|
 |
Указ Петра 1 о монашестве, 1724 |
 |
|
|
|
|
7.10.2006, 14:30
|
Заслуженный Ветеран
    
Группа: Servus Servorum Dei
Сообщений: 14494
Регистрация: 20.9.2005
Вставить ник
Цитата
Из: Русь - чудесная страна
Пользователь №: 1
Репутация: 462

|
31 января 1724 года Петр подписал указ, которым предполагалось переустроить монашество, а размножившимся монастырям дать назначение, сообразное с пользою государства. Указ этот составлен государем и дополнен Феофаном (Прокоповичем). Состоит он из исторического объяснения о начале монашеского чина и об образе жизни древних монахов и из правил для монахов, избирающих монашество для уединенной жизни, и для ученых монахов, ожидающих архиерейства.
Уже заглавие этого указа весьма характерно: «Объявление, когда и какой ради вины начался чин монашеский, и каковый был образ жития монахов древних, и како нынешних исправить, хотя по некоему древним подобию, надлежит». Проследив развитие монастырей, указ говорит, что первые монастыри находились в уединенных местах и питались трудами самих иноков. «Истинные монахи были, понеже не точию что от людей не требовали, но ниже хотели, чтоб их люди видели или слышали о них... Что же потом произошло, когда к греческим императорам некоторые ханжи подошли, а паче к их женам, и монастыри не в пустынях уже, но в самых городах и в близ лежащих от оных местах строить начали, и денежные помочи требовали для сей мнимой святыни, еще же горше, яко и не трудитися, но трудами других туне питатися восхотели, к чему императоры... сами к тому... весьма склонны явились. ...Сие и у нас зело было распространяться начало... Но лет через сто "от начала чина сего произошли монахи ленивые, которые, желая от чужих трудов питаться, сами праздны суще, защищали свою леность развращаемым от себя словом Христовым (воззрите на птицы небесные, яко не сеют, не жнут, не в житницы собирают, и Отец ваш Небесный питает я), но целомудрие их скоро обличено от прямых монахов". Говоря о том, что монахи не стоят на высоте своего призвания и едят даровой хлеб, указ очень колоритно рассуждает: "Нынешнее житие монахов точию вид есть и понос от иных законов, понеже большая часть тунеядцы суть. У нас почти все из поселян. Что оные оставили – явно есть, – не точию не отреклись, но приреклись доброму и довольному житию, ибо дома был троеданник, то есть: дому своему, государству и помещику, а в монахах все готовое. Прилежат ли разумению Божественного Писания и учения? Всячески нет. А что говорят – молятся: то и все молятся"."Что же прибыль обществу от сего? Воистину токмо старая пословица: ни Богу, ни людям, понеже большая часть бегут от податей и от лености, дабы даром хлеб есть. Находится же иной способ жития праздным сим не праздный, но богоугодный и не зазорный, еже служити прямым нищим, престарелым и младенцам. Ибо на многих местах Святое Писание сие не токмо похваляет, но и узаконяет".Далее говорится про устройство в монастырях благотворительных учреждений, о возложении на них содержания престарелых солдат, и, наконец, об учреждении семинарий, откуда бы образованные воспитанники, ищущие монашества для архиерейства, могли бы постригаться по достижении 30-летнего возраста. Как ни едка эта критика русского монашества, к сожалению, приходится сказать, что в ней много верного, как и в мысли Петра занять иноков делами благотворения.
|
|
|
|
 |
|
10.10.2006, 22:59
|
Заслуженный Ветеран
    
Группа: Servus Servorum Dei
Сообщений: 14494
Регистрация: 20.9.2005
Вставить ник
Цитата
Из: Русь - чудесная страна
Пользователь №: 1
Репутация: 462

|
Маркус, ваше представление о монашеской и религиозной жизни вообще в допетровской Руси весьма лубочны. Почитайте реальные исторические исследования на эту тему, и тогда образ "Святой Руси" станет более объективным. Для начала приведу краткий очерк о характере благочестия русских людей в то время. Позже приведу нечто подобное и о монашестве.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Обрядовый характер благочестия русских людей.
Привязанность к форме, обряду отразилась и во всей нравственной жизни общества. Добродетелями времени были частое присутствие при богослужении, строгое соблюдение постов, кроме положенных, еще добровольных, обетных, по понедельникам и в 12 пятниц, вклады в монастыри и церкви, построение церквей, путешествия к святым местам, раздача пищи и денег бедным и тому подобное. Жизнь благочестивого человека вся строилась по церковному уставу; распределение времени, пища, одежда, этикет общежития, отношения между членами семейства — все носило печать религии. Даже внешний вид русского города и селения показывал, что религия — господствующая сила в стране; иностранцы видели в русских городах множество богатых церквей и монастырей, слышали неумолкаемый звон колоколов; по всем улицам стояли часовни и иконы с зажженными перед ними свечами, прохожие крестились перед каждой часовней, а иные клали земные поклоны; везде можно было встретить духовенство с святой водой, крестами, иконами и пением; весьма часто совершались крестные ходы. Но истинное религиозное чувство, которое оживляет обряд и преобразует нравственность человека, было мало развито. Среди множества вопросов и обличений в XVI веке подверглось обличениям и это противоречие между христианской внешностью и нехристианскими нравами; но даже те самые люди, которые всех резче обличали обрядовое благочестие, иногда были самыми типичными его представителями, например Грозный, который предлагал самые энергические обличения на Стоглавом соборе. Вся жизнь в его Александровской слободе была устроена по монастырскому чину; царь был игуменом, опричники — братиею с разными монастырскими должностями. Каждый день эта братия упражнялась в богослужении, а в промежутках между молитвами шли страшные пытки и казни или проявления грубого разврата. Достоинство молитвы определялось не силой душевного умиления, а счетом поклонов, милосердие — счетом поданных нищему алтынов, усердие к церкви — числом пожертвований в монастыри. Выразительным памятником этого благочестия остался синодик Грозного, который он послал в Кириллов монастырь для вечного поминовения, заплатив за него 2200 руб.; это огромное поминанье в двух томах, в котором записано 3470 душ убитых царем людей; царь даже не знал всех их по именам, а записывал по местам огулом: помяни, Господи, столько-то убиенных там-то, их же имена Ты Сам, Господи, веси. Под благочестивой внешностью в обществе обнаруживалась азиатская грубость нравов. В общественных отношениях видим угнетение низших высшими, бедных богатыми, подчиненных начальствующими. В суде и управлении господствовали страшные пытки и страшные казни. Неуважение к личности, привычка давать волю рукам господствовали одинаково во всех классах общества. В разбоях, наездах на чужие дворы и имения упражнялись люди самые близкие к правительству — опричники. До чего доходила необузданность таких наездов, видно из того, что опричине поплатились своим добром не одна церковь и не один монастырь; в новгородской волости опричники разломали даже гроб преподобного Саввы Вишерского. Иностранцы замечали в русских слабость чувства чести, ложь и обманы. «Мои русские, — говорил им Грозный, — все воры». Всякий, приставленный к какому-нибудь делу старался нажиться на нем. Стоглав возмущался тем, что даже приставники богаделен — и те наживались за счет милостыни, которую боголюбцы подавали богаделенным нищим. Существовали грубые потехи, например кулачные бои, на которых побивали людей до смерти. Грозный увеселялся травлей людей медведями; то же делали и другие сильные люди. Общественные сходки, пиры и беседы редко не оканчивались дракой и даже убийством. Моралисты вооружались также против поголовного пьянства во всех сословиях, не исключая даже высшего духовенства, особенно против пьяного препровождения праздников и семейных торжеств. По описанию Стоглава, свадебный поезд, например, совершался пьяной толпой с дудками и бубнами, а, впереди ехал верхом, в епитрахили и с крестом, священник, которого тоже предварительно напаивали. В праздновании главных христианских праздников, кроме того, и теперь еще замечалась грубая примесь часто безнравственных языческих обрядов, что вызывало со стороны лучших духовных лиц сильные обличения. В 1505 году игумен псковского Елеазарова монастыря Памфил писал псковским властям, умоляя их прекратить грубый разгул купальского торжества в ночь на Рождество Предтечи, совершавшийся с диким беснованием всего города. В Стоглаве тоже говорится, что везде еще происходили обряды Радуницы; на великий четверг палили солому и кликали мертвых; в Троицкую субботу мужи и жены сходились на жальниках (кладбищах) и плакались на могилах с великим кричанием, а потом заставляли играть скоморохов, пели и плясали; на Иванов день и на Крещенье сходились мужи и жены и девицы на безнравственное нощное плещевание, бесовские песни, плясание, а после ночи все, как бесноватые, с криком купались в реке; в святки гадали и ходили по домам с играми и переряживанием. Собор велел преследовать и разгонять все такие сборища. Из "Истории Русской Церкви" проф. Знаменского.
|
|
|
Prediger Указ Петра 1 о монашестве 7.10.2006, 14:30 Маркус ЦитатаКак ни едка эта критика русского монашества,... 10.10.2006, 22:23 Prediger А вот и о монашестве, из того же источника.
Недо... 10.10.2006, 23:04 Маркус ЦитатаВыразительным памятником этого благочестия о... 10.10.2006, 23:25 Prediger Я против порочной иосифлянской традиции в монашест... 10.10.2006, 23:32 Маркус Насколько я понимаю, речь идет о споре иосифлян и ... 11.10.2006, 0:39 Prediger Мне лично глубоко симпатичен Пётр 1 по этому вопро... 11.10.2006, 0:46 Маркус ЦитатаНапомню, Пётр 1 не был каким-то неверующим в... 11.10.2006, 1:39 Ангел Изленгтон ЦитатаА сколько десятков тысяч сгинуло при Петре п... 11.10.2006, 18:20 Prediger Цитата(Ангел Изленгтон @ Oct 11 2006, 18... 11.10.2006, 21:06 Маркус Изленгтон:
ЦитатаПётр Первый не был хотя бы маньяк... 11.10.2006, 23:43 Prediger ЦитатаНе понятно- вы за становление нравственного ... 12.10.2006, 0:29 Маркус ЦитатаКак ни странно, но становление нравственного... 12.10.2006, 0:54 Prediger ЦитатаТаким образом, вы не являетесь сторонником с... 12.10.2006, 2:51 Маркус ЦитатаДля меня эта идея Юстиниана одна из ряда иде... 12.10.2006, 23:39 Prediger ЦитатаПрокопович- тот еще перевертыш. Сначала прав... 13.10.2006, 3:08 Маркус ЦитатаЦитатаПрокопович- тот еще перевертыш. Сначал... 14.10.2006, 23:48 Prediger А вот цитата из книги Е. Поселянина "Очерки и... 15.10.2006, 0:27 Маркус ЦитатаИ когда же он успел побывать в лютеранах? Ох... 15.10.2006, 3:07 Prediger Читайте лучше профессиональных историков и историч... 15.10.2006, 14:32 Маркус Кстати, с праздником Покрова Пресвятой Богородицы ... 15.10.2006, 17:59 Маркус ЦитатаБезусловно, Феофан Прокопович личность крайн... 15.10.2006, 18:39 Prediger Цитата(Маркус @ Oct 15 2006, 18:39) Цитат... 16.10.2006, 2:44 Маркус Предигер:
ЦитатаОбе фразы не в тему совсем.
Они не... 16.10.2006, 16:28 Prediger ЦитатаПетру, как реформатору на осуществление свои... 16.10.2006, 17:56 Маркус ЦитатаРазумеется, государству были жизненно необхо... 16.10.2006, 22:18 Prediger ЦитатаДанное имущество не только вводилось, но и в... 21.10.2006, 23:59 Маркус ЦитатаНу и что же? Разве переход того или иного по... 22.10.2006, 0:47 Prediger Цитата(Маркус @ 21.10.2006, 23:47) только... 11.12.2007, 17:23 Nofelet Цитата(Prediger @ 11.12.2007, 16:23) Каса... 11.12.2007, 18:07
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0
|
|