IPB
     
 

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Из журнала "Воздух"
Иэм
сообщение 11.11.2006, 1:23
Сообщение #1


jana
***

Группа: Демиурги
Сообщений: 1757
Регистрация: 3.7.2006
Вставить ник
Цитата
Из: страна этого мертвеца действительно широка
Пользователь №: 313



Репутация:   177  



А.Месропян

* * *


если что-то останется я тебе непременно отдам
все что останется медленно разожму кулак
все что берег для себя медленно чтоб не спугнуть
выпорхнет не поймаешь я проверял
все что осталось вот на скажу жри подавись
я уже не хочу

* * *


остается дым
по стене плывет виноград
все идет как надо погода в меру капризна
всеми крыльями птицы бьются в последний сад
на кончиках пальцев стынет сердечный приступ

я и не знал бы что называется дождь
если б не те вдоль канала в тяжелых робах
они говорили мне будет куда ни пойдешь
все одинаково ты мол мужик и не пробуй

я и не пробую
я и не пробовал если честно
с тех пор как выучил от перемены места
остается пыль только эхо лампочка в 40 ватт
хлопнешь дверью качнется смутив газеты на окнах
на каком языке неважно я виноват
главное цвет и это чем дальше охра

никого не красит
скорее время чем цвет
выходя из грязи
вернее сходишь на нет

что я помню кроме
как все валилось из рук
то что голос крови
скорее почерк чем звук

сбивчивый неуверенный с хрипотцой
порывистый до умеренного с трещинкою по краю
с лам-ца (это истерика) дри-ца-цой
справа налево но я другого не знаю
и уже не успею

уже через пару лет
да что там через неделю уже не вижу
это я или клинопись или оставил след
виноград по стене взбирающийся на крышу

* * *

мы всё говорим о чем-то
то о чём говорим то не о чем то совсем ни о чем
то времени не хватает вечно
то зима
то о черной корове уходящей по красноармейской навстречу солнцу
вернется
а молоком нас уже напоили степные маки
и хлеб конопляный горел чтоб не дать умереть
чтоб не был железом огнем одиночеством

кто б ни был железом огнем одиночеством их до фига
как сорок тысяч братьев
не плачь казак не плачь казак не плачет казак
свернет самокрутку духмяной травы и танцуя джигу
на крыле ероплана говорит свою гордую песнь

любо братцев любить сорок тысяч но я ж им не сторож
распрягу свою конь молодецкую лягу пIд вишней
как под яблоней ой-да май лав помоляся аллаху
расхерачу нью-йорк чтобы знали кто в доме хозяин

в поле стелется путин прохладною тихою сапой
кычет жалким саддамом над доном бездомный бин ладен
ой-да ой-да-да ой-да май дарлинг скажи чё те надо
что ж ты вьешься как псих ненормальный
над больною моей головой

обалденные желтые мальвы
как собачий полуденный вой
поначалу пугают немного
а потом привыкаешь
но что ж
ты все ходишь один на дорогу
что ж ты господу спать не даешь

что ж ты все говоришь ни о чем-то
а хотя ну о чем говорить

о том что времени не хватает вечно ни на что
зима опять будет медленною и теплой что дым
поднимается вверх и значит я
никогда не уеду из этой деревни
только держи меня крепче не давай мне
клясться на конституции
биться о стены
жрать эту землю
жить долго



БОНДАР

РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ

даже не знаю почему люди так любят
желать другим зла вот взять например меня
я до сих пор не могу себе самому объяснить
почему я болел за уэльс а не за россию в отборочных матчах
чемпионата европы
что мне этот уэльс? неужто они когда показывали
интересный футбол? другое дело россия
они хоть и не показывали интересный футбол
но для меня в жизни россия много значит
даже больше чем я себе могу представить
уж что-что а россия вызывает у меня массу разных ассоциаций
которые перечислять тут не имеет смысла
а уэльс ассоциируется только с чарльзом принцем уэльским кардиффом
и регби

я мог бы спокойно прожить без уэльса
а без россии я своей жизни просто не представляю
даже не знаю как я смог бы прожить без россии
хорошо что она есть на свете эта россия – временами думаю я
россию всегда помнишь
с этой россией никогда не знаешь
это тебе не германия с которой всегда знаешь
а это тебе россия с которой никогда не знаешь
ведь если начнешь знать то это уже не россия

когда-то давно-давно еще в детстве
я любил играть с братом в города
ограничиваясь некой отдельной страной
когда называешь какой-нибудь сыктывкар а он говорит
например лрязань╗ и дальше не знаешь что сказать
просто не знаешь что сказать

а с другой стороны там есть редкостные города на лы╗ и лй╗
йошкар-ола ыныкчанский ытык-кюель
их не так много но они есть и в случае каких-нибудь чебоксар
или набережных челнов можно дважды отбиться
но только дважды потому что у россии тоже есть свои границы
хоть иногда и кажется что она безгранична

часто эти игры заканчивались слезами
когда павло (так зовут моего брата)
прибегал к недозволенным приемам
и дважды на мой лвыборг╗ или лтаганрог╗
он отвечал: лгусь хрустальный╗ или лгусь железный╗
и тогда я или плакал или просил разрешения (я же младший)
воспользоваться йоханесбургом но
сами знаете чем заканчивается этот йоханесбург
после йоханесбурга снова был какой-нибудь
лгусь хрустальный╗ или лгусь железный╗
полный провал позор и слезы

я не любил проигрывать старшему брату
хоть и очень любил его (и сейчас очень люблю)
может потому не любил что вообще не люблю проигрывать

сейчас мой брат живет с семьей в россии
иногда я ему очень завидую
потому что ему всегда этой россии вдосталь
а мне ее никогда не вдосталь
хотя с другой стороны еще неизвестно
как лучше

ФАНТАЗИЯ

инопланетяне – это души умерших африканских детей
которые преследуют европейцев
изгоняют из них остатки рациональности
и здравого рассудка
мстят за мировой порядок
сотворенный по их образу и подобию
подкладывают бомбы в подъезды
пугают по ночам летающими тарелками
и полтергейстами
пускают под откос трансевропейские экспрессы
и обрезают тросы альпинистам

одним словом развлекаются как дети

и их немотивированная детская жестокость
их потусторонняя мстительность
пахнет саванной и звуками барабанов
пахнет потом африканской мамы
которая может быть нарожала себе новых детей
а про умерших даже не вспоминает

а что им маленьким негодникам остается
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
 
Начать новую тему
> Ответов
Иэм
сообщение 16.12.2006, 17:43
Сообщение #2


jana
***

Группа: Демиурги
Сообщений: 1757
Регистрация: 3.7.2006
Вставить ник
Цитата
Из: страна этого мертвеца действительно широка
Пользователь №: 313



Репутация:   177  



КТО ИСПОРТИЛ ВОЗДУХ

Александр Кушнер - хороший поэт, но квартрный вопрос его немного испортил. прежде, в советские времена, когда рамки дозволенного были с игольное ушко и протиснуться сквозь него удавалось из настоящих пожтов буквально считанным единицам (не говорим, естественно, о своре "авторов" советской прикладной поэзии, гнавших одинаковый рифмородукт, изначально, по ГОСТу, заточенный под прохождение в именно это партийное ушко), - Александр Семенович чувствовал себя хорошо: конкуренция за внимание мало-мальски вменяемого читателя была пренебрежимо мала.


Когда не столь удачливые (или не столь склонные к конформизму) собратья Кушнера после 1987 года тоже получили возможность выхода к читателю — Александр Семёнович начал беспокоиться. Ещё в 1991 году он счёл необходимым опубликовать в "Литературной газете" специальную статью о том, что Айги — это не поэзия. Война Кушнера с верлибром вообще и Геннадием Айги в частности вызывала чувство неловкости, но каким-то образом ещё могла укладываться в рамки профессиональной этики. Однако в дальнейшем Александр Семёнович взял на вооружение другие методы полемики.

Первой жертвой Кушнера пал в своё время Владимир Гандельсман. В первом выпуске "Ариона" за 2002 год соседствуют две заметки Кушнера по, что называется, общим вопросам. Одна называется "Новая рифма" и посвящена внутрисловному переносу — который Кушнер ругательски ругает: "сегодня разорванная рифма стала любимым орудием графомана". Сюда же приплюсовывает Кушнер и анжамбман после союза или предлога — дважды цитируя не называемого Гандельсмана, — и резюмирует: "Нет, не Анненский (наши графоманы его не читали), шлюз открыл всё-таки Бродский, это с его лёгкой руки пошло-поехало". Но этим дело не кончается: следующая заметка, "Название для книги", содержит несколько безымянных перечней книжных названий, которые Кушнеру не нравятся, — в таком, примерно, духе: "Как скучны названия поэтических книг советских 40-50-х!... Любопытно, что сегодня, когда авторы получили возможность издавать книги за свой счёт и называть их как угодно, огромное количество названий мало чем отличается от только что перечисленных советских: “Там на Неве дом”, “Долгота дня”, “Поэзия любви”, “Время”, “Пространство”, “Окно” и т.п. ... И, конечно же, ещё больше — бессмысленных и претенциозных: “Глаз вопиющего”, “Жизнь бесподобна”, “Ресницы”, “Музыкальная пауза”, “Всемирная тоска”, “Сон рыжего таракана”, “Тихое пальто”, “Беседа с ушами”..." Трудно сказать, чем названия "Время", "Пространство", "Окно" так уж скучнее названий собственных кушнеровских книг "Голос", "Письмо", "Кустарник", — но это ладно. Куда занятнее, что в списке скучных и претенциозных названий, наряду с не поддающимися опознанию пунктами (впрочем, "Беседа с ушами" — весёлая книжка иронического поэта Владимира Белоброва, а "Ресницы" — сборник Виталия Кальпиди, озаглавленный по ключевому образу всей книги, — но тут, чтобы понять смысл названия, книгу пришлось бы прочитать), аккуратно поименованы три сборника Гандельсмана: “Там на Неве дом”, “Долгота дня” и “Тихое пальто”. Это, конечно, исключительно честный и плодотворный модус критического высказывания: на двух страницах трижды обложить руганью собрата по перу, не только не удостаивая аргументацией, но даже имени не называя.

В "Новом литературном обозрении" (№59, 2003) Кушнеру попеняли: "Такая мера нелюбви, не рискующей сказаться в открытую, требует, право, каких-то особых объяснений". И в какой-то момент показалось, что Александр Семёнович опамятовался: "Я пишу о любимых поэтах прошлого. ... Сколько ошибок возникает, когда поэты решаются писать о современниках! ... Вообще по тому, что поэт пишет о чужих стихах, мы лучше узнаём его, нежели тех, о ком он пишет", — признавался Кушнер в интервью "Литературной газете" (2004, №14), поминая образцовую читательскую близорукость Блока и Маяковского.

После этого заявления статью Кушнера "Заметки на полях стихотворений Батюшкова" (Новый мир, 2006, №9) вроде бы можно было открывать с лёгким сердцем. Однако бес вновь попутал Александра Семёновича: посреди обещанных заметок вдруг обнаруживаются восемь строк из не называемого Алексея Цветкова, сопровождаемые пространным юродствующим комментарием: "Как прочесть такие стихи? Странный вопрос: они и не рассчитаны на чтение. Помилуйте, а на что же они рассчитаны? На заполнение журнальной или книжной страницы стихоподобным текстом. Всё-таки я попробовал их прочесть. С первого раза ничего не получилось. Со второго — тоже. Только с третьего, мысленно расставив знаки препинания, кое-как справился с более или менее тривиальным смыслом, заставив себя не обращать внимания на косноязычие и, по-видимому, привычное хамство", и т.д., и т.п. Далее следуют те же, что и в 1991 году, выпады против авангарда: "Казалось бы, после всего, что преподнёс ХХ век, после всех революций, войн, расстрелов и застенков, тем более “после Освенцима”, — возобновление подростковых игр исключено. Бессмыслица в стихах так же неинтересна и однообразна, как клинический бред..." Новый поворот — пожалуй, только один, но зато какой: сетуя на постигшее Батюшкова безумие, Кушнер приводит годы жизни ряда футуристов, доживших до глубокой старости, и пишет с сожалением: "Годы жизни, указанные в скобках, говорят о завидном здоровье многих столпов футуризма", а затем добавляет, для ясности, в стихах (имея в виду Батюшкова с Гёльдерлином): "Две тени видите, застывшие без чувств? / Несокрушимое бы ваше им здоровье!" Полноте, Александр Семёнович, — не Вы ли справляете своё 70-летие в добром здравии?

Что ж, по тому, что пишет Кушнер о чужих стихах, мы, в полном соответствии с его собственной идеей, куда больше узнали не об этих стихах, а о нём самом. О том, например, что кушнеровское кредо в области поэзии вполне выражается бессмертным фонвизинским "всё то чепуха, чего не знает Митрофанушка". О том, что чужое здоровье, благополучие и известность по-прежнему не дают ему — лауреату Государственной премии, премии имени Чубайса и всего прочего — сна и покоя. О том, что помянутое стихотворение Цветкова ("проснуться прежним навеки на этих фото..." — публикации в интернет-журнале "Текстонли", вып.14, 2005, затем в журнале "Знамя", 2006, №1, и в книге "Шекспир отдыхает") — транспонирующее известную тему Ходасевича ("неужели вон тот — это я?") из строго выстроенного, логически неизбежного рассуждения в череду отчаянных подозрений и прозрений, цепляющихся за детали и потому, на пересечённой местности частной психологии и мифологии, способных оборачиваться островками утешения и надежды, — это стихотворение представляется Кушнеру тривиальным по смыслу, а завершающее публикацию собственное новое стихотворение, сообщающее читателю, что тени Державина, Батюшкова и Тютчева сопровождают его, Кушнера, в его задумчивом уединении, — свежим и оригинальным. О том, что для честной полемики с открытым забралом, для прямого заявления: считаю-де Алексея Цветкова авангардистом-графоманом, — Александру Семёновичу смелости уже не хватает, а так, исподтишка, без имён и названий ("Уверен, что, кроме меня, это стихотворение не прочёл никто. И редактор журнала тоже не читал его — и правильно сделал..." — редактор-то ведь этот — Ольга Ермолаева из "Знамени", Кушнеру там ещё печататься) — это он может...

И приходится повторить снова: Александр Кушнер — хороший поэт. Но это не индульгенция: хорошим поэтам писать о других поэтах глупости и гнусности тоже не следует. Тем более не следует.

С юбилеем Вас, Александр Семёнович! Будьте благоразумнее.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 

> Сообщений в этой теме


Быстрый ответОтветить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 

RSS Текстовая версия Сейчас: 20.6.2025, 0:50
 
 
              IPB Skins Team, стиль Retro