IPB
     
 

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Статьи раввина А.Штейнзальца
соня
сообщение 13.9.2012, 13:01
Сообщение #1


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Демиурги
Сообщений: 5861
Регистрация: 8.8.2010
Вставить ник
Цитата
Из: Москва
Пользователь №: 2275



Репутация:   24  



Статьи раввина А.Штейнзальца

Вера, провидение и упование
Время в еврейской традиции
Грех
Иерусалимские образы
Иудаизм и христианство
Лекция в обществе "Хэсед Авраам"
Личность и общество
Миссия человека и его место в мире
Мистицизм, фундаментализм и современность
От рабства к свободе
Почему революции терпят поражение
Талмуд
Что такое еврей?


Полностью - тут:
http://www.gramotey.com/?open_file=1269058437

Статьи раввина на темы иудаизма





Вера, провидение и упование


Когда мы различаем руку Провидения в постигающих нас испытаниях, это
лучше всего выражают слова: "Пора бедствия у Яакова, и из него спасение"
Если же наш взгляд на происходящее более широк, его сущность можно выразить сло-
вами: "Что хорошо? Доброе начало. А что очень хорошо? Злое начало. Прос-
то хорошо . ангел жизни. Очень хорошо - ангел смерти". Здесь такое абсо-
лютное зло, как смерть, оказывается скрытым благом, причем куда большим,
чем жизнь, т.е. "явное" добро.

Об этом сказано: "Кого возлюбит Превечный, того накажет" - ибо то, что кажется нам наказанием, на самом деле является более глубоким проявлением Его любви и благоволе-
ния к нам.

Так мы поднимаемся на первую, галахическую ступень
духовного величия. Эта ступень соответствует содержащемуся в Мишне гала-
хическому постановлению о том, что человек обязан "благословлять за зло,
как за добро" - т.е. благодарить Б-га за все, что бы ни случилось с ним
в жизни. Неважно, видит ли он положительный смысл выпавших на его долю
испытаний, говоря словами Писания: "Чашу спасения подниму", или судьба
представляется ему безрадостной, как сказано: "Бедствие и скорбь обрету"
- и в том и в другом случае человек заявляет: "Имя Господне возглашу" с
полной верой в то, что и радости и испытания посланы ему Судьей справед-
ливым и истинным и ведут к благой цели, а мнимое зло служит подножием
грядущего блага.

На следующей, более высокой духовной ступени, когда человек приходит
к пониманию того, что явное зло суть скрытое добро, он уже не просто вы-
ражает готовность принять свою судьбу из рук Превечного, какой бы та ни
была, но делает это с радостью. Ибо знание того, что мнимое зло в
действительности является добром, облеченным в другие одежды, изгоняет
из сердца печаль. Подобно тому, как явное, зримое благо наполняет чело-
века ликованием, так все, исходящее от Всевышнего, отныне только радует
его. Таким образом, будет ли человек, которого постигает зло, испытывать
радость или скорбь, в первую очередь зависит от его собственного духов-
ного уровня. Тем, кто, как Нахум Иш Гамзу, способен распознать добро в
обличье зла, постигающие их испытания покажутся легче и естественней.

Ибо благодаря своей способности углубляться в суть вещей, такие люди не
дают видимому злу испугать себя, а находят скрытое в глубине событий
добро и вглядываются в него. Конечно, зло не в силах причинить им тех
страданий, которые терпят люди, не достигшие высокого духовного уровня.
Ведь когда человек понимает, что все происходящее суть благо и направле-
но к благу, зло исчезает с его глаз и взору предстает заключенное в ве-
щах добро. Но и простой человек, чей духовный взор не проникает в глуби-
ны, человек, не способный отрешиться от страданий настолько, чтобы ви-
деть в них благо, тем не менее может подняться на духовный уровень, ко-
торый позволит ему принимать все происходящее с ним с радостью. Ибо то,
к чему мудрец приходит путем вглядывания и размышлений, простой человек
обретает с помощью веры. Если он действительно всем сердцем верит, что
"зло не спускается сверху", то и любое посланное ему испытание он примет
по доброй воле, с радостью, ибо верит полной и искренней верой, что в
конечном счете оно направлено к его благу, даже если его духовный взор
не проникает настолько глубоко, чтобы удостовериться в этом воочию.

Но еще выше находится духовная ступень, с которой зло предстает в
своем подлинном облике - не как благо, обернутое в оболочку зла, а как
самое чистое и возвышенное благо, столь великое, что оно превышает обыч-
ную человеческую способность восприятия и потому причиняет боль. Для то-
го, чтобы душа приняла подобное добро, человек должен всецело предаться
главному, не давая своим глазам и чувствам распоряжаться собой. Более
того, он должен ценить близость Всевышнего превыше всех благ этого мира
и доверять ей больше, чем своим чувствам. Ибо тот, кто верит, что види-
мое зло в основе своей является более возвышенным благом, чем благо оче-
видное, не просто принимает зло с радостью, но он принимает его с
большей радостью, чем добро! Ибо он понимает, что это мнимое зло суть
более возвышенное откровение Бога, когда Он является человеку в непости-
жимости Своей тайны. И об этом сказано: "Оскорбляемы и не оскорблены,
выслушивают поношение и безмолвствуют, с любовью и радостью претерпевают
муки, о них свидетельствует Писание: "Любящие Его - как солнце восходя-
щее в могуществе". Лишь тот, кто воистину любит Бога, способен с ра-
достью принимать страдания, посланные Им. Эта радость превыше любой дру-
гой, ибо ее сопровождает сознание, что "кого возлюбит Превечный, того
накажет". Человека, который всем сердцем любит Бога, подобное свиде-
тельство взаимности не может не радовать.
Такой человек предпочтет страдания, в которых раскрывается Всевышний, благополучной жизни в мире повседневной постигаемой реальности, которая лишена ощущения близости Б-жественной тайны . той тайны, в тени которой таится великое Открове-
ние.

Именно в этом смысле следует понимать слова "Праведник, и добро (пос-
тигает) его". Речь идет о совершенном, абсолютном праведнике, чья жизнь
действительно исполнена лишь добра, и зла в ней нет ни на йоту. Ведь со-
вершенный праведник отличается от других людей тем, что испытания и бе-
ды, выпадающие на его долю, он принимает с любовью и искренней радостью,
как свидетельства наибольшей близости Всевышнего, - а именно к этой бли-
зости он больше всего стремится и лишь ее по-настоящему желает. Пото-
му-то зло этого мира не находит пути к совершенному праведнику и не ом-
рачает его жизнь. В том, что выпадает на его долю, он находит великую
радость, ибо видит во всем лишь аболютное добро.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
 
Начать новую тему
> Ответов
соня
сообщение 10.2.2013, 23:54
Сообщение #2


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Демиурги
Сообщений: 5861
Регистрация: 8.8.2010
Вставить ник
Цитата
Из: Москва
Пользователь №: 2275



Репутация:   24  



Однажды царь
Давид гулял вдоль реки и радовался тому, что так полон прославлениями Б-га.
Выпрыгнула лягушка и сказала: я славлю Б-га более тебя! По этому поводу один
мудрец, рабби Цадок hа-Коген, заметил: это не означает, что лягушка молится
Б-гу больше, чем царь Давид, но поскольку у лягушки нет дурного побуждения и
она следует только Б-жественной воле, то само ее существование есть песня,
славящая Творца, и каждый квак выражает это. Так что лягушка действительно
может сказать человеку, даже Давиду Псалмопевцу, что она славит Б-га больше
него.

Самоотречение перед лицом Б-га, отказ от своей отдельности - не
теоретическая концепция, а практический принцип в хасидизме, особенно в
направлении Хабад, В шутку рассказывают историю об одном хасиде. После
вдохновенного урока по хасидизму он задумчиво бродил недалеко от замка
польского аристократа. Часовой окрикнул его: "Кто идет? " Все еще под
впечатлением выученного, хасид ответил: "Я иду". Когда же часовой захотел
узнать, кто это "Я", хасид сказал: "Пустота и ничто идет". "Кто-кто" -
переспросил озадаченный солдат. По этому поводу хасид подумал: "Похоже, этот
парень признает, что что-то или кто-то остается; мое самоотрицание не было
еще полным". И он ответил: "Никто не идет. О ничто и пустоте нельзя сказать,
что оно идет".


Б-жественное откровение доброты и щедрости сопровождается равным откровением Б-жественного ограничения и сокрытия. В этом случае не тьма (и не незнание) открывают Б-жественное или указывают на Него, а акт сокрытия - поскольку "Я Г-сподь, сокрывающий лик свой".

Или еще, спрашивали: какая часть написанной буквы реальна: черные линии или белое пространство вокруг них? Что реально - то, что есть, или то, чего нет? Это
не чисто логические или метафизические проблемы. Они связаны с нашей
проблемой сущности мира. Что образует мир - тьма или свет, скрытие или
откровение? Как говорили Мудрецы: Тора была дана черным огнем по белому огню, одно на фоне другого.

Иногда форма буквы - это вопрос правильного пробела, иногда значение имеет
цвет темноты как в случае резьбы, когда буква состоит из "чего-то чего нет"
в смысле реального вещества и формы.

Г-сподь есть Б-г (hавайя есть Элоким ). Сокрытие Б-га - не более чем сосуд или инструмент, содержащий свет в той или иной форме.

Истина в том, что мы всегда находимся в состоянии исповеди и всегда просим
Его стереть наши грехи, но не болью и страданиями, а - если Он найдет это
возможным - прощением и милостью.

Этот образ использует Рамбам для описания пророчества: пророчество похоже на человека, идущего в совершенной тьме, и вдруг, на мгновение, молния
позволяет ему увидеть, где он находится. Если даже потом он остается во
тьме, он по крайней мере сориентировался и знает, куда идти.

Мир иной - это другой уровень бытия, а не другое место.

Истина, что "нет никого, кроме Него",
означает не только, что другая сила или другое божество не могут
существовать, но и что не может быть никакой другой действительности.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 

> Сообщений в этой теме
- соня   Статьи раввина А.Штейнзальца   13.9.2012, 13:01
- - соня   Время в еврейской традиции Исторические события...   13.9.2012, 13:07
- - соня   Иудаизм и христианство Еврей мог сказать, чт...   13.9.2012, 13:24
- - соня   ОТ РАБСТВА К СВОБОДЕ А тот, кто не умеет воплощ...   13.9.2012, 13:26
- - соня   Адин Штайнзальц. Творящее слово ЦитатаШтейнзальц,...   21.12.2012, 13:39
- - соня   Как сказал Ибн Эзра, человеческая душа понимает вс...   21.12.2012, 14:06
- - соня   Итак, путь, которым идет цадик, - упасть семь раз ...   21.12.2012, 14:18
- - Prediger   В своё время с интересом его читал, харизматичный ...   23.12.2012, 9:23
- - соня   Весьма точная оценка.   23.12.2012, 11:19
- - соня   УНИЧТОЖЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ Для лучшего понимания иде...   15.1.2013, 13:03
- - соня   В ответ на вопрос об "Unio Mistica", сов...   10.2.2013, 23:52
- - соня   Мы здесь подходим к тому, что можно назвать парадо...   8.3.2013, 14:20
- - соня   Фантастическая каббала и ее роль в истории русског...   16.6.2013, 13:34


Быстрый ответОтветить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 

RSS Текстовая версия Сейчас: 22.6.2025, 10:36
 
 
              IPB Skins Team, стиль Retro