Недавинченный код
[26/05/2006]
После грандиозного успеха бестселлера Дэна Брауна «Код да Винчи» на книжных прилавках появились также «Кот да Винчи», «Жмот да Винчи», «Жмёт да Винчи» и другие выдающиеся труды этого гения научной беллетристики. В «Generation П», пожалуй, самом удачном своем романе Виктор Пелевин устами копирайтера Татарского произносит знаменитую формулу (код, если хотите!) успеха любого продукта при «развитом капитализме». Пипл должен хавать.
Неважно что. Будь то дольчики, МММ или «скандальная работа, проливающая свет» — технология хаванья от этого не меняется.
Успех «Кота в мешке да Винчи» можно объяснить и по-другому. Помню, классе в 11-ом школьная администрация дала группе товарищей задание придумать новое названия для стенгазеты. Мы долго гоняли чаи и ломали голову над слоганом. Когда фантазия иссякла, кто-то пропищал с задней парты — «А давайте назовём «Весело о серьёзном». Мы понимали — это лажа. Но очень уж хотелось домой.
«Весело о серьёзном» пропищал Дэн Браун с задней парты, собрав под одной крышей мелодраму, триллер, теорию заговора и духовный манифест. Еще более точно об этом феномене говорит историк Джеймс Хичкок: «Браун нашел формулу обогащения: секс, сенсационность, феминизм, антикатолицизм и мистика».
Стефани Миттман, автор дамских романчиков, как-то назвала семь элементов, необходимых для их успешного написания: милая героиня, такой же герой, объединяющее их событие, препятствие на их пути, трудный момент, новый поворот и, само собой, хэппи энд. Как в воду глядела…
Судя по качеству содержания книжки, Браун изучал эти принципы более тщательно, чем традиционную историю и теологию, которые он с такой яростью пытается опровергнуть.
На самом деле, неудивительно, что роман стал так популярен с США, где гамбургер несет такой же символический посыл, как и Статуя Свободы. Гораздо более удивительно, что и прилично образованные и критически мыслящие европейцы тоже читают и принимают на веру хохмы от «разрушителя догматов». А чё, ломать не строить…
На прошлой неделе кардинал Янис Пуятс публично осудил книгу и ее экранизацию, где «христиане представлены бандой заговорщиков», а Иисус Христос — «охотником за девушками». Московский патриархат в лице Михаила Дудко также не в восторге: «Мы, религиозные люди, привыкли придавать большое значение словам и образам и знаем их огромную силу».
Некоторые критики иронизируют над церковниками, мол, «я Пастернака не читал, но осуждаю». При всем уважении ко вкусам современной публики, сравнение, мягко говоря, не катит. Те, кто свой читательский путь начали с Пастернака (или хотя бы с Виталия Бианки или Агнии Барто), говорят, что на сей раз перед нами всего лишь очередной образчик коммерциализированного жлобства. Просто более раскрученный.
Свобода слова. Одни насмехаются над исламскими святынями, другие — над христианскими. Почему нужно верить в «тайные» и «забытые» гностические Евангелия, а не в традиционные? Почему нужно верить сектам, а не традиционным конфессиям? И почему новая правда так хорошо продается? Будем надеятся, что тов. Браун даст нам эти ответы в одном из последующих фундаментальных трудов. А может, в предисловии к собранию сочинений…
Вряд ли реакция духовенства и настоящих историков удержит пипл от просмотра и прочтения «Кода да Винчи». Уж больно велик соблазн поставить знак равенства между двумя артефактами современности — Свободой и Гамбургером.
Макс Пешкин Источник: Dialogi.lv
|