Для взглядов Распутина характерен экуменизм, редкий в то время. Он говорил, что все религии представляют не что иное, как разное понимание одного и того же Бога. "Триста вер в свете - триста истин... У каждого человека в душе своя библия...", "Я вот убедился в том, что платье у турок такое же, как у христиан и евреев... Сначала уничтожили это различие, а потом и на веру перейдет, - простодушно пишет он, -...сначала на одежду прельстятся все инородцы, а потом из них будет Единая Церковь".
"Снимая с женщин страсти и как бы забирая их греховные помыслы на себя, Распутин для проверки полности покаяния приглашал с собою мыться в бане молодых девушек и женщин". Цель этих совместных омовений была показать как бесстрастие Распутина, так и покорность его учениц.
Распутин якобы говорил Илиодору (Труфанову): "Мне прикоснуться к женщине али к чурбану все равно... Я хотение направляю отсюда, из чрева, в голову, в мозги, и тогда я неуязвим. И баба, прикоснувшись меня, освобождается от блудных страстей. Потому-то бабы и лезут ко мне: им хочется с мужиком побаловаться, но нельзя... Вот и обращаются ко мне с просьбой снять с них страсти..."
"Когда ты в духе, плоть умирает", - объяснял Распутин, а раз его "плоть" это только "передаточный механизм", через который Бог делает свою работу, то ученицами Распутина сделан был вывод, им самим усвоенный: "Люди делают грех, а он тем же только освящает и низводит благодать Божию!"
С другой стороны, влечение к женщине - а что может быть естественнее в мужчине – отвечало общему взгляду Распутина на религию как радость и на земную любовь как угодное Богу дело.
Сенин нашел, что отношения Распутина с женщинами "не совсем чистые с точки зрения общепринятой морали. Но если Григорий и творит грех, то с непременным условием: грехом он это не считает, а лишь актом проявления наивысшей любви". А по словам местного священника, уговаривая односельчанку, Распутин сказал ей, "что в этом нет никакого греха, так как ему раз во время сношения с женой являлась в свете Пресвятая Троица".
"Успех его проявился преимущественно в самых низах народных и в самых верхах... - говорит Труфанов. - Это объясняется тем, что в низах и в верхах ищут Бога".
|