Что касается исходных интуиций. Православная вера- разноплановая Традиция и разбор полетов должен быть соответственно разделен на несколько потоков-тем. Допустим: 1) Агиография. Жития святых для многих, не только неофитов, являются "руководством по эксплуатации". Эти "биографии" пестрят всевозможными спецэффектами и комбочудесами. С практической же точки толкают человека на весьма опасные шаги. Выявлять подобные "пережитки язычества" и раскрывать их корни в языческих прототипах и аналогиях. 2) Толкование на Евангелия. Давно заметил, что чем цветастее проповедь на евангельскую тему, тем она эмоциональнее и экзальтированнее. Многие вещи, сказанные для усиления психологического воздействия на слушателя, впоследствии оказываются в Лоне Предания, откуда их уже не выковыришь. А потом, спустя время происходит толкование на уже это "экзальтированное благовестие" - оно, в свою очередь, сразу начинает с заявленного "возвышенного" градуса, где очередной проповедник обязан усилить накал уже от себя. В результате мы имеем никому не нужные псевдоблагочестивые фантазии, которые элементарно мешают расмотреть само Евангелие своей кавайностью. Нужно вернуть Евангелие людям в оригинале. 3) Богословие. непререкаемая тема, где все уже решено до нас и любое вмешательство будет рассматриваться как покушение на святое. Однако, эта тема просто искрит всевозможными исследованиями по реальной истории догматики, но у нас об этом практически никто не слышал. О догматике- либо сусально-елейно, либо никак. Это фальшивое благоговение, мешающее верующему понять предмет своей веры, должно быть преодолено. Соответствующим разбором на конкретных примерах. 4) Выявление канонических нарушений, таких как симония. История их развития в исторической перспективе- как начиналось и к чему все пришло. 5) История литургической жизни- ее изменения и связанные с этим последствия. Очень важный пункт. На примере исследований того же прот.Николая Афанасьева и иже с ним, легко проследить деградацию литургической жизни одновременно с развитием пышного церемониала и отторжением верных от участия в Евхаристии. 6) В противовес показать первоначальные обычаи христианских общин, нравы, литургическую и повседневную жизнь. 7) И наконец, на контрасте, показывать примеры из современной православной действительности. Обязательно нужно найти точку, с которой все пошло наперекосяк. Она в принципе известна, нужно только сделать ее контрастной и четкой. Найти у веревочки конец и потянуть.
Так то на форуме уже достаточно подобных тем, нужна наверное только соответствующая систематизация под данным углом. Ну и копать дальше.
|