Тут стоит говорить о различных аспектах христианства. Если речь идёт о распространении текстов Библии, каких-то начальных и общих понятий, то протестанты и особенно неопротестанты сделали тут многое.
Но на ниве серьёзного богословия, религиозной философии всё больше потрудились католические авторы.
Если говорить о влиянии на формирование капитализма, вообще индустриальной эпохи, то протестантские доктрины тут были впереди. Вообще, как считает философ Макс Вебер, именно религиозная этика ранних протестантов позволила создать капиталистическую мораль.
Немного об этом:
Цитата
История протестантизма открывает нам подлинные мотивы Реформации. То, что самим деятелям её субъективно представлялось великой борьбой за евангельскую чистоту новозаветного учения и первозданную его святость, в действительности было лишь созданием облегченного христианства, приспособленного к потребностям нарождающегося нового экономического порядка. Это убедительно показано Максом Вебером (1864 – 1920) в классическом исследовании «Протестантская этика и дух капитализма». Немецкий ученый показывает корреляцию между победой протестантизма в ряде земель Германии и стремительным ростом экономической активности. Учение о спасении верующих в зависимости от их мирского делового успеха наиболее жестко сформулировано в кальвинизме. Но и в других протестантских деноминациях эта связь достаточно прозрачна.
Макс Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма» писал, что специфика трудовой этики протестантизма, утвердившегося в XVI-XVIII вв. во многих странах Западной Европы и североамериканских колониях, способствовала разрушению феодальных основ общества, ликвидации сословного деления общества, развитию буржуазной морали и капиталистических отношений.
В менталитете американских первопоселенцев-пуритан было заложено религиозное уважение к труду («молись и работай»). Трудовая этика протестантов благоприятно отразилось на развитии североамериканских колоний, куда переселялись предприимчивые и трудолюбивые люди, что привело к подъему экономики.