IPB
     
 

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Мировая практика религиозного образования
Prediger
сообщение 6.11.2005, 0:53
Сообщение #1


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Servus Servorum Dei
Сообщений: 14494
Регистрация: 20.9.2005
Вставить ник
Цитата
Из: Русь - чудесная страна
Пользователь №: 1



Репутация:   462  



Мировая практика

С момента зарождения постоянно меняющего форму мира, проникновение духовных ценностей в повседневную жизнь людей, стало объектом постоянного обсуждения. В последнее столетие, в связи с появлением на политической карте мира светских государств, возникли новые темы обсуждения о возможности применения системы религиозного образования в этих государствах и влияние религии на светское государство. Основная тема дискуссий в том, можно ли преподавать религию в школах для подростков и юношей, или нет, и соответствует ли преподавание религии строю светского государства? Эти обсуждения в прошлом столетии либерализма, превратились чуть ли не в самый актуальный вопрос в странах Запада. В XX столетии в странах, переживших две мировые войны, уже попытались разрешить эту проблему. Основные реформы в этой области осуществились в Америке в 1910-1930 и 1962 годах, в Англии - 1944-1988, в Бельгии - 1968, Германии - 1949, Турции - 1924, 1933, 1949-1982. Если мы обратимся к опыту религиозного образования в европейских странах, которые принимаются демократами Востока, как образец, то узнаем отношение этих демократических систем к религиозному образованию.

Религиозное образование в школах Англии.
В Англии, считающейся одной из самой цивилизованных, развитых и демократических стран Запада, руководствуясь принятой в 1988 году реформой закона об образовании со стороны государства наряду с христианством в просветительских учреждениях ведётся преподавание и других религий, имеющих в стране своих последователей. Наряду с изучением христианства, используется феноменальный метод по изучению иудаизма, Ислама и буддизма. По этому методу, при изучении религии не исследуется вопрос о том, какая из них правильная, а какая - нет. Чтобы понять этот метод образования, направленный на удовлетворение потребностей общества, где исповедуются различные религии, мы должны изучить историю религиозного образования в Англии. Ниже будут исследованы предпосылки, обусловившие переход к новому пониманию

Религиозное образование в школах до 1944 года.
До 1870 года большинство школ Англии было прикреплено к церкви. Поэтому религиозное образование было неотъемлемой частью образования. В церковных школах религиозное образование строилось с единственной целью обучения религии. В этих школах используемые религиозные пособия охватывали энциклопедические знания, касающиеся христианской религии. В государственных же школах было категорически запрещено преподавание всех религиозных течений (denominational религиозное образование), и вопрос, преподавать или нет религию в школах, решался самой школой. Если администрация школы принимала решение преподавать религию в школе, то по закону 1870 года о свободе веры, она должна была соблюдать статью этого закона "Cowper-Temple". В этой статье говориться, что ни в одной государственной школе преподавание уроков религии не должно основываться на религиозных ответвлениях. По другой статье этого закона, семья имела право освободить своего ребёнка от религиозного образования. Таким образом, закон 1870 года выдвигал на первый план компромисс между церковью и государством.

Закон об образовании 1944 года и религиозное образование.
После Второй мировой войны многими западными просветителями подчёркивалась необходимость полного освобождения образования от религиозного влияния и приобретения школами светского характера. Но официальные круги Англии не одобрили эту точку зрения и не выделили место для светского образования. Наоборот, они связывали образование с христианскими ценностями. Сегодня в Англии существующая церковь построена государством. Королева, являющаяся главой церкви, хотя и символично, представляет политическое лицо страны первой степени.
В Англии существует два вида церковных школ:
Церковная школа, получающая государственную помощь (Voluntary-aided school ): в этих школах 2/3 образования ведется церковью, а 1/3 - осуществляется государством. Затраты этих школ финансируются совместно церковью и государством.
Церковные школы, контролирующиеся государством (Voluntary-controlled school): в этих школах образование ведётся на 1/3 церковью, на 2/3 - государством. Затраты на образование полностью осуществляются государством, хотя и разрешается выделение какою-то определённого религиозного течения, но считается важным придерживаться в религиозном образовании носящего свойства регионального образования положения.
В Законе об образовании 1944 года был подведён итог соглашению между церковью и государством в религиозном образовании. Церковь приняла вмешательство государства в церковные школы и образование. Взамен государство в подчиняющихся ему школах ввело обязательное религиозное образование. 25 статья Закона Об Образовании 1944 года так объясняет цель религиозного образования: ''Во всех школах, как религиозных, так и государственных, образование ежедневно начинается с богослужения. А также во всех школах, как церковных, так и государственных, учащиеся получают религиозное образование", (Dent 1968, 20).

Религиозное образование и реформа Закона о Религии 1988 года.
Реформа Закона о Религии 1988 года по своей сути стал продолжением Закона об Образовании 1944 года и имела целью согласовать с законом спорные вопросы, возникшие в области образования после 1944 года. По этому Закону об Образовании школьная программа была разделена на три части: 1) Специальные предметы (математика, английский язык, и др.); 2) Основные предметы (история, география, технология, музыка, искусство, физкультура и др.); Фундаментальные предметы (в эту группу Закон включил только лишь религиозное образование. Министерство Образования имеет право определять для всех остальных предметов, кроме религиозных уроков, программу, цели, форму экзаменов. Хотя религиозные уроки не упоминаются в группе основных предметов, они имеют одинаковый статус (Сох 1989, 23 / Нull 1989, 5). Это положение так обосновывается указом № 3/89 DES (Отдел Науки и Образования): "В силу своего специфического статуса религиозное образование в школах является одним из фундаментальных уроков. Программы, цели и формы экзаменов религиозного образования не определяются со стороны государства, но этот вид образования имеет одинаковый статус с другими уроками".
По реформе Закона об Образовании 1988 года в средних и начальных школах Англии должен преподаваться и Ислам. Впервые преподавание религии Ислам стало осуществляться в 1975 году мэрией Бирмингема, и с этого времени стало официальной частью национальной программы просвещения. Как известно, религиозное образование не должно решать вопрос, праведно или нет религиозное течение или некон-фессиональная религия, программа религиозного образования и учебники не должны создавать неверия у людей к той религии, к которой они принадлежат,
С этой точки зрения, в Англии в области преподавания Ислама имеются проблемы. В начале 1996 года мусульманские семьи 1500 учеников селения Батли Западного Йоркшира, где проживает больше всего мусульман, запретили своим детям посещать религиозные уроки. По словам одного из представителей мусульманской общины, причина непосещения учениками религиозных уроков была следующей: так как в школе много времени было отведено христианским урокам, и педагогами - не мусульманами обсуждались темы, которые формировали ошибочное представление об Исламской религии, что приводило к формированию, в умах учеников неверного отношения к религии Ислам и противостоянию. (The Muslim News, 26 January, 1996; The Independent, 25 - January 1996).

Общее образование религиозное образование в Германии.
На основании 7 статьи Конституции Федеральной Германии религиозные уроки в официальных школах являются обязательными. На основании этой статьи закона, регулирующей образование и преподавание, провинции составляют Устав, и несут ответственность за образование. Поэтому эта статья Федеральной Конституции контролирует статьи об образовании, в конституциях провинций. 7 статья Федеральной Конституции, о которой идёт речь, такова:
7 Статья:
а) Все образование и преподавание находится под контролем государства;
б) посещение или непосещение ребенком уроков религии регулируется мнением людей, занимающихся его воспитанием (родителями);
в) за исключением школ, где проведение уроков религии необязательно, во всех официальных школах проведение уроков религии обязательно. Уроки религии не должны противоречить государственному контролю, и строится на основе принципов, которые определяет церковь. Ни один педагог, не желающий преподавать религию, не должен к этому принуждаться.
По 7/1 Статье Федеральной Конституции Германии, контроль и ответственность за обучение и образование лежит на государстве. Но эта статья закона защищает также права отдельных людей и структур открывать специальные школы. Например, в этой стране имеются школы, подчиняющиеся церквям и их общинам. По решению, принятому в 1998 году, мусульманской общине Германии, разрешена пропаганда религиозного просвещения специальной организацией, называющейся "Организаций Национальных Встреч Европы".

Религиозное образование в Бельгии.
Бельгия, являющаяся членом ЕС, не ограничилась поправками в своей конституции относительно религии, она объявила о том, что будет соблюдать и подчиняться международным договоренностям, Декларации о Правах Человека, Европейскому Соглашению о Правах Человека, в вопросах соблюдения свободы совести и вероисповедания индивидуумов, выбор образования в соответствии со своими религиозными убеждениями, свободе богослужения и образа жизни в соответствии с верой,
По 18, 26 статьям Декларации о Правах Человека, 9 статье Европейского Соглашения о Правах Человека и в дополнениях к ним, а также по принятом в 1990 году Соглашению о Правах Детей, обеспечивается свобода религии, право на религиозное образование. В соответствии с этими соглашениями, проживающим в стране иностранцам и эмигрантам, дается свобода и право исповедовать своей религии, исполнения богослужений, использование в образовании своих религиозных верований,
По решению ЕС от 25 июля 1977 года религиозное образование работников-эмигрантов и их детей предусматривает обучение детей-переселенцев национальному языку, религии, культурным ценностям с целью облегчения адаптации детей при возвращении на родину.
Исследователи социологического отделения Louvain Католического Университета Бельгии расценивают открытие в 1968 году Исламского Культурного Центра, официальное признание религии Ислам в 1974 году, а с 1976 года - преподавание в школах уроки Исламской религии и др. подобные процессы как начало истории Ислама в Бельгии, пример внимания и уважения государства к Правам Человека.
В системе образования Бельгии школы делятся на 4 группы: 1. Муниципальные (комун) школы, 2. Государственные (?) школы, 3. Специальные школы. Религиозное образование в этих трех типах школ считается обязательным и преподаётся по религиям, официально признанным Бельгийским государством (католическое христианство, протестантизм, Ислам, иудаизм, мораль).
4. Церковные школы. Поскольку эти школы учреждены католической церковью, то и уроки религии проводятся па основе этой религии. В Бельгии не разрешается проводить уроки Ислама в церковных школах. В школах Бельгии, особенно в государственных, для школьников, не исповедующих никакую религию, или относящихся к неизвестной религии, проводятся уроки морали. Общество считает необходимым ознакомить этих школьников на уроках морали с общечеловеческими нравственными ценностями, объяснить обобщённо кодекс обществе иного поведения в повседневной жизни.
Все школьники страны, учащиеся в школах любого типа, обязательно должны избрать один из приведённых 5 типов религиозных уроков:
1. Католическое христианство. 2. Протестантизм. 3. Ислам. 4. Иудаизм. 5. Для атеистов - уроки морали.
Религиозное образование детей, достигших 2,5 лет в Бельгии, начинается в детских садах с молитвы, религиозные знания преподносятся в виде рисунков, книг-раскрасок, игрушек.
До конца 1980 года урокам христианской католической религии в 1 - 2 классах начальной школы отводилось 4 часа в неделю, в 3-4 классах - 3 часа, в 5-6 классах и лицеях - 2 часа. С конца 1980 годов и до сих пор в начальных и средних классах, а также в лицеях религиозным урокам отводится 2 часа в неделю, в некоторых идеологических школах - 3 часа в неделю.

Религиозное образование в государственных школах Америки:
Краткая история религиозного образования в Америке.
В начале 1900-х лишь в государственных школах штата Массачусетс разрешалось чтение Библии и богослужение. В период с 1910 по 1930 эти права закрепились в 17 штатах Америки. Суды вели борьбу против этого 1962 года было рассмотрено 22 дела. Из них 8 завершилось решением о запрещении религиозных уроках, 14 - о свободном ведение уроков религии. В 1960 году американское государство вновь вернулось к рассмотрению проблемы чтения Библии в государственных школах. В это время стало обязательным чтение Библии в государственных школах 5 штатов, в 25 штатах это разрешалось, а в 11 - запрещалось на основании противоречия Конституции. В 1962 году в результате поправок, внесённых в Конституцию, специальное религиозное образование во всех школах стало свободным при выполнении определённых условий.

Эльчин Аскеров
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
 
Начать новую тему
> Ответов
Prediger
сообщение 6.11.2005, 1:06
Сообщение #2


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Servus Servorum Dei
Сообщений: 14494
Регистрация: 20.9.2005
Вставить ник
Цитата
Из: Русь - чудесная страна
Пользователь №: 1



Репутация:   462  



Религиозное обучение в средних школах.
Политическое решение и пути реализации.


Как показывает опыт, преподавание в средних школах курса «Основы Ислама» не является большой проблемой.

Зачастую призывы к преподаванию основ религии в средних школах сталкиваются с двумя основными проблемами:

1) Проблема пока не нашла своего политического решения;
2) Как проводить уроки – кому преподавать, где взять литературу, как составить программу, где взять средства.

К сожалению, эти вопросы ставит та сторона, которая не заинтересована в конкретном решении проблемы. Конечно, есть и те, кто рассматривают проблему с профессиональной точки зрения. Во всяком случае, мы сейчас постараемся показать, что приведённые вопросы не создают неразрешимых проблем.

1. Политическое решение проблемы нашлось в выступлении Президента Азербайджанской Республики господина Гейдара Алиева на I Форуме Молодёжи (2 февраля 1996).

«Каждый азербайджанец должен правильно использовать богатство, которое подарила человечеству религия Ислама, и в особенности, в своём поведении в обществе, придерживаться требований Ислама...

Поэтому считаю, что преподавание религии Ислама в школах является одним из требований сегодняшнего дня, и Министерство Просвещения, а также соответствующие организации должны подумать об этом и принять соответствующие меры».

С другой стороны, ни один закон и указ не запрещает преподавание в школе основ Ислама, и в то же время можно сказать, что этот опыт применяется в странах всего мира.

2. Какие часы должны быть выделены для этого предмета?

По нашему мнению, ответ очень прост. На сегодняшний день нет необходимости глобализировать проблему до решения на парламентском уровне. Вполне достаточно преподавание этого предмета на уровне факультативных занятий, руководствуясь учебным планом Министерства Просвещения, учитывающем «занятия по интересам», и нет необходимости в нововведения и изменениях в законах. К тому же, каждая школа может самостоятельно осуществлять это. Для тех, кто проявляет нерешительность, проблема может быть решена соответствующим указом Министерства Просвещения.

Есть ли литература для преподавания этого предмета?

Да, есть. Для этого не нужно обращаться ни к каким средствам и книгам, изданным за границей с неизвестным способом преподнесения информации. Ещё в 1997 году при поддержке Национального Совета Молодёжных Организаций Республики Центром Религиозных Исследований Республики была издана книга «Мы изучаем Ислам» для учеников 5-6-го классов средней школы под руководством известного исламоведа Васима Мамедалиева с участием ведущих специалистов.

Названная книга в январе 1998 года обсуждена на Научно-Педагогическом Совете Министерства Просвещения Республики, рекомендовано как дополнительное учебное пособие для школьников, а в марте 1998 года обсуждена на Научно-Религиозном Совете Управления Кавказских Мусульман и признана целесообразность использования её в качестве учебника для школьников.

Вместе с тем, под руководством вышеназванной редакции, подготовлены к печати учебники для всех классов отдельно. Книги составлены с учётом реалий и специфики Азербайджана и отвечают требованиям сегодняшнего дня.

Где взять кадры для преподавания этих уроков?

По официальной статистике, в Азербайджане имеется 4495 средних школ, в которых получает образование 1,6 млн. учеников. Найти учителей для преподавания основ Ислама такой большой армии учеников действительно, нелёгкая задача. В республике высшие учебные заведениями, имеющие официальный статус и готовящих специалистов-теологов, являются Исламский Университет, Теологический факультет БГУ, Теологический факультет Университета Кавказ; все они, вместе взятые, в год выпускают менее, чем 200 специалистов. С другой стороны, большинство выпускников не собираются быть педагогами в школах. Тогда где же найти учителей?

Если немного поразмыслить, то можно решить любую проблему. Во всём мире, в том числе и в Азербайджане, есть прекрасная традиция подготовки кадров для преподавания новых предметов, или переквалификация педагогов – это курсы специализации. В республике есть и структуры, созданные с этой целью – Республиканский Институт усовершенствования учителей. И надо откровенно признать, что этот Институт вполне успешно справляется со своими обязанностями. Здесь и находится решение проблемы. Опыт показывает, что исходя из внутреннего интереса, каждая школа может в течение 10-14 дней направить педагога на соответствующие 2-х часовые курсы, чтобы педагог мог преподавать в средних классах хотя бы основы Ислама. Это наглядно доказывают результаты проведённых в июле-августе 1998 года Центром Религиозных Исследований Республики и Национальным Советом Молодёжных Организаций летних просветительских курсов для учителей этих школ. В течение 15 дней в лагерях отдохнули и прошли курсы усовершенствования по изучению методов преподавания по учебнику «Мы изучаем Ислам» 30 учителей из различных школ города Баку. Опрос, проведённый к концу курсов выявил подготовленность учителей к преподаванию основ Ислама в 5-6 классах. Таким образом, можно отметить, что среди учителей средних школ можно подготовить кадры, прошедшие специальные 10-дневные курсы, могут преподавать наряду со своим предметом уроки по изучению основ Ислама. Преподавание в школе хотя бы общих основ знаний о религии предусмотрено и без этого. Этим сразу решается несколько проблем:

1) В короткий срок решается вопрос с кадрами;

2) Эти кадры готовятся из числа учителей с высшим педагогическим образованием, имеющих опыт преподавания в светских школах (многие пришли в замешательство от мысли, что преподавание основ Ислама в средних школах повысит авторитет «мулл»);

3) Зарплата этих учителей выдаётся из фонда, выделенного на преподавание факультативных курсов (поэтому нет необходимости в дополнительном бюджете).

В ы в о д .
Конечно, невозможно рассмотреть решение всех проблем, связанных с вопросом преподавания религии, в одной статье. На наш взгляд, этой проблеме должна быть посвящена книга или большая конференция. Но, во всяком случае, в этой статье мы попытались создать у вас общее представление о проблеме и представить пути их решения. Мы приглашаем все заинтересованные стороны и структуры принять участие в обсуждении этого вопроса.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 

> Сообщений в этой теме


Быстрый ответОтветить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 

RSS Текстовая версия Сейчас: 15.6.2025, 11:56
 
 
              IPB Skins Team, стиль Retro