|
 |
Экзорцизм - изгнание нечистых духов, проф. Осипов |
 |
|
|
|
|
7.10.2005, 8:07
|
Заслуженный Ветеран
    
Группа: Servus Servorum Dei
Сообщений: 14496
Регистрация: 20.9.2005
Вставить ник
Цитата
Из: Русь - чудесная страна
Пользователь №: 1
Репутация: 462

|
Магизм как состояние сознания возможен всюду. Яркий пример его в христианской практике – крещение, причащение, венчание или монашеский постриг по принуждению или по чисто житейским побуждениям (например, чтобы не болеть и т.п.), а не по вере, как об этом говорит Господь (Мк. 16,16).
Выражением того же магического сознания является распространяющееся в последние десятилетия так называемое отчитывание (экзорцизм). Занимаются им отдельные священники, не имеющие на то (например, в Московской епархии) благословения епископа, без которого иерей в принципе не имеет права совершать ни одного священнодействия. (Ссылки заклинателей на разрешение духовника являются не более как попыткой самооправдания, поскольку в любом случае требуется благословение епископа, без которого любое священнодействие и тем более отчитывание превращается в деяние антиканоническое, губительно действующее и на заклинателя, и на больного.) Лаодикийский собор (364) постановил: "Не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах..." (пр. 26). Это красноречиво свидетельствует как о том, насколько нецерковный характер имеет новая практика, так и о духовном состоянии отчитывающих. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин очень определенно говорит о последнем: "А кто желает повелевать нечистыми духами, или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смирения... Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями..." [1] Экзорцизм имел место в Древней Церкви в силу особых дарований, ниспосылаемых ей в тот период, но был прекращен. "Постановлени апостольские" (III в.) уже запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что "славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, нaитиeм Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает всем". В V в. экзорцисты уже не упоминаются [2]. Специальный же чин отчитывания в требнике митрополита Петра Могилы (XVII в.) католического происхождения, и в Русской Церкви он не получил никакого практического признания. Ни один из русских святых не отчитывал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал исцеления. Православная Церковь всегда следовала словам Спасителя, что "сей род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17, 21), то есть правильной подвижнической жизнью, благодаря которой христианин по мере смирения достигает бесстрастия и получает от Бога дар побеждения злых духов. Только достигший бесстрастия способен без вреда для больных и для себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы. Однако таковых и в древности были единицы [3], а о настоящем времени и говорить не приходится. Поэтому священник, даже самый благочестивый, но дерзающий сам с помощью особых молитв и священнодействий ("ех opere operate") изгонять (отчитывать) злых духов "Иисусом. Которого Павел проповедуют" (Деян. 19. 13), рискует не только себя подвергнуть тому поруганию от них, о котором промыслительно повествует книга Деяний апостольских, но ввергнуть и бесноватого в еще большие болезни и страдания. Не имея дара Святого Духа. нельзя создавать видимость действия Его дара. Святитель Игнатий с горечью восклицал о подобных попытках: "Душепагубное актерство и печальнейшая комедия – старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований" [4]. Бесов могли изгонять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на которых указывал им Сам Господь. При этом святые исцеляли "просто" молитвой, большей частью внутренней, невидимой для других, реже – внешней (см., например молитвы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста), совершая таинства Покаяния, Соборования, Евхаристии, но без какого-либо специального заклинательного чинопоследования [5], поскольку таковой уже совершается над всеми верующими перед таинством Крещения и является освящением их акта сознательного отречения от сатаны и всех дел его. Господь запрещал говорить бесноватым, и святые отцы категорически запрещали слушать их и входить в какой-либо контакт с говорящими духами, теперь же во время отчитывания бесы получают полную свободу "проповедовать", вводить присутствующих в заблуждение, заражать их своим духом лукавства, гордыни, плотских страстей и т.п. Нередко при этом ведется телесъемка, которая распространяет бесовскую ложь на еще более широкий круг людей. Вот несколько высказываний святых отцов по данному вопросу. В послании под именем святителя Климента Римского "О девстве" аскетам предписывается "...посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания". "Он (авва Питирион) много беседовал с нами и с особенною силою рассуждал о различении духов, говоря, что некоторые бесы наблюдают за нашими страстями и часто обращают оные ко злу. Итак, чада, говорил он нам, кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит. Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей" [6]. У преподобного Иоанна Кассиана Римлянина в беседах "О Божественных дарованиях" находим следующее: "Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим... и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их и они принуждены бежать от одержимых ими" [7]. Преподобный Варсануфий Великий: "Нехорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная. что тебе полезно" [8]. Он же: "Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им – дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из Святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие, потому что имел впасть? Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову" [9]. Преподобный Иоанн Пророк на просьбу помолиться о бесноватом: "Пусть он и сам постится и молится, сколько может, тогда и молящие за него будут услышаны, ибо "много может молитва праведного споспешествуема" (Иак. 5,16), и Господь сказал: "Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом" (Мф. 17,21)" [10]. Преподобный Исаак Сирин о прекословии бесам: "Ибо ты выходишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое дерзкое прекословие) служит для них оружием, которым возмогут они поразить тебя, несмотря на всю твою мудрость и на все твое благоразумие" [11]. Блаженный Феофилакт Болгарский: "Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются" [12]. Святитель Игнатий (Брянчанинов): "Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при святом Крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой..." "Поминайте а молитвах Ваших болящую Д., которая предана судьбами Божиими сатане, да дух ее спасется... В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божии... Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу" [13]. Приведенные высказывания святых красноречиво свидетельствуют об их отношении к столь серьезному для нашего народа вопросу целительства бесноватых. Отчитывание есть явление того же духовного порядка, что и широко распространившиеся в настоящее время по всему инославному Западу так называемое пятидесятничество, харизматизм, движение "нового века", а в секулярной среде – так называемая экстрасенсорика. Все это калечит и души, и тела людей. Магическое восприятие культа является одной из главных причин вырождений христианской религии, ее искажений, причиной роста язычества, особенно атеизма, оккультизма и сатанизма. Величайшее искушение для человека – "сорвать тайны бытия" (Бога, человека, природы) и самому стать "как Бог", неподвластным Богу, более того, попытаться подчинить себе и Самого Бога. Магия и есть безумная попытка реализации такой идеи – своего рода психологическая революция человека против Бога. По Священному Писанию, последним шагом развития язычества должно быть явление властителя всего мира – антихриста, "человека греха", "беззаконника" (2 Фее. 2; 3, 8) в высшем и исключительном значении этого слова, "так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2 Фее. 2, 4) и творя лжечудеса с помощью магии и других средств.
--------------------------------------------------------------------------------
1. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. М., 1892. С. 445. ^ 2. Подробнее об этом: Успенский Н.Д. Византийская литургия//Богословские труды. Сб. 21. С. 31. ^ 3. Григорий Синаит (XIV в.), пишет св. Игнатий Брянчанинов, "решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных мужей, так сделались они редки... Тем более в наше время делателю молитвы необходимо наблюдать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас!" (Еп. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. СПб.. 1905. Т 1. С. 274). ^ 4. Там же. С. 72. ^ 5. Примеров этого можно было бы привести множество. Один из них см. в Житии преп. иеросхимонаха Илариона Оптинского (Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1993. С. 190). ^ 6. Лавсаик. М., 1992. С. 126-127. ^ 7. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Указ. соч. С. 440. ^ 8. Прп. отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. Дивеево, 1994. С. 263. Вопрос 381. ^ 9. Там же. С. 223. Вопрос 301. ^ 10. Там же. С. 416. Вопрос 673. ^ 11. Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1993. С. 137. Слово 30. ^ 12. Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Мф. 12, 43-45. ^ 13. Свят. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. М., 1995. С. 217-218. ^
|
|
|
|
 |
|
5.5.2006, 2:51
|
Заслуженный Ветеран
    
Группа: Servus Servorum Dei
Сообщений: 14496
Регистрация: 20.9.2005
Вставить ник
Цитата
Из: Русь - чудесная страна
Пользователь №: 1
Репутация: 462

|
Предрассудки относительно экзорцизма
[22/04/2006]
В церковной практике наряду с семью таинствами есть еще три формы священнодействия: молитва, благословения и заклинания (экзорцизм). Также как и таинства, они осуществляются силой Святого Духа. В молитве происходит непосредственное общение человека с Богом. Это общение возможно благодаря присутствию Бога в Своем Имени, когда это Имя молитвенно произносит человек.
Благодаря этому молитва обретает силу священнодействия. Благословение представляет собой молитвенную и духовную помощь другому человеку, которая может выражаться как непосредственно (например, когда священник благословляет прихожанина), так и опосредовано через освящение предметов и мест, (например, освещение воды, квартиры и т.д.). Заклинание или экзорцизм есть запрещение действия злых духов. Оно производится в соответствии с заповедью Христа и является божественным даром всем членам церкви наступать на змея и скорпиона и всю силу вражью.
Относительно экзорцизма существует много предрассудков. В частности, в клерикальной среде часто отвергают саму необходимость данного служения в Церкви, оставляя тысячи людей без защиты в период, когда духовные болезни и самые черные формы колдовства получили столь широкое распространение. Подобная позиция обусловлена отсутствием духовной самоотверженности, которая необходима для проведения экзорцизма. В частности, один небезызвестный преподаватель МДА распространяет мнение о том, что экзорцизм, проводимый во время крещения, полностью самодостаточен, и нет необходимости повторять экзорцизмы в дальнейшей жизни. Это заблуждение основано на магическом понимании, в соответствии с которым произносимый в момент крещения экзорцизм якобы раз и навсегда дает защиту на всю последующую жизнь. На самом деле экзорцизм не магическое, но духовное действие: само по себе заклинание хоть и может напугать злых духов, но не может их изгнать. Изгоняет сила веры, в соответствии с которой экзорцист принимает помощь Духа Святого. Заклинание представляет собой не саму духовную силу, а только форму, в которой она действует. Сила совершенного над страждущим экзорцизма исчезает при утрате им веры или при отказе от помощи Святого Духа. Человек снова попадает под влияние злых духов, и для помощи ему необходимо повторение экзорцизма. Поскольку экзорцизм не магическое заклинание, он не дает автоматической защиты на будущее, лишь разрушая духовную зависимость, которая сложилась на момент его произнесения. Далее все зависит от самого страждущего, воспользуется ли он раскрепощением своей воли для окончательного отказа от духовных влияний. Поэтому, при проведении экзорцизма следует всегда учитывать, насколько человек решим воспользоваться своей свободой в дальнейшей жизни. Если же человек духовно не готов, то временное освобождение посредством экзорцизма может быть оказаться не только бесполезным, но и опасным, так как рецидив возвращения в старое состояние может вызвать психическую болезнь и разочарование в силе церковных средств. Другое заблуждение относительно экзорцизма связано с представлением об убывании духовных даров у Церкви: якобы дар изгонять бесов Христос дал только апостолам, и со временем этот дар у Церкви пропал. На самом деле здесь мы имеем дело не с убыванием духовных даров, а с нежеланием нести ответственность за пользование этими дарами. Быть священником, значит нести ответственность не только за людей при жизни, но и за их посмертную судьбу. Любое неосторожное слово может погубить человека. Не каждый священник способен вынести полноту осознания такой ответственности, и чтобы защитить себя от груза совести, он впадает в обрядоверие, полагая, что таинства сами собой сделают все необходимое без каких либо духовных усилий с его стороны. Человек, проводящий экзорцизм формально, наказывается незамедлительно тем, что ему перенаправляются испытания, от которых он пытается освободить страждущего. Разница между экзорцизмом и другими формами священнодействия не в том, что экзорцизм более опасен, но в том, что он проявляет плод служения сразу, что пугает многих клириков. Еще один предрассудок заключается во мнении, что дар экзорцизма якобы доступен лишь святым за особые заслуги, и поэтому простым христианам недозволительно проводить его. Во-первых, если бы это было так, то никто никогда не стал бы проводить экзорцизмы, так как всякий святой осознает себя грешником. Во-вторых, экзорцизм есть дар, а не награда за заслуги: «даром получили, даром давайте» (Мф. 10.8). Хотя в Евангелии есть место, где говорится, о роде бесов, изгоняемых постом и молитвой, но и здесь речь идет не о заслугах за пост и молитву, но о самом посте и молитве, как духовной силе. Дар экзорцизма всегда был и есть у Церкви, но на практике мы имеем дело лишь с нежеланием принять этот дар.
Николай Карпицкий
Автор: baznica
|
|
|
Prediger Экзорцизм - изгнание нечистых духов 7.10.2005, 8:07 sappy Prediger, а вы умеете изгонять демонов? 1.11.2005, 16:33 Prediger Если ты читал эту статью, то ответ ясен - разумеет... 1.11.2005, 16:40 sappy да я глаза сломаю читать это всё
короче там написа... 1.11.2005, 16:41 Prediger Ну в целом там написано, что изгонять нечистых дух... 1.11.2005, 16:47 sappy Ааа, ну я так примерно всё это и представлял.. 1.11.2005, 16:50 Александр Сириченко Я бесноватый с самого раннего детства. Всё из-за р... 1.2.2013, 17:44 Александр Сириченко Из книги "Жизнеописание Старца Иосифа Исихаст... 1.6.2015, 9:21
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0
|
|