Программы и зависимость от материального мираЧтение может стать медитацией, если вы осознаете, что этот текст является своего рода обращением к вам лично. Со временем, обретенное ментальное знание выливается в новые, более эффективные принципы функционирования разума.
Реальная же польза от чтения — в обретении новой информации, воодушевлении на практические действия, в создании необходимых ментальных программ и разрушении бесполезных. В любом случае, чтение принесет пользу только по-настоящему внимательному читателю, читателю, у которого прежде полемики включается попытка понять, впустить в себя новое.
Воодушевление на практические действия — это, когда чтение дает стимулы, желание практиковать, когда читателю хочется добиться чего-либо.
Создание и разрушение программ посредством чтения— также важный этап, ведь именно от этих программ будут исходить долговременные стимулы.
Что можно назвать программой? Ввиду того, что подавляющее большинство людей большую часть времени воспринимают не реальность, а лишь свои мысли о ней, эти мысли играют для них решающую роль.
По сути, жизнь, человека является своеобразной игрой программ, а мы являемся их проводниками. Например, программы о необходимости учения, о сохранении здоровья, о пользе медитации. Ознакомление с практикой происходит в процессе выполнения этой практики, что в свою очередь также является программой. Сама практика — это набор механических действий для достижения цели.
Гурджиев был прав, человек это — машина. Мы состоим из программ и следуем только им. Необходимо научиться программировать себя сознательно и самостоятельно.
Программа, именуемая медитацией, в своей сути не сильно отличается от всех остальных. В самадхи (тотальной концентрации внимания) уже нет никакой медитации.
То есть начальные стимулы для медитации — те же, что и у других наших программ. Просто для наработки социальных программ мы потратили всю жизнь, поэтому привычки столь сильны, а старикам изменяться сложней.
Нужно не бояться тратить время на обдумывание, зачем вам та или другая практика, читать побольше духовной, воодушевляющей литературы, увидеть как можно больше пользы для себя в действии, которое хочется совершать. Даже если вашей целью будут способности (сиддхи), необходимо себя запрограммировать.
Из этого следует, что люди не могут иначе. Это очень важно. Мы часто виним других, злимся, обижаемся, полагая, что человек мог поступить иначе. Никто не может действовать иначе, мы все делаем механично.
Если развить в себе такую установку (санкальпу) — «они не могут иначе», то это может избавить от кучи беспокойств, даст приятие и понимание.
Осознанные действия — это действия, которые мы осознаем, но само выполнение и выбор действия — чистая механика.
Растождествление, «неделание»Цитата
ЕСТЬ два способа прожить свою жизнь. Один так, как будто чудес не бывает. А другой так, как будто все есть чудо. А. Эйнштейн
На определенном этапе неделание проявляется в абсолютно не фиксированном, безопорном существовании, когда вы осознаете, что вы ничего не знаете. И в го же время вам открываются настоящие тайны, суть всех явлений за пределами мысли. Это парадоксальное существование, когда вы в каждый миг словно рождаетесь и умираете, воспринимая мир, как в первый раз, с полным вниманием, как новорожденный ребенок.
Мы отождествляем себя с тем, что воспринимаем, и чем дольше восприятие объекта, тем больше отождествление с ним, поэтому большая часть людей считает себя телами, не подозревая о том, что его истинное «Я» не имеет со всем этим ничего общего. Во время медитации сознание все больше сливается с объектом медитации, вплоть до самадхи, полного отождествления с этим объектом и растождествления со всем остальным. Это шок для обывателя, и, например, буддийские монахи подготавливаются годами к таким состояниям, начиная с простых упражнений и заканчивая многомесячными ритритами, когда монах проводит в медитации по 8—12 часов в день. Сознание очищается, все негативные мысли и эмоции доходят до импульсов в савикальпа (зерно) самадхи. Но пока есть объект (на который медитируешь), от отождествления не уйти. Поэтому выбор медитации также имеет огромное значение.
Когда выходишь за пределы мира форм, приходя к абсолютному растождествлению с любыми объектами, приходишь к абсолютному субъекту, наблюдателю, воспринимающему, свидетелю (Пуруша в учении «Йоги», Атман в учении «Адвайты»), высшему «Я» и пережива-ешь нирвану — извечно чистого и бесконечного, ни с чем не отождествленного субъекта.
И как вывод — чем осознанней мы, тем меньше неприятностей, но это взаимосвязано, так как только к человеку, полностью отработавшему свою карму, приходит полное просветление. Можно вспомнить слова святых о том, что страдание — милость. Если пробуждаешь себя самостоятельно, реальность пинает уже не так сильно, в редких случаях полного приятия, любви и понимания пробуждение проходит гладко и естественно.
На подсознательном и сверхсознательном уровне мы всегда устремлены к единству, к целостности, а на изменчивом ментальном уровне абсолютного единства никогда не достичь. Кто сумеет подойти к вечному Ат-ману, высшему «Я», тому придется отдать самого себя. Счастье — не придавать ничему значения и относиться ко всему как к проявлению Всевышнего (Единства, Абсолюта), чем окружающая реальность на самом деле и является. У просветленных людей это происходит естественно. Они уже не отождествляют себя с эго, а вышли на постоянное, неизменное, непоколебимое вечное большое «Я», Атман, не нуждающийся ни в какой поддержке извне. Они ощущают полноту и единство Бытия.