Интервью с Кураевым на тему Инквизиции:
- Вы не отказываетесь, если Вас называют инквизитором и ретроградом. Почему? -Просто работу инквизитора я считаю весьма достойным видом трудовой деятельности. при одном условии: чтобы за спиной у инквизитора не маячило государство. Латинское слово "Инквизиция" означает "исследование". Задача инквизитора- проверить, соответствует ли то, что рассказывается о христианской вере и от ее имени действительному христианству. Когда рядом нет государственного суда, готового при обнаружении этой разницы арестовать и казнить еретика, то в деятельности инквизитора нет ничего опасного или недостойного. Это всего лишь призыв к ясности, честности и отчетливости. Одно дело, когда человек говорит не от имени Церкви и выссказывает свои суждения о Ней, в том числе критически. Его суждения могут не соответствовать исторической действительности. Но он же говорит от себя- значит, имеет право. Если ты не христианин- это твое дело. Но не надо свой собственный "творческий продукт" выдавать за "учение Христа". "Инквизитор"- тот, кто мешает обманывать людей; он мешает принять за церковный голос или церковную веру то, что на самом деле не является ни тем, ни другим. Своего рода "защита прав потребителя". А вот если человек хочет говорить не только о Церкви, но и от имени Церкви, возникает вопрос, узнает ли Церковь себя в его словах и узнает ли через его слова читатель- веру Церкви. Вот тут-то и уместна церковная цензура или инквизиция. В грамоте, данной царем Федором Алексеевичем на утверждением в Москве Славяно- греко-латинской академии, было сказано: "А от Церкви возбраняемых наук, наипаче же магии естественной и иных, таким не учити и учителей тековых не имейте. Аще же таковые учители где обрящутся, и оны со учениками, яко чародеи, без всякого милосердия да сожгутся". Не сочувствуя идее сожжения чародеев, все же не могу не заметить, что функции инквизиции были возложены на первый российский вуз (Славяно-греко-латинскую академию), из которого потом выросли, с одной стороны, Московская духовная академия, с другой- Московский императорский университет. Не самые темные, а самые просвещенные христиане были инквизиторами. И в этом смысле инквизиция стояла у истоков российской науки. Инквизитор просто взывает к дисциплинированности мысли. Как "инквизитор" я говорю: если ты не импрессионист и не пишешь эссе в жанре: "Мои впечатления от Православия" (тут-то каждый волен впечатляться как хочет), то просто поработай с источниками. Кстати, напомню, как булла папы Бенедикта 14 (сер. 18 века) регламентировала работу инквизиторов: они не должны думать, что книга дается им на рассмотрение с целью осудить ее, они должны спокойно и беспристрастно взвешивать достоинства книги; они не должны судить о книге с точки зрения определенной нации, школы или ордена, а должны иметь в виду догматы Церкви; они обязаны книгу читать всю сполна, различные места книги сравнивать между собой, неясное уразумевать из более ясного, не должны выхватывать места в книге без связи с целым, смотреть на цель, с которой говорит автор. Если заслуживающая запрещения книга принадлежит католическому писателю высокой жизни, сделавшему себе имя в литературе, хотя бы и этой книгой, то нужно запретить книгу не безусловно, а с правом издать книгу по исправлении. О предполагаемом запрещении автор должен быть извещен заранее, ему должна быть дана возможность объясниться, и его объяснения цензоры и судьи дожны принять во внимание.
Взято из книги: "Почему православные такие?..
|