|
 |
Указ Петра 1 о монашестве, 1724 |
 |
|
|
|
|
7.10.2006, 14:30
|
Заслуженный Ветеран
    
Группа: Servus Servorum Dei
Сообщений: 14495
Регистрация: 20.9.2005
Вставить ник
Цитата
Из: Русь - чудесная страна
Пользователь №: 1
Репутация: 462

|
31 января 1724 года Петр подписал указ, которым предполагалось переустроить монашество, а размножившимся монастырям дать назначение, сообразное с пользою государства. Указ этот составлен государем и дополнен Феофаном (Прокоповичем). Состоит он из исторического объяснения о начале монашеского чина и об образе жизни древних монахов и из правил для монахов, избирающих монашество для уединенной жизни, и для ученых монахов, ожидающих архиерейства.
 РЈРСВВВВВеньшено Р В Р’В Р СћРІР‚ВВВВР С• 50%
600 x 400 (148,12 килобайт)
|
Уже заглавие этого указа весьма характерно: «Объявление, когда и какой ради вины начался чин монашеский, и каковый был образ жития монахов древних, и како нынешних исправить, хотя по некоему древним подобию, надлежит». Проследив развитие монастырей, указ говорит, что первые монастыри находились в уединенных местах и питались трудами самих иноков. «Истинные монахи были, понеже не точию что от людей не требовали, но ниже хотели, чтоб их люди видели или слышали о них... Что же потом произошло, когда к греческим императорам некоторые ханжи подошли, а паче к их женам, и монастыри не в пустынях уже, но в самых городах и в близ лежащих от оных местах строить начали, и денежные помочи требовали для сей мнимой святыни, еще же горше, яко и не трудитися, но трудами других туне питатися восхотели, к чему императоры... сами к тому... весьма склонны явились. ...Сие и у нас зело было распространяться начало... Но лет через сто "от начала чина сего произошли монахи ленивые, которые, желая от чужих трудов питаться, сами праздны суще, защищали свою леность развращаемым от себя словом Христовым (воззрите на птицы небесные, яко не сеют, не жнут, не в житницы собирают, и Отец ваш Небесный питает я), но целомудрие их скоро обличено от прямых монахов". Говоря о том, что монахи не стоят на высоте своего призвания и едят даровой хлеб, указ очень колоритно рассуждает: "Нынешнее житие монахов точию вид есть и понос от иных законов, понеже большая часть тунеядцы суть. У нас почти все из поселян. Что оные оставили – явно есть, – не точию не отреклись, но приреклись доброму и довольному житию, ибо дома был троеданник, то есть: дому своему, государству и помещику, а в монахах все готовое. Прилежат ли разумению Божественного Писания и учения? Всячески нет. А что говорят – молятся: то и все молятся"."Что же прибыль обществу от сего? Воистину токмо старая пословица: ни Богу, ни людям, понеже большая часть бегут от податей и от лености, дабы даром хлеб есть. Находится же иной способ жития праздным сим не праздный, но богоугодный и не зазорный, еже служити прямым нищим, престарелым и младенцам. Ибо на многих местах Святое Писание сие не токмо похваляет, но и узаконяет".Далее говорится про устройство в монастырях благотворительных учреждений, о возложении на них содержания престарелых солдат, и, наконец, об учреждении семинарий, откуда бы образованные воспитанники, ищущие монашества для архиерейства, могли бы постригаться по достижении 30-летнего возраста. Как ни едка эта критика русского монашества, к сожалению, приходится сказать, что в ней много верного, как и в мысли Петра занять иноков делами благотворения.
|
|
|
|
 |
|
15.10.2006, 18:39
|
Заслуженный Ветеран
    
Группа: Демиурги
Сообщений: 2262
Регистрация: 17.9.2006
Вставить ник
Цитата
Пользователь №: 518
Репутация: 179

|
Цитата Безусловно, Феофан Прокопович личность крайне неприятная для церковников, т.к. он был против всего католического в РПЦ. Да уж, если богословы не могли разобраться в своих проблемах, куда уж нам , сирым. Цитата Человек, который знаком с сутью архиерейских служб не по наслышке, и не из "зала", т.е. с места прихожан, если он честен, то согласится с этим мнением. При этом умудрялся присутствовать на вакханалиях Петра первого. Н.М.Никольский "История русской церкви" (библиотека атеистической литературы): "Церковь по размерам своих имуществ и по числу своих людей обладала все еще крупными фондами; согласно данным первой ревизии, произведенной почти одновременно с учреждением синода, т.е. 20 лет спустя после смерти Адриана, в церковных владениях насчитывалось 752091 ревизских душ, сидевших на монастырских и церковных вотчинах. Это золотое дно, которым патриарх, по выражению Курбатова ("прибыльщика" Петра первого), управлял "во всем очень слабо и неисправно", давало все же огромные доходы, которые "погибали в прихотях владетелей"... Фактически все все церковное управление сосредоточилось во вновь восстановленном в 1701 г. Монастырском приказе с расширенными функциями... Это был первый шаг к секуляризации "тунегиблемых", по выражению Петра, церковных имуществ... По общему правилу все доходы поступали в кассу приказа... По словам ростовского епископа Георгия, "чернецы спились и заворовались", занимались ростовщичеством, венчанием за большие деньги недозволенных браков, занимлись попросту воровством и скупкой награбленного у разбойников с большой дороги; слова "монах" и "забродяга" стали синонимами. От монахов не отставали и монахини, которые, по свидетельству белгородского архиерея Епифания (в 1727 г.), в монастырях "живали мало, но "волочились по мирским слободам и постоянно пьянствовали"... Если выделенные средства не использовались, то остаток возвращался в казну... Эти меры поколебали в корне экономическую независимость русской церкви; мало этого оин имели скрытую тенденцию к постепенной передаче церковных вотчин в руки дворянства и к превращению монастырей в учреждения государственного презрения. А основе своей пресекали всякую возможность оппозиции церковной политике Петра со стороны епископата. Поэтому установление в 1721 г. нового порядка церковного управления, аналогичного другим другим отраслям государственного управления, прошло безболезненно и гладко, без единого возражения со стороны пришибленных Монастырским приказом церковных князей". Атеистическая литература, а практически слово в слово повторяет то, о чем вы говорите. Сомнения навевает в полной идентичности событий.
|
|
|
|
16.10.2006, 2:44
|
Заслуженный Ветеран
    
Группа: Servus Servorum Dei
Сообщений: 14495
Регистрация: 20.9.2005
Вставить ник
Цитата
Из: Русь - чудесная страна
Пользователь №: 1
Репутация: 462

|
Цитата(Маркус @ Oct 15 2006, 18:39)  Цитата Безусловно, Феофан Прокопович личность крайне неприятная для церковников, т.к. он был против всего католического в РПЦ. Да уж, если богословы не могли разобраться в своих проблемах, куда уж нам , сирым. Цитата Человек, который знаком с сутью архиерейских служб не по наслышке, и не из "зала", т.е. с места прихожан, если он честен, то согласится с этим мнением. При этом умудрялся присутствовать на вакханалиях Петра первого. Обе фразы не в тему совсем. Цитата Атеистическая литература, а практически слово в слово повторяет то, о чем вы говорите. Сомнения навевает в полной идентичности событий. А почему такая литература должна быть пренепременно во всём не права? Для профилактики от дремучего клерикализма недурно порой почитать и исторические разоблачения неприглядных сторон церковной жизни.
|
|
|
Prediger Указ Петра 1 о монашестве 7.10.2006, 14:30 Маркус ЦитатаКак ни едка эта критика русского монашества,... 10.10.2006, 22:23 Prediger Маркус, ваше представление о монашеской и религиоз... 10.10.2006, 22:59 Prediger А вот и о монашестве, из того же источника.
Недо... 10.10.2006, 23:04 Маркус ЦитатаВыразительным памятником этого благочестия о... 10.10.2006, 23:25 Prediger Я против порочной иосифлянской традиции в монашест... 10.10.2006, 23:32 Маркус Насколько я понимаю, речь идет о споре иосифлян и ... 11.10.2006, 0:39 Prediger Мне лично глубоко симпатичен Пётр 1 по этому вопро... 11.10.2006, 0:46 Маркус ЦитатаНапомню, Пётр 1 не был каким-то неверующим в... 11.10.2006, 1:39 Ангел Изленгтон ЦитатаА сколько десятков тысяч сгинуло при Петре п... 11.10.2006, 18:20 Prediger Цитата(Ангел Изленгтон @ Oct 11 2006, 18... 11.10.2006, 21:06 Маркус Изленгтон:
ЦитатаПётр Первый не был хотя бы маньяк... 11.10.2006, 23:43 Prediger ЦитатаНе понятно- вы за становление нравственного ... 12.10.2006, 0:29 Маркус ЦитатаКак ни странно, но становление нравственного... 12.10.2006, 0:54 Prediger ЦитатаТаким образом, вы не являетесь сторонником с... 12.10.2006, 2:51 Маркус ЦитатаДля меня эта идея Юстиниана одна из ряда иде... 12.10.2006, 23:39 Prediger ЦитатаПрокопович- тот еще перевертыш. Сначала прав... 13.10.2006, 3:08 Маркус ЦитатаЦитатаПрокопович- тот еще перевертыш. Сначал... 14.10.2006, 23:48 Prediger А вот цитата из книги Е. Поселянина "Очерки и... 15.10.2006, 0:27 Маркус ЦитатаИ когда же он успел побывать в лютеранах? Ох... 15.10.2006, 3:07 Prediger Читайте лучше профессиональных историков и историч... 15.10.2006, 14:32 Маркус Кстати, с праздником Покрова Пресвятой Богородицы ... 15.10.2006, 17:59 Маркус Предигер:
ЦитатаОбе фразы не в тему совсем.
Они не... 16.10.2006, 16:28 Prediger ЦитатаПетру, как реформатору на осуществление свои... 16.10.2006, 17:56 Маркус ЦитатаРазумеется, государству были жизненно необхо... 16.10.2006, 22:18 Prediger ЦитатаДанное имущество не только вводилось, но и в... 21.10.2006, 23:59 Маркус ЦитатаНу и что же? Разве переход того или иного по... 22.10.2006, 0:47 Prediger Цитата(Маркус @ 21.10.2006, 23:47) только... 11.12.2007, 17:23 Nofelet Цитата(Prediger @ 11.12.2007, 16:23) Каса... 11.12.2007, 18:07
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0
|
|