IPB
     
 

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Холистический палсинг
соня
сообщение 29.9.2012, 9:46
Сообщение #1


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Демиурги
Сообщений: 5861
Регистрация: 8.8.2010
Вставить ник
Цитата
Из: Москва
Пользователь №: 2275



Репутация:   24  



Мунро Маргарет. Холистический палсинг



Из Козлов В.В.
Психотехнологии измененных состояний сознания
http://www.koob.ru/kozlov_v/kozlov_psihotehnologii



Холистический палсинг — мягкая и эффективная форма работы с телом, использующая пульсации с частотой 120—160 в минуту (ритм сердца человеческого эмбриона). Эти пульсации создаются покачиванием всего тела массажиста и проходят через все тело клиента. Холистический палсинг можно делать на столе и на полу, в любой одежде (только без обуви и очков). Результатом его действия является глубинная релаксация, «растворение» блоков и мышечных зажимов, подключение к процессу исцеления внутренних ресурсов организма. Для проведения палсинга не существует возрастных и клинических ограничений. Немаловажно также и то, что обучить палсингу и освоить его приемы достаточно легко. В контексте работы с расширенными состояниями сознания и связным дыханием холистический палсинг может быть использован для следующих целей:
• снятие остаточных болезненных явлений после дыхательной сессии (головная боль, мышечные зажимы, общая вялость и т. д.);
• обучение расслаблению;
• создание контекста БПМ-1 и активация дородовой памяти.

Палсинг отличается от других видов работы с телом тем, что никогда не работает с болезненными ощущениями напрямую. При возникно¬вении боли массажист просто переходит на другой участок тела, и поскольку колебания все равно распространяются по всему телу, то позднее, вернувшись к болезненной области, можно заметить разницу. Эффект полной сессии палсинга может продолжаться в течение многих часов и даже дней. Приемы палсинга могут свободно использоваться отдельно, в контексте любой другой терапии, в любом объеме и последовательности. Самый важный навык в работе с палсингом — это «про-пускание» колебаний через все тело массажиста от земли до тела клиен¬та, палсинг всегда проводится всем телом и только тогда действует на все тело клиента.
И еще два замечания: колебания большой амплитуды действуют в основном на поверхностном слое, а волны малой амплитуды проника¬ют глубже в тело, поэтому важно использование всего спектра и частоты колебаний амплитуды.
Палсинг делается без усилий. Любая напряженность и отсутствие контакта с клиентом могут привести к возрастанию сопротивления и снижению эффективности.
Выражаю глубокую благодарность своему другу Александру Гиршону за помощь при подготовке этого материала.



Техника палсинга

1. Палсинг тазовой области в положении лежа на спине Специалист находится лицом к лицу клиента, ладони лежат на бедрах, вдоль тела. Покачивания из стороны в сторону. Начинайте с небольших пульсаций, увеличивайте их, а затем возвращайтесь к небольшим. Небольшие и быстрые покачивания. Большие и медленные.
2. «Закручивание» ноги
Положите руки на бедра и ниже колена. Начните закручивающие движения. Сначала небольшие и быстрые вращения, постепенно увеличивая их до максимально возможного (медленного). Вернитесь к небольшим и быстрым закручиваниям и переходите к п. 3.
3. Палсинг колена
После «закручивания» ноги положите руку на коленную чашечку и делайте боковые пульсации очень тонко и мягко. Поместите другую руку под колено и перейдите к п. 4.
4. Подъем колена
Поместите обе руки под колено слева и справа. Начните мягко под¬брасывать колено с небольшой амплитудой, позволяя ноге падать на стол. Повторяйте подбрасывания, с каждым разом увеличивая ампли-туду. Через боковой палсинг обеих ступней перейдите на другую ногу и повторите пп. 2, 3, 4.
5. Палсинг обеих ног
Обе ноги лежат на столе, начните с мягких покачиваний из стороны в сторону, затем переместите ладони под лодыжки и поднимите обе ноги. Легко потяните на себя, чтобы обеспечить некоторое натяжение и продолжайте палсинг из стороны в сторону. Небольшие пульсации переходят в большие, затем вы вновь возвращаетесь к маленьким, затем переходите к вертикальным пульсациям, возвращаетесь к пульсациям из стороны в сторону и заканчиваете очень мелкими пульсация¬ми, когда кладете ноги обратно на стол. Заканчивайте боковым палсингом ступней. '
6. Палсинг пальцев ноги
Возьмите оба больших пальца ног за верхнюю часть, поднимите ноги за них, если это возможно, и мягко потяните назад. Продолжая боко¬вые покачивания, опустите ноги, возьмитесь за другой палец и проделайте то же самое; продолжите с третьим и четвертым пальцем. Мизинец берите большим пальцем за верхнюю часть, а остальными — у основания.
7. Палсинг рук в положении лежа на спине
Мягко приподнимите одну руку, держась большими пальцами за за¬пястье. Потяните назад, слегка натягивая руку. Во время вертикальногопалсинга медленно перемещайтесь к голове. Когда рука будет находиться под прямым углом к телу, измените захват, позволяя руке повернуться. Продолжайте палсинг, пока не встанете за головой клиента, все время сохраняя натяжение руки. Продолжайте палсинг в обратном направлении, пока рука не будет находиться под прямым углом к телу.
8. Покачивание локтей
Позвольте руке свободно повиснуть, продолжая держаться за запястье, так, чтобы она согнулась в локте под прямым углом. Начните покачивать руку из стороны в сторону («маятник»). Покачивайте руку с максимально возможной амплитудой, но не прилагая при этом усилия. Потяните руку на себя и продолжите палсинг вверх-вниз, возвращая руку в первоначальное положение. На этой стадии можно сделать палсинг пальцев рук (см. п. 10). Соедините обе половины тела пал-сингом плеч и переходите на другую руку.
9. Палсинг обеих рук
Встаньте за головой клиента, возьмитесь за запястья или попроси¬те вашего клиента подать его (ее) руки. Захват должен быть достаточно крепким. Затем отклонитесь назад. Начните мягкий палсинг из стороны в сторону, постепенно увеличивая амплитуду. Затем вернитесь к небольшим пульсациям и переходите к вертикальному палсингу. Закончите вновь боковым палсингом и верните руки на стол.
10. Палсинг пальцев рук
Возьмите большой палец у основания и делайте палсинг вверх-вниз, позволяя пальцу медленно скользить между вашими пальцами. Исполь¬зуйте небольшое натяжение. Другую руку используйте для поддержки, рука должна «упасть» в вашу ладонь. Повторите то же самое со всеми остальными пальцами. Не держите руку клиента другой рукой во время палсинга пальцев. Это мешает течению энергии.
11. Палсинг плеч
Положите руки на внешнюю сторону плеч, прикосновение очень легкое, мелкие, быстрые пульсации из стороны в сторону. Большой палец на нижней стороне плеча, остальные наверху. Ноги расставлены, позиция «всадника». Делайте покачивания взад и вперед. Мягко положите обе руки на плечевой сустав, делайте мягкие пульсации вперед-назад по диагональной линии, соединяющей плечо с противоположным бедром. Не толкайте. Начните с очень мягких движений, постепенно увеличивая и возвращаясь опять к небольшим движениям. Постепенно отводите руки от тела.
12. Палсинг головы
Руки за и над ушами, очень мягкие покачивания из стороны в сто¬рону. Положите одну руку на правую половину лица и легко наклоните голову. Позвольте голове вернуться в исходное положение и проделайте то же самое другой рукой в другую сторону. Отводите другую руку, чтобы голова, если шея достаточно гибкая, смогла коснуться стола. Не прикладывайте усилий. Повторите.
Руки за ушами, покачивайте голову из стороны в сторону, как при движении, означающем «нет». Движения могут быть достаточно энергичными, но следите за тем, чтобы они были приемлемы для вашего клиента.
Подъем головы в вертикальной плоскости. Подложите одну руку под шею, другую руку поместите под эту руку так, чтобы пальцы находились друг под другом, а большие пальцы рук — по сторонам шеи. Начните с очень мягких боковых пульсаций. Это обеспечит доверие и безопасность. Переходите к движению в вертикальной плоскости и проводите пульсацию вверх-вниз, в то же время медленно поднимая голову вверх, насколько это возможно. Перейдите к боковым пульса-циям и очень медленно опустите голову на стол. Когда ваши руки коснутся стола, позвольте им выскользнуть из-под шеи так, чтобы кончики пальцев коснулись воротниковой области шеи.
Пальцы касаются воротниковой области шеи, большие пальцы за ушами. Толкающими движениями покачивайте тело вперед-назад. За¬канчивайте медленными боковыми пульсациями скальпа пальцами и палсингом волос.
13. Палсинг волос
Большие пальцы на бровях перпендикулярно им. Проводите палсинг из стороны в сторону, в то же время мягко передвигая пальцы через лоб к вискам.
Большие пальцы на веках (глаза закрыты). Палсинг из стороны в сторону. Это производит тонкое вращательное движение зрачков. Большие пальцы скользят к вискам и затем отводятся в стороны.
Большие пальцы на скулах, палсинг из стороны в сторону, в то вре¬мя как пальцы движутся к вискам. /
Положите свои руки на лицо, большие пальцы лежат на боковой поверхности носа, а кончики больших пальцев прикрывают уголки носа. Остальные пальцы прикрывают челюсти. Боковые пульсации, при этом ладонь движется к вискам, а пальцы находятся неподвижно на челюстных костях. Затем пальцы совершают покачивающие движения, ладони прикрывают уши. Продолжайте боковые пульсации. Заканчивайте палсингом волос и кожи головы пальцами.
14. Палсинг «ядра»
Положите свою руку легко, как перышко, но в то же время уверен¬но поперек тела настолько низко, насколько вы это считаете удобным. Используйте мелкие, очень мягкие боковые пульсации. Чувствуйте, что рука как бы «приклеилась» к телу, движется с ним как одно целое. Визуализируйте, что ваша рука находится внутри тела. Постепенно, не теряя связи, передвигайте руку вверх по телу. В области солнечного сплетения переведите руку в вертикальное положение и продолжайте перемещать ее вверх по телу, пока она не достигнет области сердца. Проведите палсинг этой области, постепенно поднимая руку вверх и не прекращая при этом пульсации.
На этом палсинг лежа на спине заканчивается.
15. Палсинг тазовой области в положении лежа на животе
Руки на бедрах, так же, как при палсинге в положении лежа на спи¬не. Начинайте с небольших пульсаций, увеличивайте их, а затем уменьшайте. Переходите постепенно к ягодицам и затем к п. 18.
16. Вращение ноги в положении лежа на спине
Одна рука на бедре, другая — на икре. Вращательные движения, начиная с небольших, потом переходите к максимально возможной амплитуде, затем возвращаетесь к небольшим движениям.
17. Палсинг лодыжки
Возьмитесь своей правой рукой под левую лодыжку. Используя очень мелкие пульсации, покачивайте лодыжку в своей ладони, постепенно приподнимая ногу, пока она не будет находиться по крайней мере под утлом 45 градусов к плоскости стола. Продолжайте покачивающие и закручивающие движения, постепенно возвращая ногу в исходное положение. Повторите.
18. Подбрасывание ноги
Подведите руку под лодыжку и начните подбрасывать ногу, так, чтобы она сгибалась в колене. Мягко ловите ее, когда она падает на стол. Начните с очень небольшой амплитуды, постепенно увеличивая ее, так, чтобы пятки могли коснуться ягодиц или приблизиться к ним. Будьте уверены в том, что вы мягко поймаете ногу, когда она будет падать на стол после каждого подбрасывания. Переходите на другую сторону через палсинг обеих пяток. Повторите палсинги 16, 17, 18.
19. Палсинг обеих ног в положении лежа на животе Подведите обе руки под лодыжки, потяните ноги на себя и слегка приподнимите. Проводите боковые пульсации, начиная с мелких и быстрых и переходя к крупным и медленным. Наблюдайте за распространением волн по телу и поддерживайте их распространение. Учитесь находиться в одном потоке с телом клиента, но не в собственном ритме, а в его ритме. Тогда вы сможете прийти к единому ритму, и это будет гораздо благоприятнее для вас обоих. Пятки слегка вращаются при боковых пульсациях. Затем вы переходите к вертикальным пульсациям. Затем возвращаетесь к боковым и опускаете ноги на стол. Заканчиваете палсингом пяток ладонями.
20. Палсинг спины
Одна рука на крестце, другая — на области сердца. Боковые пульсации в противоположных направлениях. Колебания тела напоминают движения волн, идущих в разных направлениях.
Вращение позвоночника. Используя основание ладоней, перемещайте ладони вдоль мышц со стороны позвоночника, противоположной той, с которой вы находитесь. Совершайте вращательные движения большим пальцем, перемещая ладонь вниз. Проработав несколько сантиметров, вернитесь и повторите. Повторяйте это движение, перемещаясь к крестцу. Держите свои ладони на мышцах около позвоночника, совершайте вращательные движения. Эти движения должны стать более явными, после того как вы переместитесь ниже ребер. В области крестцового треугольника эти движения заканчиваются, и вы начинаете таким же образом перемещаться вверх — к плечам.
Интеграция. Обеими ладонями накройте плечи и делайте легкие боковые пульсации на одном месте в течение нескольких секунд. Затем переместите обе руки ниже и повторите. Продолжайте, пока не дойдете до ягодиц, всегда согласуя скорость перемещения с пульсациями тела клиента.
Далее оставьте одну руку на ягодице, а другую положите на плечо. Боковые пульсации. Затем снимите руку с ягодицы и, медленно перемещая ее вдоль спины, обойдите клиента вокруг головы и продолжайте палсинг на другой стороне. Все время сохраняйте контакт и продолжайте очень тонкие пульсации.
Палсинг грудной клетки. Положите обе руки на грудную клетку, примерно под утлом 45 градусов к линии ребер. Проводите палсинг, перемещая ладони к столу. Не давите. Представляйте, что ваши руки легки, как перышки.
Поместите свои руки на крестец и на область сердца и будьте готовы повторить всю последовательность с другой стороны спины.
21. Палсинг рук в положении лежа на животе
Встаньте сбоку, голова клиента повернута затылком к вам. Позвольте руке клиента соскользнуть со стола и подхватите ее, взявшись ладо¬нями за сгиб локтя. Потяните на себя и проводите пульсации вверх-вниз. Наблюдайте за колебаниями, проходящими через все тело. Вернитесь к небольшим пульсациям и переходите к покачиванию «маятником», выходя на максимально возможную амплитуду, затем позвольте руке самой остановиться. Позвольте своим рукам соскользнуть к ладони клиента и положите его руку на стол. Соедините оба плеча палсингом и переходите на другую руку. Повторите всю последовательность на другой руке.
22. Палсинг плеч
Поместите свои ладони на плечи так, чтобы пальцы перекрывали друг друга в области позвоночника. Боковыми пульсациями вы посте¬пенно разводите ладони, пока они не достигнут боковой поверхности плеч. Вы можете отвести ладони и перейти к следующему приему.
Ладони «чашечками» накрывают плечевой сустав. Боковые пульсации. Большие пальцы под плечами, остальные — на плечах. Позиция «всадника», пульсации вперед-назад. Начинайте с тонких движений, постепенно увеличивая их, пока все тело не войдет в общий ритм. Затем вернитесь к тонким пульсациям и отведите руки.
24. Палсинг «ядра»
Рука на копчике, мягкие боковые пульсации. Постепенно перемещайте руку к области сердца вдоль позвоночника. Постарайтесь почувствовать единство с клиентом.
На этом заканчивается палсинг в положении лежа на животе.
25. Палсинг в положении лежа на боку
Подложите под голову подушку, так, чтобы позвоночник оставался прямым. Положите одну руку на плечо, а другую — на бедро. Мягко покачивайте тело вперед и назад в течение минуты или двух, позволяя рукам постепенно соскальзывать вниз во время пульсации, пока они не достигнут позвоночника. Руки постепенно движутся вдоль позвоночника к центру спины, там пересекаются и, продолжая проводить пульсации, движутся дальше в противоположных направлениях до тех пор, пока не будут ограничены в своем движении друг другом. Тогда начните палсинг с движением в обратном порядке. Повторите эти про-ходы три или четыре раза, пока не устанете.
26. Палсинг коленной чашечки
Одна рука на бедре, другая — на коленной чашечке. Мягкие пульсации вперед и назад.
Существует множество других вариаций палсинга. Почти любое движение из других направлений терапии может быть адаптировано к палсингу. Пользуйтесь силами вашего воображения и познаниями в других областях терапии для экспериментирования и разработки других вариантов*.






Козлов В.В. — Психотехнологии измененных состояний сознания

Мунро Маргарет. Холистический палсинг
http://www.protanec.ru/index.php?option=co...6&Itemid=26
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
 
Начать новую тему
> Ответов
соня
сообщение 9.5.2013, 20:41
Сообщение #2


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Демиурги
Сообщений: 5861
Регистрация: 8.8.2010
Вставить ник
Цитата
Из: Москва
Пользователь №: 2275



Репутация:   24  



Пора вспомнить, что человек, вскрикнувший «Бог умер», был душевнобольным .

Когда человек достигает своей потенциала, критерием достижения «Я»-потенциального является «ощущение невыносимой легкости жизни». Точка реализации отличается тем, что получаешь все, что хочешь, еще не успев подумать.
Это состояние реализации можно обозначить как «поток», оно является оптимальным как для результатов, так и для самого субъекта.

Свободное Дыхание - «уникальная техника интеграции личности, дающая человеку доступ к ресурсам его сознания»

Удивительно, но только 3% всех отходов тела выводится через дефекацию и только 7% через уринацию. Через кожу выводится еще 20%, а оставшиеся 70% просто выдыхаются наружу. Мы не можем оспаривать важность правильной диеты и заботы о коже, мы просто фиксируем внимание на той огромной работе, которую выполняет дыхание.

Связное дыхание
«В небесах Индры есть, говорят, нить жемчуга, подобранная так, что если глянешь на одну жемчужину, то увидишь все остальные, отраженные в ней».
Дыхание — та жемчужина, в которой сияет вся сущность человека в целостности духа, сознания, тела.
Связное дыхание — это дыхание без пауз между вдохом и выдохом. Три основных параметра, определяющих структуру дыхания, — глубина, частота и соотношение между вдохом и выдохом.
Глубина дыхания задает интенсивность переживаемой ситуации, степень эмоционального вовлечения в нее и уровень физических ощущений.

Частота дыхания задает скорость процесса, скорость трансформируемой ситуации, над которой человек работает.
Вдох должен происходить активно, на мышечном усилии, выдох — пассивно, при расслаблении мышц.
убедившись, что все члены достаточно расслаблены, вы можете сделать переход к связному дыханию постепенным, переключая внимание с ощущений в теле на процесс дыхания: «Обратите внимание на дыхание, дыхание нормальное... Начинайте углублять дыхание, делайте полный глубокий вдох, чувствуйте, как ваше тело наполняется воздухом, делайте выдох еще более полный и завершенный, чем вдох. Продолжайте дышать еще глубже. Начинайте связывать дыхание, так, чтобы не было паузы между вдохом и выдохом... и между выдохом и вдохом. Дышите глубоко, начинайте увеличивать темп дыхания, дышите чаще и еще глубже. Дышите еще чаще и глубже. Пусть каждый вдох привносит еще более глубокое расслабление в ваше тело и глубинную истину в вашу внутреннюю мудрость, ведущую переживание. Пусть ваше дыхание становится все легче, без всякого усилия».

Как показывает опыт, необходимо уделять особое внимание погружению в расширенные состояния сознания. При этом активным помощником в овладении навыками связного дыхания является представление о четырехклассах дыхания, каждый из которых имеет свою функцию в процессе и придает человеку, начинающему жить в пространстве дыхания, определенную уверенность в своих силах и ощущение контроля над процессом дыхания.

Классы дыхания

Различают четыре основных класса дыхания, отличающихся соотношением глубины и частоты.
1-й класс: медленное и глубокое дыхание с акцентом на вдох. Струкы дыхания, принадлежащие этому классу, дают возможность соранять достаточную глубину погружения в процесс при относителью небольшой его скорости. При этом можно рассмотреть и прорабовать отдельные детали переживаемой ситуации.
Эти структуры дыхания эффективны:
• в начале процесса,
• всегда, когда вы хотите отдохнуть.

2-й класс: быстрое и глубокое дыхание с акцентом на вдох, предназначенное для того, чтобы увеличить осознание физического тела (например, чтобы бороться со сном, отключением сознания, отвлечением на других людей и т. д.) или специфической энергетической структуры (например, неопределенного дискомфорта в какой-то части тела). Работая с этим классом, человек получает доступ к ситуациям из различных слоев памяти (например, к родовой травме). В этом классе дыхание, за редким исключением, осуществляется ртом.

Такие структуры дыхания действенны:
• при чрезмерной задумчивости, мечтательности, отключении сознания, сонливости, скуке;
• при необходимости усилить интенсивность ощущений в данный момент;
• для поддержания связи с телом и эмоциями;
• для внесения занимательности в процесс.

3-й класс: быстрое и поверхностное дыхание (многие инструкторы Свободного Дыхания у нас в стране называют данный тип дыхания «собачьим дыханием»). Это дыхание предназначено для трансформации и рассеивания энергетических структур.
Этот тип дыхания снимает чрезмерную интенсивность ощущений, не снижая эффективности самого процесса..

4-й класс: медленное и поверхностное дыхание. Эти структуры при¬меняются только после наступления интеграции, за 10—15 минут до окончательного выхода из процесса или в промежутке между двумя его циклами (не слишком долго, чтобы не затруднять вход в следующий цикл).


А теперь несколько общих советов:
1. Расслабьте выдох, не контролируйте его, пусть гравитация заботится о нем.
2. Если вы испытываете спазм или напряжение:
• расслабьте выдох, так как чаще всего перенапряжение происходит от чрезмерного форсирования выдоха;
• дышите быстро и поверхностно (это относится к любому ощущению дискомфорта);
• расслабьте тело вокруг напряженной области — представьте, что вы дышите через напряженную часть тела;
• радуйтесь тайне происходящего.
3. Дышите достаточно глубоко, чтобы чувствовать, как энергия протекает по вашему телу.
4. Поэкспериментируйте со своим дыханием, чтобы установить соответствие структуры дыхания динамике возникновения и трансформации переживаемых ситуаций.
5. Настройте свое дыхание так, чтобы процесс происходил вокруг границы вашей комфортной зоны.

Опыт показывает, что четыре класса дыхания являются великолепной моделью для обучения дыханию, самостоятельного вхождения, работы внутри процесса, выхода из процесса.
Четыре класса дыхания — тренажер осознания связного дыхания.
В движении к мастерству дыхания существует ясная перспектива. Овладение четырьмя классами дыхания позволяет дышащему самостоятельно проводить процессы связного осознанного дыхания. Это первая ступень — процесс в четырех условных классах дыхания.

Вторая ступень — осознанность дыхания. На этом этапе сохраняются субъектно-объектные отношения между сознанием дышащего и содержанием процесса дыхания. Дышащий осознанно подбирает к определенной ситуации в феноменологическом поле процесса соответствующие динамические структуры дыхания по глубине и частоте, то есть к определенной интегрируемой целостности (блоку, матрице, комплексу) осознанно подбирается соответствующая динамическая структура дыхания. На этом этапе уже освоены связность дыхания, соотношение между вдохом и выдохом на уровне автоматизированных навыков. Это этап осознанного экспериментирования с дыханием внутри полной палитры структур дыхания по глубине и частоте. По глубине от почти незаметного для восприятия «колыхания нижнего дыхания дан-тянь» до «полного совершенного круга» дыхания, когда задействованы все дыхательные мышцы и дыханием омываются все внутренние органы до низа живота. По частоте — от сверхбыстрых циклических вибраций воздуха на уровне горла до почти полного замедления дыхания, когда цикл вдоха и выдоха тянется минутами.

Третья ступень — спонтанное дыхание. Спонтанность при этом понимается как интуитивная адекватность новой ситуации. На этом этапе уже нет контроля над дыханием. Связное дыхание осуществляется как бы само собой, но при этом обладает постоянным соответствием интегрируемому материалу. Уже нет ни субъекта, ни объекта. Уже процесс не является актом, действием, работой по интеграции и трансформации, а есть целостный поток дыхания, осознания, ощущений, чувств, образов, сокровенных идей и символов. В этом и состоит мастерство дыхания в процессе.
Это является чудом жизни, когда человек научается спонтанно (ин¬туитивно) управлять своим дыханием, а значит, и своей психикой, духом, жизнью во всей ее целостности.
Связность, осознанность, сочетание пассивности и активности в дыхательном цикле являются ведущими принципами Цигун, дыхательных упражнениях китайской медицины. Некоторые паттерны дыхания, сознательно или спонтанно используемые в Свободном Дыхании, являются классическими в пранаяме - йоге дыхания (капалабхати, медитационная пранаяма, ритмическое дыхание), в шаманских прак-тиках, суфийских школах.


Использование дыхания для вхождения в расширенное состояние сознания имеет некоторые особенности:
• дыхание осуществляется через рот, в редких исключениях — через нос. В традиционных системах (Цигун, пранаяма, магия дыхания, школы кэмпо и др.) считается, что дыхание должно производиться только через нос;
• в Свободном Дыхании каждый из четырех классов дыхания — инструменты управления и коррекции процесса.
• дыхание во многих традициях является определенной ступенью в самосовершенствовании личности, предполагающей сужение поля выбора. Дыхание в процессе — это путь самосовершенствования и саморегуляции, расширяющий поле выбора.

Что можно предлагать дышащему:
• дышите;
• вдохните;
• вдыхайте так глубоко, как вам хочется;
• вы уже дышите;
• постарайтесь заполнить свои легкие;
• расслабьте выдох;
• позвольте воздуху естественно покинуть легкие;
• дышите чуть-чуть глубже, полнее, чаще, реже, медленнее, боль¬ше и т. д.;
• дышите поверхностно и быстро;
• дышите с энтузиазмом;
• заметьте, как легко вы можете дышать;
• найдите удобный для вас ритм дыхания;
• попробуйте пройти через это, дыша полнее, быстрее и т. д.;
• попробуйте не дышать.

Направленность действия нашего рационального сознания, рассудка сильно влияет на эффективность Свободного Дыхания. Чем больше внимания и усилий мы тратим на обдумывание, анализ процесса, тем сильнее мы его искажаем. При этом также затрудняется доступ к тем подавленным ситуациям, которые особенно неприятны нашему рассудку. Поэтому основным действием рассудка во время процесса должно стать наблюдение.

Сознание человека многомерно, так же, как и его память. Одна и та же ситуация может проявиться на разных планах:
• физическом — в виде холода, тепла, боли, напряжения, непроизвольных движений;
• эмоциональном — в виде страха, горя, чувства одиночества, радости, счастья;
• образном, символьном, ментальном и многих других.
Обычно сознание человека выбирает один, более привычный ему план восприятия переживаемой ситуации. Нет плана, более предпочтительного, чем другие, хотя в результате занятий Свободным Дыханием усиливается способность многомерного восприятия.

Внимание во время процесса должно быть одновременно и глубоким, и полным. То есть дышащий должен выбрать из многообразия сигналов и планов восприятия самый сильный и сосредоточить на нем все свое внимание и в то же время боковым зрением воспринимать всю динамику происходящего.
Все планы восприятия связаны друг с другом. Но очень часто мы с трудом понимаем, что происходит с нами. Мы привыкли общаться на русском языке, а жизнь, кроме русского, знает еще много других языков. Нашему сознанию часто намного проще донести некоторые вещи на других языках, другим способом.

Ощущения, чувства, образы, символы, знаки — все это разные языки, обладающие внутренними законами и своей логикой.
Все эти языки сформировались в процессе эволюции жизни и усваивались нами именно в этой последовательности: сначала ощущения, затем чувства, затем образы, и, наконец, символы и знаки. Но если в детстве мы хорошо понимали первые четыре языка, то позднее позабыли их, растеряли свое умение общаться с жизнью на этих языках. И сейчас наш внутренний мир напоминает группу строителей Вавилонской башни. Многоязычие без понимания. И, может быть, кому-то его собственная жизнь напоминает эту же ситуацию: мы ясно слышим голоса жизни, но плохо понимаем, что они нам говорят.

Как известно, для того чтобы могли общаться люди, говорящие на разных языках, нужны переводчики. Давайте посмотрим, нет ли их внутри нас, в нашем сознании.И такой переводчик есть! Это образы. В практической психологии известно много техник и направлений, использующих образы для терапии и трансформации сознания.



****



Попробуйте сесть максимально комфортно. Закройте глаза и почувствуйте ваше тело. Придите в ваше тело и начните осознавать различные его ощущения. Позвольте вашему вниманию свободно скользить по телу с головы до пяток, замечая различные ощущения, которые в нем существуют. Где-то вы можете почувствовать напряжение, где-то расслабление, где-то будет тепло, где-то холод. Просто смотрите на свое тело внутренним взором и отмечайте различные ощущения.

Сейчас попробуйте сосредоточиться на самом сильном ощущении в теле. Вот оно. Попробуйте почувствовать, увидеть, представить форму этого ощущения. После того как вы представили «форму» этого ощущения, попробуйте заметить его «фактуру», какое оно? Твердое или мягкое? Вязкое? Упругое? Какое-то еще?
Затем попробуйте увидеть «цвет» этого ощущения. Какое оно -темное или светлое? Ближе к холодным цветам (синему, голубому) или к теплым (красному, оранжевому) ? В нем присутствует только один цвет или несколько?

Теперь почувствуйте его «температуру». Может быть, оно очень горячее. Может быть, совсем холодное. А может быть, только чуть-чуть отличается от температуры тела в целом.
Если ваше внимание ускользает, то мягко, но настойчиво возвращайте его к ощущению.
Теперь прислушайтесь к этому ощущению — нет ли у него «звука»? Какой это звук — высокий или низкий? Мелодичный или просто шум? Прерывистый или постоянный?
После того как вы описали ваше ощущение, попробуйте еще раз сосредоточиться и заметить, изменилось ли оно. Если оно изменилось, то какие новые качества приобрело?

Теперь поблагодарите ваше ощущение за этот небольшой разговор и отпустите его Откройте глаза и почувствуйте себя «здесь и сейчас».
Выполняя это упражнение, можно заметить, что каждое ощущение обладает своими неповторимыми характеристиками. Таким образом,вы устанавливаете контакт со своими ощущениями и даете им возможность измениться. Постепенно, приобретая навыки внутреннего общения, мы заменяем ситуацию внутреннего конфликта на ситуацию диалога и позитивного взаимодействия. Внимательное, подробное описание и осознание ощущений, чувств, ситуаций позволяет создать безопасные условия для изменений и обретения мира и гармонии.


Несколько советов дышащему:
• сосредоточьтесь на ощущении так, чтобы вам были заметны самые тонкие его изменения;
• почувствуйте, что каждый нюанс ощущения достоин вашего внимания и вашей любви;
• учитесь описывать качества энергетических структур: найдите место ощущения или эмоции в своем теле и опишите его по всем параметрам (цвет, форма, температура, консистенция, фактура, звук, размер, плотность и т. д.);
• особенно будьте внимательны к тем чувствам, которые вы обычно не приветствуете;
• пригласите чувство прийти к вам еще интенсивнее;
• не сдерживайте эмоций! Дайте себе возможность выразить их, но при этом продолжайте внимательно наблюдать;
• старайтесь в любой ситуации замечать как можно больше деталей;
• если вы не знаете, на что обратить внимание, сосредоточьтесь на своем теле и почувствуйте текущую по нему энергию;
• если и это не помогает, сосредоточьтесь на дыхании и сделайте его намного интенсивнее.


Мы можем вычленить следующие особенности внимания в расширенном состоянии сознания:
• основная функция сознания в процессе связного дыхания — наблюдение. Чтобы отключиться от мыслей, необходимо создать нейтральный фокус внимания;
• наблюдение должно иметь созерцательный характер (воспринимать, но не интерпретировать). Мы можем привести аналог из практики дзен: полностью сохраняя сознание, остановить всю умозрительную деятельность;
• наблюдение обеспечивается вниманием, которое одновременно обладает глубиной и полнотой.

«Трансперсональная психология выделила созерцание как метод изучения...» Нужно отметить, что в Свободном Дыхании именно внутреннее созерцание является одним из основных элементов процесса, и требования к этому методу мало отличаются от требований в системах Уилбера и Грофа.
Наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (ощущения, эмоции, образы, символы, мысли), в современной психологии называется самонаблюдением.

Что можно предлагать дышащему:
• обратитесь к своему телу и сосредоточьтесь на самом сильном ощущении;
• где вы его чувствуете?
• что вы сейчас чувствуете сильнее всего?
• что вы можете заметить сейчас?
• каково сейчас ваше настроение?
• заметьте, как от секунды к секунде ощущения меняются;
• какое чувство или ощущение зовет вас?
• посмотрите, куда ведет вас это чувство;
• попробуйте рассмотреть это ощущение еще подробнее;
• заметьте то, что вы еще не замечали;
• посмотрите, может быть, какое-то легкое ощущение хочет, чтобы вы на него обратили внимание;
• это важное чувство;
• дайте ощущению меняться так, как ему хочется;
• заметьте сдвиг в своем ощущении;
• посмотрите, как чувство отвечает на ваше внимание;
• приветствуйте все свои ощущения;
• заметьте свою реакцию на это ощущение (чувство);
• я вижу, что вы находитесь в самой глубине ощущения;
• дайте_______________все внимание, которое оно требует;
• вот это ощущение, прямо здесь!
• попробуйте ничего не чувствовать.


Под контекстом понимается содержание отношения к любой воспринимаемой и переживаемой ситуации в феноменологическом поле процесса Свободного Дыхания.
Гибкость контекста является основой интеграции. Дышащий должен безусловно принимать любые ощущение, образ, эмоцию, идею, жизненную ситуацию и т. д., приходящие в поле его осознания, и быть благодарным за то, что они больше не подавлены и не отвержены.
Искусство безусловного принятия — основа любого пути самосовершенствования. Каким бы ни был феномен, приходящий в процессе связного осознанного дыхания, нужно принять его с любовью и радостью.

Динамический, многомерный выбор контекста может быть самым важным фактором в жизни человека. Поэтому овладение этим элементом в Свободном Дыхании имеет очень большое значение.
смена контекста в Свободном Дыхании имеет ряд кардинальных особенностей:
1) смена контекста с негативного на позитивный производится самим дышащим. В других системах это делает профессионал —
2) принцип безусловного принятия любой ситуации с любовью и радостью с помощью выбора адекватного контекста;
3) гибкость контекста рассматривается как умение, в котором мож¬но бесконечно совершенствоваться и пользоваться им не толь-ко в процессе Свободного Дыхания, но и в обыденной жизни как определенной психологической техникой.

Что можно предлагать дышащему:
• можете ли вы радоваться этому ощущению?
• оцените, насколько вы уже приняли это ощущение;
• нормально ли вам чувствовать это?
• вы очень хорошо работаете с этим;
• ну, вы и влипли, правда?
• это может быть не так страшно, как вы об этом думаете;
• по крайней мере, вы что-то чувствуете;
• вы можете принять это чувство, даже если не одобряете его;
• если вы примете это сейчас, оно больше не проявится в вашей жизни;
• ваше тело благодарно вам за то, что вы к нему прислушиваетесь;
• прекрасно, что ваше чувство проявилось и вы больше его не подавляете;
• да, это, безусловно, уникальное ощущение;
• ничего тяжелее быть не может! Или, может быть, все-таки...
• вы сами пришли к этим ощущениям;
• найдите то, что вам нравится в этом ощущении.
Контекст субъективен и находится в большой зависимости от личного опыта, сложившихся ценностей и установок. Одно и то же ощущение разными людьми может восприниматься и переживаться по-разному. Например, боль может вызвать страх, наслаждение, тревогу, радость, подавленность, удивление.

Можно сказать, что в обыденной жизни мы обычно пользуемся в основном одномерными контекстами (например, «это хорошо, это плохо»). В какой-то момент жизни (чаще всего в детстве, неосознанно) мы делаем такой выбор, принимаем неосознанное решение относиться к реальности именно таким образом. Реальность от нашего выбора не меняется, мы в своем сознании разделяем ее на зоны «ТАК» и «НЕ ТАК».
Такое разделение реальности резко сужает ту область жизни, где мы можем радоваться и наслаждаться. В бесконечном океане жизни мы выделяем маленький островок «ТАК» — «Я» и живем на нем. И боимся, или не можем, или просто не замечаем океана жизни вокруг, обозначив его «НЕ ТАК» — «не-Я». Но все это лишь результат нашего выбора.

Некоторые из таких выборов совершенно абсурдны и заставляют нас испытывать боль и дискомфорт, лишают возможности испытывать радость и удовольствие. Это как старая одежда, к которой мы привыкли и не замечаем ее. Ситуации меняются, жизнь предстает перед нами в бесконечном многообразии своих проявлений, а мы по-прежнему держимся старых, уже неэффективных контекстов.
К сожалению, мы редко выбираем контексты осознанно. У каждого из нас есть определенный набор «любимых» контекстов. Их обычно не очень много, и мы подходим к абсолютно разным ситуациям с одними и теми же мерками. Можно сказать, что в основном мы пользуемся одномерными и жесткими контекстами, например:
Больно — приятно Плохо — хорошо Неправильно — правильно
Сам контекст не может быть «плохим» или «хорошим», он может быть только эффективным или неэффективным. Если за окном идет дождь, то у нас есть выбор — или огорчиться, сказав: «Опять погода испортилась», или с удовольствием понаблюдать за тем, как стекают капли по стеклу, порадоваться тому, что не нужно будет поливать из шланга свой садовый участок. Подобный выбор присутствует во всех жизненных ситуациях.

Осознанный выбор отношения позволяет нам перейти от жестких, одномерных контекстов к гибким и многомерным.И тогда зона «НЕ ТАК» получает другое имя — «И ТАК ТОЖЕ», или «РАВНОСТНОСТЬ». Область реальности, в которой мы можем существовать свободно, расширяется. Как писал Уильям Блейк, «если бы стекла восприятия были очищены, все явилось бы человеку таким, каково оно есть — бесконечным... Ибо человек закрыл себя до такой степени, что видит все вещи через узкие створки своей раковины».
Первое, что нам следует сделать в такой ситуации — принять жизнь такой, какая она есть. Постараться увидеть ее такой, какая она есть. При этом нам может помочь практика осознания, объемного внимания

Следующий шаг — осознать, каково наше отношение к этому факту действительности и как мы можем изменить его. Какое отношение, какой контекст позволяет нам принять эту ситуацию, этот факт. При-нять и получить максимум удовольствия в данной конкретной ситуации. Возьмите для примера какую-нибудь повторяющуюся дискомфортную ситуацию в вашей жизни, которую бы вы хотели изменить.
Вспомните, как вы обычно реагируете на такие ситуации. Какие чувства они у вас вызывают? Как меняется ваше дыхание в этих ситуациях? Какие части тела напряжены? Какие расслаблены?
Попробуйте выбрать ключевой момент этой ситуации и представьте его в виде картины. Представьте или почувствуйте «раму», в которую заключена эта картина. Какая это рама? Из чего она сделана? Нравится ли вам она? И если она вам не нравится, попробуйте изменить раму. Представьте ту раму, которая, по вашему представлению, идеально подходит для этой картины.
А затем вновь вернитесь к ощущениям тела и к осознанию чувств.

Что изменилось в вашем отношении к ситуации?
Гибкость контекста предполагает осознание многообразности поля выбора в подходах и оценках, взаимодействия с воспринимаемой и переживаемой ситуацией. Этот принцип означает возможность заме-ны одного контекста другим в результате свободного выбора.
А сейчас вновь вспомните повторяющуюся дискомфортную ситуацию из вашей жизни. Может быть, это будет та же самая ситуация или какая-то другая. Важно, чтобы вы могли представить ее во всех деталях и хорошо осознавать свои чувства и ощущения внутри нее. Когда вы вспомнили эти ситуации, попробуйте представить пять разных способов отношения к ней, пять разных вариантов реагирования на нее.

Можно найти эффективное отношение к любой ситуации, то отношение, которое позволяет вам получить максимум удовольствия в данных условиях. Если вы написали пять способов и не смогли найти самый точный, напишите еще пять.
Вы можете экспериментировать со сменой контекста. Ведь, в конце концов, вы — свободный человек и ничто не мешает вам сознательно выбирать свое отношение к реальности.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 

> Сообщений в этой теме


Быстрый ответОтветить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 

RSS Текстовая версия Сейчас: 20.6.2025, 9:18
 
 
              IPB Skins Team, стиль Retro