Артур Авалон
ЗМЕИНАЯ СИЛА
Цитата
Здесь описываются и подробно объясняются учение о Змеиной Силе (Кундалини Шакти) и о Йоге, которая её использует – эта тема занимает в Тантра Шастре исключительно важное место.
Цитата
Перед вами – легендарное учение о Кундалини, веками хранившееся в Индии под таким строгим секретом, что многие маститые ученые попросту отрицали его существование. Из книги вы узнаете о соотношении физической и эзотерической анатомии нашего тела, как найти и разбудить наши центры психической энергии для положительных преобразований

ЗМЕИНАЯ СИЛА Авалон
Ади-дэва – "Пра-божество", Парам Бинду, "запредельная точка" чистого сознания (Сахасрара).
Артур Авалон
ЗМЕИНАЯ СИЛА
Майя– это не "иллюзия", а – "форма бесформенного".
БЕСТЕЛЕСНОЕ СОЗНАНИЕ
В духе нет ни степеней ни различий. Тот дух, который находится в человеке – это единый дух, находящийся во всём. Как объект почитания – это Господь (Творец) или Бог. Ум и материя многообразны и имеют много степеней и качеств. Атман же (дух) как таковой целостен и лишен структуры. Ум и материя – это лишь части целого, и они не целостны (Апурна) и являются частью чего-то ещё, имеют свою структуру. Атман неизменен и бездейственен, а его сила – Шакти, – активна и проявляется в форме ума и материи. Чистое сознание – Чит или Самвит. Согласно учению Веданты материя и ум, как таковые, лишены сознания.
Для всего, что не есть сознание, "Я" – бессознательный объект. Это не значит что "Я" само по себе бессознательно. Наоборот, в сущности – все есть сознание, но мы говорим о нём как о бессознательном, потому что оно является объектом для сознания нашего "Я". Сознание принимает ограниченную форму ума для того, чтобы человек мог приобретать конкретный, конечный опыт. Не бывает ума, где нет сознания в качестве его основания, в то время как высшее сознание – без ума (Аманах). Там где нет ума, там нет и ограничений. Сознание, оставаясь в одном своём аспекте неизменным, в другом аспекте принимает форму активной силы, проявляющей себя как ум и тело. Поэтому человек – чистое сознание (Чит), носителем которого является его сила в форме ума и тела.
Это – чистое сознание, Шива и его сила – Шакти в том состоянии, в котором она всегда пребывает в его бесформенном "Я". Единая с ним, Она – Великая Богиня, Мать Вселенной, и Она в форме жизненной силы обитает в человеческом теле, в самом нижнем его центре у основания позвоночника, в то время как Шива проявляет себя в самом высшем мозговом центре, в лотосе Сахасрара. Доведенная до конца Йога – это соединение Её (Шакти) с Ним (Шивой) в теле Садхака. Это Лайя, растворение, в противоположность инволюции духа в разум и материю.
Некоторые предпочитают поклоняться мужскому аспекту – правой стороне соединенной мужской и женской фигуры (Ардханаришвари). Иные, Шакты, предпочитают поклоняться левой, женской стороне фигуры и называют Её Матерью, потому что Она – Великая Мать, Махадэви, которая зачинает, рождает и питает всю Вселенную, возникающею из её утробы (Йони). Это так, потому что она – активная составляющая сознания,1 которая представляет2 себе мир в соответствии с впечатлениями или отпечатками (Санскарами), которые были оставлены радостями и страданиями, испытанными в прошлых мирах. Естественно поэтому почитать Её как Мать. Первая Мантра, в которую посвящены все люди – это слово Ма (Мать). Весь мир пяти элементов также возникает из активизированного сознания или Шакти и есть Её проявление. Люди потому почитают Мать, что нет никого нежнее4 Её; приветствуют её юную улыбающуюся красоту в форме розовой Трипурасундари – Источника Вселенной, и Её внушающее ужас величие в форме Кали, забирающей всё и всех назад, в себя. Здесь мы подходим к Йоге, которая представляет собой соединение Матери с аспектом Господа (Шивы) в том состоянии сознания, которое и есть Абсолют. Веда говорит "Весь этот (многообразный мир) – (единый) Брахман". Как множественное может быть единым, разные школы объясняют по разному. То толкование, которое дается здесь, содержится в Тантрах или Агамах. Во-первых, что такое единая реальность, которая проявляется как множественное? Какова природа Брахмана самого по себе (Сварупа)? Ответ на это таков: Сат-Чит-Ананда, Бытие-Сознание-Блаженство. Сознание или чувствование (Чит или Самвит) тождественно бытию, как таковому. Человек по своему устройству упорно верит в объективное существование вне его и независимо от него. И такая объективация будет существовать до тех пор, пока человек воплощён. Дух (Дживатман), его сознание скрыты, завуалированы Майей.
1 Шива инертен. То, что Дэви находится над Шивой, указывает (в частности, в случае Кали), что именно она, как Мать Всего, даёт освобождение. Подробнее см. "Принципы Тантры".
4 В "Санкхья Карике" говорится, что "нет ничего более нежного, чем Пракрити, которая служит Пуруше для всевозможных форм его наслаждения, в конце-концов давая ему свободу и отворачиваясь от него, когда он более не нуждается в Её услугах"
Но в изначальных первоосновах опыта, переживания – в Высочайшем духе, Параматмане, – это различие исчезает, потому что там, где нет никаких разделений, Он, Параматман, – и переживающий, и объект переживания и само переживание. Однако, когда мы говорим о Чит, как о сознании, мы должны помнить обо всем этом и рассматривать его только как ограниченное проявление Чит, которое само по себе – бесконечный неизменный принцип, основание всякого переживания. Бытие и сознание – это абсолютное блаженство, которое можно определить как "успокоение в себе самом". Оно – блаженство, потому что пребывает в бесконечном "ВСЁ" и тем самым уже не испытывает недостатка ни в чем. Высшее сознание – это единство высших Пара Шивы и Пара Шакти, которое никогда не изменяется, а вечно продолжает быть тем же самым, пребывая и действуя во всех изменениях в своем творческом аспекте как Шива-Шакти. Все проявления ассоциируются с тем, что воспринимается как бессознательное. И ум – это не чистое, а ограниченное сознание. То же, что его ограничивает, должно быть по своей природе чем-либо бессознательным, а если и сознательным – то лишь способным производить видимость сознания. В мире феноменов нет ничего ни абсолютно сознательного, ни абсолютно бессознательного. Сознание и бессознательное всегда перемешаны. Некоторые объекты кажутся более наделенными сознанием, а другие – менее. Это возникает потому, что Чит, которые полностью не отсутствует ни в чём, проявляет себя различными путями и в различной степени. Степень этого проявления ограничена природой и развитием ума и тела, в котором заключается сознание. Дух остаётся одним и тем же, а ум и тело изменяются. За этими изменчивыми формами сознания находится единое, бесформенное и неизменное Чит, которое само по себе, в своей сущности (Сварупа), отличается от частных форм своего проявления.
Проходя через разные стадии проявления жизни, Чит сам по себе остаётся тем же самым и не развивается. Видимость же развития возникает от того, что Чит то более, то менее ограничен и завуалирован умом и материей. Это вуалирование производится той силой сознания, Шакти, которая творит миры множественности форм. Что же именно вуалирует сознание и порождает мировой опыт? Это сила иллюзорности, Майя Шакти, которая как бы создаёт видимость того, что целостное (Пурна) – нецелостно (Апурна); бесконечное превращает в конечное, бесформенное – в имеющее форму. Это та сила, которая вуалирует, ограничивает и отрицает. Отрицает что? – Совершенное сознания. Есть ли Шакти сама по себе тем же самым, что и Шива – Чит, или она принципиально отличается от него? Она должна быть по сути тем же самым, иначе всё не могло бы быть единым Брахманом. Но если она в принципе то же самое, что и Шива, то она должна быть и Чит, т.е. сознанием. Поэтому она – Сат-Чит-Ананда Майя и Чидрупини1 ("в форме природы Чит"). Как сказано в "Кубджика-Тантре", Парама-Кала – это и Чит (Чидрупа) и Нада (Надарупа).
1 Сат-Чит-Ананда Майя – это в сущности то же, что Сат-Чит-Ананда, но суффикс "майя", как и "рупини", отмечает тонкое различие: она одновременно и своя собственная сущность, Чит, и нечто отличное от нее, поскольку проявляется как сила.
Этот та целостность, полнота, о которой Упанишада говорит, что в нём "Я знает и любит себя". Это Любовь, которая – Блаженство, "отдохновение в самом себе", о котором сказано "высшая любовь есть блаженство"
Посредством этой силы и осуществляется Йога. Когда она выполнена, тогда индивидуальная Кундалини-Шакти соединяется с великой космической Маха-Кундалини-Шакти, а та соединяется с Шивой, с которым она по своей сути – одно. Кундалини – аспект вечного Брахмана, и поэтому оба они не имеют качеств. В её Ниргуна (бескачественном) аспекте, она – чистое сознание и само блаженство. В Сагуна (имеющем качество) аспекте она – та, чьей силой развернуто все мироздание. Кундалини Шакти в индивидуальных телах – это сила в покое, или статический центр, вокруг которого силой вращения движется каждая форма существования. Всегда во Вселенной за любой формой активности есть некий статический центр. Единое сознание для целей творения поляризуется на два аспекта: статический – Шива, и кинетический – Шакти.
Поэтому это семя – коллективная или космическая воля к проявлению жизни в форме наслаждения. В конце периода покоя, который и есть растворение, это семя созревает в сознании. Тогда в чистом сознании оказываются два аспекта: один из них бесформенный, в котором преобладает чистое блаженство, и другой аспект – аспект Вселенной, аспект проявления мира множества форм, мира наслаждения (Бхукти).
Один из главных принципов Шакта-Тантры – обеспечить посредством её Садханы обе вещи – и освобождение (Мукти) и наслаждение (Бхукти). Этого можно достичь путем отождествления себя во время наслаждения с душой мира. В чистом, совершенном и бесформенном сознании возникает желание проявить себя в мире форм – желание радости от формы и в виде формы.
Такова изменчивость в неизменности, и неизменность в изменчивости. Шива в его трансцендентном аспекте неизменен, но Шива в его имманентном аспекте – изменчив.
Когда Карма созрела, тогда Дэви, по словам "Кулачудамани-Нигама" "становится исполненной желания творения и покрывает сама себя своей собственной Майей".
Как уже установлено, высшее неизменяемое состояние (Парасамвит, не считается Таттвой, будучи Таттватита) – это то переживание, в котором "Я" и "Это" сливаются воедино. В кинетическом Шакти аспекте, представленном в своих чистых категориях, опыт подтверждается как "Я" и "Это", но последнее рассматривается не как что-то противоположное, находящееся вне "Я", а как часть единого "Я" с двумя аспектами – само "Я" (Ахам) и "Это" (Идам). Большее или меньшее преобладание то самого "Я", то "Это", порождают следующую за этим двойственность в сознании.