IPB
     
 

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Римская разведывательная система
Prediger
сообщение 23.9.2005, 6:32
Сообщение #1


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Servus Servorum Dei
Сообщений: 14495
Регистрация: 20.9.2005
Вставить ник
Цитата
Из: Русь - чудесная страна
Пользователь №: 1



Репутация:   462  



Римская разведывательная система: терминология источников
Автор – Данилов Е.С.
Научный руководитель – канд. ист. наук, доц. О.В. Трофимова
Ярославль
Ярославский Государственный Университет им. П.Г. Демидова

Во все времена тайные службы оказывали большое влияние на ход истории. Но известно совсем немного случаев, когда их работа заслуживала официальное признание. Военачальники и государственные деятели, как правило, не упоминают в своих мемуарах о помощи, оказанной им тайными агентами. Вероятно поэтому, разведка и секретная дипломатия всегда занимали и, наверное, будут занимать внимание исследователей.

В римской армии были свои разведчики и шпионы. Они выполняли различные обязанности и в соответствии с ними именовались – эксплораторами и спекуляторами. Деятельность таких лазутчиков являлась большим подспорьем в период постоянных экспансий. Внутри самого войска находились своего рода тайные агенты, они назывались frumentarii – дословно «поставщики хлеба». Наиболее полно деятельность фрументариев рассматривается в «Жизнеописании Августов» ("Scriptores Historiae Augustae").

Римская военная теория выработала важнейшие принципы организации разведывательной службы. Свое дальнейшее развитие эти принципы получили в византийской письменной традиции. В «Стратегиконе» Маврикия, сочинениях Прокопия Кесарийского и военных трактатах X – XI вв. обращает на себя внимание многообразие терминов, обозначающих разведчиков.

Наша задача состоит в том, чтобы на основе источников выявить значение тех терминов, которыми позднеантичные и раннесредневековые авторы обозначали тайных агентов римской и византийской армий.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
 
Начать новую тему
> Ответов
Ulpia Trajana
сообщение 29.7.2007, 21:27
Сообщение #2


Завсегдатай
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 439
Регистрация: 23.7.2007
Вставить ник
Цитата
Из: 4-х стен
Пользователь №: 749



Репутация:   52  



могу предоставить свой доклад почти по этой теме.
Саратовский государственный университет.
кафедра историии древнего мира
науч.руководитель проф. Парфенов В.Н.
разведка в римской армии и ее роль в дакийских войнах Траяна.
2007г.

Разведывательные задания в римской армии были различных видов, и для каждых из них были особо назначенные люди.
Ян ле Боэк выделяет speculatores, proculcatores, mensores и exploratores.
Speculators – это военные единицы, которые изначально выполняли поручения по шпионажу, т.е. были лазутчиками. По крайней мере, еще в 1 в. до н.э., в армии Цезаря это было именно так .
Некоторые исследователи полагают, что уже Августом из speculatores был учрежден особый отряд, назначенный служить при императорской особе. Вебстер пишет что позже speculators служили в качестве вестовых в штабе провинциального наместника. Ле Боэк полагает, что изначальная функция speculatores была именно охрана и сопровождение командиров, а впоследствии они выполняли разведывательные, а затем курьерские и судебные обязанности. Кроме того, speculators зачастую служили исполнителями казней.
Некоторые исследователи считают, что в мирное время speculators служили охраной императора, а вестовыми и ординарцами были в военное время.
Speculators отбирались из легиона , и в качестве разведчиков это были пешие единицы. Если же при выполнении разведывательных заданий они попадались, то подвергались смертной казни, или изуродованию.
Ле Боэк пишет, что дозорные обязанности после того, как они были сняты со speculators, выполняли при обычных обстоятельствах proculcatores, но к сожалению, он не дает ссылок, которые позволили бы более точно определить термин proculcatores.
В чрезвычайных обстоятельствах дозорые функции Ле Боэк приписывает mensores. Однако, это расходится с некоторыми источниками. В частности, Вегеций mensores называет тех, кто в лагере размечает места для палаток, или же, что в какой то степени можно назвать своего рода разведкой, доставляет в городах квартиры для постоя. Он же разделяет mensores и mentatores, которые «идя впереди, выбирают место для лагеря».
В историографии также встречается мнение, что mensores и mentatores идентичны. Этими терминами определяют в древние времена трибунов и центурионов , которые при помощи врача отмечали место для лагеря; позже это исполняли техники, носившие то же имя. Относительно более позднего времени (от Диоклетиана) их определяют как императорских квартирмейстеров.
Интересно, что в 1 в. до н.э., в частности в армии Цезаря, разведкой места для лагеря занимались exploratores .
Очевидно, что mensores, также относились к легионным единицам.
Наиболее многочисленной частью, выполняющей разведывательную работу в римской армии являлись exploratores.
Спейдел полагает, что они, возможно, даже были организованы в турмы, впрочем, это предположение Саузерн ставит под вопрос. Однако несомненн, что exploratores были именно конными подразделениями. Группы exploratores формировались отбором из основных частей, чаще всего вспомогательных. Саузерн ссылается на военные отчеты, где упоминается 15 чел., выделенных из ХХ Пальмирской когорты, а также множество из 1 Испанской когорты (это относится к 3 столетию н.э.). При этом люди в составе групп exploratores сохраняли свои прежние военные чины.
Судя же по надписи из Филипп, как считает Спейдел, exploratores набирались из ауксилий.
Вплоть до 2-го столетия exploratores не составляли постоянных военных частей.
В надписях exploratores связаны с numeri. Правда есть два основных вида надписей: exploratores et numerus, и numerus exploratorum. Всвязи с этим в историографии есуществует два направления, определяющих их взаимоотношения. Каллис, Манн, Роувел считают exploratores и numerus двумя различными формированиями, а Штайн, Нессельхауф, Вац, Вигельс включают и numerus и exploratores в одну категорию.
Саузерн считает, что наиболее вероятно, что exploratores были формируемы отдельно, а потом включались в numeri.
Что касается количества exploratores, Штайн оценивает их в 20-30 человек. Саузерн пишет, что возможно, они могли занимать целый форт, как exploratores Halicanenses в Фельдберге (правда это относится к 3 веку). Форт имел принципию, т.е. exploratores были тактически независимой единицей .
Спейдел же, ссылаясь на Гигина, насчитывает 200 чел exploratores.
Что касается этнического состава exploratores, то его трудно установить, поскольку существует очень мало надписей отдельных солдат. Скорее всего, они формировались из местных уроженцев.
Основная и изначальная функция exploratores связана с тактическими задачами армии. Чаще всего они проводили рекогносцировку местности. Во время переходов войско подвергается большей опасности, нежели во время боя, как пишет Вегеций , поэтому «когда вождь собирается двинуться со всем своим войском в поход, пусть он пошлет людей наиболее хитрых и осмотрительных на отборных конях, чтобы они осмотрели те местности, по которым предстоит идти.. .чтобы враги не устроили какой-нибудь засады». Таким образом, exploratores были отборными, проверенными людьми, и подразделение находилось в авангарде войска, а в лагере они располагались вблизи ворот.
Вообще, как полагает Спейдел, в каждой оперативной единице римской армии были отдельные люди, исполняющие разведывательные задания, однако в полевой армии exploratores составляли отдельный специальный корпус, со своим собственным командиром.
Кроме того, в их задачу, скорее всего, входила добыча информации для разработки плана местности, по которой предстояло двигаться армии, и доставка местных проводников и надзор за ними.
С большой долей вероятности можно утверждать, что в функции exploratores входил также захват пленных и «языков», судя по надписи о карьере Тиберия Клавдия Максимуса.
В тактические задачи армии также входило привлечение перебежчиков и дезертиров с вражеской стороны , что, по всей видимости, также было задачей разведки.
В невоенное время exploratores занимались сбором информации за пределами границ.
Вообще, говоря, о получении информации, в римской армии она добывалась любой ценой. Ле Боэк пишет, что ля этого могли даже снарядить человека к варварам, упоминая о солдате, посланном к гарамантам. К сожалению, он не дает ссылок, чтобы можно было более подробно рассмотреть все обстоятельства этого прецедента.
И, наконец, в армии были спецслужбы, в той или иной степени и связанные с разведкой.
Это interpretes, переводчики, а также quaestionarii, которые занимались обработкой пленных.
Стоит также добавить, что армия активно использовала информацию, поступающую от разведки союзников, как, например Цезарь.
Что касается роли римской разведки в Дакийских кампаниях Траяна, то приходится констатировать, что прямых свидетельств источников до нас дошло очень мало. Поэтому о роли разведки можно судить лишь по косвенным фактам.
Нет оснований предполагать, что в Дакийских кампаниях римская армия изменила своей тактике, т.е. разведка работала по тем же принципам, что и всегда. Разведывательное подразделение изображено на колонне Траяна, форсирующим Дунай в первой кампании. Известно, что когда Траян занимал оставленные даками укрепления, вперед сначала высылался отряд разведки.
К заслугам разведки можно, наверное, в первую очередь отнести успешное продвижение армии по территории Дакии, очень сложной топографически. И хотя источники не доносят до нас какой-либо информации о некрупных военных стычках, например засадах, со стороны Децебала было бы глупо не воспользоваться затруднениями римлян при горных переходах.
Возможно, к заслугам разведки, и связанных с ней спецслужб можно отнести пленение сестры Децебала, которое наряду с другими причинами принудило Децебала к капитуляции в первой войне, как нам доносит Дион Кассий. У него же есть любопытный пассаж о сокровищах Сармизегетузы, спрятанных под руслом реки Саргетии. И некто Бицилис, товарищ Децебала, будучи плененным (возможно это работа exploratores), сообщил о сокровищнице римлянам (не без помощи квесционариев, разумеется).
Также в римской армии действовала, контрразведка. Об этом можно судить по сообщению опять-таки Диона Кассия. Децебал после первой войны заслал к Траяну дезертиров, чтобы попытаться его убрать, однако план провалился, так как один из них был по подозрению арестован и под пытками разговорился.
И, наконец, нельзя не сказать о знаменитой надписи из Филипп, о карьере Тиберия Клавдия Максимуса, где упоминается о так называемом пленении Децебала, напрямую связанном с разведкой.
Максимус был explorator in bello Dacico и quod cepisset Decebalum et caput eius pertulisset ei Ranisstoro.
То есть Максимус был в том подразделении exploratores, которые были высланы взять Децебала. Но, как известно, живым Максимусу его захватить не удалось, и он принес императору голову дакийского царя.
Кроме того, стоит добавить, что, по мнению некоторых исследователей (Сальмон), 1-я война, вообще имела разведывательный характер, и закончив ее, Траян имел в планах полностью аннексировать Дакию.
Таким образом, говоря о роли разведки в дакийских кампаниях в большинстве случаев можно лишь с большей или меньшей долей вероятности предполагать, но то, что разведывательная работа в Дакии играла не последнюю роль, это несомненно.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 

> Сообщений в этой теме


Быстрый ответОтветить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 

RSS Текстовая версия Сейчас: 11.7.2025, 4:11
 
 
              IPB Skins Team, стиль Retro  
 
Загрузка...