Очень малое количество русских и славянских имён попало в официальные церковные канонические календари, святцы и минеи четьи. Это произошло по двум причинам.
Первая причина и главная отговорка православной церкви – это то, что якобы было очень мало святомучеников со славянскими именами, пострадавших за веру или что-то сделавших для укрепления православной христианской религии. Неправда, их было довольно много, но в каноны они вошли в основном под своими христианскими именами. Например, некоторые древнерусские князья были канонизированы под
христианскими именами, хотя в истории были более известны под своими древнерусскими именами, например: кн. Владимир Святославич – при крещении Василий, его сыновья Борис и Глеб – Роман и Давид, кн. Всеволод
Мстиславич – Гавриил, кн. Мстислав Ростиславич – Георгий, кн. Мстислав Романович – Пётр. Но некоторым из них позднее по вышечайшему позволению были добавлены именины (поминовение) под их древнерусскими именами. Но всё же небольшой группе русских и славянских имён удалось увековечиться в церковных календарях. Их было бы больше, если бы не церковные реформы и пересмотры состава имён. Ниже приведён полный список древнерусских, славянских и приписываемых русским людям имён и прозвищ, оставшихся в церковных календарях в качестве официальных канонических имён после пересмотра всего канона в 1891
году (даты даны по новому стилю).
1) Богдан (Федот,
Феодот) – 14 янв., 4, 15 марта, 12, 31 мая и др.;
2) Боголеп (Феопрепий)
– 5 апреля, 6 августа, 4 сентября;
3) Боголюб (Феофил)
– 10, 11, 21 янв., 12, 19 февр., 19, 22 марта и др.;
4) Борис – 15 мая, 6 августа, 15 октября;
5) Боян – 10 апреля;
6) Вадим – 22 апреля;
7) Вера – 30 сентября, 14 октября;
8) Ветран – 3 мая;
9) Владимир
– 4 апреля, 28 июля, 17 октября;
10) Владислав
– 7 октября;
11) Воин (Иоанн Воин, Михаил Воин, Святой Воин Новгородский) – 12 августа, 5 декабря и др.
12) Всеволод – 24 февраля, 5 мая, 10 декабря;
13) Вячеслав – 7 и 17 марта, 11 октября;
14) Глеб – 15 мая, 3 июля, 6 августа, 18сентября;
15) Голиндуха* – 16 и 25 июля;
16) Горазд – 9 августа;
17) Драгутин – 12 ноября;
18) Злата (Хриса) – 26, 31 октября;
19) Игорь – 18 июня, 2 октября;
20) Кукша – 9 сентября, 11 октября;
21) Лев* – 12 янв., 2 февр., 3, 5 и 13 марта, 31 мая и др.;
22) Любовь – 30 сентября;
23) Людина – 9 сентября;
24) Людмила – 29 сентября;
25) Мал – 29 октября;
26) Мамика* – 8 апреля;
27) Миан – 17 сентября;
28) Милий* – 21 мая, 23 ноября;
29) Милица – 1 августа;
30) Милютин – 12 ноября;
31) Моика* (Моико) – 8 апреля;
32) Мстислав – 28 апреля, 27 июня;
33) Муко* – 12 августа;
34) Надежда – 30 сентября;
35) Олег – 3 октября;
36) Ольга – 24 июля;
37) Певка – 6 июня;
38) Пуд* – 17 января, 28 апреля;
39) Разумник – 7 марта, 25 декабря;
40) Ростислав – 27 марта, 19 июня;
41) Садок* – 5 марта, 1 ноября;
42) Светлана – 26 февраля, 2 апреля, 16 ноября;
43) Святослав – 16 февраля;
44) Сивел* (Совел) – 18 августа;
45) Сила – 17 января, 8 апреля, 12 августа;
46) Спас, Спасий – 14, 19, 29 августа;
47) Станислав – 11 апреля, 7 мая;
48) Судислав – 2-е воскресенье по Пятидесятнице;
49) Сухий – 28 апреля;
50) Ярополк – 4 или 5 декабря;
51) Ярослав – 3 июня.
Ещё в разное время вкалендари и/или святцы XVII-XIX вв. входили также следующие русские и славянские имена:
Басс*, Баян (Баиан; 1 июня ст.), Благослав,Бурр*, Верн, Володарь, Гаган*, Див* (Дий), Добрыня, Дука* (24 апр. ст.), Ждан, Калина, Кветан (5 марта ст.), Кий, Король (Корол*), Купава, Любим, Малина (ж. 28 апр. ст.), Манил, Мелоза (ж. 1 июня ст.), Мил (8 мая, суббота сырная ст.), Милован, Митун (Метун; 1 июня ст.), Нада* (ж. 5 марта ст.), Нов (30 янв., 17 июня ст.), Остромир, Примас (3 янв. ст.), Путила, Раз* (24 окт. ст.), Род (3 янв. ст.), Ромодан, Рюрик, Светлан, Стоян, Томила (Тамила), Урис (Урош; 9 июля ст.), Урошиц (Урош; 11 нояб. ст.), Якун и другие.
Звёздочкой помечены* имена, вероятно имеющие иное или двоякое происхождение, несмотря на схожесть в написании с русскими словами, именами и прозвищами.
Русскоязычное имя Лев приведено в этом списке только в противовес другим иноязычным христианским именам: Леон (стар.), Леонид, Леонт, Лион (катол.), Лео (катол.).
В итоге — это около 70 ч 90 русских и славянских имён!
Мои предшественники все в один голос утверждают, что некоторые приведённые выше русскоязычные имена появились в результате перевода греческих слов на русский язык, например: Феодот – Богдан, Феопрепий – Боголеп, Феофил – Боголюб, Агапе – Любовь, Пистис – Вера, Элпис – Надежда, Светлана – Фотина, Фотиния и некоторые другие старые имена, уже вышедшие из употребления. Но вот почему только эти имена удостоились такой чести, а другие богоугодные имена нет, никто сказать не может. Поэтому, вероятно, процесс перевода и
освоения этих имён был не таким простым, а протекал неоднородно путём замены одних древнеславянских имён другими, более соответствующими богослужению и богопочитанию. Например, сохранились и другие русские и славянские богоугодные имена: Богумил, Богумир, Богуслав, Богухвал, Богуш, Божен, Божеслав, Божетех, Божибор, Божидар, Верослав, Молибог, Мстибог и другие, не вошедшие в русский канон. Хотя, первые три имени наряду с женскими формами этих же имён и с Богданом, Богданой ещё остались в чешском каноническом календаре, а в болгарском календаре сохранились Богдан, Богдана, Богoлюб, Богoлюбa, Богомил, Богомила, Божан, Божана, Божидар, Божидара, Божил и даже Господин, Господинка.
Ещё не лишним будет добавить, что в канонических календарях западных и южных славян есть довольно много святомучеников и с другими славянскими именами, хотя в их странах успели посвирепствовать католики
и турки.
Вторая и фактически главная причина малого количества русских и славянских имён в русском церковном календарях – это то, что с самого начала наиболее рьяные церковные блюстители считали русские дохристианские имена языческими, погаными и всячески поносили всё, что было связано с прежними русскими обычаями, верованиями и культурой. Будучи с рождения глупыми и невежественными, не понимающие самой сути определения «язычество», презирающие все, что не могли понять, знающие русскую историю только по церковнописаниям, они – церковники, монахи и иже с ними – использовали все мыслимые и немыслимые способы возвеличивания своей религиозной идеологии и уничижения дохристианской культуры и религии. Окрестив всё прежнее безоговорочно языческим, поганым, требующим забвения и призрения, они перечеркнули и осквернили всю русско-славянскую дохристианскую историю. Такое отношение к своей истории за тысячу лет прочно въелось в народном сознании. И по сей день многие именитые российские академики, профессоры, доктора наук и их выученики повторяют как попугаи: язычники, язычество, языческая Русь. Далее им вторят многочисленные сороки-переносчики вестей, так называемые средства массовой информации – СМИ. Почему это происходит, да потому, что у всех них были свои учителя, говорившие и писавшие также, а у тех свои и так далее до учёных-семинаристов и академистов. Несколько столетий в России существовало только семинарское образование, где главным изучаемым предметом был «Закон Божий». Это привело к тому, что все остальные научные дисциплины преподавались, опираясь на богословие и прочие христианские учения. На этом выросла вся современная наука…
В российской истории был период (XIII-XV века), когда древнерусские и уже освоенные новорусские христианские имена использовались вместе, в равной степени и даже помогали людям с одинаковыми именами различаться при помощи разных именных форм первого или второго имени. Церковные календари, святцы и минеи четьи тогда составлялись и переписывались вручную, зачастую сильно различаясь своим составом. Тогда в них было много и древнерусских имён со своими разными именными формами. Переломным стал XVII век, принесший церковную реформу и расколовший русское православие на два нетерпимых друг к другу лагеря. С этого времени древнерусские имена оказались на положении прозвищ. Пётр Первый, нисколько не разбиравшийся во всём этом русском величии и многообразии, посчитав всё древнерусское безобразием и
пережитком ненавистного ему прошлого, своим указом официально запретил всем зваться и подписываться вторыми именами и прозвищами.
Из всего выше изложенного можно заключить, что никто, никакой иноземный враг не смог так навредить нашей русской истории и культуре, как мы сами, перечёркивая прошлое за кажущейся ненадобностью, в
чью-то угоду, ради чьей-то личной кратковременной выгоды.
Источник