Цитата
но мы вполне можем судить об относительном уровне религиозности населения с того момента, как начала развиваться художественная литература
Довольно опасный метод - судить о религиозной жизни по литературе эпохи т.н. Просвещения, когда собственно и появилась художественная литература. Она изначально несла в себе протест проти клерикализма и порой христианства как такового, поэтому явно не может быть серьёзным религиоведческим источником. Нельзя судить о религиозной психологии по литературе эпохи с явно антирелигиозным направлением. Хотя и тогда были те, кто писал очень глубого и серьёзно о религии. Если говорить о параллельном Просвещению процессе реформации и антиреформации, то там были такие авторы, как Эразм Роттендамский или Лейбниц или тот же Паскаль. Наверное не многие знают, что у известного математика Лейбница есть увесистый труд "Теодицея" (апология Бога), а у того же Блэза Паскаля "Мысли о религии".
Если говорить о клерикализме, как термине применимом к нашему рассмотрению, то вполне можно использовать его в данном контексте, различая, однако, его с термином "религиозность". Мы имеем сейчас в наличии оба этих явления или слоя. Впрочем, как правильно подметил Ангел, к нашим исстово "православным" тётушкам порой и даже термин религиозность не применим. Это что-то совершенно другое. Может тоска по партийному прошлому или ещё что. Я вот вижу в таком бытовом стремлении к церковной жизни желание приобрести "респектабельность" в глазах других таких же маргиналов или соседей по социальной клетке.
Ап. Павел пишет об этом: "Они думают, что благочестие служит для прибытка - удаляйся от таковых".