалы для меня содержатся в Евангелии, житиях и творениях святых.
Любой музыкальный стиль имеет право на существование. Никто не должен ругать какой-либо музыкальный стиль только потому, что он ему не нравится или непонятен. Кто-то любит джаз, кто-то рок, а некоторые - диско. Мне почему-то под диско большей частью хочется спать. Но, наверное, во всех музыкальных стилях есть и свои вершины творчества, есть и не совсем удачные произведения.
Русскую культуру создал великий народ. Подлинно великие ее творения живут по своим законам и остаются в веках. Неотъемлемой частью этой культуры уже стало творчество таких музыкантов, как Борис Гребенщиков, Андрей Макаревич, Константин Кинчев, Юрий Шевчук, Игорь Тальков и других современных рок-музыкантов, поэтов и художников. Сама по себе рок-музыка не есть грех, хотя отдельные ее произведения, творчество отдельных исполнителей, действительно, не без греха.
Вообще, вопросы культуры и искусства - достаточно сложные. Их нельзя решать в одночасье, объявляя сатанизмом все не понравившиеся кому-то направления. Искусство по сути своей душевно. Духовное водительство - не его задача. Поэтому и спрос с него должен быть соответственным. Искусство и религия-разные области, ошибочно в искусстве усматривать религию. Не всегда правильно отождествлять искусство человека и его личность. Некоторые общепризнанные великие произведения искусства создавались не очень достойными людьми. Лучшие произведения искусства обращаются к духовной стороне человека, иногда ведут к Богу. Но в целом задача искусства - эстетическая. Если для человека светского в искусстве порой заключается смысл жизни, то для христианина оно не больше, чем отдых. Духовное водительство он находит в Евангелии и Церкви.
|