IPB
     
 

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Славянский монотеизм., Прерванный полёт.
Маркус
сообщение 27.3.2012, 23:37
Сообщение #1


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Демиурги
Сообщений: 2262
Регистрация: 17.9.2006
Вставить ник
Цитата
Пользователь №: 518



Репутация:   179  



Об этом сейчас много говорится на сайтах так называемых родноверов. Только единого мнения среди нет и в их монотеизме изрядная доля политеизма. Я же хотел высказать своё мнение по данному вопросу.
Начну своё изложение с времён советских, а именно- периода обучения. Был такой предмет "обществоведение", вели его так называемые "воинствующие коммунисты". И в том числе поведали о таком явлении дореволюционной России, как традиция народных масс держать кукиш в кармане при встрече с православным священником. Рассказ запомнился своей комичностью. Шли годы и попалась мне книга И.Кона "Введение в сексологию": там была высказана мысль, что "кукиш" (или "фига"- эта специфическая комбинация из трёх пальцев)- символический аналог "фаллоса" (мужского полового органа). Это ещё больше позабавило в те атеистические времена, но осталось некоторое непонимание данной традиции. Но любовь к книгам по истории наконец раскрыла смысл данного явления. Оказывается, что Бог Род изображался в виде "лингама" ("фаллоса"). В этом была символическая сущность так называемого Двоеверия в России, что в переводе на обычный язык может означать: "Христианство,конечно, есть, но мы держимся за Своё!"
И оказалось- не так просто было славянское мировоззрение, как пытаются выставить его всевозможные христианские миссионеры и книжники. Они воспринимал чуждые религии примитивно и предметно, раз утверждали, что славяне поклоняются "срамным удам". Но за этим идолом так и не смогли увидеть животворящую потенцию, начало начал, Творца и символически абстрактное мышление. Да и не нужно это было адептам духовной интервенции.
Но теперь дам слово серьёзному историку Рыбакову Б.А.
Цитата
В одном из таких поучений, направленных против торжественного
празднования дня Рода и рожаниц и доживших в списках до XVI в.,
автор от имени самого христианского бога обращается к русским людям,
поддерживающим этот древний языческий культ:
"Вас же, покинувших меня, забывших мою святую гору, готовящих
пир в честь Рода и рожаниц, наполняющих ковши свои на потребу бесам,
-- вас я предам мечу и все вы падете пронзенными!" 78.
----------------------------------
78 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 446.

Глубоки должны быть корни культа бога Рода, если церковникам
во времена Ивана Грозного все еще приходилось прибегать к таким
мерам! Интересно и другое -- автор этого поучения, живший в XII в.,
построил свое "Слово" так, что уравнял языческого Рода с библейским
богом -- отцом христиан
.

И ещё:
Цитата
Идея монотеизма в его патриархальной, мужской форме возникла
до христианства, совершенно независимо от него и, по всей
вероятности, задолго до него. Первенствующая среди богов Макошь
является лишь данью тысячелетней традиции женского божества
плодородия. Она, как и все ее соседи по небесному ярусу збручского
истукана, показана лишь как одна из частей многообразного, но
неразрывного целого -- Жизни, символизированной мужским началом.
Пантеон збручского изваяния архаичнее пантеона Владимира, но
время возникновения збручской системы для нас неясно из-за
отсутствия достоверных данных. Когда археологи обнаруживают
несколько идолов в святилище, то, безусловно, речь может идти о
пантеоне, но следует учесть, что даже в том случае, когда в центре
круга найдено основание только одного столба, то, учитывая
вертикальный принцип збручской композиции, мы можем допустить
расположение на одном столбе нескольких фигур или личин подобно
тому, что дают нам многофигурные столбы-идолы американских индейцев.
Углубить представления о Роде на три столетия от збручского
изваяния позволяет текст Прокопия Кесарийского о религии древних
славян (сер. VI в. н. э.)
"Они (анты и славины) считают, что только один бог, творец
молний, является владыкой над всеми и ему приносят в жертву быков и
совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают...
Они
почитают реки и нимф и всякие другие божества, приносят жертвы всем
им и при помощи этих жертв производят и гадания"


Цитата
Сварог ("Небесный"), Святовит ("Священный Свет"), Род ("Рождающий"),
Стрибог ("Отец-бог") -- все это эпитеты, определяющие ту или иную
сторону верховного божества, и не обязательно они должны означать
разных богов
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
 
Начать новую тему
> Ответов
Маркус
сообщение 5.11.2012, 23:45
Сообщение #2


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Демиурги
Сообщений: 2262
Регистрация: 17.9.2006
Вставить ник
Цитата
Пользователь №: 518



Репутация:   179  



Не мог обойти вниманием такое понятие, как Небо. Вероятно, понимание этого возникло гораздо ранее в человеческом мышлении, чем легенды о Великой Матери (Матери сырой земле), которые напрямую связаны с земледелием. Небо же- это первое (имхо), на что могло обратить внимание метафизическое восприятие первобытного человека. И это просто- Небо наглядно во всех изменениях природы: как суточных, так и сезонных.

Мирче Элиаде:
Цитата
Процесс «эволюции» небесных богов весьма сложен. Чтобы упростить дальнейшее изложение, выделим две основные линии развития:

1. Бог неба, владыка мира, абсолютный монарх (деспот), страж законов;

2. Бог неба, творец, высшее воплощение мужского начала, супруг теллурической Великой Матери, ведающий дождями.


Цитата
Символизм неба. — Итак, мы бегло познакомились с рядом небесных богов или же тех божеств, которые тесно связаны с уранической иерофанией. Всюду мы обнаруживали один и тот же феномен: отступление небесных богов, уступающих место более динамичным, конкретным и «личностным» теофаниям. И, однако, мы бы ошиблись, ограничив небесные иерофании порожденными ими божественными или полубожественными образами. Сакральность неба пронижет собой бесчисленные ритуальные и мифологические комплексы, не имеющие, на первый взгляд, прямого отношения к какому-либо ураническому божеству. Даже там, где последнее отходит на второй план, сакральность неба через символику «высоты», «подъема», «центра» и т. п. продолжает играть деятельную роль в религиозной жизни. И в этой символике мы нередко обнаруживаем замену уранического божества божеством оплодотворяющим, однако внутренний ее механизм, ее структура по-прежнему остаются « небесными ».


Цитата
Дьяус, Варуна. — В данном месте мы можем не входить в дискуссию по поводу *Dieus, гипотетического бога ясного неба, общего, как предполагается, для всех арийских племен. Вполне достоверно то, что индийский Дьяус, италийский Юпитер, эллинский Зевс, германский Тюр (Тио) представляют собой исторические формы, Развившиеся из этого исконного небесного божества, и что даже в своих именах они ясно обнаруживают следы первоначального бинома «свет (день)» — «сакральное» (ср. санскр. div. «сиять», «день», dyaus «небо», «день»; dios, dies; deivos, divus). Имена этих верховных индоарийских богов свидетельствуют об их органической связи с ясным, безоблачным, сияющим небом. Но это не означает, что в интуиции исконного *Dieus отсутствовали (как полагают многие ученые, ср., например, Nehring, Studien гиг Indogermanischen Kultur- und Urheimat, 195 sq.) любые метеорологические явления — буря, гром, молния и т. д. Самые примитивные по своей структуре боги неба (Байаме, Дурамулун и т. д., ср. § 12) управляли метеорологическими феноменами, а важнейшим их атрибутом была молния. И тот факт, что в имени арийского бога неба делается упор на признаках ясный, безоблачный, светлый, сам по себе отнюдь не исключает иного рода теофаний *Dieus’a (дождь, ураган). Правда, как мы убедимся в дальнейшем (§ 26), значительная часть этих небесных богов получила более узкую «специализацию», превратившись в божества бури и плодородия. Но эта позднейшая специализация объясняется хорошо известными в истории религий процессами (тяготение к конкретному, трансформация идеи «творения» в идею «плодородия» и т. п.), и, как бы то ни было, она не исключает присутствия метеорологических функций в общей интуиции бога ясного неба.

Исторические формы индоарийских небесных божеств едва ли можно свести к одной или нескольким ураническим теофаниям. Их образы богаче, а функции — сложнее. Сконцентрированная в этих божествах (или находящаяся под их властью) сакральная сила раскрывается в различных сферах, причем не обязательно «космических» по своей структуре. Ключевой элемент личности всех подобных божеств — верховная власть, между тем авторитет и престиж последней невозможно объяснить вполне одной лишь сакральностью неба. Возьмем, например, индоарийского бога неба. Дьяус крайне редко появляется в Ведах и в послеведийской литературе как бог в собственном смысле слова (Hillebrandt, Vedische Mythologie, III, 392): обычно его имя используется для обозначения «неба» или «дня» (dyavi dyavi: «со дня на день»). В свое время Дьяус, несомненно, обладал автономией настоящего божества, определенные следы которой сохранились и в ведических текстах: чета Дьява-притхиви, «Небо и Земля» (Ригведа, I, 160), обращение к «Небу-Отцу» (Ахтарваведа, VI, 4, 3), к «небу, которое знает все» (А. В., I, 32, 4). Иерогамия, всеведение, творческая способность являются характерными атрибутами истинного бога неба. Дьяус, однако, подвергся процессу «натуралистической» специализации; иначе говоря, из носителя уранической сакралъности он превратился в лексический оборот, означающий дневные уранические феномены («небо», «день»). Это еще одно следствие его «пассивности»; сакральное «уходит» из сферы космических явлений, а термины, прежде служившие для обозначения сакрального, становятся в конце концов профанными: бог Неба уступает место слову, обозначающему «небо» и «явления дневного неба». Однако, подобная секуляризация Дьяуса не говорит об исчезновении или ослаблении небесной иерофании как таковой: она означает лишь то, что Дьяуса сменило другое божество. «Натурали-зируясь», утрачивая функцию выразителя небесной сакральности, Дьяус тем самым теряет роль верховного уранического бога.


Интересное это название- Дьяус, очень уж созвучно с христианским дьяволом. Вполне может быть: любые религиозные веянья, что с притензией на всеобщность и массовость (будь то христианство или марксизм, что одного поля ягоды) используют в своей практике так называемую негативную пропаганду. Меняешь плюс на минус и потом капаешь это на слабые мозги обездоленных. И всплывают первобытные страхи, что сковывают члены в рабской покорности чужим законам.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 

> Сообщений в этой теме
- Маркус   Славянский монотеизм.   27.3.2012, 23:37
- - Шломо   В древневшие времена было поклонение женскому нача...   28.3.2012, 0:03
- - Prediger   Тема интересная. Перекликается со следующими: Мон...   28.3.2012, 11:44
- - Монтек   Интересно, дискредитация христианства во всем мире...   28.3.2012, 22:53
- - дядюшка Ро   Цитатаутрата веры в воскресение и спасение души В...   28.3.2012, 23:15
- - Маркус   В продолжении темы сошлюсь на того же Рыбакова Цит...   31.3.2012, 19:10
- - дядюшка Ро   ЦитатаВ общем массовое "производство" по...   1.4.2012, 21:01
- - Маркус   Любопытная энциклопедия в тему: ЦитатаРОД — главн...   2.4.2012, 0:47
- - Маркус   ЦитатаПышность богослужения должна была воздейство...   3.4.2012, 0:08
- - дядюшка Ро   Любопытно!?. Я об этом не думал, а ведь и, пра...   3.4.2012, 0:44
- - Шломо   Воинствующих феодалов не даром примкнуло к христиа...   5.4.2012, 19:28
- - Маркус   Что-то Предигер не хочет отвечать про "чистое...   8.4.2012, 14:58
- - Маркус   А. Белый. Символизм. ЦитатаОриентирующим центром п...   29.10.2012, 2:15
- - Маркус   Христианство и язычество. ЦитатаКрестообразная, ч...   29.10.2012, 16:48
- - Маркус   Гимбутас М Славяне. ЦитатаНаиболее точное описани...   5.11.2012, 22:48
- - Маркус   Там же- интересные подробности про Триглава: Цита...   5.11.2012, 22:57
- - Маркус   ЦитатаНа северо-западе славянской зоны известен бо...   5.11.2012, 23:02
- - Маркус   Васильев М. Цитата«Первая реформа» заключалась в ...   11.11.2012, 23:32
- - Маркус   Климов Е.В. ЦитатаНа основании письменных свидетел...   19.11.2012, 18:40
|- - дядюшка Ро   Цитата(Маркус @ 19.11.2012, 22:40) Климов...   20.11.2012, 8:22
|- - Маркус   Цитата(дядюшка Ро @ 20.11.2012, 9:22) Цит...   23.11.2012, 20:02
- - Aroc   Интересная тема. Только вот Род о котором Маркус т...   31.7.2013, 19:16
- - Маркус   Цитата(Aroc @ 31.7.2013, 20:16) Интересна...   31.7.2013, 22:52


Быстрый ответОтветить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 

RSS Текстовая версия Сейчас: 17.6.2025, 21:46
 
 
              IPB Skins Team, стиль Retro