IPB
     
 

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Чудеса естественного ума. Суть учений Дзогчен
соня
сообщение 27.4.2013, 8:55
Сообщение #1


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Демиурги
Сообщений: 5934
Регистрация: 8.8.2010
Вставить ник
Цитата
Из: Москва
Пользователь №: 2275



Репутация:   24  



Тензин Вангьял
ЧУДЕСА ЕСТЕСТВЕННОГО УМА
Суть учений Дзогчен в тибетской традиции Бон
С предисловием Его Святейшества Далай-ламы XIV

Полностью - тут:
http://www.theosophy.ru/lib/bon.htm


Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
 
Начать новую тему
> Ответов
соня
сообщение 14.5.2013, 22:52
Сообщение #2


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Демиурги
Сообщений: 5934
Регистрация: 8.8.2010
Вставить ник
Цитата
Из: Москва
Пользователь №: 2275



Репутация:   24  



Вовлечение ума в практику концентрации

ШИНЕЙ
Пребывание в покое


Я - великое, самопорожденное, пребывающее в естественном состоянии,
Известное изначально как источник всех вещей.
Вы, усердно ищущие меня и стремящиеся ко мне,
Лишь утомляете себя; вы не найдете меня.
Моя природа уникальна средь всех вещей,
Невозможно сравнить ее с тем, что мною не является
или с тем, что мною пытается быть.

Практика концентрации

Практика шиней из системы А-кхрид

В Дзогчен выделяются три стадии практики концентрации. Первая стадия -
это "принудительная" концентрация. Она подразумевает необходимость
определенных усилий и иногда называется "творением человека". Для
улучшения концентрации нам приходится проявлять упорство в практике,
поскольку мы не привыкли к ней. Это этап покоя, который создан умом.
На второй стадии мы развиваем эту принудительную, требующую усилий
концентрацию, пока она не превратится в состояние естественного покоя.
На третьей стадии мы достигаем релаксации в концентрации, которая
превращается в состояние стабильного покоя.

Когда мы достигаем этого уровня, и наша практика становится менее
напряженной, мастер вводит нас в практику наблюдения за умом, которая
ведет к постижению естественного состояния. Затем под руководством мастера
мы переходим к сосредоточению без атрибута. Эта практика включает в себя
медитацию на нашу свободную от обусловленности природу и тренировку в
удержании ума в состоянии созерцания и покоя.

Понимание естественного состояния может
быть только прямым пониманием, неопосредованным мыслью; это пустотная
природа ума, постигающая сама себя.

Состояние присутствия, постигающее пустоту, является исконным самоосознанием. Оно
называется исконным самоосознанием потому, что именно пустотное состояние
достигает понимания самого себя благодаря собственной ясности. Пустота
не отделима от ясности; пустота - это ясность, а ясность - это пустота.

Практика концентрации - это еще не созерцание, но посредством развития
концентрации мы можем познать естественное состояние и обрести способность
пребывать в состоянии присутствия; это введение в практику созерцания.

НЬЯМШАГ
Созерцание

Когда все постигается как Будда,
Медитация и идея неразрывны.
Сама эта медитация есть высшая идея.
Будду нельзя ни найти в медитации, ни потерять при отсутствии медитации:
Постоянно пребывай в состоянии, свободном от отвлечений.

Значение созерцания в Дзогчен

Созерцание, или Ньямшаг, имеет в Дзогчен точное и весьма специфическое
значение. Оно указывает на состояние неразрывного единства ясности и
пустоты. Говоря символическим языком Дзогчен, это "единство матери и
сына". Созерцание является главной практикой Дзогчен.

в состоянии созерцания нет ни субъекта, ни объекта; оно подобно
"наливанию воды в воду". Простое пребывание в состоянии
созерцания, в котором нет ни внутреннего, ни внешнего, а есть осознание
того, что вся "внешняя" реальность является проекцией "внутреннего"
состояния, достаточно.

Способ познания является
прямым, а пребывание в состоянии созерцания свободно от познающего и
познаваемого, субъекта и объекта. Этот ум, который находится вне пределов
любого концептуального ума и который достигает понимания естественного
изначального состояния, является более тонким внутренним умом, известным
также как "ясный свет", где понятие "ясный" (в терминологии практики
сновидения) относится к пустоте, а понятие "свет" относится к ясности
изначального ума.


Ум и природа ума

качества природы ума:
1. отсутствие мыслей;
2. является основой движущегося ума;
3. нейтральность, одинаковое отношение к добродетели и ее отсутствию;

качества ума:
2. во время работы ума может появиться любая мысль;
3. при отсутствии размышления и при наблюдении движущегося ума происходит
его освобождение в кунжи;

Методы созерцания

1.Устранение отвлекающих действий тела, речи и ума посредством контроля

2. Вхождение в естественное состояние ума благодаря трем освобождениям:
проведению тела в состояние физического бездействия, речи - в состояние
безмолвия и ума - в состояние отсутствия мыслей.

3. Сохранение состояния осознания посредством тройного метода
пребывания в уме как таковом, каким он является, не изменяя движущегося
ума, пребывания в сущности естественного состояния и неограниченного
пребывания в естественном состоянии.

4. Прерывание цепи кармических последовательностей в отношении трех
действий, что означает не следовать за действиями тела, не следовать
за словами и не следовать за желаниями ума.

5. Продление пребывания в естественном состоянии с помощью трех сил:
укрепления силы состояния присутствия, свободного от отвлечений и
являющегося самим осознанием; укрепления силы необусловленного "я"
и укрепления естественной силы ничем не прерываемого блаженства.

6. Сохранение приобретенного знания посредством тройного сокрытия:
прятать тело от возбуждающих факторов (подобно тому, как звери прячутся
от охотников); прятать слова в великом безмолвии (подобно сокрытию масляной
лампы в сосуде) и прятать движущийся ум от шести объектов чувств в природе
ума (подобно тому, как черепаха прячется в океане).

7. Тренировка энергии осознания посредством трех проявлений: возникновения
различных действий тела, проявляющихся в бездейственном состоянии тела;
возникновения различных проявлений речи в безмолвии; возникновения
различных движений движущегося ума в состоянии, свободном от мыслей. С
помощью этих трех проявлений практикующий видит все, что возникает, как
единое, ибо источником этого всего является отсутствие этих трех действий.

8. Обнаружение недуального состояния посредством трех освобождений: все
действия тела освобождаются в бездейственном состоянии тела; речь - в
безмолвии; мысли - в свободном от мыслей состоянии ума. С помощью этих
освобождений мы достигаем понимания основополагающего фундаментального
равенства ума и природы ума.

9. Обретение конечного результата через отсутствие трех затмений: действия
не затмевают бездейственное состояние тела; речь не затмевает безмолвие;
и мысли не затмевают состояние, свободное от мыслей. При достижении
окончательного устранения затмений проявляется высший конечный результат.



****



Мысли и созерцание

Отношение практикующего к возникновению мыслей является ключевым аспектом созерцания. Посредством наблюдения за возникновением, сохранением и растворением мыслей в пустоте мы постигаем истинную пустотную природу
мысли: мысли представляют собой движение ума и имеют ту же природу, что
и естественный ум, точно так же как морские волны имеют ту же природу
воды, что и само море. Когда во время состояния созерцания происходит
возникновение мыслей, мы осознаем, что они возникают из пустоты и что
их сущность имеет природу пустоты. Мы не попадаем под их влияние, мы
позволяем им идти своим чередом, пребывая при этом в уравновешенном
состоянии созерцания. Таким образом естественное состояние ума становится
более ясным: непосредственно на собственном опыте мы постигаем единство
и тождественность ясности и пустоты и затем мы можем
достичь осознания неразрывного единства ясности и пустоты в естественном
состоянии. Для нас важно достичь такого состояния, в котором мысли больше
не беспокоят и не отвлекают нас. Это не просто какое-то состояние пустоты,
в котором отсутствуют мысли. Вообще, культивирование состояния покоя,
свободного от мыслей, если его расширить за рамки естественного
промежутка, существующего между двумя мыслями - становится состоянием
неведения, а не присутствия (если в состоянии отсутствия мыслей,
достигнутого с большими усилиями, пустота не сопровождается ясностью, а
расслабленность - ощущением присутствия). В истинном состоянии созерцания
мы расслаблены, мы и не создаем, и не подавляем мысли, мы пребываем в
состоянии присутствия, не отвлекаясь ни на мысли, ни на отсутствие мыслей.
Созерцание - это ощущение присутствия в состоянии вне мыслей,
поскольку концептуальный ум, который создает мысли и который привык к
удержанию внимания ума на своем беспрерывном мыслепроизводстве, находится
в покое. Концептуальный, мыслепроизводящий ум выталкивает практикующего
из расслабленного состояния созерцания в состояние напряжения. Это делает
трудным пребывание в расслабленном состоянии созерцания в течение
неограниченного периода времени.

Три типа переживаний в состоянии созерцания

В этом состоянии присутствия существуют три типа переживаний:
переживание блаженства, ощущение внутреннего удовольствия; переживание пустоты, ощущение полной растворенности в пространстве, в котором ничего не существует; и переживание ясности, ощущение предельной ясности,
в которой в состоянии присутствия происходит прямое постижение без
посредничества мыслей. Однако нельзя путать эти три переживания
с изначальным состоянием. Это переживания, которые постигаются
в самоосознании этого состояния.

Состояние присутствия в Дзогчен

В рамках духовной практики существуют различные
типы присутствия: присутствие в энергии, присутствие в силе, присутствие
в радости и присутствие в ясности; когда мы говорим о присутствии в
контексте Дзогчен, здесь конкретно указывается на присутствие в
неразрывном единстве ясности и пустоты естественного состояния ума.

отвлечься от естественного состояния - невозможно.
несмотря на проблемы и переживания, мы не отвлекаемся от присутствия в естественном состоянии: мы способны присутствовать в любых условиях, то есть мы связываем любую ситуацию с практикой.

когда мы выполняем
практику, наши чувственные сознания работают, не отвлекаясь, и мы в то же
время присутствуем в чистом состоянии ума; мы осознаем пустоту не так, как
субъект воспринимает объект, а в виде состояния присутствия в переживании
самоосознания, свободного от отвлечения концептуальными мыслями :
то, что мы переживаем, не является природным
качеством формы, которая пустотна. Вне пределов ума, воспринимающего
форму, объект является пустотным, и именно это единство формы и пустоты
мы постигаем, используя ум, свободный от каких бы то ни было концепций,
в созерцании.

Как для практикующих Дзогчен, очень важной для нас является работа с
состоянием присутствия, мы должны развивать его должным образом, а затем
объединить его с действиями нашего тела, голоса и ума - с тем чтобы
обрести полное присутствие. Но что такое "полное присутствие"? Это непрерывное состояние присутствия. Посредством практики и размышления над
примерами мы можем постичь полное присутствие на основе непосредственного
переживания.

Ясность в созерцании

В бонских учениях также проводится различие между обычным созерцанием
и созерцанием с ясностью. Созерцание с ясностью достигается посредством
выполнения очищающей практики растворения - визуализируемой
формы ясности ума - в пространстве, являющемся пустотой
ума; иными словами, посредством объединения пустоты и ясности. Если в этот
момент мы способны сохранять состояние присутствия в ясности, мы можем
развивать ее и дальше.

В созерцании происходит прямое, бесконцептуальное понимание через ясность.
Такое непосредственное понимание, не опирающееся на движение мысли, может
дать познание многих вещей, которые обычно выходят за рамки понимания
обычного ума. Оно свободно от концепций, поскольку возникает непосредственно из пустотной природы ума, из изначального состояния, которое вне пределов мыслей.

Посредством созерцания мы можем иметь временное переживание индивидуального естественного изначального состояния, которое всегда ясно, лучезарно и совершенно, подобно солнцу, которое всегда сияет в небе, но иногда
закрывается на время облаками. Именно у нас, практикующих, бывают
мгновения ясности, когда мы присутствуем в естественном состоянии, и
мгновения отвлечения, когда мы отсутствуем.

Когда в состоянии созерцания мы видим своими собственными глазами, то,
что мы видим на самом деле, является нашей собственной мудростью.
глаза - это порталы мудрости.

ИНТЕГРИРОВАНИЕ

Важность интегрирования

В Дзогчен огромное значение придается интегрированию состояния присутствия,
закрепляемого посредством созерцания,
со всеми действиями тела, голоса и ума в повседневной жизни.

Практика смотрения на небо дает нам возможность интегрировать пустотное состояние нашего ума с пустотным пространством неба, преодолев таким образом привязанность к эго и к тонкому дуализму внутреннего и внешнего, сущего и несущего. Но прежде, чем мы сможем интегрировать наше созерцание с пространством, являющимся истинным, абсолютным состоянием естественного ума, мы должны достичь интегрирования с нашими мыслями и страстями, представляющими собой состояние нашего относительного ума.

таким способом превращения всей нашей жизни в практику является интегрирование созерцания со всей нашей повседневной деятельностью.
Для того чтобы достичь этого, важно иметь очень ясное представление о том, что такое состояние созерцания и как в нем пребывать. При выполнении практики важно пытаться оставаться в этом состоянии присутствия и преодолевать тонкое дуалистическое разделение созерцания и повседневной жизни,
интегрировать состояние присутствия и созерцание с повседневной жизнью.

Такое интегрирование является очень важным моментом .

Интегрирование созерцания с повседневной деятельностью превращает всю
нашу жизнь в практику и может привести к достижению самореализации за
период одной жизни. Интегрирование подразумевает координацию состояния
присутствия с движением энергии и состоит в приложении чистой мудрости
осознания к нашим мыслям, нашему телу, голосу, уму и действиям каждое
мгновение нашей жизни посредством присутствия в изначальном состоянии и
наполнения всех действий тела, голоса и ума в повседневной жизни осознанием.

Интегрирование состояния присутствия с действиями

Добродетельные действия - это те, которые не отвлекают нас от
состояния присутствия и способствуют накоплению заслуг; порочные действия
- это те, которые возникают под влиянием пяти страстей и способствуют
накоплению препятствий к духовному развитию

В самом начале мы пытаемся интегрировать состояние созерцания с действиями
тела, что сделать легче всего, затем - с действиями, относящимися к речи
и, наконец, - с действиями ума, что представляет наибольшую трудность.

Лучше всего начать с простых, физических движений; например, в конце
занятия по практике медитации, пока мы еще находимся в состоянии
присутствия, можно попробовать подвигать рукой или кистью, или же
подвигать какой-нибудь другой предмет, скажем, чашку, и посмотреть, сможем
ли мы во время выполнения этого движения продолжать оставаться в состоянии
созерцания: мы должны попытаться сохранить в движении то же состояние
присутствия, что и в спокойном расслабленном состоянии.

То же относится и к голосу. Вначале мы должны попытаться включить
состояние присутствия в добродетельные действия голоса, которые мы обычно
совершаем после окончания практических занятий, такие как повторение мантр
или исполнение песнопений.

Важно также практиковать интегрирование состояния присутствия с внешними
звуками можем попробовать интегрировать это состояние со
звуками, которые окружают нас.

И наконец, мы должны попытаться ввести состояние присутствия в действие
ума.
Однако важно убедиться в том, что мы действительно интегрируем состояние
присутствия с действиями, а не просто думаем, что мы находимся в этом
состоянии, в то время как на самом деле отвлекаемся этими действиями. Мы
должны следить за тем, чтобы состояние присутствия было непрерывным. Это
осознание, следящее за непрерывностью состояния присутствия, является как
бы тайным помощником, который проверяет есть ли это состояние или нет.
Оно является разновидностью полноты внимания.

Относительно интегрирования с движениями ума, ежедневно в уме пребывает 84000 мыслей или движений; однако важно
не то, сколько мыслей возникает, а то, что мы с ними делаем. На самом деле
есть только один путь - не отвлекаться ими, и этого можно достичь тремя
методами: пребывать в состоянии присутствия; не следовать за мыслями или
не создавать дополнительные мысли (например, мысль не следовать за ними);
и не позволять им оказывать на нас воздействие (в этом случае мы не просто
не следуем за мыслями, а не позволяем самим мыслям увести нас куда-либо).
Таким образом, все наши 84000 движений мысли, грубые или тонкие, и наши
страсти больше не являются такими же, как мысли и страсти обычных людей;
они отличны по качеству и служат нашей практике.

Есть еще такие эмоциональные состояния, как робость и печаль. Например, когда мы испытываем робость, мы можем попытаться полностью интегрировать это состояние, и тогда мы обнаружим, что на самом деле никакой робости нет.
Бывают также мгновения, когда мы чувствуем себя несчастными; важно
интегрировать также и это состояние. Если мы сможем интегрировать печаль,
полностью войдя в нее, мы обнаружим, что никакой печали нет: если мы
сможем сохранять осознание в печали, это очень поможет нам в обычных
жизненных ситуациях, а также поможет развитию нашей практики. Однако
простое преодоление состояний печали не является целью практики.

Большую важность для нашей практики имеет состояние внезапного осознания
под воздействием испуга, именуемое "хедева". У нас бывают мгновения такого
осознания в повседневной жизни, когда кто-нибудь неожиданно закричит рядом
с нами, или когда у нас случается приступ рвоты. Эти мгновения очень важны
для нашей практики. Когда такие вещи происходят в обычной жизни, мы обычно
не сохраняем состояние осознания, но для нашей практики очень важно
продолжать пребывать в состоянии присутствия и осознания в этих ситуациях,
поскольку они мгновенно срывают слой концептуального ума и обнажают более
ясное состояние сознания.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 

> Сообщений в этой теме


Быстрый ответОтветить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 

RSS Текстовая версия Сейчас: 20.7.2025, 19:01
 
 
              IPB Skins Team, стиль Retro  
 
Загрузка...