Тем более ожиданно было, что на сторону "иосифлян" стало государство - оно не тронуло монастырских земель, чего боялся Иосиф Волоцкий, но постепенно поглотило самое церковь, чего боялся Нил Сорский. Победой "иосифлян" первый шаг к подчинению церкви государству был сделан.
Люди заспорили, по каким книгам спастись: по старым или по новым, костромской крестьянин Данила Филиппович разрешил спор, бросив все свои книги в реку - для спасения нужна одна книга:
Книга золотая, Книга животная, Книга голубиная, Сам сударь Дух Святой.
Господь Бог Саваоф и вселился в пречистую плоть Данилы Филипповича". Патриарх Никон сразу же посадил Данилу Филипповича в темницу, но тогда настала тьма на всей земле - и его выпустили.
Если "Бог Саваоф" Данила Филиппович - личность легендарная, то первый хлыстовский "Христос" Иван Тимофеевич Суслов, якобы родившийся от столетних родителей, - реальная. При нем и его преемнике Прокопии Лупкине хлыстовщина достигла Москвы и перешла в южные губернии. С 1733 года начались судебные процессы, на время хлыстовщину приостановившие, но не прекратившие. В начале XIX века она проникла даже в петербургское общество - с 1817 по 1837 год существовал там "корабль" Екатерины Филипповны Татариновой.
В ее секту вовлечены были некоторые аристократы, посещал ее министр духовных дел князь Голицын, а Александр I принял Татаринову и долго беседовал с ней. В 1837 году она была помещена в монастырь, где провела десять лет, пока не "покаялась в заблуждениях". "Хлыщу, хлыщу, Христа ищу..." -
|