Мои знания о Джордано Бруно базируются на книге И.Р.Григулевича "Инквизиция". Предигер в полной мере прояснил ситуацию с ним, хочу лишь внести небольшие дополнения, как говорится "последний штрих".
В руки к святой инквизиции Бруно попал после доноса, сделанного неким патрицием Джованни Мочениго, принадлежавшего к правящей элите Венецианской республики. Данное "послание" звучало так:
Цитата
"Я, Джованни Мочениго, сын светлейшего Марко Антонио, доношу по долгу совести и по приказанию духовника о том, что много раз слышал от Джордано Бруно Ноланца, когда беседовал с ним в своем доме, что, когда католики говорят, будто хлеб пресуществляется в тело, то это- великая нелепость; что он... не видит различия лиц в божестве, и это означало бы несовершенство бога; что мир вечен и существуют бесконечные миры... что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, как и апостолы, и что у него самого хватило бы духа сделать тоже самое и даже гораздо больше, чем они; что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворенные природой, переходят из одного живого существа в другое; что, подобно тому, как рождаются в разврате животные, таким же образом рождаются и люди.
Он рассказывал о своем намерении стать основателем новой секты под названием "новая философия". Он говорил, что дева не могла родить и что наша католическая вера преисполнена кощунствами против величия божия: что надо прекратить богословские препирательства и отнять доходы у монахов, ибо они позорят мир; что все они- ослы; что все наши мнения являются учением ослов; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед богом; что для добродетельной жизни совершенно достаточно не делать другим того, что не желаешь себе самому...
Препровождаю также вашему преосвященству три его напечатанные книги. Я наспех отметил в них некоторые места. Кроме того, препровождаю написанную его рукой небольшую книжку о боге, о некоторых его всеобщих предикатах. На основании этого вы сможете вынести о нем суждение...
В заключение почтительнейше целую руки вашего преосвященства."
Для того времени такого обвинения было достаточно, что тобой заинтересовалась инквизиция. И Ноланец, вместе с доказательствами, был выдан инквизиционному трибуналу.
Надо признать, что Джордано держался стойко, перенося "все тяготы и лишения", в полной мере соответствуя своему трактату "Печать печатей":
Цитата
"Кого увлекает величие его дела, не чувствует ужаса смерти. Кого больше всего привлекает к себе любовь к божественной воле (которую они почитают наиболее твердой), не придет в смятение ни от каких угроз, ни от каких надвигающихся ужасов. Что касается меня, то я никогда не поверю, что может соединиться с божественным тот, кто боится телесных мук. Постине, мудрый и добродетельный лишь тогда достигает совершенного (поскольку совершенство возможно в земной жизни), когда не испытывает страданий, если только хочешь взглянуть на это оком разума".
Не смотря на все старания инквизиционного судилища (в том числе попытку снисхождения к его судьбе со стороны папистов взамен на отказ от "новой" философии), Ноланец отверг все обвинения, и в протоколе от 21 октября 1599 года записано:
Цитата
"Брат Джордано Бруно, сын покойного Джованни, Ноланец, священник ордена братьев- проповедников, рукоположенный из монахов, магистр святого богословия, заявил, что не должен и не желает отрекаться, не имеет, от чего отрекаться, не видит основания для отречения и не знает, от чего отрекаться".
Видя бесполезность своих попыток и стойкость сопротивления Бруно, 8 февраля 1600 года инквизиционный трибунал огласил приговор:
Цитата
"Называем, провозглашаем, осуждаем, объявляем тебя, брата Джордано Бруно, нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком. Посему ты подлежишь всем осуждениям церкви и карам, согласно святым канонам, законам и установлениям, как общим, так и частным, относящимся к подобным явным, нераскаянным, упорным и непреклонным еретикам. И как такового мы тебя извергаем словестно из духовного сана и объявляем, чтобы твы и в действительности был, согласно нашему приказанию и повелению, лишен всякого малого и великого церковного сана, в каком бы ты не находился доныне, согласно установлениям святых канонов. Ты должен быть отлучен, как мы тебя отлучаем от нашего церковного сонма, и от нашей святой и непорочной церкви, милосердия которой ты оказался недостойным. Ты должен быть предан светскому суду, и мы предаем тебя суду монсиньора губернатора Рима, здесь присутствующего, дабы он тебя покарал подабающей казнью, причем усиленно молим, да будет ему угодно смягчить суровость законов, относящихся к казни над твоей личностью, и да будет она без опасности смерти и членовредительства.
Сверх того, осуждаем, порицаем и запрещаем все вышеуказанные и иные твои книги и писания, как еретические и ошибочные, заключающие в себе многочисленные ереси и заблуждения...
Сие провозглашаем мы, кардиналы генеральные инквизиторы, поименованные ниже..."
После обряда снятия сана, 17 февраля 1600 года на площади Цветов в Риме состоялась казнь философа.
В чем же видит его заслуги советская атеистическая литература?
1.
Цитата
"Пишет свои многочисленные труды, в которых, опровергая аристотельско- церковные догмы, закладывает первые основы научной критики религии, основы научного атеизма, или "новой философии", как он именовал свое учение."
2.
Цитата
"Коммунисты чтут память этого великого мыслителя, который с полным основанием Пальмиро Тольятти назвал одним из предшественников научного коммунизма."
Вот так и "погорел" пламенный борец за "новую философию", как предтеча научного атеизма и коммунизма.