IPB
     
 

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Торчинов "Учение о Я и личности в буддизме"
соня
сообщение 8.9.2012, 20:20
Сообщение #1


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Демиурги
Сообщений: 5861
Регистрация: 8.8.2010
Вставить ник
Цитата
Из: Москва
Пользователь №: 2275



Репутация:   24  



Полностью - тут http://www.psylib.ukrweb.net/books/_torch01.htm




Само это слово образовано от санскритского корня dhr – “держать”. То есть дхарма – это “держатель”, или “носитель”. Держатель чего? Своего собственного качества. Таким образом, дхарма есть неделимый элемент нашего психофизического опыта, или элементарное психофизическое состояние. Можно ли счесть субстанцией дхарму? Опять-таки, нет, причем, сразу в силу двух обстоятельств. Во-первых, субстанция всегда является носителем множества качеств, которые связаны с ней разными отношениями, тогда как в буддизме каждая дхарма несет лишь одно качество, свое собственное. Во-вторых, дхарма—дхармин бхеда, где дхарма – несомое качество, а дхармин – его субстанциальный носитель. Буддизм же утверждает, что дхарма и дхармин тождественны, носитель и несомое им качество совпадают. Есть и третье принципиальное отличие: субстанции брахманистов, как правило, вечны, тогда как дхармы мгновенны.

буддизм смотрит на личность как на только лишь имя, призванное обозначить структурно упорядоченную комбинацию пяти групп несубстанциальных и мгновенных элементарных психофизических состояний – дхарм. Это и есть формулировка принципа анатмавады (“без-я”, “без-души”), точнее одного из его двух аспектов – “бессущностности личности” (пудгала найратмья).

основные идеи праджня-парамитских сутр

Бессущностна не только личность (пудгала найратмья), но и образующие ее (равно, как и всю сферу опыта) элементарные психофизические состояния – дхармы . Более того, наличие представления о самосущей единичности, или элементе является источником всех заблуждений и корнем сансарического существования. Именно из соответствующего представления вытекают и все прочие ложные идеи – о вечном “я”, душе, субстанциальной личности и другие.

Пребывание живых существ в сансаре иллюзорно. В действительности, все живые существа являются Буддами и изначально пребывают в нирване. Только неведение порождает мираж сансарического существования. Эту истину постигает бодхисаттва, осознавая, что с точки зрения абсолютной истины спасать некого и не от чего. И, вместе с тем, руководствуясь этим знанием, он на уровне относительной истины стремится спасать эмпирически наличные живые существа. Для бодхисаттвы не существует представлений о “я”, личности, душе и дхармах.

Главный вывод Нагарджуны: все существует лишь постольку, поскольку является причинно обусловленным, и нет ничего (ни одной дхармы), что было бы не причинно обусловлено. А это означает, что ни что (ни одна дхарма) не обладает своебытием (свабхава), то есть, нет такой сущности, которая бы самодовлела, которая существовала бы сама по себе в силу своей собственной природы. Раз это так, и все причинно обусловлена, никаких самосущих сущностей нет, ибо заимствованное бытие не есть подлинное бытие
Таким образом, все дхармы пусты, бессущностны и безопорны. Их главная и по существу единственная характеристика – это то, что они бессамостны, бессущностны, “без “ я” ”.
Более того, сама причинность, трансцендентальное условие пустотности сущего сама по себе пуста и не суща. Пуста и сама пустота: она не есть некий метафизический принцип, наделенный собственной природой. Она есть лишь лишенность своебытия, или не обладание своебытием всеми феноменами. Вместе с тем, шуньята есть татхата, пустота феноменов как их единственное сущностное свойство и есть, то что есть .

Алая-виджняна, является коренным сознанием (мула-виджняна), или, это есть “сознание – корень всего”. Все остальные виды сознания (семивидное эмпирическое сознание) с их интенциональностью и содержаниями проистекают из алая-виджняны или, точнее, являются формами ее инобытия, ее превращенными формами (паринама). Алая-виджняна, представляет собой не покоящуюся, “пребывающую” субстанцию, а континуум, и тексты часто сравнивают ее с рекой или потоком. Естественно, что алая-виджняна, как и все, проистекшее из нее, непостоянна (анитья) и мгновенна. алая-виджнян неизмеримо много: каждое живое существо с переживаемым им миром сводится к “своей” алая-виджняне

слово “алая-виджняна” означает “сознание-сокровищница”. Но какие же “сокровища” хранятся в этом “вместилище”? Интересно, что согласно йогачаре, сама алая-виджняна вполне пассивна и ничего как таковая не производит, будучи своего рода текучей “оболочкой”, “контейнером”. Но в этом контейнере, как зерна в мешке, покоятся “семена” (биджа). Эти “семена” суть не что иное, как “энграммы”, элементарные единицы информации, (в самом широком смысле этого слова), закладывающиеся в алая-виджняну с безначальных времен в процессе развертывания психического опыта субъекта. Все воспринятое и пережитое субъектом попадает в “сознание-сокровищницу” и хранится в ней в виде “семян” опыта. Но в надлежащий момент, определенный кармой существа, эти семена под воздействием присущей им так называемой силы, или энергии сознания (мати шакти) начинают “прорастать”, то есть проецировать свои содержания вовне. В результате алая-виджняна полагает себя в виде эмпирического субъекта, с которым она себя и отождествляет (“присваивает” его), и коррелирующего с ним мира чувственно воспринимаемых объектов. Понятно, что “костяком” эмпирического субъекта являются семь эмпирических форм сознания, в свою очередь представляющими собой превращенные формы базового сознания. В процессе восприятия в алая-виджняну закладываются новые семена—биджа, и весь процесс повторяется. эти процессы не имели никакого абсолютного начала, они безначальны.
Здесь уместен такой пример. Представим себе спящего человека, видящего сны. Его мозг – алая-виджняна. Этот мозг полагает свои содержания в виде эмпирического субъекта сновидения (то есть того “я”, с которым отождествляет себя во сне спящий человек) и множества объектов, которые этот субъект принимает за реальные вещи объективного мира, хотя и он, и объекты представляют собой лишь проекции мозга спящего и сводятся к нему (при этом мозг как бы трансцендентен субъектно-объектной дихотомии сновидения). Но мы во сне, как правило, черпаем материал для сновидений из опыта бодрствования, а алая-виджняна получает материал для новых “порций” психического опыта исключительно из предшествующего психического опыта. То есть, спящий из нашего примера всегда спит, черпая материал для своих сновидений из предыдущих сновидений.

Вот это воздействие привычки и есть васана. Это слово по разному переводилось на русский язык – “следы”, “отпечатки”, “следы—впечатления”, “сила привычки” и т.д. Но, пожалуй, наиболее удачной попыткой перевода можно считать все же выражение “сила привычки” или “энергия привычки Для достижения освобождения от сансарического существования, суть которого – страдание, йогину следует радикальным образом трансформировать сознание, полностью изменив его интенциональность. Этот поворот алая-виджняны от проецирования вовне к обращенности на себя самое получил название “поворота в [самом] основании” (ашрая паравритти). С него начинается долгий путь к обретению состояния Будды и окончательной нирване.

Прежде всего, йогину следует “опустошить” алая-виджняну от семян – носителей информации подобно тому, как из мешка высыпают зерно. Попутно преодолеваются васаны – сформировавшиеся с безначальных времен тенденции к проецированию содержимого алая-виджняны вовне. Тогда алая-виджняна оказывается направленной на самое себя. Теперь это чистое сознание, свободное от какой-либо дуальности и дихотомичности, вне субъектно-объектной оппозиции. Утратив свои различающие функции, алая-виджняна, собственно, перестает быть виджняной, сознанием. Теперь это чистая зеркальная мудрость, совершенный безобъектный гносис (джняна). На этом путь к нирване завершен.

подобно тому, как свет многих ламп в одном помещении образует единое освещение, так и миры множества существ образуют единую согласованную реальность (в относительном смысле этого слова). Согласованность между мирами объясняется определенной корреляцией между кармами существ.
Сама буддийская доктрина не давала никаких оснований для сомнений в существовании других субъектов, поскольку она прямо провозглашала (устами самого Будды) принцип спасения всех живых существ.

Однако следует иметь в виду, что буддизм в своей доктрине анатмавады отрицает существование постоянного “я”, или души и рассматривает живое существо в качестве потока, или континуума (сантана) элементарных психических состояний (дхарм).
Ратнакирти является приверженцем своеобразного трансцендентального солипсизма, практически тождественного монизму брахманистской адвайта-веданты: поистине существует только одно абсолютное сознание, иллюзорно являющее себя себе самому в виде множества эмпирических субъектов-сознаний с коррелирующими им переживаниями “внешнего” мира. в кашмирском шиваизме единое абсолютное Я (Атман) полагает себя в виде множества душ (джива), каждая из которых переживает свой собственный мир, но вместе эти миры образуют единую согласованную относительную реальность. на столе стоит одна свеча, но она отражается во множестве зеркал. Реальна только одна свеча, все остальные – лишь видимость.

Именно с этой второй интерпретацией гарбхи связано и понимание самого этого термина как вместилища, или лона: Татхагатагарбха есть не что иное, как синоним абсолютной реальности, понимаемой в качестве единого, или абсолютного Ума (экачитта), порождающего как сансару, так и нирвану и являющегося субстратом и того, и другого. Этот Ум пуст (шунья) для нас, поскольку абсолютно трансцендентен различающему и конструирующему субъектно-объектную дихотомию сознанию, но не пуст (ашунья) сам по себе, будучи наделен бесчисленными благими качествами и свойствами (гуна), не отличающимися, однако, от самой субстанции Ума (в отличие от качеств субстанции брахманистских учений). И именно этот Ум (Татхагатагарбха как вместилище) присутствует в существах как их природа в качестве ростка состояния Будды (Татхагатагарбха как зародыш). Принципиальными атрибутами этого Ума являются Постоянство (нитья), Блаженство (сукха), Самость (атман) и Чистота (шубха).

сам Будда отказывался признать, что в нирване не будет никого, кто мог бы осознать себя пребывающим в нирване. Поэтому уже в раннем буддизме развилась тенденция к положительному описанию нирваны как высшего и вечного блаженства.
В-третьих, абсолютная реальность обозначалась словом “атман” и в некоторых авторитетных текстах, не являющимися непосредственно текстами, излагающими теорию гарбхи. а также в весьма авторитетной “Ланкаватара сутре” даже прямо осуждает людей, отвергающих веру в Атман. Еще интереснее содержание одного пассажа из “Махапаринирвана сутры”, в котором не только отвергается мысль о том, что учение о Татхагатагарбхе как об Атмане является небуддийским, но напротив, утверждается, что именно брахманы позаимствовали его из наставлений Будды и приписали себе.

Подобный взгляд напоминает учение Шанкары об Атмане-Брахмане.
Таким образом, буддийские школы предложили различные концепции “я”: “я” как имя, обозначающее совокупность групп элементов (дхарм); “я” как одновременно и пустота — шуньята и реальность как она есть – татхата; “я” как иллюзорная проекция трансцендентального сознания, коррелирующая с иллюзорными объектами; “я” как абсолютная реальность, Великое Я всех существ, тождественное Абсолюту.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
 
Начать новую тему
> Ответов
соня
сообщение 20.12.2012, 19:41
Сообщение #2


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Демиурги
Сообщений: 5861
Регистрация: 8.8.2010
Вставить ник
Цитата
Из: Москва
Пользователь №: 2275



Репутация:   24  



Созерцания-памятования. Осознание дыхания.

Развитие постоянной осознанности и изгнание поведенческого
автоматизма играют огромную роль в буддийской практике. Поскольку
буддизм стремится максимально расширить сферу осознаваемого,
постепенно включая в нее все новые и новые уровни подсознательного
и бессознательного, идея тотальной осознанности, осознанности всей
психофизической деятельности человека "здесь и теперь" является
фундаментальной для буддийской йоги. Полная осознанность поведения
предполагает также осознавание различных функций тела и физических
актов (йогин должен осознавать все то, что профаническая личность
делает бессознательно и автоматически: сидя оно осознает себя
сидящим, двигаясь -- идущим, питаясь -- питающимся и т. д.). Причем
это тотальное осознавание (вплоть до осознавания во сне факта сна)
предполагает прежде всего глубокое и прочувствованное понимание идеи
мгновенности: я осознаю себя как я, делающее то-то и то-то в данное
конкретное мгновение, которое и есть единственно реально
существующее время для того, что я ощущаю как свою личность ("Есть
только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь").

индийская традиция ко времени формирования буддизма уже располагала
огромным материалом, свидетельствующим о тесной связи контроля над
дыханием с контролем над психическими процессами, а также о
психотехнической ценности дыхательных упражнений. Но ранний буддизм
в развитии своей техники дыхания сделал упор именно на идее
осознавания самого процесса вдыхания и выдыхания.

Согласно "Анапанасатти сyтте", основа осознавания дыхания
может быть выpажена в четыpех тетpадах, а именно:
1) осознавание длины вдоха и выдоха ("делая длительный вдох,
он осознает: "Я делаю длительный вдох"" -- и т. д.) -- для длинного
и коpоткого вдоха и выдоха (а-б); осознавание самого пpоцесса
дыхания в пpоцессе yспокоения тела (г). Эта тетpада говоpит о
созеpцании тела;
2) осознавая чyвство pадости, вдыхать и выдыхать (а), дышать,
осознавая чyвство наслаждения (б), осознавать дыхание в ходе
pазличающего анализа фyнкций психики и психических пpоцессов (в) -и
пpи yспокоении психики и пpекpащении ее активности (г). Эта тетpада,
элементы (в-г) котоpой явно содеpжат yказания на пpактикy
шаматха-випашьяны, ассоцииpyется тpадицией с осознанностью в
созеpцании чyвств;
3) осознавание дыхания в ходе анализа пpиpоды сознания (а),
поpождения чyвства блаженства (б), концентpации сознания и его
сосpедоточения (в) и освобождения его от аффективных состояний (г);
4) осознавание пpоцесса дыхания в ходе сосpедоточения на идее
всеобщности непостоянства (а), бесстpастия (б), пpекpащения
аффектиpованной активности психики с ее эгоцентpиpованностью (в) и
отстpанения от всех чyвственных объектов и фоpм (г). Тpетья тетpада
связана с созеpцанием сознания, а четвеpтая -- с созеpцанием должным
обpазом пpоанализиpованных объектов сознания или содеpжания
сознания.

Далее говоpится о совеpшенствовании
основ осознанности: чеpез постоянное осознание пpоцесса дыхания как
одной из фyнкций тела, чеpез осознание дыхания как одного из чyвств
(взгляд, восходящий к аpаньякам и yпанишадам), чеpез осознание связи
пpоцесса дыхания и сознания и чеpез одновpеменнyю сосpедоточенность
на дыхании и на идеях непостоянства, бесстpастия, пpекpащения или
отвлечения от чyвственных объектов.

совеpшенство в осознавании дыхания пpиводит к совеpшенствy семь фактоpов, способствyющих пpобyждению (осознанность, анализ содеpжания сознания, энеpгичность,
pадость, спокойствие, сосpедоточенность и невозмyтимость).

особое внимание yделяется дыханию как телесной фyнкции: "Только
осознанно он вдыхает и осознанно выдыхает. Делая длительный вдох, он
помнит: "Я делаю длительный вдох"; делая длительный выдох, он
помнит: "Я делаю длительный выдох"; делая коpоткий вдох, он помнит:
"Я делаю коpоткий вдох"; делая коpоткий выдох, он помнит: "Я делаю коpоткий выдох", -- так он yпpажняет себя"

Пеpвоначально йогин должен pазвить чyвство дpyжелюбия к себе самомy
("пyсть я бyдy свободным от вpаждебности, свободным
от тpевоги, пyсть я станy тем, кто
сохpаняет спокойствие") и только после pаспpостpанять это отношение
на дpyгих людей.

Далее он pазмышляет о своем yчителе или дpyгом достойном
человеке: "Пyсть этот достойный человек бyдет свободен от зла".
Постепенно йогин pаспpостpаняет это отношение вначале на любимых им
людей, потом на безpазличных и наконец на нелюбимых и pанее
ненавидимых. Различия междy четыpьмя типами объектов данного
созеpцания (я, любимые люди, безpазличные люди, нелюбимые люди)
стиpаются, и йогин достигает pавностного дpyжелюбия: он любит
ближних, как самого себя, и дальних, как ближних. Таким обpазом
дpyжелюбие становится неогpаниченным. Тестом на достижение yспеха в
данной пpактике является pеакция монаха на следyющyю вообpажаемyю
ситyацию: в одном месте находятся сам йогин и тpи дpyгих человека --
любимый им, безpазличный и нелюбимый. Входят pазбойники и тpебyют
одного из этих людей, чтобы yбить его и пpинести в жеpтвy. Если
йогин чyвствyет, что хоpошо бы отдать им кого-то дpyгого, то он
несовеpшенен в дpyжелюбии; если он хочет пожеpтвовать собой, то
также несовеpшенен. Только в том слyчае, если он вообще откажется от
мысли отдать кого-нибyдь pазбойникам и его сознание бyдет пpебывать
в состоянии полной pавностности, можно бyдет считать, что он
pазpyшил пpегpады на пyти pазвития дpyжелюбия.

Далее достигается состояние самадхи, кyльминиpyющее
созеpцательный пpоцесс.

Каноническая фоpмyла этого восхождения такова: посpедством каждого из ypовней созеpцания йогин "покpывает сеpдцем, связанным с дpyжелюбием, сначала однy
стоpонy света, потом втоpyю, потом тpетью, потом четвеpтyю, затем он
pаспpостpаняет дpyжелюбие ввеpх, вниз, вокpyг и всюдy. И так он
пpебывает, yзнавая себя во всем, покpывая весь миp сеpдцем,
соединенным с дpyжелюбием, далеко пpостиpающимся, ставшим великим,
безгpаничным, свободным от вpажды и злобы"

В этом состоянии йогин yзнает себя во всем, отождествляет
себя со всеми без pазличия. Он относится ко всем, как к самомy себе,
не yстанавливая pазличий междy собой и "дpyгими сyществами". Он
включает в себя каждое живое сyщество, и объектами его созеpцания
являются безгpаничное количество живых сyществ:

Пyсть все те, кто дышит, все живое, все особи, все те, кто
заключен в гpаницы индивидyального сyществования во всех десяти
стоpонах света, станyт свободными от вpаждебности и пpочих
аффектов! Пyсть все мyжчины, женщины, святые, обыкновенные люди,
божества, смеpтные и пpоклятые во всех десяти стоpонах света станyт
свободными от вpаждебности и дpyгих аффектов!

св. Исаак Сиpии:

Что такое сеpдце милyющее? Возгоpание сеpдца y человека о
всем твоpении, о людях, о птицах, о животных, о демонах и о всякой
тваpи. Пpи воспоминании о них и пpи воззpении на них очи y человека
источают слезы от великой и сильной жалости, объемлющей сеpдце. И от
великого теpпения yмиляется сеpдце его, и не может оно вынести, или
слышать, или видеть какого-нибyдь вpеда или малой печали,
пpетеpпеваемых тваpью. А посемy и о бессловесных, и о вpагах истины,
и о делающих емy вpед ежечасно со слезами пpиносит молитвy, чтобы
сохpанились они и очистились; а также и о естестве пpесмыкающихся
молится, с великою жалостью, какая без меpы возбyждается в сеpдце
его, по yподоблению его в сем Богy.

Hо если само понятие неделимой сyбстанциальной единичности
(т. е. индивидyальности) является лишь ложным ментальным концептом,
то о каком индивидyальном освобождении может идти pечь? Кто тот, кто освобождается?
Hикакой pазницы междy
живыми сyществами нет, pеальность недвойственна, недихотомична
(адвая), и лишь освобождение всех и есть освобождение каждого.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 

> Сообщений в этой теме
- соня   Торчинов "Учение о Я и личности в буддизме"   8.9.2012, 20:20
- - соня   Обычно выписывается то, что дает импульс к работе ...   9.9.2012, 10:37
- - соня   ЦитатаКнига представляет собой курс лекций известн...   21.11.2012, 9:07
- - соня   Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного, пс...   25.11.2012, 14:43
- - соня   Тоpчинов Е. А. Религии миpа: Опыт запpедель...   25.11.2012, 14:53
- - соня   ОЧЕРК ФОРМИРОВАHИЯ ДАОССКОЙ ПСИХОТЕХHИКИ легко пе...   25.11.2012, 15:02
- - соня   Здесь скажем несколько слов о даосской сексyаль...   12.12.2012, 10:32
- - соня   В целом "внyтpенняя" алхимия пpедставл...   12.12.2012, 10:53
- - соня   появилась философия йогачаров, провозгласившая при...   20.12.2012, 19:26
- - Prediger   Торчинов интересный автор, учёный из хорошей школы...   23.12.2012, 11:10
- - соня   Все же полагаю, что как и ныне люди достигают свят...   23.12.2012, 15:15
- - соня   ВИДЖHЯHАВАДА (ЙОГАЧАРА) "Все тpи миpа ест...   23.12.2012, 15:27
- - соня   (БИБЛЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ) У семитических племен (осо...   23.12.2012, 15:46
- - соня   Будучи микрокосмом, человеческое тело в ка...   7.1.2013, 12:49
- - соня   Прежде всего следует назвать два текста. Это уже ...   9.1.2013, 15:54
- - соня   ВИЗАHТИЙСКИЙ ИСИХАЗМ Исихазм -- от гpеческо...   9.1.2013, 16:04
- - соня   Весьма сyщественный момент исихастской пpактики --...   17.1.2013, 20:15
- - соня   Св. Гpигоpий Палама pассматpивает божественнyю ...   17.1.2013, 20:43
- - соня   МИСТИЦИЗМ В ЗАПАДHОМ ХРИСТИАHСТВЕ В католической...   30.1.2013, 13:24
- - соня   МИСТИЦИЗМ В РУССКОМ РЕЛИГИОЗНОМ СЕКТАНТСТВЕ Хрис...   30.1.2013, 13:34
- - соня   Единственной реальностью, по Ибн Араби, является ...   30.1.2013, 14:17
- - соня   Торчинов: Хайдеггер и восточная философия: поиски ...   24.3.2013, 14:11
- - соня   Даосизм - Торчинов ЦитатаКнига Е. А. Торчинова по...   30.4.2013, 14:53
- - соня   Рис. 4 Микрокосмический круг и каналы управления и...   30.5.2013, 22:16


Быстрый ответОтветить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 

RSS Текстовая версия Сейчас: 22.6.2025, 7:54
 
 
              IPB Skins Team, стиль Retro