ИЗ ГЛОССАРИЯ
абхьяса — abhyasa — усердная духовная практика. абхьяси— abhyasi — тот, кто практикует абхьясу. авастха — avastha — состояние сознания. Имеются четыре авастхи: джаграт (бодрствование), свапна (сон со сновидениями), сушупти (глубокий сон) и турия. аджапа— безмолвное и непроизвольное повторение имени Бога. аджняни— ajnani — человек, не осознавший Себя, Атман ахамкара — ahamkara — букв.: «создающая „я"»; способность, обычно называемая «эго», вызывающая отождествление истинного Я, А т м а н а, с иллюзорным «я»; чувство личности. ахам спхурана — aham sphurana — лучезарность, или пульсация, «Я», не привязанного к какому-либо объекту. баддха — baddha — букв.: «пребывающий в рабстве»; человек, который не реализовал Себя, Атман. брахмачари — brahmachari — букв.: «пребывающий в Брахмане», Обычно используется для характеристики человека, соблюдающего обет целомудрия. 'бхава — bhava— отношение и особенно в духовном смысле: отношение к Богу как другу, хозяину, возлюбленному, отцу и т. д. вайрагья — vairagya— бесстрастие, непривязанность, отсутствие привязанностей и желаний. Вайкунтха — небо Вишну. Гаятри — Gayatri — наиболее известная ведическая мантра: «Пусть тот обожаемый, полный Света (Бог), просветит нас, медитирующих на Нём». Дакшинамурти— Dakshinamurti — Шива в облике юноши, который, обращенный лицом на юг, наставляет учеников посредством Молчания; «Бесформенная Сила». Оба значения связаны с Аруначалой и Шри Раманой. джапа— japa — букв.: «бормотание»робычно означает повторение имени Бога (см. нама-джапа), Гуру или мантры джняна жата —jnana mata —букв.: «Мать джняны» , то есть бхакти, преданность. джняна сйддха — jnana siddha — букв.: «неизменно пребывающий в джняне», то есть джняни. джняни — jnani — человек, осознавший Себя, А т м а н. дйкша — diksha — посвящение. дрйшти-срйшти-вада—drishti srishti vada — теория одновременного творения в адвайта-веданте, согласно которой мир начинает существовать одновременно с видящим его дхарана — dharana — концентрация ума. (дхьяна — dhyana — медитация йога-нйдра — yoga nidra — продолжительное состояние транса, напоминающее глубокий сон, часто ошибочно принимаемое за самадхи (см.). кайвалья — kaivalya — состояние Единства. лайя— laya — букв.: «растворение», но Шри Рамана использует этот термин для указания на трансоподобное состояние временного бездействия ума; см. манолайя. лакх —100000. манана — manana — вторая стадия садханы на пути Знания: глубокое размышление над Истиной. манолайя — manolaya — временное спокойствие ума, часто, но ошибочно, принимаемое за нирвикальпа самадхи нэти-нэти — neti-neti — букв.: «не это, не это»; духовная практика, в которой отвергается все, относящееся к не-А т м а н у, для того чтобы в конце процесса отрицания остался только А т м а н. лраджняна — prajnana — полное, или совершенное, Сознание. прамада — pramada — букв.: «невнимательность»; забывчивость истинной природы человека, А т м а н а. прана — ргапа — жизненная энергия, поддерживающая и вселенную, и тело. пранава — pranava — священный звук ОМ. прёма — ргёта — духовная Любовь.
самадхи — samadhi — Шри Рамана употреблял этот термин, имея в виду состояние прямого переживания А т м а н а самвит —местопребывание Сознания в физическом теле. самскара, самскары — samskara — врожденная склонность ума. санкальпа — sankalpa — желание, намерение. Сат — Sat — Бытие, Истина, Реальность, Постоянство. сат карма —- sat karma — хорошая, чистая карма. сат-санг — sat sanga — букв.: «пребывание в Бытии»; обычно означает жизнь или пребывание в обществе Мудреца. саттва — sattva — качество чистоты, гармонии сахаджа — sahaja — естественное (ый). сварга — svarga _— духовные небеса в индуизме. сварупа — swarupa — истинная форма, или природа; часто употребляется как синоним А т м а н а. сварупа-смарана — воспоминание, память об истинной природе человека, А т м а н е. сйддха — человек, достигший сверхобычных сил; состояние Освобождения; человек, достигший Освобождения. сохам — soham — утверждение «Я есмь Он (то есть Брах¬ман) ». Хрйдаям — hridayam — букв.: «это — центр»; Сердце; духовное Сердце (не чакра), местопребывание А т м а н а в физическом теле. хрит-гуха —hrit guha — пещера духовного Сердца. чайтанья — Сознание [термин происходит от слова Чит]. чит-джада-грантхи — узел, или звено между Сознанием и физическим телом, который связывает их, чтобы дать иллюзию индивидуальности. чйтта — chitta — психика человека в широком смысле слова (эмоции, чувства, ум, интеллект и т. д.), представленная совокупностью всех его тонких тел (витального, ментального, интеллекта). При Самореализации видоизменения читты прекращаются окончательно. _ уллам — ullam —духовное Сердце, или Атман. упадёша — upadesha — наставление. Шри, Шрймад — Shri, Shrimad — почетная форма обращения. шунья — shunya — «абсолютная пустота», синоним Брахмана.
|