IPB
     
 

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Библейская история и археология
Prediger
сообщение 6.10.2005, 2:47
Сообщение #1


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Servus Servorum Dei
Сообщений: 14496
Регистрация: 20.9.2005
Вставить ник
Цитата
Из: Русь - чудесная страна
Пользователь №: 1



Репутация:   462  



Новая тема произвана познакомить публику с одной из динамично развивающихся отраслей современной библеистики - библейской археологией, которая напрямую связана с библейской историей.
Будут выкладываться ознакомительные материалы и новости по вопросу.
Здесь можно рассматривать все вопросы связанные с известными библейскими событиями и личностями.

Иерихон – вечный город

Иерихон был основан еще на заре человечества и считается самым древним укрепленным городом. Людей всегда привлекали его водные источники и мягкий климат. Плодородную "Иерихонскую равнину" (И.Нав.4:13) великолепно украшали пальмы, розы и бальзам, из-за чего этот город также называли "городом пальм" (Втор.34:3).

За всю свою историю, стены Иерихона были неоднократно разрушаемы и снова восстанавливаемы. Причиной были землетрясения и военные нападения. Иерихон же и был первым городом в Ханаанской земле, который был взят израильтянами. По их вере пали стены Иерихона (Евр.11:30), и все живое было истреблено.

В результате раскопок, произведенными немецкими археологами между 1907 и 1909, было обнаружено, что город стоял на грудах кирпичей и грязи. Позднее, в 1950-х годах британский археолог Кэтлин Кеньон продолжила раскопки и пришла к выводу, что это были развалины более раннего Иерихона!

Она обнаружила свидетельства разрушения города огнем. В своем отчете Кеньон писала: "Разрушение было полным. Стены и перекрытия почернели, местами окрасились в красный цвет под действием огня, и каждая комната была заполнена обломками кирпичей, древесины и домашней посуды; в большинстве комнат весь мусор сильно обгорел."

Не смотря на то, что с давних времен было принято собирать все ценное и съестное из покоренного города, тем более, если он подвергался затем уничтожению, в Иерихоне были найдены целые амбары и кладовые с пшеницей, финиками, чечевицей и многими другими припасами и вещами.

Город не был ограблен, ибо согласно книге Иисуса Навина 6:20 все в нем было предано заклятию. Также было доказано, что штурм города происходил весной, о чем свидетельствовали наполненные зерном кувшины. (И.Нав.2:6, 3:15, 5:10).

Более глубокие раскопки открыли остатки первых поселений Иерихона – множество зданий и внутренних дворов. В погребениях были найдены множество черепов, покрытых искусно расписанной глиной.

Раскопки Иерихона подтвердили историю о Потопе. Находки различных пластов показали, что допотопная культура Иерихона (по научному ее называют Натуфийской) погибла безвозвратно. Поверх нее лежал 4-метровый пустой слой, а дальше – слои другой (неолитической) культуры, которая никак не могла вести свое происхождение от Натуфийской. Проще говоря, на месте разрушенного потопом города поселились потомки Ноя.

Представляют интерес таинственные 7 скульптурных черепов, хранившиеся в храме, как святыня, которые были найдены в самых древних, после-Потопных слоях Иерихона. Эту тайну предстоит раскрыть в будущем.

Иерихон, согласно археологическим данным, в 3000-2000 гг. до РХ был под властью Вавилона, в 1900-1600 гг – под властью хананеев, и представлял из себя самостоятельное княжество. В 1580-1400 гг. был под властью Египта, и приблизительно в 1400 г. до РХ был разрушен Иисусом Навином.

Захват Иерихона

Что заставило крепкие стены Иерихона разрушиться? Наиболее вероятное объяснение - землетрясение, но природа этого землетрясения была необычна. Оно ударило так, что на северной стороне стена осталась стоять, а вся остальная часть стены упала на внешнюю сторону.

Древний Иерихон представлял собой довольно типичную ханаанскую крепость, правда, больших размеров. За его каменными стенами располагались общественные здания. Укрепления города состояли из двух рядов стен, наружный — в 2 метра толщиной и внутренний — в 4 метра. Высота стен была около 10 метров, и между ними имелся проход в 5 метров шириной; этот проход соединялся жилыми домами, одним из которых и был дом Раав, очевидно, располагавшийся на северной стороне города.

Раав была ханаанской проституткой, которая укрыла израильских соглядатаев. Перед возвращением в свой лагерь, соглядатаи велели Раав укрыться в своем доме со всем ее семейством. Библия сообщает нам, что дом Раав был чудесным образом сохранен, в то время как остальная часть городской стены упала. В награду за ее веру Бог чудесным образом благословил Раав – она не только спаслась со всем своим семейством, но и стала праматерью царя Давида и самого Иисуса Христа!

Историческая сводка

После разрушения израильтянами Иерихон несколько столетий лежал в развалинах, пока около 870 года до РХ. при израильском царе Ахаве, Ахиил Вефилянин не восстановил его (3 Царств 16:34). При восстановлении города сбылось пророчество Иисуса Навина, сказавшего: «Проклят перед Господом тот, кто восстановит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его, и на младенце своем поставит врата его» (И. Навин 6:25).

Позднее, во времена пророка Илии в городе существовала пророческая школа, там же пророк Елисей совершил чудо, превратив отравленный источник в здоровый. Под Иерихоном был пленен последний иудейский царь Седекия в 586 году (4-Царств 25:5), и Иерихон стал персидским административным центром.

В IV в до РХ Александр Македонский превратил Иерихон в царский курорт.

Около 30 г до РХ Иерихон попал в распоряжение Ирода Великого, где он построил новый акведук, театр и зимний дворец, где и скончался.

Иисус Христос несколько раз посещал Иерихон с проповедями, и исцелил там 2-х слепых. (Марка 10:46, Луки 18:35, Матфея 20:29).

В IV-VII вв. по РХ в городе существовала христианская церковь во главе с епископом, в город стекалось много паломников, и население значительно возросло.

В VII в город находился в руках арабов. В XII-XIII вв. Иерихон процветал за счет богатых плантаций сахарного тростника вплоть до захвата города мусульманским лидером Саладином. После этого город пришел в упадок. В 1840 г. египетский военачальник Ибрагим Паша сравнял Иерихон с землей.

В настоящее время
Сегодня существуют как бы три Иерихона: Древний, в 2 км от него — Новозаветный, и, наконец, поселение Иерихон на юго-востоке от старого города. К сожалению, у меня нет последних данных, но в 1967 году в Иерихоне проживало 7000 человек, из которых 10% были христиане, остальные - мусульмане.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 
 
Начать новую тему
> Ответов
Prediger
сообщение 28.8.2006, 4:54
Сообщение #2


Заслуженный Ветеран
*****

Группа: Servus Servorum Dei
Сообщений: 14496
Регистрация: 20.9.2005
Вставить ник
Цитата
Из: Русь - чудесная страна
Пользователь №: 1



Репутация:   462  



Археологическое исследование книги пророка Ионы.

Среди библейских книг ветхозаветных пророков особой популярностью и известностью издавна пользуется книга пророка Ионы. Хотя эта книга и не содержит апокалиптических пророчеств как книга пророка Исаии, в ней нет необыкновенных видений, как в книге Иезекииля, она не содержит пророчества, предрекающие судьбу целых государств и народов, как книга Амоса, она не изобилует описанием многочисленных исторических событий, как книги Паралипоменон. Она содержит историю, точнее весьма маленький её отрывок, жизни одного иудейского пророка, который к тому же не сразу откликнулся на Божественный призыв. В книге описаны примерно два месяца его жизни. От пророка Ионы нас отделяет примерно 2800 лет, но описанные эпизоды из его жизни привлекают внимание людей во все века. И действительно, в этой книге с удивительной простотой для восприятия и одновременно глубиной для размышления затронуты такие темы, как: бегство от самого себя и от Бога; попадание и выход из страшных кризисных ситуаций; проблема покаяния; проблема милости и суда Бога в жизни людей; проблема человеческого и Божьего взгляда на один и тот же вопрос и его решения. Темы, затронутые в этой книге, привлекают внимание людей уже много веков потому, что каждый из нас в своей собственной жизни сталкивается с ними, причём ни с одной, ни с двумя, а со всеми! Но прежде, чем остановиться на духовных аспектах этой книги, необходимо рассмотреть исторические события, упоминающиеся в ней. Ибо на протяжении длительного времени книга пророка Ионы постоянно упоминалась атеистическими учёными и агитаторами, как пример нелепой сказки о ките и о покаянии громадного города. Сообщения, содержащиеся в этой книге, подвергались всевозможным нападкам, а главное насмешкам. В отличие от, к примеру, книг Царств или Иеремии книга пророка Ионы атеистами не комментировалась с исторической точки зрения вообще, ибо всё записанное в ней было объявлено сказкой и сборником мифов [1]. Эта атеистическая пропаганда привела к тому, что и верующие люди перестали воспринимать книгу пророка Ионы, как реальную историю, объявив ее так же мифом. Даже такой очень известный современный христианский мыслитель и философ протоиерей Александр Мень, автор многих прекрасных книг, пишет о книге пророка Ионы, к сожалению, в духе атеистических агитаторов: «многие места и особенности книги указывают на то, что она вовсе не претендует на историческое правдоподобие. Ниневия, куда был послан Иона, изображается как город „на три дня пути“, между тем древность вообще не знала столь больших городов; не было и такого побережья, откуда можно дойти до Ниневии за три дня. Сцена всенародного покаяния ниневитян на фоне того, что известно об Ассирии, также выглядит невероятной… Одним словом, всё это, включая и рыбу… говорит о том, что перед нами аллегория» [2]. Конечно, после высказываний о мифичности всей книги рассуждения о её духовных аспектах уже восприниматься не могут, ибо как можно черпать для себя духовные уроки из книги, которая является чьим-то вымыслом, по сути, фальсификацией? Если в ней вымышлены все события, да и к тому же ещё это и подано в весьма примитивной форме, то где гарантия, что и рассуждения о покаянии, о любви Бога к людям не плод чьей-то фантазии? Итак, ещё раз выделим те факты, содержащиеся в книге пророка Ионы, которые делают её в глазах атеистов и ряда богословов мифической, лишённой реального исторического фундамента.

1. В древности не было таких городов, которые надо было бы обходить три дня (Ион. 3:3);

2. известия о покаянии населения Ниневии и ассирийского царя — нереальны (Ион. 3:5-10);

3. Ниневия не могла иметь населения в 120 тысяч человек (Ион. 4:11);

4. не существует рыб, в чреве которых человек мог бы прожить три дня (Ион. 2);

5. ни с одного побережья до Ниневии всего за три дня (Ион. 3) добраться нельзя.

Давайте же посмотрим, действительно ли столь неопровержимы эти факты, доказывающие полную неисторичность книги пророка Ионы.

Город в 120000 человек
«Было время, когда некоторые критики серьёзно сомневались, что в тогдашней Ниневии мог существовать город с населением в сто двадцать тысяч человек (согласно Ион. 4:11). Между тем, археологические раскопки в Нимруде неподалёку от Ниневии обнаружили мемориальный монумент ассирийскому царю Ассурнасирпалу Второму, чья армия напала на Израиль. Среди прочего на монументе был расшифрован и текст, указывающий порядок блюд на „банкете“ в честь освящения дворца владыки, на который собралось семьдесят тысяч человек. В числе гостей перечислены и знать Ниневии. Она столь многочисленна, что это явно свидетельствует о густой заселенности ассирийской столицы. Так археологическое открытие вновь подтвердило библейское сообщение» [3]. Крупнейший современный английский археолог доктор Сетон Ллойд также напрямую говорит о правдивости книги Ионы, говорящей о населении Ниневии в 120000 человек. Следует остановиться также на находках, сделанных британской археологической экспедицией под руководством М. Мэллоуна, эта экспедиция возвратилась в Нимруд в 1949 г. и проработала там ещё 14 лет. Вначале Мэллоун сосредоточил усилия на исследовании северо-западного дворца. Там была обнаружена памятная стела Ашшурнацирпала II с рельефным изображением царя и надписью из 153 строк, покрывающей обе стороны камня. Этот памятник представляет особый интерес, поскольку он содержит описание церемоний и празднеств, приуроченных к официальному открытию дворца в 879 году до н. э. вплоть до подробностей приготовления праздничной трапезы на 69574 человека, длившейся десять дней.

Другие сообщения подобного рода позволили Мэллоуну примерно подсчитать население Кальху после того, как Ашшур-нацир-апал сделал его своей столицей. Цифра, которая у него получилась — не менее 86 тыс. человек, включая детей, — представляет собой интересную параллель к «ста двадцати тысячам жителей», приписываемых Ниневии в Ветхом Завете (Иона 4:11)» [4].

Город на три дня пути
В Ионы 3:3 указывается, что Ниневия была городом на три дня ходьбы. Действительно в древности не было городов, обход которых занял бы трое суток. Однако дело в том, что в древности выделялась Расширенная или Великая, Большая Ниневия и собственно город Ниневия. «Название Ниневия относится к целому комплексу селений, обслуживаемых одной большой системой орошения и под защитой одной сети укреплений, основанных на речной защите. Город также назывался Ниневия» [5]. Расширенная (Большая, Великая Ниневия) включала в себя собственно Ниневию площадью в 1850 акров, а также города Калах (Нимруд) в 22 милях южнее собственно Ниневии, площадью в 800 акров, и Дур-Шаррукин (Хорсабад) в 12 милях к северо-востоку от собственно Ниневии, площадью в 600 акров [6]. В Библии, в книге Ионы 3:3 ясно указывается «город великий», т. е. под этим выражением имеется в виду Расширенная, Большая или Великая Ниневия. Крупнейший русский востоковед, академик Б. А. Тураев пишет: «Центром Ассирии был треугольник между Тигром и Верхним Забом, где находились три царских города: Ниневия, Калах, Дур-Шаррукин, в близком расстоянии друг от друга, на протяжении 50 вёрст, так что пророк Иона, говоря о громадности Ниневии, мог иметь в виду все три города вместе» [7].

Знаменитый современный ассиролог доктор Л. Оппенхейм также говорит, что сообщение о Ниневии, как городе, который нужно обходить три дня нисколько не противоречит науке, «Когда в Ветхом Завете говорится о трех днях, которые потребовались, чтобы пересечь город Ниневию (Книга Ионы 3:3), то это расстояние могло захватывать и зеленые просторы „внешнего города“» [8]. Здесь нужно сделать маленькое примечание, ибо могут возразить, что Дур-Шаррукин был основан при Саргоне II (721-705), т.е. через примерно 60 лет после пророка Ионы и следовательно он не может входить в понятие Великая Ниневия, бывшей во времена Ионы. Однако, дело в том, что «Дур-Шаррукин — столица Ассирии, основанная Саргоном II в двенадцати милях к северо-востоку от Ниневии на месте другого города» — замечает профессор Л. Оппенхейм [9]. Сегодня точно не установлено имя города, на месте которого Саргон повелел воздвигнуть свою резиденцию. Известно лишь, что такой город был, и что он входил в систему Великой Ниневии. Далее, в некоторых книгах говорится, что Ниневия стала столицей Ассирии только при Сеннахирибе (705-681), при этом не оговаривается, что это было её последним возвышением, и что до этого она уже была первой столицей Ассирии, а также всегда сохраняла статус царского города, т.е. была одной из столиц [10]. В дореволюционной России также было две столицы, две столицы были и в Мидо-Персии и т.д. Поэтому Ассирия, имеющая одновременно несколько царских городов, не была в истории исключением.

Ниневия в посте и молитве
Но конечно же самым неправдоподобным сообщением книги пророка Ионы безусловно считается известие о том, что ниневитяне покаялись и склонились перед Истинным Богом. И в выяснении историчности этого вопроса ставятся на суд не только достоверность самой книги Ионы, но и слова Христа. «Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего» (Лк. 11:29-30). Как видим, Христос не считал книгу Ионы сборником мифов или аллегорий, написанной уже через несколько веков после смерти пророка. Поэтому, отвергая историчность сообщений Ионы о покаянии ниневитян, мы выражаем открытое недоверие и словам Иисуса Христа. На протяжении долгого времени люди могли только верой принимать сообщения Ионы. И как мы видели, многие в силу разных причин не выдержали этого, назвав книгу полусказкой. Сегодня это сообщение древнего пророка уже не нужно принимать одной лишь верой, ибо оно доказано и не вызывает ни у кого возражений.

В комментарии к этому вопросу мы специально помещаем не обширные выдержки из работ ведущих западных учёных, показывающих, что при ассирийском царе Адад-Нерари III действительно была проповедь Ионы, имеющая последствия в истории религии Ассирии, а помещаем очень скупые сведения по этому вопросу, но содержащиеся зато в академическом труде, изданном в советское время при Андропове Ю. В.: «Проповедь Ионы производит действие, и всё население Ниневии объявляет пост и кается в своих грехах (мотив приказания царя Ниневии о днях поста и покаяния находит определённые параллели в клинописных документах 8 в. до н.э., содержащих подобные распоряжения ассирийского царя правителям областей)» [11]. И эти скупые строки говорят о том, что уже в советское время, при господствовании атеистической идеологии, которая в угоду себе всевозможно изощряла факты, не могли отрицать покаяния ниневитян после проповеди Ионы, которого, кстати, советские историки признают историческим лицом [12]. Историчность книги Ионы, вплоть до мелочей всесторонне показана в многочисленных исследованиях западных учёных [13]. «В отношении исторического значения книги Ионы некоторые авторы также указывают на события в Ассирии. Во времена царствования Семирамиды (царицей-регент) Адад-Нерари III (810-782 до х.э.) в Ассирии была проведена большая религиозная реформа. Эта реформа, демонстрирующая некоторые черты монотеизма, была подобна реформе Амарны в Египте (Watts, 77). Некоторые предположили, что эта реформа IX века была принесена проповедью Ионы (для дальнейших аргументаций исторического значения ответа Stuart, p. 490-492)» [14]. Сегодня доказано, что «Адад-Нирари произвёл в городе реформы, подобные реформам Аменофиса IV в Египте (введение монотеизма — прим. А.О.). И что во время последних трёх царей после Адад-Нирари уменьшились ассирийские грабежи соседних народов. В этот период времени Израиль возвратил потерянную ранее территорию (4Цар. 14:25). Есть доказательства, что влияние Ионы на Ниневию было весьма сильным, глубоким в этом Ветхозаветном периоде мировой миссии, то есть, Божьего плана спасения народов» [15].

В чреве кита
В начале комментария, относящегося к стихам книги Ионы, повествующего о том, как пророк пробыл в чреве кита 3 дня (Ион. 2:1) отметим, что Христос признавал реальность данного события (Мф. 12:40). И поэтому выглядят странными утверждения некоторых богословов, говорящих об аллегории данного места [16]. Это странно тем более, что сегодня даже атеистически настроенные учёные доказали, что данный отрывок нисколько не противоречит науке.

«Есть киты, не имеющие зубов, но снабжённые „китовым усом“. Среди такого типа китов, есть киты, называющиеся „Фин-Бам“ (финвал — прим. А.О.). Эти киты бывают до 88 футов длины. Желудок такого типа кита имеет от 4 до 6 камер или отделений, причём, в любом из них могла бы свободно поместиться небольшая группа людей. Этого рода киты дышат воздухом, имеют в голове воздушную запасную камеру, являющуюся расширением носовых полостей. Прежде чем проглотить слишком большой предмет, кит „Фин-Бам“ проталкивает его в эту камеру. В случае если в голове этого кита окажется слишком большой предмет, то он плывёт к ближайшей суше, ложится в мелкие воды и выбрасывает ношу. Учёный доктор Рансон Гарвей свидетельствует, что его приятель весом до 200 фунтов, вполз изо рта мертвого кита в эту воздушную камеру. Этот же учёный указывает, что собака, упавшая за борт китоловного судна, через 6 дней была найдена в голове кита живой. Из сказанного видно, что Иона мог пробыть во «чреве», т.е. в воздушной камере такого типа 3 дня и 3 ночи и остаться живым. Пространство ведь в этой камере равняется 686-ти кубическим футам. Так из научных данных мы можем видеть, что Иона мог быть поглощён китом. Франк Буллен, известный автор труда: «Плавание кашалота», установил, что кашалот (один из видов кита) часто, когда он умирает извергает содержимое его желудка» [17]. «В желудке у кашалотов находили целых кальмаров размером от 1 до 10 метров. И уж если кашалот может проглотить гигантского кальмара, то в нём мог свободно поместиться и Иона, поскольку из всех китов только у кашалота пищевод достаточно широк для этого. Существует немало рассказов о моряках, проглоченных китами, но, как полагают, единственному кому удалось выбраться из чрева чудовища, был Джеймс Бартли, матрос со «Звезды Востока». Было это в 1891 году. Бартли… несколько часов провёл в желудке кашалота» [18].

Итак, на сегодняшний день все сведения, содержащиеся в книге Ионы, подтверждены исторической наукой, с чем не могли не согласиться, как мы видели, даже идейные противники и гонители Библии. Историчность самого Ионы сегодня также признана, о чём вынуждена даже была написать цитируемая нами выше советская энциклопедия [19]. Из древних авторов сообщает об Ионе и римский историк I века Иосиф Флавий. «Этому Иеровоаму (царь Израиля — прим. А.О.) Иона предсказал, что ему следует начать войну с ассирийцами, потому что он одержит верх над их силами и расширит свои собственные владения, умножив их областями северными вплоть до города Амафа и к югу до Мёртвого моря. То были в древности границы Хананеи, как их некогда определил военачальник евреев Иисус Навин. И действительно, предприняв поход против сирийцев, Иеровоам, сообразно предсказанию Ионы, подчинил своей власти всю их страну… затем… пророк отправился в Ниневию, и, придя туда, стал на такое видное место, откуда все могли его услышать, и возгласил, что ассирийцы спустя короткое время лишатся своей власти над Азиею. После этого предсказания он возвратился восвояси» [20]. Имя Ионы сохранилось на землях Ассирии, как в названиях различных географических мест, построек, так и в легендах местных жителей. Так, Ниневия вплоть до открытия её в XIX веке археологами покоилась под двумя холмами Куюнджик и Неби Юнус (Холм Ионы) [21]. На холме Юнуса (Ионы) «выделяется мечеть пророка Ионы (как говорят арабы, наби Юнеса) с куполом в виде ребристого колпака и невысоким скромным минаретом. Арабский историк XIII в. писал, что бог послал в Ниневию пророка Иону… С именем Ионы здесь связана легенда» [22]. Таким образом мы видим, что все события, упоминающиеся в книге пророка Ионы находят полное историческое подтверждение.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
 

> Сообщений в этой теме
- Prediger   Библейская история и археология   6.10.2005, 2:47
- - Prediger   Государство Осроена (до завоевания римлянами) О...   6.10.2005, 2:48
- - Prediger   Александрия по архим. Киприану (Керну) История...   6.10.2005, 2:49
- - Prediger   До недавнего времени Иерихон находился на территор...   6.10.2005, 2:49
- - Prediger   Антиохия времени Св. Иоанна Златоуста (отрывок ...   6.10.2005, 2:50
- - Prediger   Богатырь Самсон Во времена последнего героя книги...   6.10.2005, 2:50
- - Prediger   Библиотека из Наг-Хаммади Была обнаружена в конце...   6.10.2005, 2:51
- - Prediger   Золотой Вавилон Книга Даниила 4:27 «Царь сказал:...   6.10.2005, 2:51
- - Prediger   1. Религия Израиля и Религия Ханаана. В этой главе...   6.10.2005, 2:52
|- - ulhan   Цитата(Prediger @ 6.10.2005, 4:52) 1. Рел...   1.8.2011, 19:08
- - Чёрный Кот Тузик   ЗЕМЛЯ БЫЛА СОЗДАНА МГНОВЕННО И С ТЕХ ПОР НЕ МЕНЯЛА...   1.12.2005, 17:12
- - The Bumpy   могу выложить опровержение.. скучно это всё..   1.12.2005, 17:30
- - Ангел Изленгтон   Да тут кто угодно опровержение выложит. Опираются ...   1.12.2005, 17:40
- - The Bumpy   ЦитатаСтивен Мойзсис из Университета Колорадо. ме...   1.12.2005, 17:42
- - bibliapologet.by.ru   ИСТОРИЯ БИБЛЕЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИ (часть 1-я) (Из рус...   26.4.2006, 9:01
- - Prediger   В Библии Эдом описан как неутомимый враг израильтя...   28.8.2006, 4:53
- - Prediger   Загадки Красного моря… Итак, поверженные в ужас н...   28.8.2006, 4:55
- - Prediger   Отравленные перепела. Не успели скрыться в воде п...   28.8.2006, 4:56
- - Prediger   Следы гигантов. Наконец, Израиль подошел к границ...   28.8.2006, 4:57
- - Prediger   Стены, павшие наружу. В Библии есть несколько мес...   28.8.2006, 4:58
- - Prediger   Сражение за город, которого не было?! Чудесна...   28.8.2006, 5:00
- - Маркус   Очень познавательный материал, спасибо Предигер.   21.9.2006, 11:31
- - Loyalist   Старинный текст на коптском языке рассказал о бест...   18.3.2013, 16:22


Быстрый ответОтветить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 

RSS Текстовая версия Сейчас: 15.7.2025, 17:40
 
 
              IPB Skins Team, стиль Retro