|
 |
КПРФ |
 |
|
|
|
|
 |
|
31.12.2011, 14:37
|
Завсегдатай
 
Группа: Демиурги
Сообщений: 414
Регистрация: 27.11.2010
Вставить ник
Цитата
Из: Вселенная # 8
Пользователь №: 2342
Репутация: 11

|
Итак, социализм вытеснил либерализм и стал доктриной, которой придерживаются сегодня большинство прогрессивных деятелей. Но это произошло не потому, что были забыты предостережения великих либеральных мыслителей о последствиях коллективизма, а потому, что людей удалось убедить, что последствия будут прямо противоположными. Парадокс заключается в том, что тот самый социализм, который всегда воспринимался, как угроза свободе, и открыто проявил себя в качестве реакционной силы, направленной против либерализма Французской революции, завоевал всеобщее признание как раз под флагом свободы. Теперь редко вспоминают, что вначале социализм был откровенно авторитарным. Французские мыслители, заложившие основы современного социализма, ни минуты не сомневались, что их идеи можно воплотить только с помощью диктатуры. Социализм был для них попыткой "довести революцию до конца" путем сознательной реорганизации общества на иерархической основе и насильственного установления "духовной власти". Что же касается свободы, то основатели социализма высказывались о ней совершенно недвусмысленно. Корнем всех зол общества XIX столетия они считали свободу мысли. А предтеча нынешних адептов планирования Сен- Симон предсказывал, что с теми, кто не будет повиноваться указаниям предусмотренных его теорией плановых советов, станут обходиться, "как со скотом". Лишь под влиянием мощных демократических течений, предшествовавших революции 1848 г., социализм начал искать союза со свободолюбивыми силами. Но обновленному "демократическому социализму" понадобилось еще долгое время, чтобы развеять подозрения, вызываемые его прошлым. А кроме того, демократия, будучи по своей сути индивидуалистическим институтом, находилась с социализмом в непримиримом противоречии. Лучше всех сумел разглядеть это де Токвиль. "Демократия расширяет сферу индивидуальной свободы, -- говорил он в 1848 г., -- социализм ее ограничивает. Демократия утверждает высочайшую ценность каждого человека, социализм превращает человека в простое средство, в цифру. Демократия и социализм не имеют между собой ничего общего, кроме одного слова: равенство. Но посмотрите, какая разница: если демократия стремится к равенству в свободе, то социализм -- к равенству в рабстве и принуждении". [Discours prononce a assemblee constituante le 12 Septembre 1848 sur la question du droit au travail Oeuvres completes d'Alexis de Tocqueville, vol. IX, 1866. P. 546.] Чтобы усыпить эти подозрения и продемонстрировать причастность к сильнейшему из политических мотивов -- жажде свободы, социалисты начали все чаще использовать лозунг "новой свободы". Наступление социализма стали толковать как скачок из царства необходимости в царство свободы. Оно должно принести "экономическую свободу", без которой уже завоеванная политическая свобода "ничего не стоит". Только социализм способен довести до конца многовековую борьбу за свободу, в которой обретение политической свободы является лишь первым шагом. Следует обратить особое внимание на едва заметный сдвиг в значении слова "свобода", который понадобился, чтобы рассуждения звучали убедительно. Для великих апостолов политической свободы слово это означало свободу человека от насилия и произвола других людей, избавление от пут, не оставляющих индивиду никакого выбора, принуждающих его повиноваться власть имущим. Новая же обещанная свобода -- это свобода от необходимости, избавление от пут обстоятельств, которые, безусловно, ограничивают возможность выбора для каждого из нас, хотя для одних -- в большей степени, для других -- в меньшей. Чтобы человек стал по- настоящему свободным, надо победить "деспотизм физической необходимости", ослабить "оковы экономической системы". Свобода в этом смысле -- это, конечно, просто другое название для власти или богатства. [Характерное смешение свободы и власти, с которым мы еще будем встречаться неоднократно, -- слишком сложный предмет, чтобы останавливаться на нем здесь подробно. Это смешение старо, как социализм, и настолько тесно с ним связано, что еще семьдесят лет назад один французский исследователь, изучавший его на примере трудов Сен- Симона, вынужден был признать, что такая теория свободы "сама по себе уже содержит весь социализм" (Janet P. Saint- Simon et le Saint-Simonisme, 1878. P. 26, прим.). Примечательно, что наиболее явным апологетом этого смешения является ведущий американский философ левого крыла Джон Дьюи. "Свобода, -- пишет он, -- есть реальная власть делать определенные вещи". Поэтому "требование свободы -- это требование власти" (Liberty and Social Control. -- "The Social Frontier". November. 1935. P. 41).] Но хотя обещание этой новой свободы часто сопровождалось безответственным обещанием неслыханного роста в социалистическом обществе материального благосостояния, источник экономической свободы усматривался все же не в этой победе над природной скудостью нашего бытия. На самом деле обещание заключалось в том, что исчезнут резкие различия в возможностях выбора, существующие ныне между людьми. Требование новой свободы сводилось, таким образом, к старому требованию равного распределения богатства. Но новое название позволило ввести в лексикон социалистов еще одно слово из либерального словаря, а уж из этого они постарались извлечь все возможные выгоды. И хотя представители двух партий употребляли это слово в разных значениях, редко кто-нибудь обращал на это внимание, и еще реже возникал вопрос, совместимы ли в принципе два рода свободы. Обещание свободы стало, несомненно, одним из сильнейших орудий социалистической пропаганды, посеявшей в людях уверенность, что социализм принесет освобождение. Тем более жестокой будет трагедия, если окажется, что обещанный нам Путь к Свободе есть в действительности Столбовая Дорога к Рабству. Именно обещание свободы не дает увидеть непримиримого противоречия между фундаментальными принципами социализма и либерализма. Именно оно заставляет все большее число либералов переходить на стезю социализма и нередко позволяет социалистам присваивать себе само название старой партии свободы. В результате большая часть интеллигенции приняла социализм, так как увидела в нем продолжение либеральной традиции. Сама мысль о том, что социализм ведет к несвободе, кажется им поэтому абсурдной. * * * Однако в последние годы доводы о непредвиденных последствиях социализма, казалось бы, давно забытые, зазвучали вдруг с новой силой, причем с самых неожиданных сторон. Наблюдатели один за другим стали отмечать поразительное сходство условий, порождаемых фашизмом и коммунизмом. Факт этот вынуждены были признать даже те, кто первоначально исходил из прямо противоположных установок. И пока английские и иные "прогрессисты" продолжали убеждать себя в том, что коммунизм и фашизм -- полярно противоположные явления, все больше людей стали задумываться, не растут ли эти новоявленные тирании из одного корня. Выводы, к которым пришел Макс Истмен, старый друг Ленина, ошеломили даже самих коммунистов. "Сталинизм, -- пишет он, -- не только не лучше, но хуже фашизма, ибо он гораздо более беспощаден, жесток, несправедлив, аморален, антидемократичен и не может быть оправдан ни надеждами, ни раскаянием". И далее: "Было бы правильно определить его как сверхфашизм". Но еще более широкое значение приобретают заключения Истмена, когда мы читаем, что "сталинизм -- это и есть социализм в том смысле, что он представляет собой неизбежный, хотя и непредвиденный, результат национализации и коллективизации, являющихся составными частями плана перехода к социалистическому обществу" [Eastman M. Stalin's Russia and the Crisis of Socialism, 1940. P. 82]. Свидетельство Истмена является весьма примечательным, но далеко не единственным случаем, когда наблюдатель, благосклонно настроенный к русскому эксперименту, приходит к подобным выводам. Несколькими годами ранее У. Чемберлен, который за двенадцать лет, проведенных в России в качестве американского корреспондента, стал свидетелем крушения всех своих идеалов, так суммирует свои наблюдения, сопоставляя русский опыт с опытом итальянским и немецким: "Вне всякого сомнения, социализм, по крайней мере на первых порах, является дорогой не к свободе, но к диктатуре и к смене одних диктаторов другими в ходе борьбы за власть и жесточайших гражданских войн. Социализм, достигаемый и поддерживаемый демократическими средствами, -- это, безусловно, утопия" [Chamberlin W.H. A False Utopia, 1937. P. 202--203]. Ему вторит голос британского корреспондента Ф. Войта, много лет наблюдавшего события в Европе: "Марксизм привел к фашизму и национал-социализму, потому что во всех своих существенных чертах он и является фашизмом и национал-социализмом" [Voigt F.A. Unto Caesar. 1939. Р. 95]. А. Уолтер Липпман приходит к выводу, что "наше поколение узнает теперь на собственном опыте, к чему приводит отступление от свободы во имя принудительной организации. Рассчитывая на изобилие, люди в действительности его лишаются. По мере усиления организованного руководства разнообразие уступает место единообразию. Такова цена планируемого общества и авторитарной организации человеческих дел" [Atlantic Mouthly. November. 1936. P. 552]. В публикациях последних лет можно найти множество подобных утверждений. Особенно убедительны свидетельства тех, кто, будучи гражданами стран, ступивших на путь тоталитарного развития, сам пережил этот период трансформации и был вынужден пересмотреть свои взгляды. Приведем еще только одно высказывание, принадлежащее немецкому автору, который выражает ту же самую мысль, но, может быть, даже более глубоко проникает в суть дела. "Полный крах веры в достижимость свободы и равенства по Марксу, -- пишет Петер Друкер, -- вынудил Россию избрать путь построения тоталитарного, запретительного, неэкономического общества, общества несвободы и неравенства, по которому шла Германия. Нет, коммунизм и фашизм -- не одно и то же. Фашизм -- это стадия, которая наступает, когда коммунизм доказал свою иллюзорность, как это произошло в сталинской России и в догитлеровской Германии" [Drucker P. The End of the Economic Man, 1939. P. 230]. Не менее показательна и интеллектуальная эволюция многих нацистских и фашистских руководителей. Всякий, кто наблюдал зарождение этих движений в Италии [весьма поучительную картину эволюции идей многих фашистских лидеров можно найти в сочинении Р. Михельса (вначале -- марксиста, затем -- фашиста) (Michels R. Sozialismus und Faszismus. Munich, 1925. Vol. II. P. 264--266; 311--312)] или в Германии, не мог не быть поражен количеством их лидеров (включая Муссолини, а также Лаваля и Квислинга), начинавших как социалисты, а закончивших как фашисты или нацисты. Еще более характерна такая биография для рядовых участников движения. Насколько легко было обратить молодого коммуниста в фашиста, и наоборот, было хорошо известно в Германии, особенно среди пропагандистов обеих партий. А преподаватели английских и американских университетов помнят, как в 30-е годы многие студенты, возвращаясь из Европы, не знали твердо, коммунисты они или фашисты, но были абсолютно убеждены, что они ненавидят западную либеральную цивилизацию. Нет ничего удивительного в том, что в Германии до 1933 г., а в Италии до 1922 г. коммунисты и нацисты (соответственно фашисты) чаще вступали в столкновение друг с другом, чем с иными партиями. Они боролись за людей с определенным типом сознания и ненавидели друг друга так, как ненавидят еретиков. Но их дела показывали, насколько они были в действительности близки. Главным врагом, с которым они не могли иметь ничего общего и которого не надеялись переубедить, был для обеих партий человек старого типа, либерал. Если для коммуниста нацист, для нациста коммунист и для обоих социалист были потенциальными рекрутами, т.е. людьми, неправильно ориентированными, но обладающими нужными качествами, то с человеком, который по-настоящему верит в свободу личности, ни у кого из них не могло быть никаких компромиссов. Чтобы у читателей, введенных в заблуждение официальной пропагандой какой-нибудь из этих сторон, не оставалось на этот счет сомнений, позволю себе процитировать один авторитетный источник. Вот что пишет в статье с примечательным заглавием "Второе открытие либерализма" профессор Эдуард Хейнманн, один из лидеров немецкого религиозного социализма: "Гитлеризм заявляет о себе как о подлинно демократическом и подлинно социалистическом учении, и, как это ни ужасно, в этом есть зерно истины, -- совсем микроскопическое, но достаточное для таких фантастических подтасовок. Гитлеризм идет еще дальше, объявляя себя защитником христианства, и, как это ни противоречит фактам, это производит на кого-то впечатление. Среди всего этого тумана и передержек только одно не вызывает сомнений: Гитлер никогда не провозглашал себя сторонником подлинного либерализма. Таким образом, на долю либерализма выпала честь быть доктриной, которую более всего ненавидит Гитлер". [Social Research. Vol. VIII. N 4, November 1941. В связи с этим можно вспомнить, что в феврале 1941 г. Гитлер посчитал целесообразным заявить в одном из публичных выступлений, что "'национал- социализм и марксизм в основе своей -- одно и то же" (см. The Bulletin of International News. XVIII, N 5, 269. -- Издание Королевского института по международным делам).] К этому необходимо добавить, что у Гитлера не было возможности проявить свою ненависть на практике, поскольку к моменту его прихода к власти либерализм в Германии был уже практически мертв. Его уничтожил социализм. * * * Для тех, кто наблюдал за эволюцией от социализма к фашизму с близкого расстояния, связь этих двух доктрин проявлялась со все большей отчетливостью. И только в демократических странах большинство людей по-прежнему считают, что можно соединить социализм и свободу. Я не сомневаюсь, что наши социалисты все еще исповедуют либеральные идеалы и готовы будут отказаться от своих взглядов, если увидят, что осуществление их программы равносильно потере свободы. Но проблема пока осознается очень поверхностно. Многие несовместимые идеалы каким- то образом легко сосуществуют в сознании, и мы до сих пор слышим, как всерьез обсуждаются заведомо бессмысленные понятия, такие, как "индивидуалистический социализм". Если в таком состоянии ума мы рассчитываем заняться строительством нового мира, то нет задачи более насущной, чем серьезное изучение того, как развивались события в других странах. И пускай наши выводы будут только подтверждением опасений, которые высказывались другими, -- все равно: чтобы убедиться, что такой ход событий является не случайным, надо всесторонне проанализировать попытки трансформации общественной жизни. Пока все связи между фактами не будут выявлены с предельной ясностью, никто не поверит, что демократический социализм -- эта великая утопия последних поколений -- не только недостижим, но и что действия, направленные на его осуществление, приведут к результатам неожиданным и совершенно неприемлемым для его сегодняшних сторонников.
|
|
|
Prediger КПРФ 29.12.2011, 10:11 vega-96 Да, социал-демократическая. Название "коммуни... 29.12.2011, 23:38 Prediger С КПРФ связан сильнейший сегодня бренд СССР. Но и ... 30.12.2011, 11:12 mikh Я бы приветствовал, если бы КПРФ трансформировалас... 30.12.2011, 12:06 Prediger Дык они и есть оккупанты. Вещь очевидная. По сути,... 30.12.2011, 12:10 Ketnom Экономическая программа КПРФ. Объективности ради. 30.12.2011, 16:37 Ketnom С учетом ВВП страны, грядущего экономического криз... 30.12.2011, 16:50 Ketnom Отношения собственности: Общие направления.
Осуще... 30.12.2011, 16:57 vega-96 ЦитатаОсуществляя свою программную задачу построен... 30.12.2011, 19:56 Prediger А почему вернуть украденное плохо?
Насчёт популизм... 30.12.2011, 20:14 Ketnom Неокоммунизм называется. Это как неофашизм. Типа м... 30.12.2011, 20:53 vega-96 Украденное, безусловно, нужно возвращать - так до... 30.12.2011, 21:45 Prediger Всё правильно. Второго раза так не будет.
Вопрос ... 30.12.2011, 22:06 Ketnom В детстве я любил научную фантастику. Советскими (... 31.12.2011, 8:25 Ketnom Экономика КНР http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/1... 31.12.2011, 8:58 Ketnom Статья заслуживает внимания!
Еще раз призываю,... 31.12.2011, 9:39 mikh Слабая статейка. Падение нефтяных доходов не единс... 31.12.2011, 12:34 Prediger Кстати да. Именно из личных наблюдений можно сказа... 31.12.2011, 12:48 Ketnom Верить ни в коем случае. Сухой анализ. Добавлю, чт... 31.12.2011, 13:44 Ketnom "построены новые
микрорайоны, сотни домов,
шк... 31.12.2011, 13:58 mikh Цитата(Ketnom @ 31.12.2011, 15:58) . Так ... 31.12.2011, 20:10 Ketnom Выше Ф. Хайек Рекомендую читать. 31.12.2011, 14:42 mikh ЦитатаВыше Ф. Хайек Рекомендую читать.
Вот, кстат... 31.12.2011, 20:32 Ketnom Цитата(mikh @ 31.12.2011, 23:32) ЦитатаВы... 1.1.2012, 8:10 Prediger Цитата(mikh @ 31.12.2011, 20:32) Вот, кст... 2.1.2012, 8:46  mikh Цитата(Prediger @ 2.1.2012, 10:46) Цитата... 2.1.2012, 11:43 Ketnom Микх, можете применять удобную вам лексику аргумен... 1.1.2012, 8:18 mikh Цитата(Ketnom @ 1.1.2012, 10:18) Микх, мо... 1.1.2012, 13:26 Ketnom Экономика России
Обратите внимание на отрасли стр... 1.1.2012, 8:36 mikh Цитата(Ketnom @ 1.1.2012, 10:36) Экономик... 1.1.2012, 14:17 Prediger Особенно мне понравилось слещующее:
ЦитатаРост го... 1.1.2012, 13:29 mikh Вы знаете , как у нас сельское хозяйство поддержив... 1.1.2012, 14:21 mikh Вот так у нас растет сельское хозяйство, семок ста... 1.1.2012, 14:42 Prediger Есть две точки зрения. Одна - у нас всё плохо, дру... 2.1.2012, 8:44 Ketnom Вот отсюда кажется началась путаница в аргументаци... 2.1.2012, 9:56 Ketnom Как относятся к идее
социализма либеральные умы,
в... 3.1.2012, 19:48 Ketnom Цитата, Человек: " Мощный
протестный подъем в... 3.1.2012, 19:57 Ketnom Я не понимаю одну простую вещь. Вот неокоммунисты ... 3.1.2012, 20:36 Aroc А я вот не понимаю как они все национализируют. Ме... 3.1.2012, 21:28 mikh Цитата(Aroc @ 3.1.2012, 23:28) А я вот не... 4.1.2012, 11:47 vega-96 Наверное, второй путь реальнее. Принуждать вкладыв... 4.1.2012, 0:45 Ketnom " ) Реально национализировать
и произвести ан... 4.1.2012, 10:11 Ketnom Цитата, Человек: "А там дальше смотреть, что ... 4.1.2012, 10:32 Ketnom Диалоги о реприватизации. 4.1.2012, 11:03 mikh ЦитатаЗаодно и все бабки сохранятся, ведь они уже ... 4.1.2012, 11:49 Prediger У государства есть масса способов обеспечить эконо... 4.1.2012, 12:59 mikh Цитата(Prediger @ 4.1.2012, 14:59) У госу... 4.1.2012, 18:50 mikh Еще раз хочу обратить внимание на соглашение Удаль... 18.1.2012, 9:27 Loyalist Нет, рановато я начал было думать о зюганове лучше... 19.1.2012, 12:06 mikh Цитата(Loyalist @ 19.1.2012, 14:06) Нет, ... 19.1.2012, 13:30 mikh Мне кажется, это как раз и есть по существу. Если ... 20.1.2012, 10:24 Prediger Стратегия понятная. Выбрать реального кандидата, ч... 20.1.2012, 11:21 Монтек Prediger , здраво и логично. Как бы я ненавидел ко... 21.1.2012, 1:45 Prediger Просто чтобы понять эту стратегию, представим, что... 21.1.2012, 12:08 Монтек Если, в случае победы, коммунистам удастся вернуть... 21.1.2012, 23:37 Монтек Зюганов хорош пока в оппозиции. Что он будет делат... 22.1.2012, 21:38 Lokky Можно без олигархов. Как такой вариант?
Когда влас... 23.1.2012, 1:54 Монтек Цитата(Lokky @ 23.1.2012, 3:54) Можно без... 23.1.2012, 15:31 Prediger Я думаю, чтобы разбираться в чём-то в наше время, ... 23.1.2012, 16:14 Монтек ЦитатаМы начинаем всё в некотором смысле заново в ... 23.1.2012, 19:23 vega-96 Почему же сейчас нет пролетариата? Есть. Все наёмн... 23.1.2012, 21:23 Монтек Цитата(vega-96 @ 23.1.2012, 23:23) П... 24.1.2012, 8:18 Lokky Коммунисты теперь не против частной собственности ... 24.1.2012, 10:13 vega-96 ЦитатаПролетариат (неимущие) — социальный класс, н... 24.1.2012, 12:23 Prediger Мне кажется, большевистский пролетарий это не прос... 24.1.2012, 12:29 Loyalist Посмотрел я в Википедии биографию зюганова, - бля,... 24.1.2012, 15:25 Монтек Цитата(Loyalist @ 24.1.2012, 17:25) Посмо... 24.1.2012, 19:03 Монтек vega-96, право есть основа государственного диалог... 24.1.2012, 17:31 Монтек Есть вопросы по существу.
Коммунизм, о котором гов... 6.3.2012, 23:52 Prediger Это вопрос чрезвычайно сложный, поскольку в русле ... 7.3.2012, 9:25 Монтек Цитата(Prediger @ 7.3.2012, 11:25) Это во... 7.3.2012, 20:00 дядюшка Ро Цитатаэто не религия, а политическая идеология, ко... 7.3.2012, 11:26 Prediger Про коммунизм и религию есть другой топик у нас. А... 7.3.2012, 20:51 Lokky Предигер. Лучше расскажите нам, как вы лично пришл... 11.3.2012, 1:40 Prediger У всякого человека есть определённая эволюция взгл... 11.3.2012, 20:12 Mulov У меня вопрос к представителям КПРФ. А как сегодня... 22.3.2012, 23:25 Lokky Ленин это великий практик революции, о нём не стои... 23.3.2012, 13:35 Prediger Я думаю, фигура Ленина довольно сложная и неоднозн... 23.3.2012, 20:32 Монтек Может без войны эффективней коммунизм стоить, все-... 28.3.2012, 22:40 Монтек А то может в конце концов получитсять, как с товар... 28.3.2012, 22:42 дядюшка Ро ЦитатаМожет без войны эффективней коммунизм стоить... 28.3.2012, 22:52 Монтек Дядюшка Ро , а какие у войны могут быть качества? ... 28.3.2012, 22:59 дядюшка Ро У войны одно качество; уничтожить противника. Когд... 28.3.2012, 23:28
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0
|
|