В качестве подготовки к публичным слушаниям.
Статья из недр Консультанта
https://yadi.sk/i/-a5_94HZ3Tz3SNПреимущества укрупнения муниципальных образований очевидны.
Во-первых, в едином муниципальном образовании сокращаются управленческие затраты и время принятия решений в рамках консолидированной системы органов местного самоуправления городского округа. Этому способствуют повышение мобильности сбора информации и отчетности, уменьшение объема документооборота.
Во-вторых, в едином городском округе появляется возможность для проведения крупных мероприятий и разработки планов развития сельских населенных пунктов, чему ранее препятствовала разобщенность муниципальных образований.
В-третьих, в едином городском округе наблюдаются равномерное распределение бюджетных средств и консолидация материальных, финансовых ресурсов, а также рост собственных доходов, увеличение бюджетной обеспеченности.
Однако, как ни странно, рост бюджетной обеспеченности муниципальных образований иногда ведет к сокращению доходной части бюджета городского округа по сравнению с консолидированным бюджетом бывшего муниципального района за счет уменьшения средств, перечисляемых из регионального фонда поддержки муниципальных образований.
Вместе с тем создание городского округа на территории района имеет и негативные последствия (хотя их и не афишируют).
Во-первых, недостаточно эффективно решаются вопросы местного значения городского округа из-за большой площади муниципального образования, различий в социальных, экономических, инфраструктурных характеристиках сельских населенных пунктов и административного центра. Согласно ст. 16 ФЗ N 131-ФЗ в число вопросов местного значения городского округа входят: установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; осуществление муниципального лесного контроля; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа. Однако трудно представить себе установление единой ставки земельного налога с разным целевым назначением, а также утверждение единых нормативов градостроительного проектирования для территории с очень большой площадью. Вряд ли допустимо принятие единого экономически обоснованного тарифа на транспортное обслуживание населения: это, безусловно, отрицательно скажется на развитии конкуренции в транспортном обслуживании, поскольку своевременность заключения с перевозчиками договоров на оказание транспортных услуг также будет под вопросом. Невозможна и выработка единого подхода к осуществлению деятельности по охране лесов, борьбе с лесными пожарами из-за того, что в состав городского округа входят леса различных категорий.
Во-вторых, ограничивается право населения на доступ к местному самоуправлению. Очевидно, что в едином городском округе сельские жители фактически теряют такую форму непосредственной демократии, как участие в публичных слушаниях, поскольку невозможно организовать слушания по бюджету муниципального образования или по программам социально-экономического развития в населенных пунктах, между которыми пролегают десятки километров. Кроме того, если в каждом сельском поселении формируется свой представительный орган, включающий обычно десять депутатов, то в едином городском округе жители сельских населенных пунктов избирают всего несколько депутатов представительного органа муниципального образования согласно требованиям равного избирательного права. Поэтому представительство интересов сельских избирателей в представительном органе городского округа, как правило, ничтожно. В то же время для представительных органов муниципальных районов в п. 2 ч. 4 ст. 35 ФЗ N 131-ФЗ предусмотрено изъятие из общих положений избирательного законодательства о равном избирательном праве: число депутатов, избираемых от одного поселения (в первую очередь административного центра), не может превышать двух пятых установленного числа депутатов местного парламента.
В-третьих, снижается доступность оказания населению муниципальных услуг. В частности, в Нижегородской области в результате преобразования муниципальных районов в городские округа были ликвидированы военно-учетные столы в сельских поселениях, поэтому военнообязанным гражданам пришлось становиться на воинский учет или сниматься с него в административном центре городского округа. Помимо этого, согласно ч. 1 ст. 14.1 ФЗ N 131-ФЗ в поселениях органы местного самоуправления наделяются правом совершения нотариальных действий в случае отсутствия нотариуса в поселении. Однако преобразование муниципальных районов в городские округа повлекло ликвидацию органов местного самоуправления поселений и, соответственно, снижение доступности оказания нотариальных услуг в сельских населенных пунктах, в которых не было нотариусов.
В-четвертых, в связи с тем что объединение городских поселений (городов и поселков) с городским округом, в отличие от их объединения с сельскими поселениями, возможно только с одновременным внесением изменений в закон об административно-территориальном устройстве субъекта РФ, в силу которых происходит объединение административного центра городского округа и иных городов или поселков (ч. 3.1 ст. 13 ФЗ N 131-ФЗ), жители упраздненных городских поселений могут лишиться ряда льгот по уплате налогов и обязательных платежей. Так, жители небольших городских населенных пунктов в бывшем Борском муниципальном районе Нижегородской области, объединенных в единый городской округ, стали оплачивать тарифы по полисам ОСАГО, как и в самом городе Боре, т.е. в значительно большем размере
Кроме того, в едином городском округе постоянная финансово-экономическая ограниченность местного самоуправления приводит к закрытию бюджетных сельских учреждений. Таким образом, есть вероятность, что разница в уровне бюджетной обеспеченности и доступности инфраструктуры в населенных пунктах увеличится, вследствие чего в сельских населенных пунктах может происходить депопуляция населения и остановка социально-экономического развития территорий.
Думается, что выявленные минусы в дифференциации муниципального управления в различных частях городских округов можно устранить, наделив муниципальные образования статусом городских округов с внутригородским делением.