Вот приведённый выше аргумент, что храмовая архитектура, богослужебное убранство, атмосфера и как часть этого особый небытовой церковно-славянский язык являются этакой проповедью в камне и пр. Однако у этого же аргумента есть обратная сторона, про которую сказал в предыдущем сообщении Aroc, это вопрос о воплощении и освящении материального. т.е. "проповедь в камне" это есть конечная остановка освящения жизни человека в его религиозной части. Но здесь важно то, что без базиса сами по себе все эти камни и витиеватые словеса не имеют вообще никакого смысла. Если на то пошло, то египетские мегалиты куда как более зримая и мощная проповедь могущества, но только их "древних богов". Наша сила в Духе и Его явлениях, а не в чём-то ином. Если в "церкви" мы не видим его храма, то всё остальное тщетно. Мехи без вина. Другая сторона дела в том, что без политического господства в той или иной стране нельзя всё заставить "проповедью в камне". Практика показывает, что и великая София Константинополя обращена в мечеть и многие другие бывшие храмы. А в условиях меньшинства и тем более гонений, все эти внешние культурные формы проповеди будут отрезаны. Что останется? Да ничего. Теперешняя церковная жизнь не учит христианству.
|