IPB
     
 

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Источниковедение, заметки
Prediger
сообщение 10.2.2009, 12:36
Сообщение #1


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Servus Servorum Dei
Сообщений: 14478
Регистрация: 20.9.2005
Вставить ник
Цитата
Из: Русь - чудесная страна
Пользователь №: 1



Репутация:   462  



Наше время полно подделок и популярных профанаций науки вообще и истории в частности. Обывателя легко убедить, что разобраться в истории также просто, как и кухарке управлять государством. Этот умственный большевизм теперь лезет во сферы профессиональной жизни, грозя обрушить важные отрасли нашей жизни, целиком зависящие от качества образования.

Дабы как-то прояснить вопрос работы историка с историческим материалом, и что "открытия" не делаются на уровне журнальной статьи, а что это всегда работа с источником, минимум это серьёзный и ответственный анализ таковых, попробую изложить некоторый взгляд на данную науку в своих заметках.

-----------------------------------------------------

Роль источниковедческой науки в историческом познании весьма велика. Она служит точности установления объективных фактов в исторических процессах. Результаты источниковедения также важны для истории, как эмпирические исследования для естествоведа.
Методология источниковедения сводится к герменевтике текстов и других источников. Здесь выступает особый принцип признания целостности «чужого сознания». Признание цельности, самобытности источника в связи с социо-культурным окружением позволяет правильно оценить его значение именно в контексте его эпохи, выявить внутренние связи его культурного слоя с другими источниками.

"Источник не только содержит описание отдельных фактов, он и сам продукт определенной эпохи, "остаток прошлого"" - [2]
Тут мы приходим к идее различения прямых и косвенных данных в источнике.
В этом плане значительную роль играет критика источника с целью выявления неточностей, искажений, фальсификаций. Косвенные данные, получаемые критикой источников, порой служат сами источником важной информации исторического анализа.
Как пример, можно взять источники по истории ересей. Зачастую о таковых мы знаем из сообщений их противников, которые, конечно же, излагали учение и практику еретических сообществ весьма тенденциозно. Поэтому при изучении таких источников сведения косвенные оказываются важнее прямого показания. В частности, мы можем извлечь сведения об идеологии среды писателя.

Работу источниковедения можно уподобить юридической процедуре установления обстоятельств дела. Но только источник в данном сравнении является не подсудимым, а свидетелем. В соответствии с этим устанавливаются компетентность и пристрастность.

Сложность объекта изучения в силу многообразности и иерархичности его отношений создаёт многогранность подходов к его изучению. Притом объектом изучения становится уже не статический объект, а его отношения. Отношение также становится объектом.
«Субъект не просто наблюдает реальность (позитивизм), не только создает особую реальность, но достигает некоего синтеза, вслушиваясь в Бытие, и в поле напряжения, между двумя полюсами — феномена и исследователя, возникает момент высокого понимания» - [1].
В этом плане основную сложность для гуманитарной науки представляет сам человек, который не может быть объективирован в своей экзистенции.
Отсюда возникает особый подход для методики источниковедения, продиктованный методологией – полнота оценки источника, как «вещи в себе» до того, как он становится «вещью для нас», хотя второе оказывается уже следующим этапом разработки источника.

В общем и целом о различии методологии и методики источниковедения можно сказать так. Если методика предлагает способы внешнего, объектного исследования источника, то методология рассматривает источник в его онтологии. На этом уровне рассмотрения, возможно и мистическое постижение источника. Например, чтение текстов Св. Писания способно для верующего человека установить связь с автором текста – апостолом.
Методология не направлена на прямое практическое применение, но является инструментом создания, настройки, исправления методов.
Также методологию можно представить как систему методов, воссоздающих источник, как явление своей эпохи, эйдоса. При этом применяется и обратное движение - от представления об источнике как явлении своей эпохи до выяснения существа источника как такового, т.е. здесь мы подходим к классической паре объект – субъект и всей сложности философской гносеологии.


Читайте также статью "Гуманитарное знание как строго научное"
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
 
Начать новую тему
> Ответов
Prediger
сообщение 26.2.2009, 0:35
Сообщение #2


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Servus Servorum Dei
Сообщений: 14478
Регистрация: 20.9.2005
Вставить ник
Цитата
Из: Русь - чудесная страна
Пользователь №: 1



Репутация:   462  



Периодическая печать советского периода.

Для отечественного источниковедения характерно выделение прессы как особого вида источника. Он ставится в один ряд с законодательными, делопроизводственными и личными источниками.
В русском источниковедении сложилось два подхода к изучению периодической печати. Первый подход сводится к целостному и всестороннему изучению отдельного органа печати в совокупности. Второй подход – обращение историка к периодическому изданию или их группе для поиска информации по отдельным историческим темам. При таком подходе необходимо правильно определять жанровую принадлежность текста источника. Поэтому в отечественном источниковедении принято деление газетно-журнальных текстов на жанры: очерки, фельетоны, обзоры, информационные материалы, передовые статьи, корреспонденции и т.д.
Следует заметить, что существует мнение, по которому периодическую печать нельзя рассматривать как самостоятельный источник. Суть возражений сводится к тому, что периодическое издание само по себе является лишь местом собрания разнородных источников.
Однако подобный взгляд нельзя признать верным, т.к. любое издание, будучи местом публикации действительно разнородных материалов, связанных с самыми разными сферами жизни общества, в свою очередь является формой общественных отношений. Оно отражает не только фактическую информацию в публикациях, но своей редакторской политикой выражает особенности состояния общества и власти данного периода. В целом, тут мы имеем типичный случай изучения источника, как носителя косвенной информации.
Основные типы изданий: газеты и журналы Коммунистической партии, советско-партийные периодические органы республиканского, областного, городского уровней, пресса общественных организаций и совместные общественно-ведомственные издания.
Особенностью советской печати является оперативность обнародования общественно значимой информации. Вся советская пресса являла собой централизованный механизм донесения до населения политической и общественной информации.
Эффективность воздействия на читателей достигалась массовостью, однородностью информационных потоков, отсутствием альтернативного мнения, т.е. в условиях информационного вакуума любое массовое сообщение прессы воспринималось не критично.
Советская пресса породила и свои специфические жанры. Например – письма читателей.
Перечислим основные виды советской печати.

Официальная печать.
  • 1) Партийная печать, возглавляемая КПСС. Пример - газета «Правда». Партийная печать имела широко разветвленную сеть центральных, республиканских и местных газет и журналов.
  • 2) Советская пресса. Ее центральным органом была газета «Известия» Советов депутатов трудящихся СССР.
  • 3) Печать общественных организаций: газеты и журналы профсоюзов, кооперации, комсомола и пр. Наиболее влиятельным в этой группе были профсоюзная газета «Труд» – орган ВЦСПС, «Комсомольская правда» – орган ЦК ВЛКСМ, газета железнодорожников «Гудок», журнал «Молодая гвардия», «Журнал крестьянской молодежи».
  • 4) Научные издания Академии наук СССР, республиканских и отраслевых академий, а также некоторых ВУЗов. Учет периодических изданий осуществляла Книжная палата, куда поступала вся печатная продукция страны.


Помимо тотальной зависимости от партийных и советских органов, у советской прессы была также и своя цензура – Главлит. Критика допускалась, но в отдельных случаях, в основном для показательных расправ над неугодными (кампании против троцкистов, лево-уклонистов, бухаринцев и прочих «врагов народа»). Замалчивались многие проблемы (национальная рознь, привилегии власть имущих, религиозная жизнь, деятельность КГБ, неуставные отношения в армии и пр.).

В годы гражданской войны важное место в советской печати занимала красноармейская и партизанская периодика (издавалось около 100 массовых красноармейских газет), были широко распространены печатные стенные газеты «РОСТА» [РОСТА – Российское телеграфное агентство (РОСТА), центральный информационный орган советского государства в 1918-25. После создания в 1925 Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС) — агентство РСФСР. В 1935 упразднено.], «АгитРОСТА», «ОкнаРОСТА» [(«Окна сатиры РОСТА») – плакаты, размножавшиеся с помощью трафарета; создавались художниками и поэтами (М. М. Черемных, Д. С. Моор, В. В. Маяковский) в системе РОСТА в 1919-21.

В период Великой Отечественной войны возникла подпольная и партизанская печать. В 50-х гг. стали выходить колхозные газеты. После ликвидации национального неравенства появился комплекс изданий на языках народов СССР. По мере развития экономики, науки и техники расширилось издание профессиональной периодики. К 1941 г. каждая отрасль хозяйства, науки и культуры имела свой специальный журнал. Успехи научно-технической революции вызвали бурный рост специальной периодики: появились исторические журналы, «История СССР», «Вопросы истории КПСС», «Новая и новейшая история», «Советские архивы», «Военно-исторический журнал» и множество исторических ежегодников. Есть даже справочник в 10-ти томах «Периодическая печать в СССР».

Неофициальная печать.


  • 1) Неподцензурная печать («Самиздат»). Содержала мало достоверной информации, но интересна для изучения мыслительных движений вне официального общества.
  • 2) Подцензурная церковная печать – «Журнал московской Патриархии», «Вестник Московской Патриархии».
  • 3) Периодическая печать русской эмиграции. Наиболее крупные ее очаги были в Европе: в Праге, Берлине, Софии, Париже и др. В довоенный период основными изданиями были: «Последние новости», «Возрождение», «Дни», «Руль», «Русская мысль» – в Европе, «Новое русское слово» – в Америке, «Рубеж» – в Китае.

Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 

> Сообщений в этой теме


Быстрый ответОтветить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 

RSS Текстовая версия Сейчас: 14.6.2024, 1:28
 
 
              IPB Skins Team, стиль Retro