|
 |
Антиподы ли Православие и рок-культура?, иером. Сергий (Рыбко) |
 |
|
|
|
|
21.12.2005, 15:58
|
Заслуженный Ветеран
    
Группа: Servus Servorum Dei
Сообщений: 14494
Регистрация: 20.9.2005
Вставить ник
Цитата
Из: Русь - чудесная страна
Пользователь №: 1
Репутация: 462

|
АНТИПОДЫ ЛИ ПРАВОСЛАВИЕ И РОК-КУЛЬТУРА?
Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст. (Советская агитка 60-х годов)
Как православный человек должен относиться к музыке, в частности современной?
- Прежде всего, должно сказать, что Ветхий Завет называет человека, который изобрел музыкальные инструменты: имя брату Иовила - Иувал. Он сделал свирель и гусли (Быт. 4; 21). С тех пор люди начали выражать свои чувства с помощью звуков. Нигде не порицается это изобретение и, мало того, в ветхозаветном богослужении музыкальные инструменты использовались: псалтирь, гусли, органы (свирели), трубы, кимвалы, тимпаны. Тимпаны, кстати,- это барабаны, ударные установки. Очевидно, сама по себе музыка - не грех.
Вспомним также такой пример из Ветхого Завета: когда по попущению Божию царя Саула мучил злой дух, будущий царь и пророк Давид играл на гуслях, и ему становилось лучше - злой дух отступал от него (I Цар. 16; 15-16, 23). Конечно, здесь действовала не столько гармония звуков, сколько святость пророка, но интересно, что в данном случае благодать Божия действовала через музыку.
Что ныне называется классической музыкой? Эта музыка возникла в средние века. Не всегда это были сюиты, которые писались для придворных празднеств, по заказу Царей, князей и именитых людей. Была и народная музыка, которую исполняли менестрели, и она тоже дошла до нашего времени. Теперь классической музыкой называется то, что пережило века, что не уничтожилось временем. Лучшие произведения, которые действительно касались души, которые пробуждали в человеке прекрасные переживания. И как симфоническая музыка, так и произведения менестрелей, написанные для одного инструмента, чисто народная музыка. Они дошли до нашего времени и называются теперь классической музыкой. На них ориентируются, на них обращают внимание. И лучшее из того, что сейчас называют народной музыкой, когда-то, несомненно, станет классической. Времена идут, появились новые инструменты, в частности электронные: электрогитара, электроорган, и другие. Вот Вы как думаете, на гитаре играть - это грех или нет?
- Я думаю, что грех - увлекаться, грех, если игра на гитаре препятствует молитве. Вообще, чем-либо увлекаться в ущерб молитве или богоугождению - вот это грех. А в принципе перебирать струны, подбирать мелодии, я думаю, что это не грех.
- А на электрогитаре - грех играть или не грех?
- Наверное, тоже не грех. Какая разница?
- Вы очень точно подметили такой важный признак: то, что от молитвы не отвлекает, - это, в общем-то, не грех. Любой грех сразу же отражается на молитве человека. Любое наше увлечение, любое уклонение от Божиих путей проявляется в том, что молитва начинает рассеиваться мыслями, заботами, переживаниями об этих вещах, впечатлениями, которые мы получили. Если задета какая-либо страсть, греховные помыслы вошли в нашу душу - это сразу же начнет мешать молитве. Поэтому, если мы послушали страстную музыку, увидели страстное произведение искусства или страстный кинофильм, - это на молитве у нас всплывет. Если же мы можем, поиграв на гитаре, стать на молитву и молиться, и у нас ничего в голове не играет, думаю, что это не грех.
У старца Макария Оптинского была скрипочка, и он, уже даже будучи монахом, иногда на ней играл. Иногда у монахов в кельях мне приходилось видеть клавишные инструменты. Был такой старец Амвросий Балабановский, подвижник XX века, ученик оптинских старцев, он играл на фисгармонии. Клавишные инструменты, пианино используют все хоры, в том числе церковные. Как Вы думаете, на органе играть - грех?
- Думаю, что нет.
- А на электрооргане, синтезаторе, ударных инструментах?
- А чем электроорган отличается от органа? А ударные инструменты, как мы уже упоминали, использовались в ветхозаветные времена при богослужении.
- А что такое рок-музыка? Это электрогитара, электроорган и ударные вместе. Что же получается: на всем по отдельности играть не грех, а вместе - грех? Современные инструменты сами по себе не греховны. Греховным может быть то, что на них исполняется. Больше надо смотреть на тексты, на переживания, которые возбуждает музыка. Существует, например, секс-музыка, она вызывает страстные блудные переживания - несомненно, она греховна. Но есть современная музыка, которая вызывает прекрасные, высокие переживания. Например, есть такие группы, которые на современных инструментах исполняют классические произведения. Это очень интересно, красиво, по-новому звучит. Диапазон звучания электро-инструментов гораздо шире и глубже, чем у классических инструментов. Получается, что электронная музыка как бы расширила возможности музыкальной культуры, поэтому, опять-таки, всю современную музыку хаять и хулить нельзя. То, что дает человеку некоторое отдохновение, успокоение нервам - что же в этом плохого?
- Наверное, Вас часто спрашивают православные церковные родители, что им делать, если дети увлекаются рок-музыкой?
- Нужно уметь с большой мудростью подойти к этому вопросу, подобно тому, как апостол Павел начал проповедь в Афинах: По всему вижу я, что вы как, бы особенно набожны, ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано "Неведомому Богу". Этого Бога, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам (Деян. 17; 22-23). Так же поступил свт. Николай Японский. Когда он приехал на проповедь в Японию, он мог бы объявить всю религию японцев сатанизмом, поклонением дьяволу, предать их анафеме, ходить сжигать кумирницы. А мог постараться изучить душу японского народа, его культуру, религию, найти в них какие-то здравые зерна и, исходя из этого, проповедовать христианство. Он так и поступил: так изучил их культуру, что японцы считали, что он лучше их знает литературу и историю их страны, а потом уже стал с ними разговаривать. В результате, когда он умер, тридцать тысяч японцев были православными. Начни же он говорить: "Все вы, японцы, сатанисты", и что? - много таких было проповедников...
Сейчас та же ситуация в России. Нельзя все отрицать: все вы сатанисты, единоборства ваши - сатанизм, техника - сатанизм, искусство - сатанизм, наука - сатанизм, цивилизация - сатанизм, все - сатанизм. Это психология брежневских времен. Надо знать, кому что говорить. Если мы хотим рассказать людям о Боге, надо найти для каждого человека свой язык. Встретившись с Богом, открыв для себя богатство и глубину Православия, человек сам оставит свои заблуждения и увлечения. Так же нужно искать слова для современных молодых людей, и среди их культуры найти высокие и глубокие вещи.
Сын моего знакомого священника посещает рок-концерты. Его отец, являясь усердным, ревностным пастырем, не запрещает это делать. Увлечение рок-музыкой нисколько не мешает юноше регулярно посещать храм, поститься, причащаться и проводить благочестивую жизнь. Как бы ни запрещали рок-музыку, она все равно будет. Другое дело - куда эту культуру направить: на прославление Бога, на раскрытие лучших черт в человеке (а это вполне возможно) или, наоборот, на похуление, разрушение, низменные проявления. Это уже дело людей, дело разума человеческого.
Приведу здесь цитату из статьи одного священника: "Молодость ищет свой путь, ищет то, что мир ей предложить не может. Пути ее разные, порой, необычные до крайности. Из этих путей складывается особая молодежная культура, в которую входит и рок-музыка, и литература, и особая живопись, и прикладное искусство, понятные только молодым. Да, в этом есть и много пустого, даже глупого, но есть и глубокие, серьезные вещи, и нельзя отрицать все, что делает молодежь, и говорить, что рок - это плохо, авангард - это плохо. Разве в произведениях мировой музыки, живописи и литературы все хорошо и настоящие произведения искусства не есть ли редкие жемчужины?
Принято считать, будто бы христианство отрицает все в молодежной культуре. Но ведь Святые Отцы говорят, что высшая добродетель - это рассуждение, которое и дано, чтобы понять, что хорошо и что плохо. Блаженны те, чья молодость прошла в храме, для кого не нужен был долгий извилистый путь к вечной красоте, вечной Истине, вечной Любви, Которая и есть Бог. Они нашли Великий смысл, за них мы спокойны, с ними Бог. Наше слово к тем, кто ищет, кто плутает во тьме, изредка выходя на свет и радуясь этой встрече. Пусть в их жизни поскорее воссияет звезда, которая поведет их "дорогой в Дивный сад"" (иерей Андрей Приовражный, настоятель храма).
- Наверное, рок-музыка вызывает наибольшее количество нападок в православной среде. Причем многие люди старшего поколения не делают никакого различия между разными направлениями современной музыки, и нас вряд ли сейчас поймут те, кто считает молодежной рок-культурой творчество Филиппа Киркорова или ансамбля "Стрелки", или те, кто понимает под роком исключительно крайне тяжелую, грохочущую музыку с примитивным текстом. А между тем, для нескольких поколений русских людей рок-музыка стала символом свободной, независимой от советской идеологии и потому искренней культуры. Возникло даже понимание термина "рок-культура" - любое серьезное, ищущее, глубокое, некоммерческое искусство. Для кого-то таковым было творчество Высоцкого, Галича, диссидентов, а для кого-то - музыка "Битлз" и отечественных групп. Другие виды свободного от идеологии искусства, например, самиздат, были менее доступны, так же как какие-либо знания о Боге. Рок-музыка, как ничто другое, помогала понять ложь, лицемерие и абсурдность советского строя, поэтому она была веянием духовной свободы. Что касается русского рока - это вообще было главным его содержанием. Он родился как протест против советской бездуховности и пошлости советского искусства. Сейчас всю рок-музыку в принципе обвиняют во всех грехах, тогда как она очень разнообразна (например, Александр Башлачев с акустической гитарой без сопровождения).
- Да, причем, появившиеся в последнее время брошюры о рок-музыке повторяют, в основном, одни и те же обвинения, выдвинутые западными исследователями, которые, не надо об этом забывать, являются еретиками. А у еретиков извращенный взгляд на все. Как и везде, они и здесь ничем не брезгуют ради доказательства своих взглядов: прибегают к своим излюбленным приемам - подтасовкам и клевете.
Неприятие рок-музыки так называемыми "христианскими" западными исследователями на самом деле отражает только конфликт поколений, который на еретическом западе особенно остро себя проявляет. Причины этого конфликта в том, что молодежь, в силу присущей ей категоричности, не приемлет рационалистические идеи западного прагматического общества, в том числе, в духовной области, а в конечном итоге - не приемлет ересь, ее мораль и мировоззрение. Протест молодежи выражается в бунте против духовных идеалов старших поколений, которые по сути своей еретические. Это неприятие находит наибольшее выражение в рок-музыке, которую иногда называют музыкой бунта.
В свою очередь старшее поколение не понимает стремлений молодежи и не принимает форм молодежной культуры. Конечно, порой в своей экстравагантности эти формы доходят до крайностей, но, с другой стороны, нельзя огульно перечеркивать их все, называя рок-культуру разрушительной, пустой, бездуховной, сатанистской.
Когда читаешь брошюрки современных церковных авторов, создается впечатление, что все исполнители рок-композиций только и делают, что воспевают сатану, разврат и наркотики. На самом деле, если и встречаются хулиганствующие исполнители, то их не так много. А есть прекрасные, глубокие вещи, например, музыка групп "Pink Floyd", "Alan Parsons Projekt", "Yes", виртуозные клавишные шоу Рика Уэйкмана, электронная музыка Майкла Олдфилда. Возьмите альбом "Джаз" группы "Алиса" - исключительно светлая, можно сказать, нежная музыка. Рок-музыка очень разнообразна: от кантри и рок-джаза до хард-рока, Hevy metal и панк-рока. Существует психоделический рок. Я думаю, вполне можно сказать, что такие стили, как арт-рок и прогрессив-рок, построены по канонам классической музыки. Сейчас стали постоянными концерты известнейших высокопрофессиональных рок-групп - "Skorpions", "Yes", "Deep Purple" - вместе с симфоническими оркестрами. Эти концерты собирают многотысячную и весьма солидную публику. Эта интеграция сама по себе говорит о многом. Рок-музыка органично сочетается с классической музыкой, а также с чисто народной, например, индийской.
Рок-музыканты - вовсе не примитивные и ограниченные люди, как считают некоторые. Вот отрывок из интервью легендарного музыканта Рика Уэйкмана, бывшего клавишника группы "Yes", ныне выступающего со своей собственной группой, во время его концертов в Москве в 2001 году (концерт и интервью демонстрировались на телеканале ТВЦ):
"Корреспондент: Я знаю, что Вам очень нравится Прокофьев и Римский-Корсаков. Думали ли Вы когда - нибудь о том, чтобы сделать свои собственные аранжировки их произведений, подобно тому, как это сделали "Emerson, Lake and Palmer" с "Картинками с выставки" Мусоргского?
Рик Уэйкман: Есть одно конкретное произведение, с которым я хотел бы поработать и сделать свою версию. Это "Тройка". Эта музыка настолько здорово поддается фортепьянным обработкам! Но для меня в этом есть некая опасность. Я действительно очень люблю музыку Прокофьева и Римского-Корсакова, и мне ужасно не хотелось бы сделать с их музыкой что-то такое, из-за чего сочтут, что так поступать с их великими творениями было нельзя. И я, безусловно, отдаю себе отчет в том, что должен быть предельно осторожен. Но к следующему Рождеству непременно хочу сделать "Тройку", потому что это очень Рождественское произведение!
(Как правило, Рик Уэйкман одновременно использует на сцене клавишных инструмента.)
Корреспондент: Рик, Вы уже подумываете о том, чтобы снова приехать в Россию?
Рик Уэйкман: Безусловно. Я здесь уже пятый раз, и лишь впервые у меня есть возможность отыграть для публики живой концерт. Поверьте, это то, что я мечтал сделать уже очень давно. В колледже я изучал Прокофьева и Римского-Корсакова. Они стали моими героями. А независимо от того, чем ты занимаешься, всегда хочется посетить страну, откуда родом твои герои. Хочется вдохнуть их воздух и окунуться в ту атмосферу, которая их вдохновляла. Это не просто слова. Я люблю эту страну. Мне нравятся ее люди, и не только потому, что они дружелюбны. Здесь очень-очень музыкальные люди, которые любят музыку, любят рок, и получают от этого огромное удовольствие".
Очевидно, что это интеллигентный, высоко культурный и одновременно скромный человек, искренне любящий Россию; музыкант-виртуоз и композитор, которого я назвал бы живым классиком.
В целом рок-музыка - это глубокое, серьезное явление, которое неразрывно вошло в культуру, существует, между прочим, уже пятьдесят лет, и хотим мы того или не хотим, будет существовать. Некоторые ее направления действительно, может быть, не без греха, но многочисленная литература, вышедшая на эту тему, грешит необъективностью, предвзятостью и даже клеветой. Искусство-то вообще не безупречно, оно не должно претендовать на духовность, оно все-таки душевно.
|
|
|
|
 |
|
15.12.2010, 15:12
|
Ветеран
  
Группа: Демиурги
Сообщений: 1014
Регистрация: 23.1.2010
Вставить ник
Цитата
Из: Владивосток
Пользователь №: 2037
Репутация: 8

|
Рождение оккультного рока. Год 1969. Через три года после основания первой сатанинской церкви в Сан-Франциско и провозглашения "века поклонения дьяволу" оккультизм и культ сатаны стали дерзко появляться на рок-сцене перед общественностью.
Начало положила английская группа "Блэк-Саббат" (Черный Шабаш). Это название оправдало себя: их новые демонстративные сцены с жесткой рок-музыкой черной мессы, сатанинскими заклинаниями и культом ведьм являли собой прототип "Оккультрока" - особой части рок-музыки, в которой элементы оккультизма (магия, спиритизм, сатанизм и т. д.) проявляют себя в текстах песен.
Это соединение хард-рока с оккультизмом и сатанизмом должно было стать школой: "Блэк Саббат"( Оззи Осборн (вокал), Тони Аиомми (соло-гитара), Тэрри Батлер (бас-гитара) и Билл Уард (ударные) вначале занимались оккультными ритуальными сценами и восхваляли свои насильственные детские игры в рабочих кварталах Бирмингема до тех пор, пока не прославились как рок-беззаконники.
Высокая степень демонии преподносится с обложки пластинки "Саббат Блади Саббат", где изображена сцена отвратительного ритуала сатаны. Здесь же находим печально известное число 666 - число антихриста (Отк.13:18), которое у поклонников сатаны играет большую роль. Число 666, которое вместе с черепом и с перекрещенными костями изображается на майках многих поклонников группы, можно расценивать как открытое исповедание сатанизма.
Боб Ларсон, христианский эксперт рок-музыки в США, был крайне обеспокоен количеством альбомов "Блэк Саббат ", которые он нашел в среде христианской молодежи.
После восьмой пластинки "Блэк Саббат" под названием "Никогда не говори: "Умирать" ("Never Say Die", 1978) произошел раскол группы, когда певец Оззи Осборн оставил своих коллег, чтобы сделать соло-карьеру.
С появлением бывшего певца группы "Рейнбоу" ("Радуга") Ронни Джеймса Дио, который в то время был привязан к оккультизму, группа наконец нашла полноценную замену.
Сенсацией явилось выступление знаменитого Яна Гиллана, бывшего участника "Дип Перплс", который очень быстро перенял манеры Ронни Джеймса Дио, ушедшего из группы в марте 1983 года.
"Поклонники сатанинского рока" ("Teufelsanbeter des Rock"), как охотно называют себя "Блэк Саббат", все еще привлекают тысячи фанатов в залы, где с шумом и адской силой совершаются черные рок-мессы. Один из поклонников группы заметил: "Под звуки их музыки можно получить кайф даже без наркотиков".
Любимец Люцифера.
Оззи Осборн ("Любимец Люцифера", как назвал его один музыкальный журнал) весь предался тому, чтобы улучшить свою оккультную репутацию, что ему удалось и принесло золотой и платиновый "дождь" за несколько миллионов проданных пластинок.
И неудивительно, что Оззи в одной из своих песен обращается к небезызвестному оккультисту современности, одному из самых жестоких поклонников сатаны: Алейстеру Кроули" Mr. Crowley" - грампластинка с выгравированным изображением, проданная в самом большом количестве".
"Симпатия к дьяволу" Великий зверь — 666.
Известный маг Алейстер Кроули (1875-1947) считается самым значительным сатанистом двадцатого века. В 1896 году в Стокгольме ему якобы было видение, которое вселило в него уверенность в то, что он является антихристом. С тех пор он так и называл себя: "великий зверь 666" или "зверь из бездны" (Отк.11:7) и думал, что будет использован оккультными силами с проявлением сверхчеловеческого знания и способности как коммуникационный канал для связи с человечеством.Цель Кроули - присвоение человеком демонических сил и достижение через это господства над миром.
Наряду с практикой черной магии и сатанизма, интенсивного употребления наркотиков значительную роль в жизни Кроули играли половые извращения. Алейстер Кроули был преисполнен страсти к злу и разврату. Он был носителем "бацилл" зла; своими видениями и практикой черной магии он заразил бесчисленное множество людей и вовлек их в узы зла. Прожив жизнь, полную приключений, он умер в 1947 году на своей родине, в Англии, помраченным в разуме, наркоманом и одиноким."
"Лед Зеппелин".
Самыми знаменитыми последователями и продолжателями учения Кроули считаются Джимми Пейдж, руководитель всемирно известной, теперь уже распавшейся рок-группы "Лед Зеппелин" ("Свинцовый дирижабль"), и создатель фильмов Кеннет Анджер, который ввел в мир духов Алейстера Кроули рок-группу "Роллинг Стоунз".
Когда Джимми Пейдж после турне или грамзаписи хотел почерпнуть новые силы, он удалялся в свой дом "Boleskine" на берегу озера Несс.Этот дом привидений раньше принадлежал Алейстеру Кроули, который совершал там оккультный обряд посвящения в свой таинственный культ.
Пейдж был не только музыкантом, но и владельцем магазина оккультной литературы. К самым известным и пользующимся успехом песням "Лед Зеппелин" относится "Лестница на небо" ("Stairway to Heaven"), в которой описывается одноименный культ египетской мифологии. Текст этой песни содержит в себе зашифрованный сатанинский символ веры, если пластинку с песней "Лестница на небо" проигрывать в обратном направлении.
"Решающим фактором успеха каждого рок-оркестра является энергия: способность передавать ее, воспринимать от публики и возвращать вновь. В действительности рок-концерт - ничто иное, как ритуал, во время которого освобождается и передается психическая сила.
Концерты "Лед Зеппелин" основаны, в сущности, на усиленном звучании, повторности и ритме. У них много общего с трансмузыкой Марокко, которая по своему происхождению и назначению имеет магический характер. Музыка, живопись и литература происходят от заклинания и магии и используются ею с определенной целью Джимми Пейдж, ведущий гитарист «Лед Зеппелин» (У.Боймер "Нам нужна только твоя душа. Рок-сцена и оккультизм")
|
|
|
Prediger Антиподы ли Православие и рок-культура? 21.12.2005, 15:58 Aroc Когда у человека начинает шевелиться душа, а это п... 21.12.2005, 19:00 Ангел Изленгтон ЦитатаСуществует, например, секс-музыка, она вызыв... 21.12.2005, 19:03 The Bumpy ЦитатаИз собственных представлений могу добавить -... 21.12.2005, 19:08 Prediger ЦитатаКогда у человека начинает шевелиться душа, а... 21.12.2005, 21:56 Мёртвый Связист Ангел Изленгтон, очень позабавило твое суждение о ... 23.12.2005, 19:19 Prediger Вот в продолжение темы ещё три текста того же авто... 1.1.2006, 22:36 Prediger Православный миссионер, профессор богословия диако... 5.1.2006, 22:47 Иэм Вот почему мне не нравилась "Алиса"... н... 14.9.2006, 21:56 Prediger Рок-музыка в православии. За и против
Вот уже нес... 17.6.2007, 1:54 Loyalist Костя Кинчев и православие... Это, - как подсунуть... 18.6.2007, 1:54 Ангел Изленгтон ЦитатаАнгел Изленгтон, очень позабавило твое сужде... 19.6.2007, 14:15 Loyalist Алиса, действительно, качественно лабала. А ДДТ ещ... 19.6.2007, 17:55 Ангел Изленгтон Захотелось вернуться к теме опроса.
"Антипод... 19.6.2007, 18:58 Aroc ЦитатаРок-культура была бунтом против традиционных... 22.6.2007, 20:00 Loyalist А мне Кинчев никогда не нравился, в отличие от Шев... 24.6.2007, 2:49 Александр Сириченко ЦитатаРок-музыка, как ничто другое, помогала понят... 15.12.2010, 13:48 Александр Сириченко Демоническая музыка как путь к лже-православию
Ан... 15.12.2010, 15:22 дядюшка Ро Чья цитата-то?.. То-то-то... 15.12.2010, 15:41 Prediger Да какого-то безграмотного околоправославного шизо... 15.12.2010, 15:56 Александр Сириченко Цитата- Вы очень точно подметили такой важный приз... 19.12.2010, 14:41 Иэм это кому как. могут прокручивать и игру в пасьянс,... 19.12.2010, 14:46
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0
|
|