Цитата
Katerini сказал(а): ↑
Теперь по существу. Понятие системы как своего рода экспликация схематизма чистого рассудка по Канту применимо вообще к любому мыслимому и ощущаемому предмету. Вопрос в скорее в необходимости применимости. Ведь представление явления в виде системы не всегда дает прирост новых знаний о нем. Например, системный способ описания общества не дает ничего нового сам по себе без представлений о его (общества) детерминантах и доминантах, о движущих силах его развития и изменения, взятых в своей необходимости и случайности.
Более того, зацикливание на системном описании (как у Парсонса и пр. социологов теоретиков) влечет однобокое функционально-эволюционное представление общества, В силу доминирующего в системном подходе принципа интеграции или согласованности частей роль дисфункций системы не учитывается и объявляется побочным, маргинальным не значимым для ее развития фактором.
Думаю, излишне говориить о том, что такие социальные дисфункции как войны, кризисы, революции не только тормозят или разрушают социальную систему, но и способствуют выходу ее на новый уровень интеграции.
Если уж по существу, то чистый рассудок (и нечистый тоже) отрицается глупостями жизни как явная помеха самой жизни. Система рассудка, в условиях системы жизни, только и ощущает себя системой. А уж как система жизни отплясывает на костях стабильности протона и говорить нечего.